log.jpg (8882 bytes)

 Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

Часть I. Основные направления градостроительного развития Москвы

Целью градостроительного развития Москвы является сохранение и преумножение ее историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия, создание для нынешнего и будущих поколений безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и разнообразной городской среды.

Градостроительное развитие должно
:— обеспечивать на территории города для всех категорий населения социально значимые требования доступности жилища, работы, образования, здравоохранения, обслуживания и досуга, средств транспорта, связи и информации, безопасности, инженерного оборудования и благоустройства территории;
— отвечать долговременным интересам жителей Москвы в развитии и использовании территории города для общего блага;
— способствовать привлекательности города для архитектурной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечивать многообразие и свободу этой деятельности в рамках градостроительных требований, установленных законом.

Обеспечение экологической безопасности территории и охраны окружающей среды:
— приведение территорий, подверженных опасным воздействиям техногенного и (или) природного характера, в состояние, отвечающее требованиям экологической безопасности и санитарно-гигиеничеcких норм;
— снижение неблагоприятных воздействий транспорта и стационарных источников загрязнения окружающей среды на жилые, общественные территории и территории природного комплекса;
— улучшение микроклиматических характеристик жилых и общественных территорий, оптимизация режимов их проветривания и рассеивания загрязняющих веществ, ветрозащиты, пылезащиты, тепло- и кислородобмена, влажности;
— воссоздание и очистка рек и водоемов и территории их водоохранных зон, обеспечение режима санитарного водообмена в реках и водоемах;
— осуществление полной переработки и утилизации твердых промышленных и бытовых отходов с использованием экологически безопасных технологий.

Повышение устойчивости природного комплекса города:
— реабилитация, повышение устойчивости экосистем, сохранение ландшафтного и биологического своеобразия природных зеленых массивов и долин рек;
— сохранение и восстановление исторических содово-парковых ансамблей;
— воссоздание утраченных территорий природного комплекса, устранение признаков деградации и нарушений ландшафта и растительности на природных территориях;
— новое садово-парковое строительство на реконструируемых территориях;
— комплексное благоустройство, повышение антропогенной устойчивости участков природных и озелененных территорий, используемых для рекреации;
— ликвидация на территориях природного комплекса объектов, не отвечающих требованиям охраны и использования указанных территорий;
— формирование целостной, нерасчлененной системы территорий природного комплекса города, объединяющей отдельные природные и озелененные массивы непрерывной сетью озелененных речных долин и полос.

Сохранение историко-культурного градостроительного наследия:
— обеспечение исторической преемственности в развитии планировочной, архитектурно-пространственной, ландшафтной структур территории города и при формировании городской среды;
— сохранение элементов исторического ландшафта, планировочной структуры территорий, исторических морфотипов городской среды;
— восстановление на территориях, сохранивших целостный исторический характер или типичные признаки исторического ландшафта, планировки и застройки утраченных или нарушенных исторических признаков;
— обеспечение требований режимов охраны недвижимых памятников истории и культуры при осуществлении градостроительной деятельности.

Совершенствование пространственной структуры территории города:
— переход развития города от состояния территориального роста и градостроительного освоения относительно свободных пригородов, характерного для периода 50-х — 80-х годов XX столетия, к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории города в существующих границах;
— сохранение, развитие, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой городских зеленых массивов и долин рек и образующего природоохранную и рекреационную функциональную подсистему территории города;
— развитие и совершенствование радиально-кольцевой структуры урбанизированного каркаса, формируемого ядром исторического центра, примагистральными территориями и общественно-транспортными узлами, образующего основу общественно-деловой функциональной подсистемы города и концентрирующего городскую активность и наиболее интенсивные формы градостроительного освоения территории; визуальное акцентирование характерных архитектурно-пространственных признаков урбанизированного каркаса — ансамблей площадей и многофункциональных комплексов, высотных доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки главных улиц и пешеходных пространств;
— последовательная трансформация моноцентрической, основанной на доминирующей роли ядра исторического центра, структуры урбанизированного каркаса города — в полицентрическую, для формирования которой предусмотрено опережающее развитие урбанизированного каркаса срединного пояса Москвы, включающего территории, тяготеющие к третьему и южной части четвертого транспортных колец, и урбанизированных каркасов трех важнейших планировочных секторов, ограничиваемых верхним и нижним течением Москвы-реки и северо-западной границей национального парка «Лосиный остров»;
— формирование на территориях взаимоналожения элементов природно-ландшафтного и урбанизированного каркасов ландшафтных, садово-парковых, архитектурных ансамблей и композиций, основанных на принципах контраста и взаимопроникновения природных и урбанизированных ландшафтов;
— структуризация образующих городскую «ткань» жилых, производственных и озелененных территорий, расположенных вне природно-ландшафтного и урбанизированного каркасов, — развитие многофункциональных зон на площадях, непосредственно примыкающих к урбанизированному каркасу; формирование зон с пониженной плотностью застройки и с преобладанием открытых озелененных пространств, обеспечивающих гармоничное взаимопроникновение урбанизированных и природных ландшафтов на территориях, непосредственно примыкающих к природно-ландшафтному каркасу; упорядочение планировочных членений городской ткани — сети местных улиц, центров планировочных элементов жилых, производственных и озелененных территорий.

