Финансовые ресурсы и реализация градостроительных
предложений |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
Внушительные объемы реконструкции нового строительства Москвы требуют создания условий для реализации замыслов проектировщиков, архитекторов и градостроителей, прежде всего — для обеспечения городского строительства всеми необходимыми ресурсами: инвестиционными, материальными, а также мощностями строительно-монтажных организаций.
В Москве инвестиции в строительство составляют более половины от общего объема инвестиций в основной капитал по всем отраслям экономики (1999 г. — 52% против 40% в 1992 г.). Наибольший объем инвестиций получают коммунальное и жилищное строительство (23%). При этом сокращается объем финансирования в производственную сферу и, наоборот, возрастает — в непроизводственную (соответственно в 1990, 1992 и 1999 годах эти соотношения менялись так: 59—41, 45—55, 36—64%). Сокращается и доля инвестиций в жилищное строительство (43% — 1992 г., 33% — 1999 г.) и увеличивается — на создание иных объектов непроизводственного характера. Перспективные источники привлечения инвестиций — это заимствования на внутреннем и внешнем рынках, внебюджетные фонды и бюджет, система ипотечного кредитования и фондовый рынок. Стабильная результативная инвестиционная деятельность обеспечивает эффективную загрузку мощностей строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии. Важнейшим направлением реализации Генерального плана Москвы являются отраслевые перспективные Схемы. В настоящее время идет работа над Схемой развития строительной отрасли Москвы и Московской области. В первую очередь речь идет о повышении качества строительства с одновременным снижением его стоимости. Муниципальное жилье в городе в основном строят за счет средств от продажи коммерческого жилья. Количество очередников на улучшение жилищных условий снижается медленно (число семей и одиночек, состоящих на учете на начало года: 406 тыс. чел. — в 1993 и 369 тыс. чел. — в 2000 году). Большая часть очередников проживают в ветхом и намеченном к сносу жилом фонде, а значит решение этой задачи напрямую связано с реализацией программы сноса и реконструкции жилого фонда первого периода индустриального домостроения, создания необходимого переселенческого фонда (с учетом нормативных требований и качества проживания для семей с различным социально-демографическим составом).Доля традиционных бюджетных средств в общем объеме финансирования строительства в последние годы резко сократилась. Участие в этом процессе средств инвесторов и населения явно недостаточно. Разработку проектов домов для людей со средним уровнем доходов следует считать важнейшей задачей в области развития инвестиционно-строительного комплекса. Это приоритетное социально-экономическое направление реализации Генплана города. Не менее важны для жизнеобеспечения населения инженерная и транспортная инфраструктуры, социальная сфера, торговля, наука и культура. В перспективе доля перечисленных отраслей в общем объеме инвестиций растет, на смену типовому проектированию приходит индивидуальное, предполагающее нетрадиционные строительные конструкции и способы возведения зданий. Следовательно, и материально-техническая база стройкомплекса должна быть реорганизована на основе внедрения высокопроизводительных и экологически чистых технологий. Предприятия, не отвечающие этим требованиям, будут ликвидироваться или перепрофилироваться, а создание новых современных мощностей на реконструируемых предприятиях позволит обеспечить устойчивый прирост объемов производства по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций. Уже в ближайшее время будут освоены новые виды энергоэффективных строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих по качеству мировым требованиям (ИСО 9000). Планируется замена продукции на отечественную, развитие интеграционных территориально-отраслевых связей между производителями строительной продукции Москвы и Московской области. Показательный пример — применение принципа кооперации между предприятиями АО «Мосмонтажспецстрой» и Каширским механическим заводом при освоении нового типа биметаллических радиаторов, производстве ацетилена и прочем. А также — строительство завода технического стекла в Раменском, проектируемая мощность которого обеспечит потребности в данной продукции как Москвы, так и Московской области. На основе такой интеграции становится реальной перспектива создания совместных