Социальная инфраструктура и потребительский
рынок |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
Генплан предусматривает последовательное улучшение жилищных условий населения, культурно-бытового обслуживания с учетом различных возрастных и социальных групп и уровней материального благополучия. Разработаны следующие предложения по развитию социальной инфраструктуры: — развитие трех основных секторов экономики (научно-производственной, социальной, коммерческо-деловой) с преобладающим ростом занятости и основных фондов в социальном и коммерческо-деловом секторе; — создание новых рабочих мест и рост занятости населения на 400 тыс. (до 5400 тыс. чел.); — опережающий рост занятости в социальной и коммерческо-деловой сфере (на 32%), в науке и научном обслуживании; — увеличение емкости жилого фонда в 1,4 раза (на 70 млн. м2); — рост площадей коммерческо-деловой сферы в 7 раз (на 60 млн. м2) при увеличении емкости всего нежилого фонда в 1,9 раза (на 80 млн. м2); — опережающий рост капитальных вложений в жилищное строительство и объекты коммерческо-деловой сферы. Предполагается одновременное развитие качественного гарантированного общедоступного уровня-минимума социального обслуживания населения и сети объектов, функционирующих и оказывающих услуги на платной основе. Таким образом, должны быть реализованы два основных вида программ: социальной сферы, ориентированной на поддержание здоровья человека (физического, духовного и интеллектуального) и удовлетворение его разнообразных запросов и потребностей, и коммерческо-деловой. В первую очередь необходимо довести значимые объекты до нормативов социально гарантированного уровня и наладить строительство быстро окупаемых коммерческих объектов для получения прибыли в бюджет города. Генплан предполагает увеличить фонд социальной инфраструктуры в 3,6 раза (социальной сферы — в 1,6, коммерческо-деловой — в 7). Преобладающее размещение объектов социальной сферы — вблизи жилья, коммерческо-деловой — в системе общегородских центров. Принципы нормирования развития социальной инфраструктуры меняются, только для значимых объектов сохраняется нормативный расчет потребности социально гарантированного уровня в жилой среде. Намечается дальнейшее строительство крупных обслуживающих учреждений. Новые виды и типы предприятий обслуживания развиваются с учетом современных запросов жителей, мобильности и материального благосостояния всех слоев населения. Обеспечивается взаимосвязанное развитие объектов социальной культуры на территории Москвы и Московской области. Объемы нового строительства социально значимых объектов обслуживания, необходимые для достижения нормативного уровня потребности во всех районах города, составят 10,8 млн. м2 общей площади (наибольший прирост в сферах образования — 3,6, физкультуры и спорта — 1,5, культуры и искусства — 1,7). Суммарный объем площадей объектов социальной инфраструктуры должен увеличиться до 71,0 млн. м2 (из них объем социально значимых объектов — до 31, 9). Основные направления развития наиболее важных для населения отраслей социальной сферы ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: — достижение стопроцентной обеспеченности населения минимально гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормативными документами и санитарно-гигиеническими нормами; К 2020 году рекомендуется увеличить объем фонда учреждений здравоохранения на 1,9 млн. м2 общей площади (до 2005 г. — 8,6, из них объем учреждений минимально гарантированного уровня обслуживания — 7,4). В жилых кварталах в радиусе 400 м намечено разместить аптеки, раздаточные пункты молочной кухни, амбулатории врачей семейной практики, в жилых районах — территориальные поликлиники для взрослых и детей, отделения (кабинеты) узких специалистов, в каждом административном округе — клинические многопрофильные больницы для взрослых и детей, специализированные больницы для взрослых, консультативно-диагностические центры и поликлиники при клинических многопрофильных больницах. На территории города размещаются объекты общегородского уровня, а также учреждения, оказывающие платные медицинские услуги. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ: — развитие традиционных и новых массовых видов спорта; К 2020 году рекомендуется увеличить объем фонда на 5 млн. м2 общей площади (с 1,7 до 6,7 млн. м2, до 2006 года — до 2,7). Объем социально гарантированного уровня обслуживания, соответствующий действующим нормативным документам развития сети физкультуры и спорта, составит около 2,5 млн. м2 общей площади. Приоритетным на первую очередь является строительство массовых объектов физкультуры и спорта, приближенных к жилью (плавательных бассейнов, катков, физкультурно-оздоровительных комплексов). При этом до 2006 года предлагаются к строительству и реконструкции ряд размещенных на территории городских районов объектов (16 искусственных насыпных горнолыжных склонов, 40 физкультурно-оздоровительных комплексов, 19 плавательных бассейнов, 12 аквапарков, 11 роликодромов, 10 быстровозводимых катков с искусственным покрытием, 10 физкультурно-рекреационных центров, 10 велодромов). Кроме того, Правительство Москвы утвердило строительство объектов спорта общегородского значения: