log.jpg (8882 bytes)

Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений
М.Е.Иванов

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Внушительные объемы реконструкции нового строительства Москвы требуют создания условий для реализации замыслов проектировщиков, архитекторов и градостроителей, прежде всего — для обеспечения городского строительства всеми необходимыми ресурсами: инвестиционными, материальными, а также мощностями строительно-монтажных организаций.

В Москве инвестиции в строительство составляют более половины от общего объема инвестиций в основной капитал по всем отраслям экономики (1999 г. — 52% против 40% в 1992 г.). Наибольший объем инвестиций получают коммунальное и жилищное строительство (23%). При этом сокращается объем финансирования в производственную сферу и, наоборот, возрастает — в непроизводственную (соответственно в 1990, 1992 и 1999 годах эти соотношения менялись так: 59—41, 45—55, 36—64%). Сокращается и доля инвестиций в жилищное строительство (43% — 1992 г., 33% — 1999 г.) и увеличивается — на создание иных объектов непроизводственного характера.

Перспективные источники привлечения инвестиций — это заимствования на внутреннем и внешнем рынках, внебюджетные фонды и бюджет, система ипотечного кредитования и фондовый рынок. Стабильная результативная инвестиционная деятельность обеспечивает эффективную загрузку мощностей строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии. Важнейшим направлением реализации Генерального плана Москвы являются отраслевые перспективные Схемы. В настоящее время идет работа над Схемой развития строительной отрасли Москвы и Московской области. В первую очередь речь идет о повышении качества строительства с одновременным снижением его стоимости. Муниципальное жилье в городе в основном строят за счет средств от продажи коммерческого жилья. Количество очередников на улучшение жилищных условий снижается медленно (число семей и одиночек, состоящих на учете на начало года: 406 тыс. чел. — в 1993 и 369 тыс. чел. — в 2000 году). Большая часть очередников проживают в ветхом и намеченном к сносу жилом фонде, а значит решение этой задачи напрямую связано с реализацией программы сноса и реконструкции жилого фонда первого периода индустриального домостроения, создания необходимого переселенческого фонда (с учетом нормативных требований и качества проживания для семей с различным социально-демографическим составом).Доля традиционных бюджетных средств в общем объеме финансирования строительства в последние годы резко сократилась. Участие в этом процессе средств инвесторов и населения явно недостаточно. Разработку проектов домов для людей со средним уровнем доходов следует считать важнейшей задачей в области развития инвестиционно-строительного комплекса. Это приоритетное социально-экономическое направление реализации Генплана города.

Не менее важны для жизнеобеспечения населения инженерная и транспортная инфраструктуры, социальная сфера, торговля, наука и культура. В перспективе доля перечисленных отраслей в общем объеме инвестиций растет, на смену типовому проектированию приходит индивидуальное, предполагающее нетрадиционные строительные конструкции и способы возведения зданий. Следовательно, и материально-техническая база стройкомплекса должна быть реорганизована на основе внедрения высокопроизводительных и экологически чистых технологий. Предприятия, не отвечающие этим требованиям, будут ликвидироваться или перепрофилироваться, а создание новых современных мощностей на реконструируемых предприятиях позволит обеспечить устойчивый прирост объемов производства по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций. Уже в ближайшее время будут освоены новые виды энергоэффективных строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих по качеству мировым требованиям (ИСО 9000). Планируется замена продукции на отечественную, развитие интеграционных территориально-отраслевых связей между производителями строительной продукции Москвы и Московской области. Показательный пример — применение принципа кооперации между предприятиями АО «Мосмонтажспецстрой» и Каширским механическим заводом при освоении нового типа биметаллических радиаторов, производстве ацетилена и прочем. А также — строительство завода технического стекла в Раменском, проектируемая мощность которого обеспечит потребности в данной продукции как Москвы, так и Московской области.

