Охрана культурного наследия |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
В основу концепции по формированию раздела Охраны историко-культурного наследия Москвы в новом Генплане был положен принцип разработки системы регламентов (свода требований и ограничений в работе с объектами культурного наследия), направленный на сохранение и развитие индивидуального облика города.
Историко-архитектурный опорный план, один из базовых документов в работе над новым Генпланом, содержит информацию не только о всех видах памятников истории и культуры, но и об их окружении. Он включает сведения об утраченных объектах культурного наследия (например, колокольня церкви Большое Вознесение на Никитской, колокольня Покровского монастыря на Таганке, собор Зачатьевского монастыря на Остоженке, Сухаревская башня), воссоздание которых требуется в целях реабилитации традиционной композиционно-пространственной структуры города, и об утраченных элементах, имевших важное культурологическое значение и связанных с событиями московской истории (сигнирование, установка памятных знаков, стел, часовен — например, на углу Волхонки и Знаменки, на месте храма Николы Стрелецкого). Элементы исторической планировочной структуры (трассы улиц, переулков), не сохранившиеся до настоящего времени, учтены в схемах развития пешеходных связей. На основе Историко-архитектурного опорного плана была выполнена Программа «Корректировка зон охраны объектов культурного наследия г. Москвы». Главная ее цель — создание единой системы охраняемых территорий. Существовавшая в столице система зон охраны памятников истории и культуры из-за отсутствия адекватных законодательных механизмов оказалась неэффективна. Многие памятники истории и культуры не имели охранных зон (общее их число — более 4000, но на момент разработки Программы в 1997 году под государственной охраной состояло 2928). Отсутствовала охранная зона даже такого выдающегося памятника, как ансамбль Московского Кремля. Были намечены четыре этапа корректировки: «Зоны охраны ансамбля Московского Кремля», «Зоны охраны объектов культурного наследия центральной части Москвы в пределах Садового кольца», «Зоны охраны объектов культурного наследия центральной части Москвы в пределах Камер-Коллежского вала», «Зоны охраны объектов культурного наследия Москвы на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города». После выполнения трех первых этапов Программы все памятники истории и культуры, расположенные в пределах Камер-Коллежского вала (а также ансамбль Московского Кремля), получили охранные зоны, были утверждены заповедные территории центрального ядра города «Кремль — Китай-город» и «Большая Лубянка — Сретенка», «Басманное — Лефортово», «Таганское» (площадь охранных зон составила 2100 га, то есть — 33% от территории центральной части Москвы в пределах Камер-Коллежского вала, до корректировки — всего 11% территории; а площадь заповедных территорий — 1660 га, 20%, до корректировки — 9% территории). Вся территория исторического центра Москвы вошла в систему зон охраны объектов культурного наследия столицы и получила дифференцированные режимы градостроительного регулирования. Такого комплексного подхода не было в предыдущем Генеральном плане развития города. Режимы содержания этих зон предусматривают сохранение не только отдельного памятника, но и адекватного ему ценного окружения. В результате памятник становится не музейным экспонатом, а органичным элементом историко-градостроительной ткани, которая регенерируется методами реставрационного воссоздания, а также и нового строительства с учетом масштабных, типологических и отчасти стилевых характеристик объектов и их окружения. Четвертый этап Программы корректировки показал, что в отличие от центральной части Москвы, являющейся целостным композиционно-планировочным ядром исторического города, периферийные районы представляют собой сочетание отдельных элементов догородской системы расселения (ансамбли бывших подмосковных усадеб, загородных дворцов, парков, храмы подмосковных деревень) с индустриальной и жилой застройкой советского периода. Историко-культурный потенциал этой территории состоит под государственной охраной (58 памятников садово-паркового искусства площадью охранных зон около 8000 га, церковные комплексы и отдельные церкви бывших подмосковных деревень общей площадью около 10500 га). Границы охранных зон определялись с учетом исторической парцелляции, особенностей градостроительной эволюции, уровня сохранности, характера трансформации, а также с учетом современной системы землепользования. В охранные зоны вошли также территории, с которых обеспечивается наиболее полный обзор памятника, а видовые его раскрытия с дальних точек восприятия и ценные виды, открывающиеся с его территории, включены в зоны регулирования застройки (так же, как и ценные градостроительные образования советского периода — крупные городские магистрали, комплексы жилых кварталов или группы кварталов, обладающие композиционной целостностью и архитектурно-художественными достоинствами: участки Кутузовского проспекта, проспекта Мира, Ленинградский проспект, жилые кварталы Песчаных улиц).Охранные зоны (для обеспечения физической сохранности объекта) разработаны на отдельные ценные элементы жилой, промышленной застройки или застройки общественных комплексов (железнодорожные станции, заводские и фабричные корпуса, загородные дома), сохранившиеся в чужеродной градостроительной среде и не играющие самостоятельной композиционной роли. Здесь не намечено строгое регулирование застройки. Зона охраняемого ландшафта включает в себя всю историко-топографическую и композиционно-ландшафтную подоснову города: памятники садово-паркового искусства, фрагменты ценного природного и антропогенного ландшафта, озеленения, рельефа, долины больших и малых рек, трассировку исторических дорог. Границы зоны охраняемого ландшафта (площадь — около 30000 га, 32% от площади города между Камер-Коллежским валом и административной границей Москвы), корреспондирующиеся с границами природного комплекса, включают в себя только территории, сохранившие историко-культурный потенциал и играющие активную композиционно-градоформирующую роль. Зона охраняемого ландшафта — один из важнейших планировочных элементов при разработке проектов реконструкции и застройки периферийных территорий. Охране также подлежат участки культурного слоя, обеспечивающие защиту памятников археологии (общая их площадь — около 12000 га, 13% от площади города между Камер-Коллежским валом и административной границей Москвы).