Инженерная инфраструктура |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
В основу развития инженерной инфраструктуры Генеральным планом Москвы положена политика сбережения инженерных ресурсов (питьевой воды, тепловой и электрической энергии, топлива), улучшения качества сбрасываемых в водоемы города сточных вод (хозфекальных и поверхностных), повышения надежности и эффективности функционирования инженерных систем, совершенствования технологических процессов и техническое перевооружение действующих объектов. Развитие систем инженерного обеспечения Москвы напрямую связано с ростом численности постоянного и временного населения, объемами жилищного и культурно-бытового строительства, развитием промышленности.
За период реализации Генплана МГУП «Мосводоканал» провел комплекс водосберегающих мероприятий (замена сантехарматуры на новую, организация учета водопотребления в жилых домах, реконструкция ЦТП, наладка систем холодного и горячего водоснабжения жилых микрорайонов), в результате расход питьевой воды по городу снизился на 17%. Надежность системы водоснабжения повысилась за счет увеличения емкости резервуарного парка и выполнения новых нормативных требований к качеству питьевой воды. Продолжается строительство 4-го блока очистных сооружений на Рублевской водопроводной станции с использованием технологии озоно-сорбции (с введением его в эксплуатацию доля воды, приготовленной с применением новых технических решений, составит 16%). Для Москвы, не имеющей резервных мощностей водоисточников, приоритетным направлением в развитии водоснабжения на ближайшую перспективу является создание резервного защищенного подземного источника, улучшение качества поверхностных источников и совершенствование технологии очистки питьевой воды с учетом реконструкции и модернизации действующих и строительства новых водопроводных сооружений. Пока недостаточны темпы работ по реконструкции водопроводных сетей, облицовке внутренней поверхности трубопроводов (30 км в год при общей протяженности 10620 км). Первоочередным шагом в направлении улучшения качества очищенных хозфекальных стоков, сбрасываемых в поверхностные водоприемники, является перевод действующих станций аэрации и строительство новых по технологии очистки с одновременным удалением биогенных элементов (азота и фосфора). По новой технологии построены и введены в эксплуатацию Южно-Бутовская станция аэрации (производительностью 80 тыс. м3/сут.) и 4-й блок Зеленоградской станции аэрации (140 тыс. м3/сут). В соответствии с «Генеральной схемой канализации г.Москвы на период до 2010 г.» начаты работы по реконструкции действующих Курьяновской и Люберецкой станций аэрации с внедрением новой технологии. Для повышения надежности работы московской системы канализации строятся аварийно-регулирующие резервуары (АРР) на напорных трубопроводах от насосных станций. За период реализации Генплана построены АРР при Тушинской, Нижне-Лихоборской, Южно-Бутовской, Жулебинской КНС. В стадии строительства АРР при Люблинской, Куркинских, Черкизовской, Филевской КНС. В свете ужесточения экологических требований к охране источников питьевого водоснабжения предусмотрено строительство канализационных коллекторов до централизованной системы Москвы в Красногорском, Одинцовском и Мытищинском районах Московской области (постановления Правительства Москвы и Московской области от 1.06.99 г. № 463-41, 465-43, 464-42). В ближайшей перспективе будут проведены работы по увеличению пропускной способности Черкизовско-Хапиловской системы канализования, усилению Северных каналов, завершению строительства отводного канала от Люберецкой станции аэрации. Для поэтапного вывода Курьяновской станции аэрации (200 га городской территории) необходимо строительство новой — Южной станции аэрации. Дальнейшее развитие систем дождевой канализации (постановление Правительства Москвы от 17.04.2001 г. «О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы на период до 2010 г.») предусматривает:— поэтапное достижение нормативных показателей качества очистки сточных вод дождевой канализации;обеспечение полного охвата города системами дождевой канализации;— дифференцированный подход к вопросу отвода и очистки поверхностного стока для различных территорий (устройство очистных сооружений, в том числе выдвинутых в акваторию р. Москвы, и частичная передача дождевых стоков в систему хозбытовой канализации);— обязательную очистку производственных стоков. В связи со строительством Третьего транспортного кольца высокими темпами ведется строительство очистных сооружений поверхностного стока. Основными проблемами остаются низкий эффект очистки стока на действующих очистных сооружениях и рост темпов «старения» сети. Загрязнение и уничтожение верховьев рек, размыв русел и берегов, обрушение откосов плотин и стенок набережных, заиление донными отложениями наносят экологический ущерб водным объектам города. Интенсивные дожди лета 2000 года привели к неоднократному подтоплению городских территорий в бассейне реки Яузы. По распоряжению первого зам. премьера Правительства Москвы Б.В.