Система мониторинга реализации и актуализации
ГенпланаМосквы |
||||||
№ 5-6 за 2001 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году Е. Б.Ткач |
Генплан столицы был принят Постановлением Правительства Москвы 27 июля 1999 году. Его новизна как инструмента в системе управления градостроительным развитием заключается в переходе от директивного планирования к системе регламентов, регулирующих интересы множества субъектов деятельности в условиях рыночной экономики. Ключевой особенностью нового Генплана является организация мониторинга его разработки и реализации с утверждением программы первоочередных градостроительных мероприятий и систематической актуализацией перспективных параметров в рамках принятых основных направлений градостроительного развития. Правительство Москвы в соответствии с его компетенцией осуществляет мониторинг реализации предусмотренных Генпланом первоочередных градостроительных мероприятий и соответствия градостроительного развития Москвы основным положениям Генплана и Генеральным схемам градостроительного зонирования.
Система мониторинга реализации Генплана разрабатывается как информационная, обеспечивающая контроль за соответствием проектных решений детализирующей градостроительной документации проектным решениям Генплана, а также за факторами, непосредственно влияющими на реализацию Генплана. Развитие системы мониторинга будет осуществляться поэтапно во взаимодействии с другими системами мониторингов (экологическим, социально-экономическим) и с учетом развития земельного и градостроительного кадастров и сроков создания соответствующих автоматизированных систем на территориальном и отраслевом уровнях управления города. Основные функции системы мониторинга реализации Генплана:— свод информации о текущем состоянии градостроительного развития территорий города и определяющих его факторах и их оценка;— выявление тенденций изменения состояния и факторов градостроительного развития территорий города;— прогноз перспективного состояния градостроительного развития территорий города с учетом социально-экономических факторов;— обоснование необходимых мероприятий, планируемых при разработке и актуализации градостроительной документации, а также выявление необходимости обновления правовой, нормативной, научно-методической и информационно-технологической базы градостроительства в Москве. Состав и содержание материалов мониторинга определяется в соответствии с составом и содержанием материалов Генплана. Система материалов мониторинга реализации Генплана включает информационно-статистические, прогнозно-аналитические, концептуальные (целеполагающие), регламентирующие, проектно-планировочные, научно-методические материалы, нормативные правовые акты и программно-технические средства. Анализ и оценка изменений градостроительной ситуации в Москве проводятся по следующим направлениям: — фактические характеристики состояния и использования территории города и результаты реализации программы первоочередных градостроительных мероприятий;— данные разработки документации по градостроительному планированию развития территории города;— предпосылки градостроительного и социально-экономического развития Москвы. В целях анализа изменения фактических характеристик состояния и использования территории города осуществляется выявление, оценка и прогнозирование последствий устойчивых тенденций как в разрезе города в целом и административных округов, так и в разрезе иных частей территории, выделенных по признакам средовой или функционально-планировочной целостности (например, исторической части города, жилых районов, производственных зон), по единству режимов градостроительного регулирования (например, особо охраняемых природных территорий, зон регулирования застройки), по сходству проблемной ситуации (например, зон экологического дискомфорта, районов размещения амортизированного и ветхого фонда застройки). Контроль характеристик состояния территории города проводится по показателям:— изменения состояния компонентов окружающей природной среды;— изменения состояния и объема фонда застройки;— изменения функционального использования территории;— изменения транспортной и инженерной инфраструктур;— распределения по территории мест приложения труда;— развития и расселения населения. Мониторинг хода разработки документации по градостроительному планированию развития территории Москвы организуется по двум направлениям:— оценке хода актуализации материалов Генплана;— оценке хода разработки градостроительной документации, реализующей регулятивный характер Генплана. Мониторинг хода актуализации материалов Генплана проводится по его основным частям и разделам с учетом рекомендаций и предложений государственных экологической и градостроительной экспертиз. Мониторинг хода разработки реализующей Генеральный план градостроительной документации ведется по ее основным видам (градостроительным планам развития территории административных округов, районов и ТЕОСов города, проектам планировки, в том числе производственных зон, проектам застройки, территориальным схемам и градостроительным обоснованиям) и по видам обеспечения ее разработки (нормативному, правовому, методическому, аналитическому, информационному и программно-техническому).