сооружений для зимних видов спорта (центра лыжных видов спорта в Битцевском парке, конькобежного центра и стадиона для фристайла в Крылатском); учебно-тренировочных объектов (физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым катком Ирины Родниной, конькобежного центра в Крылатском, спортивного центра Владислава Третьяка в Митино, спорткомплекса «Торпедо-Лужники»); специализированных спортсооружений (трассы «Формулы-1», гольфклуба в Раменках, аквадрома в Очаково-Матвеевском, воднолыжного клуба Наталии Румянцевой в Крылатском). Предусмотрена реконструкция общегородских объектов (Большой спортивной арены Центрального стадиона «Лужники», манежа во Дворце детского спорта, спорткомплекса «Битца», бассейна Центрального стадиона «Динамо»). СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Динамика параметров развития сети учреждений и объектов социального обеспечения предполагает значительное увеличение инвестиций в строительные программы. В 1991 году объем фонда учреждений составил 0,9 млн. м2 общей площади, а к 2020 году должен вырасти до 3 млн. м2. Структура нового строительства включает создание 100 объектов специализированного жилья, реконструкцию 30 стационаров, организацию 350 встроенных в жилую застройку центров реабилитации и территориальных центров, 50 приютов и размещение новых стационарных учреждений за МКАД. Рекомендуются перспективные типы учреждений для пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных и студенческих семей, беженцев, лиц без определенного места жительства, беспризорников и детей-сирот. Это территориальные центры социальной защиты, стационары постоянного и временного пребывания, санатории, летние оздоровительные лагеря, группы присмотра за детьми, центры профессионального обучения и социально-профессиональной реабилитации, санитарно-гигиенические учреждения, дома ночного пребывания. Также предусмотрена организация специализированной городской среды, строительство специализированного жилья. ОБРАЗОВАНИЕ: — внедрение новых качественных и полноценных программ образования; КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ДОСУГ: — формирование комплекса учреждений культуры минимально гарантированного уровня обслуживания в жилых районах города; Предлагается строить и открывать клубы, выставочные залы, библиотеки, кино и видеосалоны, досуговые центры и парки, кинокомплексы и выставочные залы, театры, концертные залы, музеи, выставки, библиотеки, учреждения внешкольного воспитания, детские парки и досуговые центры, информационные и культурные центры, специализированные клубы. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК За последние годы в Москве возросли темпы роста строительства предприятий розничной торговли, превысив ранее установленные градостроительные нормативы в основном за счет некапитальных объектов. Население охвачено различными формами обслуживания (оптовые, мелкорозничные и сельскохозяйственные рынки, некапитальные объекты), крупные торговые объекты составляют около 20%. Качественные показатели организации сети предприятий торговли не отвечают современным требованиям, преобладают нецивилизованные формы, размещаются объекты торговли на территории города неравномерно. Для повышения уровня обслуживания населения Москомархитектура предложила Генеральную схему размещения крупных торговых объектов, утвержденную Правительством Москвы (8.05.2001. № 436-ПП). Эта программа, реализующая основные положения Генплана Москвы и разработанная на основе действующего законодательства, взаимоувязана с градостроительными планами округов, по каждому разработаны конкретные предложения о размещении крупных торговых объектов в системе функционального зонирования территорий. Основные направления развития торговой сети предусматривают: К 2020 году предполагается за счет нового строительства ввести 8 млн. м2 общей площади торговой сети (крупных торговых объектов — 6,3 млн. м2, до 2005 года — 2,8 млн. м2).Разработан механизм реализации Генеральной схемы по этапам ее внедрения. Резервирование городских территорий для размещения многофункциональных общественных центров (с крупными торговыми объектами) учитывает необходимость эффективного их использования до начала освоения. Определены функции и разграничения полномочий между городом и префектурами административных округов по комплексной застройке Москвы объектами потребительского рынка. Один раз в четыре года (по аналогии с Генпланом развития Москвы) будет проводиться актуализация Генеральной схемы крупных торговых объектов с выделением программы первоочередного строительства, функции координации возложены на Департамент потребительского рынка и услуг. Реализация земельных участков под строительство торговых объектов проводится на конкурсной основе, чему предшествует разработка предпроектной документации проектов планировки территорий, градостроительных обоснований размещения объектов, исходно-разрешительной документации на отдельные участки. Значительное улучшение торгового обслуживания населения должно происходить за счет выравнивания уровня обеспеченности населения и совершенствования структуры сети торговли, качественного преобразования этой отрасли, использования современных и прогрессивных технологий. |