Новое в методологии и практике градостроительного планирования А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
Период от второй половины 1980-х — до середины 1990-х годов стал временем интенсивного поиска альтернативных подходов к развитию города. Итог этого периода — новый Генеральный план развития Москвы, основанный на нетрадиционной методологии и понимании функций, статуса, содержания, процедур разработки и механизмов его реализации.
Первое, что отличает новый Генеральный план от предшествующих, — изменение функции этого документа с декларативной, предоставляющей полную свободу для административных решений, на регулятивную, ставящую государственные органы, органы местного самоуправления, юридических лиц и граждан, участвующих в градостроительной деятельности, в рамки, определяемые стратегическими целями (основными направлениями) развития города. Программа первоочередных градостроительных мероприятий намечена на период до 2005 года. Важнейшей частью нового Генерального плана, обеспечивающей выполнение им регулятивной функции, является градостроительное зонирование, устанавливающее строгие рамки разрешенного использования территории, внутри которых допускается широкий диапазон конкретных решений, а вне этих рамок — всякая градостроительная деятельность запрещена. Вторая фундаментальная особенность нового Генплана — придание ему статуса правового, нормоустанавливающего документа, адресующего содержащиеся в нем требования конкретным категориям субъектов (участников) градостроительной деятельности, имеющим необходимые полномочия и несущим ответственность за выполнение этих требований. В Москве создан не имеющий аналогов в отечественной градостроительной практике прецедент — Московской городской Думой принят Закон «О Генеральном плане развития города Москвы». Тем самым Генеральный план приобретает статус документа высшей юридической силы, а Закон о нем становится важнейшим правовым инструментом контроля градостроительной деятельности и координации взаимодействия законодательной и исполнительной власти города и органов местного самоуправления, а также создает правовую базу для регулирования деятельности, связанной с осуществлением городом функций столицы Российской Федерации. Новизну Генерального плана характеризуют и состав, структура, содержание его материалов. Он включает документацию двух уровней: утверждаемый Правительством Москвы «Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года» и нормативный правовой акт — Закон «О Генеральном плане развития города Москвы». Четкая структура Генерального плана представлена четырьмя частями: основные направления градостроительного развития Москвы; градостроительное зонирование ее территории; программа первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 года; особенности развития города в части осуществления им функций столицы Российской Федерации. Специальное место в Генплане занимают аналитические и прогнозные материалы, характеризующие социально-экономические и территориальные предпосылки развития Москвы (взаимосвязи Москвы и Московской области, тенденции демографии и структурных изменений в экономике и занятости, динамика валового регионального продукта, доходов и потребительского спроса населения, финансовых ресурсов города, прогнозы основных показателей социально-экономического развития Москвы). В отличие от технико-экономических обоснований (ТЭО) прежних генеральных планов, основанных на директивах, неизбежно закладывающих фундамент «остаточного подхода» к решению задач развития города, социально-экономические обоснования нового Генплана опираются на раскрытие внутреннего потенциала развития города и его использования в интересах жителей. Цель градостроительного развития Москвы — «сохранение и преумножение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города, создание для настоящего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и многообразной городской среды». В этой формуле сконцентрированы гуманитарные установки и базовые ценности Генплана:— непреходящее значение культурного наследия и природных благ;— своеобразие, самоидентичность города, инновационный потенциал крупнейшего мегаполиса, создающего, адаптирующего и транслирующего новые образцы культуры, технологий, городской среды;— фундаментальная роль гарантий безопасности и комфорта городской среды, доступности городских благ, возможностей выбора человеком условий жизнедеятельности;— равнозначимость задач, отвечающих интересам и благополучию современных горожан и будущих поколений. Принципиально новой стала переориентация градостроительной политики — на развитие и обустройство территории Москвы в ее существующих границах (реорганизация производственных территорий, сокращение занимаемой ими площади). Радикально изменился подход к развитию жилых территорий и жилищному строительству (комплексность, качество и разнообразие жилья равноприоритетно прежней задаче увеличения средней обеспеченности им населения, рост социальных гарантий в жилищной сфере, ликвидация аварийного и ветхого фонда, комплексное благоустройство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация застройки). На новое качество организации городского пространства ориентирует двуединая задача — сохранение природно-ландшафтной основы и развитие многополярной системы урбанизированного каркаса многомиллионного города. Отчетливо сформулированы территориальные приоритеты градостроительной политики:— сохранение и воссоздание исторического своеобразия, развитие культурных, общественных и представительских