log.jpg (8882 bytes)

Градостроительный план района Тверской
Б.В.Бодэ

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Градостроительный план развития территории района — это третий уровень разработки документации (после Генплана и градостроительного плана округа). В условиях центральной части города рассматриваемая стадия имеет особую градостроительную специфику:
— для значительной части территории района (75—85%) градпланы — конечная стадия разработки документации, на основе которой выполняется исходно-разрешительная документация (ИРД) на отдельные объекты;
— по отдельным, наиболее сложным объектам по распоряжению ГлавАПУ МКА может разрабатываться документация на стадии градостроительных обоснований;
— по территориям со сложными условиями освоения (15—25%), где проводится реорганизация производств, вывод организаций, снос ветхого и аварийного фонда, а также по участкам комплексной реконструкции на основе градостроительного плана района и утверждающего его документа разрабатываются проекты планировок и проекты застроек за счет городского бюджета и внебюджетных инвестиций. 

Градостроительные планы районов выполняются в рабочем масштабе 1:2000. В их составе разрабатываются градостроительные регламенты, соответствующие детализации в этом же масштабе, с точностью до вида застройки. На следующей стадии (проект планировки) они уточняются с более широким расчетным сопровождением, но масштаб не меняется. Градостроительные регламенты (схемы функционального, строительного и ландшафтного зонирования), технико-экономические показатели, первоочередные мероприятия (схема разработки градостроительной документации на следующих стадиях) по реализации проекта являются утверждаемой частью градостроительного плана. На утверждаемых схемах зонирования обозначаются кварталы, подлежащие изменению при разработке последующей градостроительной документации, что позволяет избежать процедуры внесения дополнений в принятые постановления об утверждении градпланов районов.

Наиболее сложной и трудоемкой частью проекта градплана района является необходимость первую очередь рассматривать поадресно, пообъектно (в отличие от градостроительного плана округа). Разработчики первых пяти градпланов районов ЦАО столкнулись с несоответствием рассчитанных на первую очередь потребностей постановлению № 700 (определяющему на 2001—2005 годы все виды строительства по отраслям). Представляется, что эта сложность должна быть преодолена, так как пообъектный состав этого постановления, вышедшего в 1999 году, сегодня уже далеко не бесспорен.

Первоочередные мероприятия — основа для последующей разработки силами районных управ (при участии заинтересованных организаций) поадресных отраслевых программ. По району Тверской предложен следующий перечень программ:
— по реставрации памятников истории и культуры и ценных в историко-архитектурном отношении объектов;
— по реконструкции и строительству жилья;
— по ликвидации ветхого и аварийного фонда;
— по развитию объектов социальной сферы;
— по озеленению и развитию рекреационных территорий;
— по преобразованию производственных территорий;
— по развитию транспортного обслуживания;
— по строительству гаражей и автостоянок;
— по развитию учреждений культуры;
— по благоустройству дворовых территорий.

В результате разработки градплана района выбираются итоговые общие и отраслевые показатели для ведения последующего мониторинга динамики их изменения, например:
— данные по постоянному и дневному населению, показатели гарантированного минимума развития социальной инфраструктуры (городского и местного уровней);
— контролируемый прирост фонда административно-деловых зданий;
— показатели пропускной способности транспортных магистралей и узлов, плотности улично-дорожной сети;
— плотность станций метрополитена на 1 м2 территории района;
— обеспеченность гаражами и организованными стоянками для жителей района, приобъектными и перехватывающими автостоянками;
— валовой выброс в атмосферу от стационарных источников;
— показатели концентрации загрязняющих веществ от автотранспорта по постам экологического мониторинга;
— суммарная площадь участков с высоким уровнем загрязнения почв;
— обеспеченность озелененными территориями общего пользования;
— показатели динамики развития жилого фонда, нового строительства, реконструкции, модернизации сохраняемого жилого фонда;
— количество очередников;
— уровень коммунального заселения (% от общего числа квартир).

Ежегодный мониторинг по вышеперечисленным показателям, организуемый управой совместно с Департаментом природопользования и ГУП НИиПИ Генплана Москвы дает возможность сформировать хотя бы в самом общем виде механизм градостроительного контроля на уровне достаточно устойчивого территориального образования (административного района).

Для примера разработки градплана района в исторической части города можно привести градплан Тверского района, воспроизводящего достаточно типичную для центральной части Москвы градостроительную ситуацию. В настоящее время на примере Тверской отработаны общие методические основы градостроительного плана, включающие следующие основные проектные блоки: задачи, вытекающие из градплана округа — пофакторные оценки с выявлением проблем — концепция долгосрочного развития — первоочередные мероприятия — ожидаемый градостроительный эффект.

 Состав материалов в принципе соответствует действующему положению о разработке градпланов районов, а именно:
1. Тверской район в градостроительном плане развития Центрального округа, его особенности.
2. Историко-градостроительная оценка.
3. Оценка существующего положения, проблемы и диспропорции. Пофакторные анализы по основным функционально-планировочным элементам территорий района и видам инфраструктуры.
4. Основные положения градостроительного плана развития района.
5. Градостроительное зонирование территории.
6. Первоочередные градостроительные мероприятия на период 2001—2005 годов.
7. Разработка первоочередной градостроительной документации.
8. Ожидаемый градостроительный эффект по результатам реализации градплана.