На основе такой интеграции становится реальной перспектива создания совместных производств, выпускающих дешевую, конкурентоспособную продукцию для Москвы. При этом в Московской области создаются новые рабочие места, сокращается маятниковая миграция, растут доходы жителей, а следовательно, развивается градообразующая база. Четкие ориентиры для городских строителей и производителей стройматериалов определены в Генеральном плане Москвы до 2020 года, а также в первой очереди до 2005 года. Темпы роста финансовых ресурсов на период 1997—2020 годов определены в размере 498% к уровню 1997 года (далее проценты везде, кроме оговоренных, указываются на период 1997—2020 годов к уровню 1997 года). Параметры обусловливаются заданными темпами и структурой использования валового регионального продукта. Доходы городского бюджета в структуре финансовых средств прогнозируются в размере 387% (почти в 2 раза ниже аналогичного показателя по внебюджетным и заемным средствам — 630%). Финансовые ресурсы по инвестиционным программам будут направлены прежде всего на обеспечение быстрой окупаемости средств в высокодоходных секторах экономики, доведение задела и незавершенного строительства до нормативного уровня (с 101 до 74%). Общий темп роста инвестиций (316%) предполагает высокие темпы роста по отраслям непроизводственной сферы (345%) и более низкие — производственной (263%).Разными темпами растут в перспективе и источники формирования инвестиций. Особенно быстро увеличиваются собственные средства предприятий (459%), а наиболее низкие темпы роста инвестиций (201%) прогнозируются по средствам консолидированного бюджета. Вместе с тем в структуре средств консолидированного бюджета предусматриваются более высокие темпы роста средств городского бюджета. Одним из важнейших структурных сдвигов в перспективе является изменение технологической структуры капитальных вложений: уменьшение доли строительно-монтажных работ (СМР) в общем объеме инвестиций на 14%.Финансирование городских программ будет проверяться за счет повышения роли экономических механизмов на всех уровнях управления. Усиливается роль префектур в привлечении доходов от использования недвижимого имущества города, природных ресурсов (земли) и прочих.

Доходы от эффективного использования имущественно-земельного комплекса будут увеличиваться за счет расширения рынка инвестиций, развития кредитной политики, фондового и земельного рынка. Размер таких внебюджетных фондов, как жилищно-инвестиционный, фонд финансовых ресурсов административных округов, валютный фонд, формирующихся в значительной части за счет использования имущественно-земельного комплекса, должен возрасти в 1,5—2 раза к 2005 году и почти в 5 раз — к 2020 году.С развитием реального сектора экономики собственные средства предприятий и организаций за период 1997—2020 годов увеличатся в 4,6 раза, что значительно превысит общий темп роста инвестиций (3,2 раза). В качестве важнейших финансовых источников выступают средства населения. Исходя из перспективной структуры расходов населения, средства, направляемые им в качестве инвестиций, увеличатся в 17 раз (с 6,6 млрд. руб. до 111,0 млрд. руб.).Перспективные расходы города в выполнении ряда функций за счет безвозмездных перечислений субвенций из федерального бюджета (сумма расходов связана с выполнением Москвой столичных функций) возрастут с 2,4 млрд. руб. до 6,0 млрд. руб. в год (в ценах 1997 года).Отраслевая структура капитальных вложений характеризуется преобладанием удельного веса затрат в жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (около 50% общего объема капвложений). Темпы роста капитальных вложений, направляемых в жилищное строительство, а также народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и искусство, определяют общий темп роста инвестиций в непроизводственную сферу (на уровне 350%).В производственной сфере при абсолютном росте капитальных вложений (в сопоставимых ценах) на 10,4 млрд. руб. ее удельный вес в общем объеме инвестиций к 2020 году снижается, но зато значительно растут инвестиции в науку и научное обслуживание. Такой структурный сдвиг предполагает перераспределение капиталовложений в промышленности из традиционно сложившихся направлений в новые наукоемкие производства.

Меняются требования и к организации строительной сферы. Абсолютный прирост инвестиций должен возрасти в 2 раза. После 2005 года все большее место в структуре строительных работ будут занимать ремонтно-реконструктивные, а удельный вес строительства в общем объеме капитальных вложений будет сокращаться.