производств, выпускающих дешевую, конкурентоспособную продукцию для Москвы. При этом в Московской области создаются новые рабочие места, сокращается маятниковая миграция, растут доходы жителей, а следовательно, развивается градообразующая база. Четкие ориентиры для городских строителей и производителей стройматериалов определены в Генеральном плане Москвы до 2020 года, а также в первой очереди до 2005 года. Темпы роста финансовых ресурсов на период 1997—2020 годов определены в размере 498% к уровню 1997 года (далее проценты везде, кроме оговоренных, указываются на период 1997—2020 годов к уровню 1997 года). Параметры обусловливаются заданными темпами и структурой использования валового регионального продукта. Доходы городского бюджета в структуре финансовых средств прогнозируются в размере 387% (почти в 2 раза ниже аналогичного показателя по внебюджетным и заемным средствам — 630%). Финансовые ресурсы по инвестиционным программам будут направлены прежде всего на обеспечение быстрой окупаемости средств в высокодоходных секторах экономики, доведение задела и незавершенного строительства до нормативного уровня (с 101 до 74%). Общий темп роста инвестиций (316%) предполагает высокие темпы роста по отраслям непроизводственной сферы (345%) и более низкие — производственной (263%).Разными темпами растут в перспективе и источники формирования инвестиций. Особенно быстро увеличиваются собственные средства предприятий (459%), а наиболее низкие темпы роста инвестиций (201%) прогнозируются по средствам консолидированного бюджета. Вместе с тем в структуре средств консолидированного бюджета предусматриваются более высокие темпы роста средств городского бюджета. Одним из важнейших структурных сдвигов в перспективе является изменение технологической структуры капитальных вложений: уменьшение доли строительно-монтажных работ (СМР) в общем объеме инвестиций на 14%.Финансирование городских программ будет проверяться за счет повышения роли экономических механизмов на всех уровнях управления. Усиливается роль префектур в привлечении доходов от использования недвижимого имущества города, природных ресурсов (земли) и прочих. Доходы от эффективного использования имущественно-земельного комплекса будут увеличиваться за счет расширения рынка инвестиций, развития кредитной политики, фондового и земельного рынка. Размер таких внебюджетных фондов, как жилищно-инвестиционный, фонд финансовых ресурсов административных округов, валютный фонд, формирующихся в значительной части за счет использования имущественно-земельного комплекса, должен возрасти в 1,5—2 раза к 2005 году и почти в 5 раз — к 2020 году.С развитием реального сектора экономики собственные средства предприятий и организаций за период 1997—2020 годов увеличатся в 4,6 раза, что значительно превысит общий темп роста инвестиций (3,2 раза). В качестве важнейших финансовых источников выступают средства населения. Исходя из перспективной структуры расходов населения, средства, направляемые им в качестве инвестиций, увеличатся в 17 раз (с 6,6 млрд. руб. до 111,0 млрд. руб.).Перспективные расходы города в выполнении ряда функций за счет безвозмездных перечислений субвенций из федерального бюджета (сумма расходов связана с выполнением Москвой столичных функций) возрастут с 2,4 млрд. руб. до 6,0 млрд. руб. в год (в ценах 1997 года).Отраслевая структура капитальных вложений характеризуется преобладанием удельного веса затрат в жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (около 50% общего объема капвложений). Темпы роста капитальных вложений, направляемых в жилищное строительство, а также народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и искусство, определяют общий темп роста инвестиций в непроизводственную сферу (на уровне 350%).В производственной сфере при абсолютном росте капитальных вложений (в сопоставимых ценах) на 10,4 млрд. руб. ее удельный вес в общем объеме инвестиций к 2020 году снижается, но зато значительно растут инвестиции в науку и научное обслуживание. Такой структурный сдвиг предполагает перераспределение капиталовложений в промышленности из традиционно сложившихся направлений в новые наукоемкие производства. Меняются требования и к организации строительной сферы. Абсолютный прирост инвестиций должен возрасти в 2 раза. После 2005 года все большее место в структуре строительных работ будут занимать ремонтно-реконструктивные, а удельный вес строительства в общем объеме капитальных вложений будет сокращаться. |