В Тверском районе перечень задач, делегируемых из градплана Центрального округа, охватывает показатели баланса территории, рекомендуемые характеристики развития жилого фонда, прогнозы дневного и постоянного населения, данные по развитию социальной инфраструктуры городского и районного уровней, показатели по программе строительства гаражей и автостоянок и прочее.

Историко-градостроительная оценка ориентирована по трем основным направлениям:
— выявление сохранившихся элементов ценной планировочной структуры, исторической застройки, памятников истории и культуры, рекомендации по режимам допустимого реконструктивного вмешательства;
— использование в качестве регламентного материала утвержденной Правительством Москвы сводной схемы зон охраны памятников истории и культуры, ценной исторической застройки, охраняемого археологического культурного слоя
;— использование в качестве базового нормативно-градостроительного материала схемы историко-градостроительной типологии застройки (морфотипов), выполненной в 1998 году.

Пофакторные анализы включают оценку завершенности застройки улиц и площадей, степени сформированности системы городского центра, качества и капитальности жилого фонда (частично представляющего историко-культурную ценность), уровня решенности социальных вопросов, состояния транспортной инфраструктуры, инженерного обеспечения, экологической обстановки. Дифференцированная оценка по результатам пофакторных анализов дала возможность выявить как негативные, так и позитивные процессы развития инфраструктуры округа и его отдельных территорий. В результате определены так называемые проблемные территории, где по совокупности выявленных проблем уровень разработки градплана недостаточен для принятого комплексного решения и в соответствии с градостроительным законодательством рекомендовано выполнение более детальных стадий проектов планировки (кварталы 700, 701, 703, 704, 709, 714, 739, 789, 787, 775, 258, 252, 70) и проектов застройки (площадь Тверской заставы с прилегающими кварталами).

Наличие значительной части градостроительных проблем обусловлено ограничениями возможностей трансформации территорий с позиций охраны ценных элементов планировочной структуры и застройки. Основные направления градостроительного развития района на период до 2020 года базируются на необходимости ликвидации выявленных диспропорций и негативных явлений, обеспечения позитивных преобразований и устойчивого градоэкологического развития селитебного образования. В этом разделе определяются стратегическая градостроительная политика и долгосрочные градостроительные мероприятия по основным общепланировочным территориальным и отраслевым направлениям развития района. Для примера степени детальности разработки можно привести раздел по развитию жилых территорий и жилого фонда. 

Приоритетным направлением в этой сфере является повышение комфорта проживания, что может быть обеспечено следующими мероприятиями как городского, так и районного уровня:
— увеличение жилых территорий на 8,3 га (с 169,7 до 180 га), то есть на 1,4% в балансе территории района;
— рост жилого фонда на 15,7% (с 1897,6 тыс.м2 до 2220 тыс. м2) за счет нового строительства в количестве 350 тыс. м2 и с учетом выбытия (снос, переоборудование) 65,5 тыс. м2;
— увеличение обеспеченности жилой площадью на одного жителя до 32—34 м2;
— проведение реконструкции жилого фонда дореволюционной и довоенной постройки (с деревянными и смешанными перекрытиями) в объеме 680 тыс. м2, в том числе 230 тыс. м2 (34,1%) до 2010 года в связи с неудовлетворительным техническим состоянием;
— ликвидация коммунального заселения, удовлетворение очередников (суммарная потребность в жилой площади порядка 65—70 тыс. м2);
— благоустройство дворовых территорий с повышением уровня озелененности, изоляция дворов от смежных функциональных зон;— нормативное обеспечение населения объектами социальной сферы.

Ориентировочная потребность в жилом фонде для решения социальных вопросов (коммуналки, очередники) и проведения плановой реконструкции зданий составляет около 1200 тыс. м2 общей площади квартир. Ресурс новой жилой площади с учетом объектов нового строительства и возврата фонда после реконструкции — 1140 тыс. м2. Баланс потребности и ресурса возможен исключительно при осуществлении нового жилищного строительства за счет средств городского бюджета. Для осуществления программы на внебюджетной основе потребуется выделить дополнительные площадки жилищного строительства вне территории района в объеме не менее 1500 тыс. м2.

Итогом разработки основных направлений являются технико-экономические показатели градостроительного плана района, включающие баланс территории, данные по населению, жилому фонду, объектам социальной сферы, показатели развития транспортной, инженерной инфраструктур, экологический прогноз и прочее. Первоочередные градостроительные мероприятия по Тверскому, как по другим районам, являются адресными, пообъектными и сформированы по направлениям:
— охрана окружающей среды и эколого-градостроительные мероприятия;
— охрана памятников истории и культуры, реставрационные работы;
— комплексное развитие общественных, жилых, рекреационных, производственных территорий;
— развитие жилищного строительства, реконструкция и модернизация жилого фонда;
— развитие социальной инфраструктуры;
— развитие транспортной инфраструктуры;
— развитие инженерной инфраструктуры;
— обеспечение требований гражданской обороны и предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Градостроительные планы районов, будучи весьма конкретной и адресной документацией, быстро устаревают, особенно в чрезвычайно активной центральной части города. Необходима их регулярная актуализация с циклами повторяемости один раз в течение четырех-пяти лет.