Развитие системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры:
— функциональное наполнение урбанизированного каркаса города, формирование на его основе пространственно разветвленной полицентрической системы многопрофильных и специализированных общественных центров и зон городского значения; развитие общественных функций на территориях, образующих фронт главных улиц и площадей;
— повышение роли исторического центра Москвы и, прежде всего, его центрального ядра в качестве национального общественно-культурного центра, символа российской государственности и места размещения высших федеральных органов государственной власти;
— создание главного делового центра города — международного центра «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной; формирование новых городских общественно-деловых центров в транспортных узлах на территории исторического центра и в срединном поясе, размещение в этих центрах объектов, концентрирующих массовые потоки работающих и посетителей;
— развитие отраслевых систем объектов и комплексов социальной инфраструктуры, обслуживания и потребительского рынка — здравоохранения, образования, культуры, религиозной деятельности, торговли, досуга и рекреации, физической культуры и спорта, гостиниц;
— развитие сети местных общественных центров комплексного повседневного и периодического обслуживания жилых районов, микрорайонов и жилых групп;
— организация городских туристических зон, концентрирующих комплексы объектов туристического посещения, гостиницы, объекты досуга, обслуживания и торговли;
— формирование в общественных центрах и зонах благоустроенных пешеходных пространств.

Реконструкция и развитие жилых территорий:
— увеличение градостроительной емкости жилых территорий города до 250—270 млн. м2 общей площади путем завершения освоения внутригородских территориальных резервов и реконструкции существующих жилых территорий;
— формирование комплексной жилой среды, отвечающей социальным требованиям доступности объектов обслуживания, местных центров, городского транспорта, объектов отдыха и озеленения, требованиям безопасности и комплексного благоустройства;
— сохранение и увеличение многообразия жилой среды и застройки, отвечающее запросам различных групп потребителей;
— опережающее строительство новых жилых домов, увеличение объемов комплексной реконструкции и благоустройства жилых территорий, капитального ремонта жилых домов, восстановления, реставрации и модернизации исторически ценного жилищного фонда; ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
— ликвидация на жилых территориях объектов, противоречащих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий, их изоляция от интенсивных транзитных транспортных и пешеходных потоков.

Реорганизация и развитие производственных территорий:
— полная или частичная реорганизация с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для жилищного, общественно-делового строительства, для озеленения, рекреации;
— полная или частичная реконструкция территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с обновлением, уплотнением застройки, созданием новой транспортной, инженерной, природоохранной инфраструктур;
— комплексное благоустройство территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с модернизацией, перепрофилированием отдельных производств и объектов инфраструктуры.

