log.jpg (8882 bytes)

Будет ли Москва «городом-солнце»?
И.Н.Ильина,С.В.Ильинский

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Мечта любого градостроителя — создать «город-солнце»: просторный, красивый, зеленый, удобный для человека. Однако концентрация на относительно небольшом пространстве интенсивной производственной, транспортной, строительной, социально-культурной деятельности разрушает эту мечту изначально, формируя целый блок экологических проблем, с неизбежностью увеличивающих неблагоприятные нагрузки на человека и природную среду.

Рост крупных и сверхкрупных городов как во всем мире, так и в нашей стране к началу третьего тысячелетия привел к глубоким антропогенным изменениям природы, вытеснению ландшафтов урбосистемами. В 50 странах мира степень урбанизации превышает 70%. При этом при общности ее последствий специфика экономического развития в совокупности с природно-географическими особенностями и национальными традициями обусловливают и различия в формировании экологических проблем больших городов. Особенность городов-миллионеров России в том, что все они, не исключая столицу, являются крупными промышленными центрами, а Москва, кроме того, как самый северный мегаполис мира с ее девятимесячным отопительным сезоном, имеет мощный экологически опасный энергетический комплекс. Наиболее общие критерии оценки масштаба антропогенного давления на природную среду в крупных городах: величина города, численность и плотность населения, преобладающая этажность и плотность застройки, баланс территории по основным видам функционального использования земель, площади открытых и озелененных пространств, производственно-хозяйственная специализация, уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой.

Численность населения Москвы — около 8,5 млн. человек (не считая 2—3 млн. приезжих). По состоянию на 2000 год средняя плотность постоянного населения в Москве примерно 8 тысяч человек на квадратный километр (наибольшая в «спальных» районах: Бибирево, Бескудниковский; наименьшая — в центре города и на недавно присоединенных территориях с усадебной малоэтажной застройкой). Необходимость обеспечить такое огромное количество населения работой, комфортабельным жильем, местами отдыха, напоить, накормить, избавить от отходов повышает уровень прогресса, а тот в свою очередь неизбежно увеличивает нагрузку на окружающую среду (например, в 1990 году один житель столицы «производил» в среднем 180 кг бытовых отходов, в 2000 году — уже более 260).Детальный анализ сложившейся экологической ситуации, предшествующий разработке Генплана, позволил определить основные проблемы города в области охраны окружающей среды и причины их возникновения. Экологическая ситуация в Москве была охарактеризована как достаточно неблагополучная. На территории города расположено свыше 4200 промышленных и автотранспортных предприятий и организаций, являющихся загрязнителями атмосферного воздуха. В их число входят нефтеперерабатывающие (Московский нефтеперерабатывающий завод), металлургические и химические предприятия, 12 тепловых электростанций с филиалами (ТЭЦ), 63 тепловых районных станций и множество отопительных и технологических котельных. Переход к рыночной экономике, несмотря на спад и снижение объемов производства по традиционным для Москвы отраслям народного хозяйства, усилил инвестиционный строительный бум, что привело к трансформации экологических проблем города.

За последние годы выбросы в атмосферу от стационарных источников неуклонно снижаются, но постоянно увеличиваются от автотранспорта (93,7% в общем объеме — на каждого москвича около 14 кг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов промышленности и 200 кг — от автотранспорта). К зонам неблагоприятной и крайне неблагоприятной экологической обстановки следует отнести примагистральные территории вдоль Садового кольца, Варшавского шоссе, Ленинградского, Ленинского и Кутузовского проспектов и многих других автотрасс, а также территории крупных промзон. Кроме того, из-за транспорта более трети москвичей живут в условиях шумового дискомфорта.

Москва занимает первое место в России по объему сточных вод (большая их часть — стоки бытового назначения). В настоящее время 2800 предприятий Москвы сбрасывают в городскую канализацию 720 тыс. м3 сточных вод (лишь десятая их часть имеют системы оборотного водоснабжения). При этом 250 предприятий сбрасывают сточные воды непосредственно в поверхностные водные объекты.

Комплексная водосберегающая политика в городе отсутствует. У населения нет навыков экономного водопользования, а подавляющее большинство трубопроводов воды и канализации, существующих уже десятки лет, настолько изношены, что это приводит к частым авариям и утечкам воды.