функций центра в границах Камер-Коллежского вала;— реорганизация территории и инфраструктуры «срединного пояса» Москвы с перераспределением в него массовых деловых и торговых потоков;— создание полноценной, функционально наполненной городской среды в жилых районах «периферийного пояса». Новый Генеральный план радикально меняет представление о роли транспортной, инженерной, информационной и социальной инфраструктуры города. Она становится главным ресурсом развития Москвы, условием повышения ее конкурентоспособности, общественной и инвестиционной привлекательности. В Генеральном плане пересмотрены некоторые устойчивые стереотипы. Массовая автомобилизация, например, становится не «чужеродным» явлением или «неизбежным злом», но важнейшим фактором, обеспечивающим альтернативный выбор гражданами средств передвижения. Отсюда следует приоритет развития улично-дорожной сети, обслуживания и паркирования индивидуальных автомобилей. Инженерное обеспечение нацелено на большую безопасность и надежность, высокотехнологичные локальные и автономные системы реально конкурируют с централизованными. Приоритетное место занимают телекоммуникационные системы. Объекты особого внимания в Генплане — общественные пространства: пешеходные зоны, площади, улицы, маршруты; озелененные территории: бульвары, скверы, эспланады, видовые площадки. Они становятся важнейшей коммуникативной составляющей понятия «комфортная городская среда». Вопросы комплексного благоустройства территории (городской дизайн, средства визуальной информации и реклама, ландшафтная архитектура и озеленение, утилитарное и декоративное освещение, цветовое решение городских пространств) в современном городе должны быть сомасштабны планировочным, архитектурным и инженерным средствам организации среды. Важной особенностью нового Генерального плана стала разработка в его составе специального раздела, посвященного градостроительной деятельности, связанной с осуществлением Москвой функций столицы России. Соответствующий раздел был самостоятельно рассмотрен и одобрен государственной вневедомственной экспертизой, ученым советом Российской академии архитектуры и строительных наук, коллегией Госстроя России. Вопросы реализации Генерального плана выделены в отдельную главу проекта Закона города Москвы «О Генеральном плане развития города Москвы». Главные составляющие механизма реализации:— система градостроительного планирования, обеспечивающая «трансляцию» положений Генерального плана до уровня отдельных частей территории города и отдельных объектов. В результате разработки и утверждения градостроительных планов органы управления административных округов и органы местного управления получат правовой инструмент регулирования градостроительной деятельности, отвечающий как интересам территорий, так и интересам всего города (полная обеспеченность градостроительной документацией масштабов 1:10000 и 1:2000);— городские программы как инструмент аккумулирования финансовых ресурсов города для решения стратегических градостроительных задач. Государственные долгосрочные (на срок от трех до пяти лет) целевые программы, в том числе и направленные на реализацию Генерального плана, утверждаются законами города Москвы и финансируются за счет средств бюджета города, а также из других источников;— федеральные целевые программы как инструмент реализации градостроительных решений, связанных с осуществлением Москвой функций столицы России;— система мониторинга и государственного контроля реализации Генерального плана (систематический сбор и анализ сведений о ходе и итогах решения задач, разработке и выполнении градостроительных планов, о состоянии и изменениях среды жизнедеятельности). Мониторинг реализации Генерального плана осуществляют уполномоченные органы Правительства Москвы, районные управы, органы управления ТЕОС. Правительство Москвы ежегодно рассматривает доклад о ходе реализации Генерального плана, принимает по нему соответствующее постановление, информирует Московскую городскую Думу о принятых решениях. Мэр Москвы не реже одного раза в четыре года представляет в Московскую городскую Думу одобренный Правительством Москвы доклад об итогах реализации Генерального плана, а Московская городская Дума после рассмотрения принимает по нему постановление. Таким образом, она осуществляет постоянный контроль за деятельностью Правительства Москвы; — система регулярной актуализации Генерального плана. Органы государственной власти города Москвы каждые 4—8 лет осуществляют актуализацию (корректировку) Генерального плана, разрабатывают в его составе программу первоочередных градостроительных мероприятий на новый расчетный срок, принимают Закон города Москвы «Об актуализации Генерального плана». Тем самым обеспечивается непрерывный цикл стратегического планирования: «разработка и принятие Генерального плана — его реализация — мониторинг реализации — актуализация Генплана». Впервые в практике отечественного градостроительства процедуре разработки Генплана был дан публичный правовой характер. Предварительный его проект экспонировался и представлялся Правительством Москвы для публичного обсуждения москвичами, общественными и профессиональными организациями, после чего был скорректирован и передан в федеральные органы экологической и вневедомственной государственной экспертиз, снова скорректирован по их замечаниям и одобрен Правительством Москвы. Затем проект направлен на согласование в Правительство России (в части вопросов осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации). |