log.jpg (8882 bytes)

Социальная инфраструктура и потребительский рынок
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Генплан предусматривает последовательное улучшение жилищных условий населения, культурно-бытового обслуживания с учетом различных возрастных и социальных групп и уровней материального благополучия. Разработаны следующие предложения по развитию социальной инфраструктуры:
 — развитие трех основных секторов экономики (научно-производственной, социальной, коммерческо-деловой) с преобладающим ростом занятости и основных фондов в социальном и коммерческо-деловом секторе;
— создание новых рабочих мест и рост занятости населения на 400 тыс. (до 5400 тыс. чел.);
— опережающий рост занятости в социальной и коммерческо-деловой сфере (на 32%), в науке и научном обслуживании;
— увеличение емкости жилого фонда в 1,4 раза (на 70 млн. м2); 
— рост площадей коммерческо-деловой сферы в 7 раз (на 60 млн. м2) при увеличении емкости всего нежилого фонда в 1,9 раза (на 80 млн. м2); 
— опережающий рост капитальных вложений в жилищное строительство и объекты коммерческо-деловой сферы.

Предполагается одновременное развитие качественного гарантированного общедоступного уровня-минимума социального обслуживания населения и сети объектов, функционирующих и оказывающих услуги на платной основе. Таким образом, должны быть реализованы два основных вида программ: социальной сферы, ориентированной на поддержание здоровья человека (физического, духовного и интеллектуального) и удовлетворение его разнообразных запросов и потребностей, и коммерческо-деловой. В первую очередь необходимо довести значимые объекты до нормативов социально гарантированного уровня и наладить строительство быстро окупаемых коммерческих объектов для получения прибыли в бюджет города.

Генплан предполагает увеличить фонд социальной инфраструктуры в 3,6 раза (социальной сферы — в 1,6, коммерческо-деловой — в 7). Преобладающее размещение объектов социальной сферы — вблизи жилья, коммерческо-деловой — в системе общегородских центров. Принципы нормирования развития социальной инфраструктуры меняются, только для значимых объектов сохраняется нормативный расчет потребности социально гарантированного уровня в жилой среде. Намечается дальнейшее строительство крупных обслуживающих учреждений. Новые виды и типы предприятий обслуживания развиваются с учетом современных запросов жителей, мобильности и материального благосостояния всех слоев населения. Обеспечивается взаимосвязанное развитие объектов социальной культуры на территории Москвы и Московской области. 

Объемы нового строительства социально значимых объектов обслуживания, необходимые для достижения нормативного уровня потребности во всех районах города, составят 10,8 млн. м2 общей площади (наибольший прирост в сферах образования — 3,6, физкультуры и спорта — 1,5, культуры и искусства — 1,7). Суммарный объем площадей объектов социальной инфраструктуры должен увеличиться до 71,0 млн. м2 (из них объем социально значимых объектов — до 31, 9).

Основные направления развития наиболее важных для населения отраслей социальной сферы

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ:

— достижение стопроцентной обеспеченности населения минимально гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормативными документами и санитарно-гигиеническими нормами;
— обеспечение возможности выбора, повышение качества медицинского обслуживания населения за счет развития платных услуг (соответствующий фонд застройки высокого качества);
— поэтапное проведение преобразований в сфере первичной медико-социальной помощи, оказываемой врачами общей практики или семейными (предоставление помещений в жилой застройке, расширение амбулаторно-клинических учреждений и развитие новых типов учреждений — стационаров, больниц сестринского ухода, хосписов и прочее).

 К 2020 году рекомендуется увеличить объем фонда учреждений здравоохранения на 1,9 млн. м2 общей площади (до 2005 г. — 8,6, из них объем учреждений минимально гарантированного уровня обслуживания — 7,4). В жилых кварталах в радиусе 400 м намечено разместить аптеки, раздаточные пункты молочной кухни, амбулатории врачей семейной практики, в жилых районах — территориальные поликлиники для взрослых и детей, отделения (кабинеты) узких специалистов, в каждом административном округе — клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей, специализированные больницы для взрослых, консультативно-диагностические центры и поликлиники при клинических многопрофильных больницах. На территории города размещаются объекты общегородского уровня, а также учреждения, оказывающие платные медицинские услуги.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ:

— развитие традиционных и новых массовых видов спорта;
— разработка и реализация социальной программы организации спортивно-оздоровительного досуга в каждом районе города для обеспечения здорового образа жизни, полноценного досуга и укрепления здоровья всех слоев населения;
— развитие спорта высоких достижений мирового уровня, способствующего росту международного престижа страны.

К 2020 году рекомендуется увеличить объем фонда на 5 млн. м2 общей площади (с 1,7 до 6,7 млн. м2, до 2006 года — до 2,7). Объем социально гарантированного уровня обслуживания, соответствующий действующим нормативным документам развития сети физкультуры и спорта, составит около 2,5 млн. м2 общей площади.

Приоритетным на первую очередь является строительство массовых объектов физкультуры и спорта, приближенных к жилью (плавательных бассейнов, катков, физкультурно-оздоровительных комплексов). При этом до 2006 года предлагаются к строительству и реконструкции ряд размещенных на территории городских районов объектов (16 искусственных насыпных горнолыжных склонов, 40 физкультурно-оздоровительных комплексов, 19 плавательных бассейнов, 12 аквапарков, 11 роликодромов, 10 быстровозводимых катков с искусственным покрытием, 10 физкультурно-рекреационных центров, 10 велодромов).