В результате градостроительства в Москве сохранилось лишь 134 наиболее крупных водных объекта, из которых 39 имеют полностью открытое русло с окружающим его природным комплексом. В черте города находятся водоемы, которые настолько загрязнены, что представляют угрозу для здоровья населения (Борисовский, Царицынский Нижний пруды). Резко ухудшилось состояние реки Сетунь, река Москва считается умеренно загрязненным водоемом (на участке ниже столицы и вплоть до впадения реки в Оку купаться в ней нельзя).Проблема отходов в московской агломерации осложнена административным устройством, разделяющим регион на два субъекта РФ. В Москве ежегодно образуется около 13 млн. тонн различных отходов (из них 42% на станциях по обработке коммунальных сточных вод практически не утилизируемы). Удаление промышленных и твердых бытовых отходов сводится к их размещению на существующих в Московской области 46 полигонах и свалках.

На экологическое состояние города оказывают воздействие более пятидесяти видов опасных природных и техноприродных процессов, с которыми связано изменение качества среды обитания человека, разрушение зданий и объектов инфраструктуры (подтопление территорий, суффозии, карст, эрозия, просадки). Около 60% территории Москвы гидрогеологически опасны, что увеличивает риск возникновения техногенных катастроф.

По показателям обеспеченности зелеными насаждениями одного жителя (около 17 м2) Москва продолжает оставаться в числе наиболее озелененных столиц. Тем не менее озелененность городских территорий в течение последних десяти лет значительно снизилась. Дефицит озеленения характерен для Центрального округа и отдельных жилых районов-новостроек. При разработке нового Генерального плана были поставлены задачи формирования комфортной среды обитания человека, обеспечения экологической безопасности, сохранения природного и исторического наследия для нынешнего и будущего поколений москвичей. Учитывая неблагополучие экологической ситуации, в качестве приоритетных при разработке Генплана были выделены следующие проблемы:— снижение негативного воздействия автомобильного транспорта, создающего сверхнормативное загрязнение воздуха и зоны шумового дискомфорта;— проведение мероприятий по санации загрязненных почв и рекультивации земель на площадях выводимых (перебазируемых) производственных предприятий и городских неудобий;— развитие городской инфраструктуры по переработке, утилизации и захоронению бытовых отходов;— экологизация производства с целью снижения объемов выбросов, сбросов и других видов негативного воздействия на окружающую среду;— внедрение энергосберегающих технологий и строительство конструкций.

Для оздоровления городской среды Москвы до 2020 необходимо: — провести структурную реорганизацию градообразующей базы, перестроить промышленный комплекс города на основе экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий; вывести из города непрофильные промышленные предприятия, склады, учреждения, ликвидировать ряд промышленных и коммунально-бытовых котельных;— оптимизировать транспортное обслуживание, создать новые транспортные магистрали и реконструировать развязки Садового кольца и улично-дорожной сети с целью ликвидации заторов и «дымящих» пробок;— внедрить современные технологии на водопроводных станциях, обеспечивающих качество питьевой воды на уровне мировых стандартов; наладить очистку сточных вод на станциях аэрации и загрязненного поверхностного стока до той степени, чтобы при сбросе в поверхностные водные объекты города не ухудшалось их качество;— построить предприятия по обезвреживанию и переработке всех видов отходов с целью доведения степени их переработки индустриальными методами до 100%, увеличить уровень вторичного использования промышленных и бытовых отходов;— санировать и реабилитировать территории, подвергающиеся сильной техногенной нагрузке, загрязненные солями тяжелых металлов, радионуклидами и пестицидами, до полного восстановления ресурсно-экологического потенциала;— ликвидировать зоны шумового дискомфорта за счет оптимизации функционального зонирования территории, применения современных методов застройки и озеленения, организации дорожного движения, строительства инженерных сооружений, шумозащитных домов и экранов вдоль основных магистралей города и железнодорожных путей;— развивать природно-экологический каркас, расширять природоохранные зоны, реабилитировать лесные массивы, регенерировать природные территории, создавать новые парки и сады, применять и нестандартные методы озеленения (вертикальное, крышное, контейнерное).Реализация комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных в Генплане Москвы, позволит ликвидировать зоны экологического неблагополучия и обеспечить комфортность жилой среды, а следовательно, и улучшить здоровье населения.