 Градостроительное развитие исторического центра Москвы в границах Камер-Коллежского вала:
— обеспечение преемственности градостроительного развития, основанной на сохранении и восстановлении недвижимых памятников истории и культуры, исторически сложившихся планировочной и архитектурно-пространственной структур, исторического ландшафта, природных и озелененных территорий;
— радикальное оздоровление окружающей среды, снижение загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом;
— разгрузка исторического центра путем реконструкции, ликвидации, перебазирования производственных объектов и объектов внешнего транспорта, а также путем перераспределения за пределы исторического центра административных, деловых, торговых объектов массового посещения;
— формирование пространственно выраженной системы общественных многофункциональных и специализированных зон, градостроительных ансамблей и комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля, объединенных системой общественных пешеходных пространств;
— интенсивное использование подземного пространства в целях организации транспортных и пешеходных коммуникаций, парковки автомобилей, размещения общественных, торговых, складских и иных объектов;
— сохранение и благоустройство территорий жилых кварталов, создание в них комплексов социальной инфраструктуры повседневного обслуживания, их защита от размещения объектов, не свойственных жилой среде, ликвидация ветхого, капитальный ремонт и реконструкция существующего жилищного фонда, строительство новых жилых комплексов на реорганизуемых территориях;
— развитие системы транспортно-пересадочных узлов, дополнительных входов на действующих станциях метрополитена, строительство системы «мини-метрополитена», завершение строительства системы развязок и пешеходных переходов на Садовом кольце, реконструкция улично-дорожной сети, обеспечение преимущественных условий движения общественного уличного транспорта, организация зон с ограниченными режимами движения и парковки индивидуального автотранспорта;
 — реконструкция существующих инженерных сетей, применение автономных систем инженерного оборудования новых зданий и комплексов.

Градостроительное развитие территории срединного пояса Москвы:
— комплексная градостроительная реорганизация территорий, примыкающих к трассе малого кольца Московской железной дороги, включая создание новой кольцевой системы автомобильного и внеуличного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и автостоянок, системы городских общественно-деловых и торговых центров, жилых комплексов и озелененных территорий, реорганизацию производственных территорий;— строительство Московского международного делового центра;
— ликвидация на территориях производственных зон срединного пояса источников опасных техногенных воздействий на окружающую среду;
 — воссоздание, восстановление утраченных, нарушенных территорий природного комплекса и природных ландшафтов;
— комплексная реконструкция жилых массивов застройки 50-х — 60-х годов XX века.

Градостроительное развитие территории периферийного пояса Москвы:
— создание полноценной среды в жилых массивах, созданных в 70-х годах XX века и позднее, путем завершения формирования местных общественных центров и зон, организации благоустроенных и сомасштабных человеку жилых пространств, создания новых рабочих мест, развития и уплотнения улично-дорожной сети, систем пешеходных связей, мест хранения индивидуальных автомобилей;
— развитие городской транспортной инфраструктуры — линий пассажирского внеуличного транспорта, магистральных улиц и маршрутов общественного уличного транспорта, транспортно-пересадочных узлов в общественных центрах жилых массивов;
— сохранение, восстановление территориальной целостности природного комплекса, развитие и благоустройство городских общественно-природных зон, рекреационных, спортивных, историко-культурных, садово-парковых и водных комплексов;
— развитие этих территорий с учетом их функциональных, транспортных и природно-ландшафтных связей с территориями Московской области.

Развитие транспортной инфраструктуры города:
— завершение формирования радиально-кольцевой системы магистральных улиц, линий метрополитена и других систем внеуличного пассажирского транспорта, транспортно-пересадочных узлов и транспортных сооружений;
— создание кольцевой системы пассажирского и грузового транспорта на основе реконструируемого малого кольца Московской железной дороги и строительства третьего автомобильного малого и большого колец по периметру исторического центра, завершение существующих и строительство новых участков кольцевых и поперечных магистралей в срединном и периферийном поясах города;
— строительство новых радиальных магистральных улиц, дублирующих существующие главные радиальные магистральные улицы;
— организация развязок и пересечений в разных уровнях главных магистральных улиц, строительство мостов, путепроводов и тоннелей, замыкающих контуры главных магистральных кольцевых и поперечных улиц, строительство внеуличных пешеходных переходов, обеспечивающих режим непрерывного движения;
— ввод во все периферийные жилые массивы линий метрополитена или иных видов городского внеуличного пассажирского транспорта, создание пересадочного контура линий метрополитена по периметру исторического центра Москвы, строительство новых станций и дополнительных входов на действующих станциях;
— организация транспортно-пересадочных узлов общественного уличного и внеуличного транспорта во всех городских и местных общественных центрах, организация системы задерживающих стоянок в транспортно-пересадочных узлах, формируемых по периметру исторического центра Москвы, вдоль трассы малого кольца Московской железной дороги, а также вблизи МКАД;
— реконструкция существующей уличной сети, совершенствование систем организации и регулирования движения, в том числе создание преимущественных условий для движения общественного уличного транспорта, выделение зон с ограничительным режимом движения и парковки индивидуального автомобильного транспорта;
— достижение нормативной пешеходной доступности остановок общественного транспорта, а также нормативной обеспеченности и доступности мест для хранения и парковки индивидуальных автомобилей;— реконструкция, развитие и реорганизация территорий Московского железнодорожного узла, в том числе существующих вокзалов, путей, транспортно-пересадочных узлов и станций, а также строительство новых путей и вокзалов для поездов высокоскоростного движения;
— реконструкция и развитие аэропортов и аэровокзалов, строительство скоростной транспортной системы, соединяющей Московский международный деловой центр с международными аэропортами столицы.