В составе материалов мониторинга рассматриваются факторы социально-экономического развития Москвы и градостроительного развития Московского региона. В целях анализа факторов социально-экономического развития города проводится выявление, оценка направленности и прогнозирование последствий изменения показателей:— численности постоянного и временного населения города, а также его социально-демографического состава;— занятости населения в экономике города;— развития сфер производства и потребления;— развития инвестиционных и финансовых возможностей. В ряду территориальных предпосылок градостроительного развития Москвы выявляются тенденции функционально-планировочного развития территории Московской области и особенно районов, непосредственно прилегающих к городу. Анализируются показатели изменения систем расселения и мест приложения труда, транспортной и инженерной инфраструктур; состояния урбанизированных и природных территорий, сфер рекреации и туризма, экологической ситуации; охраны историко-культурного и природного наследия. Правительством Москвы ведение мониторинга реализации Генплана поручено Государственному унитарному предприятию «Научно-исследовательский институт Генерального плана Москвы» совместно с Управлением формирования архитектурного облика, координации строительства и реконструкции города. К этому процессу привлечены префектуры административных округов, комплексов, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы, а также другие организации. Результаты мониторинга реализации Генплана представляются на рассмотрение Правительству Москвы в форме ежегодного Доклада «О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за прошедший год и задачах на предстоящий период» и один раз в 4 года в Московскую городскую Думу (в форме Доклада Правительства Москвы «О состоянии, ходе и итогах реализации Генерального плана развития города Москвы»). 3 июля 2001 года на заседание Правительства Москвы был представлен Доклад «О ходе реализации Генерального плана за 2000 год и задачах градостроительного развития Москвы на предстоящий период». В Докладе был изложен анализ изменений градостроительной ситуации в Москве за этот год, дана оценка хода реализации предусмотренных Генпланом первоочередных градостроительных мероприятий и выявлены приоритетные проблемы градостроительного развития Москвы. При подготовке Доклада были использованы фактические данные, полученные от 46 участников мониторинга: префектур административных округов, Департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы, а также Мосгоркомстата, ОАО «Мосэнерго», ООО «Организатор» и других организаций. В отчетный период были утверждены Градостроительные планы развития Центрального, Юго-Западного, Восточного, Северного и Северо-Западного административных округов. В целях реализации требований градостроительного зонирования территории все округа обеспечены Схемами функционального, строительного и ландшафтного зонирования в масштабе 1:10000 с точностью до кварталов, около 10% городской территории — Планами градостроительного зонирования в масштабе 1:2000 с точностью до участков. В развитие положений Генерального плана разработаны и утверждены Правительством Москвы Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма в Москве на период до 2010 года, Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения до 2020 года. В соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра, строительства общегородских объектов улично-дорожной сети. Все районы комплексной реконструкции пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения обеспечены градостроительной планировочной документацией. По сравнению с первоочередными предложениями Генерального плана темпы ввода объектов социальной инфраструктуры (особенно культуры и спорта), транспортного обслуживания населения (по вводу линий метрополитена из-за отсутствия федерального финансирования) и инженерного обеспечения отстают от объемов жилищного строительства. Хотя объем ежегодного капитального ремонта жилищного фонда за 2000 год удвоился, фонд находится в неудовлетворительном и ветхом состоянии. Остается актуальной проблема обеспечения населения гаражами и стоянками для хранения индивидуальных автомобилей. Крайне медленно осуществляется комплексное преобразование производственных зон. Программа первоочередных природоохранных мероприятий по реализации Генплана и Концепции обеспечения экологической безопасности Москвы выполняется не в полном объеме, медленно осуществляется в городе новое строительство и реконструкция объектов озеленения общего пользования. По результатам рассмотрения хода реализации Генплана Правительством Москвы утвержден Перечень приоритетных работ на период до 2004 года и принято соответствующее постановление, в котором Москомархитектуре поручено представить уже в июне 2002 года предложения по разработке материалов актуализации Генплана развития Москвы. |