В настоящее время НИиПИ Генплана г.Москвы разработал и частично утвердил разбивочные чертежи-акты линии градостроительного регулирования, закрепляющие границы зон охраны объектов. Для всех видов охраняемых территорий (памятников, охранных зон, зон регулирования застройки, зон охраняемого ландшафта и ценного культурного слоя) разработаны режимы содержания, в которых определены основные принципы и направления программы реабилитации ценной градостроительной среды. Их детализация и уточнение содержатся в Градостроительном регламенте исторических территорий, который развивает систему требований и ограничений, особенно при проектировании и строительстве в центре Москвы. Это происходит с учетом утвержденного в Генеральном плане кадастрового деления территории, предусматривающего регулирование основных градостроительных параметров в соответствии с охранным статусом городской среды, морфотипической характеристикой застройки, уровнем историко-культурного потенциала той или иной территории, степенью сохранности и особенностями трансформации традиционного ландшафта. В Градостроительном регламенте определяется метод работы на конкретном участке (реставрация, регенерация, ограниченное преобразование или реновация), а также нормативные параметры застройки (этажность, процент застройки, размер планировочного модуля участка). Здесь же указаны и семантические характеристики застройки, отражающие традиционные принципы композиционно-пространственной организации архитектурных комплексов. Соблюдение требований и ограничений Градостроительного регламента обеспечивает сохранение ценностных характеристик и типологического своеобразия, позволяет исключить ошибки уже на ранних стадиях проектирования, а также при подготовке распорядительной и исходно-разрешительной документации на новое строительство. Работа по «Выявлению ценных городских панорам и видов на территории центральной части г. Москвы в пределах Камер-Коллежского вала; разработка принципов их оценки и классификации» обусловлена необходимостью определения методических и правовых основ защиты культурного ландшафта исторического города. Новационный характер этой работы заключался в том, что в отечественном законодательстве (в отличие от зарубежного) понятия «культурный городской ландшафт» и «визуально-пространственный образ» никогда не были предметами охраны. Создана информационная база данных (перечень и схема локализации) ценных городских панорам и видов, разработка предложений по их учету в целях регулирования нового строительства в контексте культурного городского ландшафта. Были выявлены восемь «Особо ценных видовых раскрытий культурного городского ландшафта», рекомендованные к безусловному сохранению. Это три панорамы ансамбля Московского Кремля (с Софийской набережной, Москворецкого и Большого Каменного мостов), панорамы Театральной, Красной площадей, а также — площади Яузских ворот. Сохранение этих видовых раскрытий должно обеспечиваться уже в рамках проектного процесса (до окончания разработки законодательной и процедурной базы для их постановки под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия). Все проектируемые объемы, попадающие в сектор раскрытия указанных панорам, должны подвергаться тщательной проверке методом визуально-ландшафтного анализа. Визуально-ландшафтный анализ — конкретный инструмент Градостроительного регламента, позволяющий четко сформулировать ограничения по высотным параметрам объекта нового строительства или реконструкции, требования к его силуэтным и объемно-планировочным характеристикам (исходя из условий сохранения, реабилитации и преемственного развития историко-градостроительной среды в целом).Практика проведения визуально-ландшафтного анализа позволяет избежать крупных градостроительных ошибок. Например, при проверке проектируемого комплекса зданий фирмы «Лукойл» на Тургеневской площади высотные габариты объекта были снижены на 20 метров, так как при восприятии панорамы центральной части Москвы с Воробьевых гор объект мог создать негативные фоновые характеристики для храма Христа Спасителя. Такая ошибка была допущена при постановке в Ксеньинском переулке жилого дома без предварительного визуально-ландшафтного анализа (возможность полноценного восприятия храма Христа Спасителя с трассы Комсомольского проспекта утрачена). Необходимость сохранения ценного видового раскрытия на здание Московского университета с новой трассы Третьего кольца и Бережковской набережной потребовала снижения проектируемых жилых домов в районе Мосфильмовской улицы. Ограничения высотных и планировочных параметров объекта нового строительства по адресу Большая Якиманка, 22 позволят сохранить уникальное видовое раскрытие на ансамбль Московского Кремля при движении по трассе Большой Якиманки в сторону центра, а также — на церковь Николы в Голутвине и на «высотку» Котельнической набережной при восприятии их с Большого Каменного моста.Задачей нового плана является не только сохранение, но и преемственное развитие традиционных характеристик городского силуэта. Решение этой проблемы намечено в работе НИиПИ Генплана «Научные основы размещения и развития системы высотных акцентов в г. Москве». Эти вопросы, получившие некоторое развитие в ХХ веке, когда силуэт Москвы обогатился восемью «сталинскими высотками», практически не затрагивались предыдущим Генпланом развития города. Визуально-ландшафтный анализ является важной вехой на пути формирования архитектурного облика столицы XXI века. |