Развитие инженерной инфраструктуры водохозяйственного комплекса:
— снижение суммарного водопотребления в городе на 15—20% по отношению к 2000 году;
— совершенствование систем защиты поверхностных источников питьевого водоснабжения;
— создание независимого, экологически защищенного резервного источника водоснабжения с использованием подземных вод;
— снижение объемов потерь питьевой воды в сетях и зданиях, перевод промышленных предприятий на техническое водоснабжение;
— достижение нормативного уровня очистки промышленных, коммунально-бытовых и поверхностных стоков;— обеспечение полной обработки и утилизации осадка сточных вод;
— развитие децентрализованных систем очистки сточных вод;
— увеличение емкости аварийно-регулирующих резервуаров на канализационных насосных станциях.

Развитие инженерной инфраструктуры энергетического комплекса города:
— увеличение мощностей источников теплоснабжения и электроснабжения преимущественно за счет строительства децентрализованных экологически чистых тепловых и теплоэлектрических установок;
— осуществление комплексных мер по энергосбережению в градостроительстве, снижение объемов потерь и удельного расхода тепла и электроэнергии в сетях и зданиях;
— повышение надежности и безопасности систем газоснабжения.

Развитие инфраструктуры связи:
— обеспечение доступности для всех категорий населения современных массовых средств телефонной связи;
— массовое предоставление информационных и мультимедийных услуг по телефонным сетям;
— увеличение количества принимаемых телевизионных программ, развитие систем передачи и приема цифрового телевизионного сигнала высокой четкости, широкого формата, стереофонического звука;
— обеспечение международных стандартов сроков и надежности доставки почтовой корреспонденции, увеличение объемов и видов услуг экспрессной и специализированной почтовой связи.

Комплексное благоустройство города:
— формирование единых ансамблей дизайнерского и художественного решения улиц, площадей, общественных пространств и пешеходных зон, транспортных узлов и объектов;
— создание средствами комплексного благоустройства безопасной и комфортной жилой среды;
— создание во взаимодействии со средствами ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства ансамблей природных, озелененных и водных пространств;
— воссоздание традиционных приемов и форм благоустройства исторических зон;
— цветовое и световое акцентирование основных элементов планировочной, архитектурно-пространственной и ландшафтной структуры;
— световое акцентирование городского силуэта и панорам;
— цветовое выделение градостроительных зон различных периодов и характера застройки.

Часть II. Градостроительное зонирование территории Москвы

В соответствии с Законом города «О градостроительном зонировании территории города Москвы» Генплан представляет генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории, выполненные в масштабе 1: 25000 с нанесенными на них границами планировочных районов. Для каждого из более чем 1500 планировочных районов установлены типы функционального, строительного и ландшафтного назначения, которые обязательны для всех видов градостроительной, исходно-разрешительной, проектной документации, для принятия решений в области градостроительной деятельности органами власти города и местного самоуправления. Схемы и планы градостроительного зонирования, разрабатываемые в административных округах, районах и т.д., детализирующие генеральные схемы, не могут противоречить установленным требованиям функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий планировочных районов.