Кроме того, Правительство Москвы утвердило строительство объектов спорта общегородского значения: сооружений для зимних видов спорта (центра лыжных видов спорта в Битцевском парке, конькобежного центра и стадиона для фристайла в Крылатском); учебно-тренировочных объектов (физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым катком Ирины Родниной, конькобежного центра в Крылатском, спортивного центра Владислава Третьяка в Митино, спорткомплекса «Торпедо-Лужники»); специализированных спортсооружений (трассы «Формулы-1», гольфклуба в Раменках, аквадрома в Очаково-Матвеевском, воднолыжного клуба Наталии Румянцевой в Крылатском). Предусмотрена реконструкция общегородских объектов (Большой спортивной арены Центрального стадиона «Лужники», манежа во Дворце детского спорта, спорткомплекса «Битца», бассейна Центрального стадиона «Динамо»).

 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Динамика параметров развития сети учреждений и объектов социального обеспечения предполагает значительное увеличение инвестиций в строительные программы. В 1991 году объем фонда учреждений составил 0,9 млн. м2 общей площади, а к 2020 году должен вырасти до 3 млн. м2. Структура нового строительства включает создание 100 объектов специализированного жилья, реконструкцию 30 стационаров, организацию 350 встроенных в жилую застройку центров реабилитации и территориальных центров, 50 приютов и размещение новых стационарных учреждений за МКАД.

Рекомендуются перспективные типы учреждений для пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных и студенческих семей, беженцев, лиц без определенного места жительства, беспризорников и детей-сирот. Это территориальные центры социальной защиты, стационары постоянного и временного пребывания, санатории, летние оздоровительные лагеря, группы присмотра за детьми, центры профессионального обучения и социально-профессиональной реабилитации, санитарно-гигиенические учреждения, дома ночного пребывания. Также предусмотрена организация специализированной городской среды, строительство специализированного жилья.

 ОБРАЗОВАНИЕ:

— внедрение новых качественных и полноценных программ образования; 
— модернизация учреждений образования, достижение нормативных показателей наполняемости классов и групп, односменности занятий, обеспеченности общей площадью на 1 место 10 — 16 м2, замена школ с высокой степенью физического износа в центральных районах города на школы по новым индивидуальным проектам;
— формирование высококачественной системы массового общедоступного воспитания и образования, ликвидация перегруженности очередей в детские учреждения (при сохранении масштабной системы образования);
— расширение платных услуг в образовании (гимназий, лицеев, негосударственных школ).К 2020 году рекомендуется увеличить объем фонда по отрасли с 10,8 до 15 млн. м2 общей площади (на первую очередь — до 12,3).

 КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ДОСУГ:

— формирование комплекса учреждений культуры минимально гарантированного уровня обслуживания в жилых районах города;
— формирование Москвы как международного и национального культурного и духовного столичного центра с сохранением и реконструкцией зданий исторического наследия города и возрождением русской православной культуры;
— организация досуговой деятельности, поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи;
— увеличение нового строительства и емкости фонда учреждений с 2,65 млн. м2 общей площади до 6,1 млн. м2;
— недопущение сокращения объема фонда за счет передачи его в непрофильные коммерческие структуры.

Предлагается строить и открывать клубы, выставочные залы, библиотеки, кино и видеосалоны, досуговые центры и парки, кинокомплексы и выставочные залы, театры, концертные залы, музеи, выставки, библиотеки, учреждения внешкольного воспитания, детские парки и досуговые центры, информационные и культурные центры, специализированные клубы. 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

За последние годы в Москве возросли темпы роста строительства предприятий розничной торговли, превысив ранее установленные градостроительные нормативы в основном за счет некапитальных объектов. Население охвачено различными формами обслуживания (оптовые, мелкорозничные и сельскохозяйственные рынки, некапитальные объекты), крупные торговые объекты составляют около 20%. Качественные показатели организации сети предприятий торговли не отвечают современным требованиям, преобладают нецивилизованные формы, размещаются объекты торговли на территории города неравномерно.

Для повышения уровня обслуживания населения Москомархитектура предложила Генеральную схему размещения крупных торговых объектов, утвержденную Правительством Москвы (8.05.2001. № 436-ПП). Эта программа, реализующая основные положения Генплана Москвы и разработанная на основе действующего законодательства, взаимоувязана с градостроительными планами округов, по каждому разработаны конкретные предложения о размещении крупных торговых объектов в системе функционального зонирования территорий. Основные направления развития торговой сети предусматривают:
— рассредоточение торговой деятельности по территории города с приоритетным размещением крупных объектов (торговых зон, комплексов) в срединной и периферийной зонах Москвы, зонах комплексной реорганизации территорий, на основных транспортных узлах, на въездах в город и вылетных магистралях;
— приоритетное размещение нового строительства учреждений торговли в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей. 

К 2020 году предполагается за счет нового строительства ввести 8 млн. м2 общей площади торговой сети (крупных торговых объектов — 6,3 млн. м2, до 2005 года — 2,8 млн. м2).Разработан механизм реализации Генеральной схемы по этапам ее внедрения. Резервирование городских территорий для размещения многофункциональных общественных центров (с крупными торговыми объектами) учитывает необходимость эффективного их использования до начала освоения. Определены функции и разграничения полномочий между городом и префектурами административных округов по комплексной застройке Москвы объектами потребительского рынка. Один раз в четыре года (по аналогии с Генпланом развития Москвы) будет проводиться актуализация Генеральной схемы крупных торговых объектов с выделением программы первоочередного строительства, функции координации возложены на Департамент потребительского рынка и услуг. Реализация земельных участков под строительство торговых объектов проводится на конкурсной основе, чему предшествует разработка предпроектной документации проектов планировки территорий, градостроительных обоснований размещения объектов, исходно-разрешительной документации на отдельные участки.

Значительное улучшение торгового обслуживания населения должно происходить за счет выравнивания уровня обеспеченности населения и совершенствования структуры сети торговли, качественного преобразования этой отрасли, использования современных и прогрессивных технологий.