Никольского (№ 4-РЗП от 05.01.01 г. «О проведении первоочередных работ по очистке русла р. Яузы») проводятся работы по расчистке русла реки от крупнозернистых наносов и укреплению берегов габионами на отдельных ее участках. Институт Генплана Москвы разработал «Комплексную программу благоустройства береговой зоны р. Сетунь». Первоочередные участки реабилитации водных объектов Москвы намечены постановлением Правительства Москвы № 355-ПП от 17.04.2001 г. Экологической реабилитации подлежат практически все речные долины. Для этого необходима целевая программа реабилитации рек. Интенсивное жилищное строительство в районах новой застройки и массовая реконструкция пятиэтажного фонда, а также строительство многофункциональных центров вызвало рост тепловых нагрузок. Теплосберегающая политика, направленная на повышение эффективности работы источников тепловой энергии, снижение потерь при ее транспортировке и распределении, использование новых энергосберегающих технических решений в проектах жилых домов, а также нетрадиционных источников тепла пока не дают ощутимых результатов. Тепловая мощность действующих централизованных источников тепла (ТЭЦ, РТС) практически исчерпана. Особенно напряженная ситуация в северном и западном районах города.В последние годы проведена реконструкция и модернизация существующих РТС Крылатская, Бутово, Красный Строитель, Ленино-Дачное, Волхонка-Зил, Переяславская, Ново-Московская, Тушино 1-П, Чертаново, введены водогрейные котлы на ТЭЦ-25, 26, 27, установлены турбогенераторы на ТЭЦ-27, 20. Завершено строительство РТС Курьяново, в 2001 году планируется ввод в эксплуатацию РТС ГПЗ. Для обеспечения надежным теплоснабжением района Куркино предусмотрено строительство 34 автономных источников тепла. Но сохраняется необходимость строительства новых источников тепла для районов Солнцево, Тушино, увеличения мощности на РТС Химки-Ховрино, Кунцево, Рублево, планируется увеличение тепловой мощности действующих КТС.Дефицит свободной мощности на существующих централизованных источниках тепла, перегруженность тепловых сетей, высокая стоимость строительства централизованных источников определили перспективность использования автономных источников теплоснабжения. Сочетание централизованного теплоснабжения от традиционных систем с индивидуальными источниками позволит резко сократить дефицит тепла и обеспечить устойчивое теплоснабжение самых разных потребителей. Спад промышленного производства при достаточно высокой составляющей доле промышленности в структуре электрических нагрузок и электропотребления неизбежно повлиял на суммарную электрическую нагрузку города. Московская энергосистема остается избыточной как по энергии, так и по мощности, обеспечивая не только надежное энергоснабжение потребителей, но и передачу энергии на федеральный уровень. Перспективным становится развитие источников нового поколения — экологически чистых электростанций небольшой мощности на базе парогазовых, газотурбинных и дизельных установок. Анализ загрузки питающих центров, питающей и распределительной сети 10 кВт показал, что резервы мощности в элементах электрической сети и на источниках электроснабжения во многих административных округах весьма незначительны. Основным вопросом в обеспечении электроэнергией районов реконструкции и нового строительства является наличие свободной мощности и ячеек для присоединения дополнительных питающих кабелей 10 кВт. Введенная в строй электроподстанция «Сумская» позволила снять напряженность с электроснабжением потребителей Южного административного округа. В 2000 году введена в строй действующая электроподстанция «Н.Мазилово». Завершена реконструкция электроподстанции «Ленинская» и начато строительство электроподстанций «Битца» и «Куркино». Острым остается положение с электроснабжением нового строительства в Северном, Северо-Западном, Юго-Западном административных округах. Необходимо сооружение в этих округах новых питающих центров в закрытом исполнении. За счет роста энерговооруженности труда, выхода из кризиса промышленности города, повышения комфортности проживания потребление электроэнергии увеличится. И поэтому политика энергосбережения остается актуальной. Потребность города в котельно-печном топливе уточнена в разработанном институтом «Топливно-энергетическом балансе г. Москвы на период до 2020 г.». Объем котельно-печного топлива для непосредственного использования (прямого сжигания) увеличится незначительно (вследствие оборудования нового жилищного фонда электроплитами), зато увеличится объем сжигаемого топлива в промышленности за счет внедрения технологий по использованию теплоты сжигаемого природного газа. Предусматривается снижение доли природного газа до 91,2% (против 97—98%, намеченных в Генплане) за счет увеличения в стратегических целях доли угля и прочих видов топлива. Продолжаются работы по реконструкции газопроводов высокого давления и сооружений на них («Генеральная схема газоснабжения г. Москвы на период до 2010 г.»). Завершается строительство нового кольцевого газопровода (Д=1200мм Р=1,2 МПа) по городским условиям и двух участков газопровода «Северный ввод». Предстоит большой объем работ по реконструкции газопроводов среднего и низкого давлений и ГРП в разных районах Москвы. Обеспечение жителей города телефонной связью осуществляется крайне низкими темпами, в основном за счет расширения телефонной емкости на действующих АТС. Реализация первоочередных мероприятий Генплана по строительству новых АТС выполнена на 29%, а количеству введенных номеров — на 78%. Для успешного выполнения программы действия единой цифровой сети, обеспечения полной телефонизации квартирного сектора и предоставления населению всех видов телекоммуникаций необходимо увеличить темпы строительства новых АТС и реконструировать АТС, отмонтированные на морально-устаревшем оборудовании.Г.Н.Мароховскаяелостная система благоустройства Москвы подразделяется на два взаимодополняющих направления: «самостоятельное» (мероприятия по комплексному благоустройству территорий и объектов) и «сопутствующее» (благоустроительная деятельность, сопутствующая градообразующим программам). В проекте Генплана развития Москвы до 2020 года разработаны следующие предложения по решению задач комплексного благоустройства столицы: |