Изменения функционального назначения территорий планировочных районов (здесь и далее в % суммарной площади районов соответствующего типа от всей площади территории Москвы):
— увеличение доли территорий специализированного общественного назначения — с 2 не менее чем до 4%;
— увеличение доли территорий специализированного природного назначения и территорий водных поверхностей — с 17 не менее чем до 20%;
— увеличение доли территорий смешанных природного с общественными, жилыми, производственными типов назначения — с 18 не менее чем до 23%;
— увеличение доли территорий смешанных общественных, жилых, производственных типов назначения — с 17 не менее чем до 20%;
— сохранение доли территорий специализированного жилого назначения — в пределах от20 до 23%;
— уменьшение доли территорий специализированного производственного назначения и территорий внешнего транспорта — с 23 не более чем до 10%.
  При этом установлена необходимость увеличения доли участков территорий улично-дорожной сети Москвы — с 10 не менее чем до 15%.

Изменения строительного назначения территорий планировочных районов по плотности застройки:
— увеличение доли территорий высокоплотных типов застройки — с 9 не более чем до 25%;
— сохранение доли территорий среднеплотных типов застройки — в пределах от 35 до 40%;
— уменьшение доли территорий низкоплотных типов застройки — с 21 не более чем до 5%.
При этом не менее 28, но не более 30% территории Москвы подлежит сохранению в качестве незастраиваемых территорий.

Изменения строительного назначения территорий планировочных районов по высотности застройки:
— увеличение доли территорий с застройкой выше 35 м и с повышенной высотностью — с 7 не более чем до 15%;
— увеличение доли территорий застройки контрастной высотности — с 1 не менее чем до 4%;
— сохранение доли территорий с застройкой высотой не более 35 м и с пониженной высотностью — в пределах от 35 до 38%;
— уменьшение доли территорий застройки с высотой не более 15 м — с 22 не более чем до 15%.

Изменения ландшафтного назначения территорий планировочных районов:
— увеличение доли территорий с относительным преобладанием поверхностей земли, занятых растительным покровом, и водных поверхностей — с 30 до 32—36%;
— увеличение доли территорий с относительным преобладанием поверхностей земли, занятых застройкой, — с 49 до 51—53%;
— уменьшение доли территорий с относительным преобладанием поверхностей земли, занятых незастроенными искусственными покрытиями, — с 21 не более чем до 13%.

Часть III. Программа первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 года

В области обеспечения безопасности территории и охраны окружающей среды:
— оздоровление окружающей среды на жилых территориях, состояние которых в значительной мере не соответствует экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам;
— прекращение роста объемов выбросов автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу;
— обеспечение полной очистки поверхностного стока со всех застроенных территорий города;
— полная рекультивация, дезактивация почв, имеющих опасный уровень токсичных загрязнений, на всех жилых, общественных территориях и территориях природного комплекса;
— оснащение экологически безопасными технологиями всех реконструируемых и новых предприятий по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов;
— обеспечение в полном объеме нормативных требований защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при строительстве новых и реконструкции существующих объектов;
— обеспечение эффективной охраны источников питьевого водоснабжения города.

В области сохранения и развития территорий природного комплекса:
— приведение состояния и использования особо охраняемых природных территорий города регионального значения в соответствие с установленными здесь режимами особой охраны и регулирования градостроительной деятельности;
— восстановление и благоустройство существующих, воссоздание утраченных и формирование новых территорий природного комплекса в рамках реализуемых до 2005 года проектов комплексного градостроительного развития, реконструкции и реорганизации территорий;
— приведение существующих парков, садов, бульваров и скверов городского значения в состояние, отвечающее нормативным требованиям их благоустройства и использования.

В области сохранения и восстановления недвижимых памятников истории и культуры городского значения и исторической среды:
— завершение реставрации и восстановления важнейших памятников городского значения и градостроительных ансамблей на территории исторического центра;
— реабилитация основных элементов исторической среды на территориях центра, имеющих статус заповедных зон;
— обеспечение установленных режимов охранных зон недвижимых памятников истории и культуры при осуществлении всех видов строительства и реконструкции;
— предотвращение ухудшения состояния недвижимых памятников истории и культуры городского значения.

В области жилищного строительства и комплексного развития жилых территорий:
— увеличение объема жилищного фонда города не менее чем до 205,0 млн. м2, в том числе строительство в период с 2001 по 2005 год не менее 2,0 млн. м2 муниципального жилищного фонда целевого назначения, предоставляемого по социальной норме малоимущим жителям Москвы и коренным москвичам, проживающим в коммунальных квартирах;
— реализация городских программ в области жилищного строительства, в том числе комплексное завершение проектов застройки и благоустройства территорий нового массового строительства, проектов реконструкции пятиэтажной индустриальной застройки;
— ликвидация аварийного, сокращение объемов ветхого жилищного фонда, увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда;
— комплексное восстановление кварталов традиционной жилой застройки на территории исторического центра.

В области развития общественных территорий и центров
:— реализация проектов реконструкции и строительства общественных комплексов и объектов, проектов формирования и благоустройства общественных пространств, обеспечивающих градостроительное завершение главных улиц, площадей и ансамблей исторического центра;
— ввод в действие комплекса первоочередных объектов Московского международного делового центра;
— ввод в действие комплексов первоочередных объектов городских общественных центров, формируемых в транспортных узлах и на территориях реконструируемых оптово-розничных рынков в срединном поясе города;
— создание в новых и реконструируемых жилых массивах, а также в жилых массивах периферийного пояса сети местных общественных центров, соответствующей требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы, в том числе нормативов обеспеченности и доступности объектов социальной инфраструктуры;
— организация на жилых территориях исторического центра специализированных центров повседневного обслуживания, соответствующих требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы, в том числе нормативов обеспеченности и доступности объектов социальной инфраструктуры;
— развитие, реконструкция, благоустройство специализированных центров и комплексов в соответствии с городскими программами развития социальной инфраструктуры, потребительского рынка, туризма, культуры, досуга, спорта, образования, науки, делового строительства.

В области реорганизации производственных территорий:
— реконструкция, реформирование, ликвидация на территории исторического центра производственных объектов, не соответствующих экологическим требованиям, режимам охраны памятников истории и культуры, требованиям сохранения и воссоздания территорий природного комплекса, а также градостроительного зонирования;
— комплексная реорганизация производственных территорий, примыкающих к участкам первоочередного строительства объектов третьего транспортного кольца.

В области развития транспортной инфраструктуры:
— реализация первоочередных мероприятий городской программы строительства третьего транспортного кольца;
— реконструкция и развитие сети радиальных главных магистральных улиц и линий внеуличного пассажирского транспорта, обслуживающих массовые транспортные связи периферийных и центральных районов;
— ввод первоочередных участков восточного полукольца, завершение реконструкции Садового кольца, соединение путепроводами главных магистральных поперечных улиц, строительство внеуличных переходов на главных магистральных улицах;
— развитие и реконструкция районной и местной улично-дорожной сети, сети объектов обслуживания уличного общественного транспорта в периферийном поясе города;
— строительство многоярусных сооружений для хранения и парковки легковых автомобилей, в том числе «перехватывающих» стоянок на подходах к Садовому кольцу и историческому центру.

В области развития инженерной инфраструктуры:
— сокращение потерь и удельного расходования питьевой воды и энергетических ресурсов;
— реконструкция и развитие городских систем водоснабжения и водоотведения с применением технологий обработки питьевой воды, очистки и обработки осадка, повышающих безопасность и надежность городских систем водоснабжения и канализации;
— оснащение всех застроенных территорий города системами полной очистки поверхностного стока;
— комплексное формирование систем инженерной инфраструктуры в районах нового массового жилищного строительства и в районах комплексной реконструкции.

В области комплексного благоустройства территории:
— реализация в рамках завершаемых до 2005 года проектов развития, реконструкции, реорганизации территорий комплексных архитектурных, ландшафтных, дизайнерских и инженерных решений по обустройству, озеленению, освещению и цветовому решению городской среды;
— разработка и реализация проектов комплексного благоустройства жилых территорий и приведение их благоустройства в соответствие с установленными нормативами;
— обеспечение средствами благоустройства территории условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пассажирского транспорта и связи.

В качестве приоритетных для комплексного градостроительного развития, реконструкции, реорганизации программой первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 года определены территории:
— в зоне осуществления программы строительства третьего транспортного кольца;
— реабилитации исторической среды и градостроительного завершения заповедных зон исторического центра;
— реконструкции массивов пятиэтажной индустриальной застройки;
— в зоне создания Московского международного делового центра;
— восстановления природных ландшафтов и обустройства рекреационных зон в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
— требующие первоочередных мероприятий по защите от опасных воздействий и предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Часть IV. Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом функций столицы Российской Федерации

Эти особенности определены Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и с учетом интересов РФ в части сохранения расположенных на территории Москвы особо охраняемых природных территорий и объектов историко-культурного наследия федерального значения, развития предприятий, объектов недвижимости федерального значения, федеральной собственности.

Объекты, обеспечивающие осуществление Москвой столичных функций:
— здания, строения, сооружения, занимаемые федеральными органами государственной власти РФ, представительствами субъектов РФ и дипломатическими представительствами иностранных государств;
— здания, строения, сооружения жилого, общественного, культурно-бытового, коммунального и иного назначения, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов РФ и дипломатических представительств иностранных государств в Москве, а также проведение общегосударственных и международных мероприятий;
— здания, строения, сооружения федеральных систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных систем федерального значения на территории города Москвы.

Генеральным планом предусмотрены необходимые градостроительные условия для функционирования и возможности нового строительства:
— объектов, предназначенных для размещения высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти РФ на наиболее престижных участках исторического центра и иных территорий Москвы, отвечающих государственной, общественной и градообразующей роли этих объектов;
— объектов, предназначенных для размещения федеральных министерств, ведомств, служб, а также представительств на территориях общественно-делового назначения, отвечающих соответствующим требованиям;
— объектов, предназначенных для проведения общегосударственных и международных мероприятий, прежде всего в историческом центре города, в Московском международном деловом центре Москва-Сити, в национальном и международном выставочном центре ВВЦ, в других многофункциональных и специализированных общественных, деловых, культурных, спортивных центрах;
— объектов жилого, общественного, культурно-бытового, коммунального и иного назначения, необходимых для функционирования указанных выше объектов, в объемах и в соответствии с условиями их размещения, определяемых федеральными целевыми программами развития Москвы с учетом территориальных и ресурсных возможностей города.

В части развития на территории Москвы федеральных систем транспортной и инженерной инфраструктур Генеральный план предусматривает:
— увеличение протяженности федеральных автомобильных дорог общего пользования за счет третьего большого и малого колец, новых дублеров главных радиальных автомобильных дорог, формируемых западной и восточной автомобильными «рокадами»;
— комплексную реконструкцию московского железнодорожного и авиационного узлов;
— строительство новых линий метрополитена;
— меры, обеспечивающие надежность и устойчивость функционирования водохозяйственного и топливно-энергетического комплекса города.

В Генеральном плане обеспечиваются требования особого регулирования градостроительной деятельности на территориях, связанных с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации, охраной особо выделенных природных территорий и недвижимых памятников истории и культуры федерального значения. К указанным категориям относятся участки территорий объектов:
— занимаемых высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти РФс непосредственно прилегающими к ним территориями, а также иными федеральными органами государственной власти РФ;
— занимаемых представительствами субъектов РФ, дипломатическими представительствами иностранных государств в городе Москве;
— федеральных систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных систем федерального значения на территории Москвы;
— национальный парк «Лосиный остров»;
— территории памятников истории и культуры федерального значения и их охранных зон.

Генеральный план содержит первоочередные мероприятия по размещению, строительству, реконструкции и реставрации объектов, обеспечивающих осуществление Москвой функций столицы Российской Федерации. Эти мероприятия разработаны на основе предложений федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с основными направлениями градостроительного развития Москвы, установленными режимами охраны объектов природного комплекса и культурного наследия, градостроительным зонированием Москвы, и включают: объекты высших органов государственной власти РФ и иных федеральных органов государственной власти РФ, представительства субъектов РФ и иностранных государств, объекты транспортной инфраструктуры, объекты культуры федерального значения

.А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин