log.jpg (8882 bytes)

Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней

В.П.Коротаев, директор НИиПИ Генплана Москвы

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Первый известный, но не дошедший до нас в оригинале план Москвы был изготовлен в 1596—1597 годы. Составленный при царе Борисе Федоровиче Годунове, он послужил основой для ранних планов XVII века, среди которых Петров чертеж и Сигизмундов план. В 1604—1605 годы был изготовлен при участии сына царя Бориса — царевича Федора Чертеж земли Московской — лучшая для того времени карта Русского государства. На ее врезке, в левом углу, был помещен план Москвы. К 1606 году был сделан План Москвы Исаака Массы, а в 1610-м — чертеж, который принято называть Сигизмундовым (на основе русского оригинала 1597 года составлен Иоганом Готфридом Филиппом Аделиным специально для военного похода польского короля Сигизмунда III на Московию). Дошел до нас также план-рисунок центральной части Москвы, составленный австрийским послом Сигизмундом Гербенштейном в 1620-е годы. В середине XVII века появился план Олеария, в 1660-е годы — план-рисунок «Москва» (автор — художник из свиты австрийского посла Майерберга).
Значительными переменами в облике города ознаменована эпоха Петра I. В 1700-е годы был издан указ, запрещавший строить деревянные здания на погорелых местах в центральной части Москвы и обязывающий возводить каменные строения «по линии, а не во дворах» и только по чертежам архитекторов. Но с 1714 года царь, создававший в это время новую столицу, своим указом запретил каменное строительство в Москве. В 1728 году запрет был снят, а в связи с предполагавшимся при царе Петре II переносом столицы обратно в Москву застройка дворов и улиц была регламентирована (здания должны были соединяться по линии улиц забором, ширина улицы — не меньше 5—6 саженей).

В 1731 году последовал указ «О делании плана города Москвы», разработка которого растянулась на 8 лет (автор — Иван Мичурин). Для него впервые была сделана геодезическая съемка, позволившая показать действительную топографию города. До 1775 года, несмотря на свой малый масштаб, план, в котором были прочерчены линии улиц и площадей, служил для выравнивания улиц при выдаче архитекторами разрешений на постройку. Указана была и новая граница Москвы — Компанейский вал (в 1742 году заменен земляным Камер-Коллежским).

В 1762 году по Указу императрицы Екатерины II была сформирована Комиссия для строения Санкт-Петербурга и Москвы. Во исполнение императорского Указа надлежало сочинить планы городов. Эту дату можно считать началом централизованной градостроительной службы в нашем городе. В 1763 году Сенат издал Указ «О сделании всем городам, их строению и улицам, специальных планов по каждой губернии особо». Тогда же генерал-квартирмейстером П.Ивашевым был составлен план Москвы и ее окрестностей, а в Межевой канцелярии под руководством инженера генерал-майора Горихвостова — новый «Генеральный план г. Москвы». В 1774 году учрежден особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в Москве и составлен «Прожектированный план г. Москвы», утвержденный Екатериной II в 1775 году. В плане было много отступлений от практики, поэтому главнокомандующий А.А.Прозоровский в 1792 году образовал Комиссию для составления нового проекта плана. В 1789 году, через 50 лет после издания первого геодезического плана Москвы, вышел второй (автор — «архитектуры I класса помощник» подпоручик И.Марченов), изданный на средства купца Н.Кольчугина. А в 1796 году на средства купца Т.Полежаева были напечатаны план Москвы и книга-указатель.

После пожара и разрушений в Москве 1812 года была создана «Комиссия по строению города Москвы» (существовала до 1843 года), на которую возлагалось восстановление города. План, составленный этой Комиссией в 1818 году, был положен в основу обстоятельной реконструкции города. До 1917 года в Москве продолжало действовать градостроительное регулирование застройки в духе идей классицизма.

Новое руководство утверждало идею разработки на научной основе градостроительных схем и планов реконструкции и развития Москвы как столицы первого в мире советского государства. Авторы, выдвигавшие идеи переустройства, рассматривали город вместе с его окружением. Такой комплексный подход к прогнозированию больших городов предложил профессор Б.В.Сакулип, в 1918 году составивший план технико-экономической организации столицы и окружающих ее трех колец расселения (Москва и первые два кольца составляли Большую Москву, среди колец указывался «зеленый пояс»). Интересный проект создания Большой Москвы в радиусе 120 км от границ города предложил в 1921—1925 годы профессор С.С.Шестаков.

В 1918 году Архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы сделала первые эскизы реконструкции города, а в 1923 году был издан подробный проект — фактически первый советский план реконструкции Москвы (выполнен под руководством И.В.Жолтовского и А.В.Щусева). Это была крупнейшая для того времени градостроительная работа, но уже к середине 1920-х годов план не отвечал требованиям времени. И началась подготовка на конкурсной основе к составлению нового градостроительного плана. Авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы: Г.Красин, Г.Майер, В.Кратюк, группа ВОПРА (Бабуров, Карпов, Кычаков, Васильев, Фридман), Н.Ладовский, Э.Горный, Ле Корбюзье. Выдвигались экстремальные предложения создать абсолютно новый город на месте старого, но все же победила идеология сохранения планировочных традиций Москвы, складывавшихся веками.

Процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на четыре основных этапа: годы 1931—1941, 1945—1950, 1951—1960, 1961—1991. В конце 1991 года начался новый этап градостроительной истории столицы (уже не Советского Союза, а России).

Первому этапу градостроительных преобразований в Москве дало начало постановление июльского 1931 года Пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства в стране, где особое внимание было уделено столице. Развернулась работа по подготовке первого в истории страны комплексного плана реконструкции столицы, разработанного под руководством В.И.Семенова и С.Е.Чернышева и принятого в 1935 году. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки этот Генплан не имел аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Его основой оставалась радиально-кольцевая структура. Намечался рост численности населения города с 3,66 млн. чел. в 1935 году до 5 млн. чел. к 1960-му, увеличение более чем вдвое городской территории — преимущественно в юго-западном и северном направлениях. Новый Генеральный план ознаменовал начало процесса комплексной реконструкции и развития столицы страны при строгом идеологизированном подходе ко всем градостроительным документам. Несмотря на отсутствие необходимой строительной базы и ограниченность средств, в течение 1931—1941 годов были достигнуты большие результаты. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили главные центральные площади столицы, развернули реконструкцию ее центральной части. Провели большие работы по озеленению и благоустройству, реконструировали и частично застроили новыми домами улицу Горького, 1-ю Мещанскую улицу, Ярославское шоссе, Большую Дорогомиловскую улицу, Можайское шоссе, Большую Калужскую улицу, Новослободскую улицу и Ленинградское шоссе. Большая часть Садового кольца была расширена до 70 и более метров. Были построены 5 мостов на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, на Водоотводном канале — Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский, на реке Яузе — Малый Устьинский и Госпитальный мосты. Возведен ряд уникальных общественных зданий: Всесоюзная государственная библиотека имени В.И.Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду, Центральный театр Советской Армии, Академия имени Фрунзе, стадион «Динамо», гостиница «Москва», концертный зал имени П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал. Изменился облик Москвы, год от года набирали темпы жилищное и культурно-бытовое строительство. Улучшилось транспортное обслуживание: расширилась сеть трамвайных линий, появились рейсовые автобусы, а в 1935 году — первая линия метрополитена; к 1941-му протяженность линий метро уже составляла 23,3 км. В 1937 году вступил в строй канал имени Москвы (128 км), улучшивший водоснабжение города (7 водохранилищ, их них 3 в пределах города) и сделавший его крупным речным портом. 

Но идеологизированная политика преобразования Москвы в индустриальную столицу первого в мире пролетарского государства привела и к существенным ошибкам, принципиальным градостроительным просчетам и потерям. Декретом Советского правительства была объявлена «безбожная пятилетка», в небывалых масштабах развернулось закрытие, разрушение или переоборудование для светских целей монастырей и храмов. Часовня Александра Невского (1883 года) возле гостиницы «Националь» была разрушена еще в 1922 году, а в 1930-е годы жертвами религиозного вандализма пали Пантелеймоновская часовня, собор во имя Казанской иконы Божией Матери (памятник освобождения России и Москвы от польских интервентов XVII века), Никитский монастырь, Иверские (Воскресенские) ворота с Иверской часовней, храм святого Димитрия Солунского на Страстной площади, храм Василия Кесарийского на Тверской улице и весь комплекс Страстного монастыря на Тверском бульваре. В 1931 году взорвали храм Христа Спасителя (памятник победы в войне 1812 года), снесли древний собор Спаса на Бору в Кремле и десятки других храмов. При реконструкции центральных районов Москвы наряду с обветшалыми, не представляющими ценность зданиями были уничтожены исторические и культурные памятники (Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота, некоторые сооружения Кремля и еще многие здания в разных частях Москвы).

В период Великой Отечественной войны реализация Генплана 1935 года была временно прекращена (только продолжалось строительство метрополитена: к концу 1945 года протяженность его линий увеличилась на 15 км). После военных пяти лет развернулись работы по восстановлению города и улучшению условий обслуживания населения. 

Третий этап развития столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно-бытового строительства на основе индустриальных методов возведения зданий и сооружений. Десятилетний план реконструкции Москвы на 1951—1960 годы (руководитель — архитектор Д.Н.Чечулин) основывался на идеях Генплана 1935 года. Новые предложения — улучшение планировки и застройки города, прежде всего основных магистралей, въездов в Москву, освоение резервных территорий. Начался постепенный переход на полносборное домостроение и создание необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей (1954) были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам.

Для форсирования жилищного и гражданского строительства на индустриальной основе в том же году была создана мощная строительная организация — Главмосстрой. После организации Института Генерального плана г. Москвы (1951 год, с 1966 — НИиПИ Генплана г. Москвы) — ведущей организации по разработке градостроительных проблем развития столицы и ее пригородной зоны — строительство в Москве стало вестись на качественно новом уровне. Росли новые жилые районы (Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Измайлово, Фили-Мазилово, Хорошово-Мневники, Кузьминки). Впервые в Москве возвели 7 высотных зданий, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства, ставших знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры. Десятилетним планом на 1951—1960 годы запрещалось строительство в Москве и ее лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП) промышленных предприятий, кроме обслуживающих нужды населения и строительства (это положение было реализовано тогда лишь частично).

В 1960 году началась работа над составлением Технико-экономических основ (ТЭО) нового Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении ее границ до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), увеличены площади лесопаркового защитного пояса. Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961—1970 годов стал первым этапом реализации нового Генерального плана (сооружения тех лет: Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ, Общесоюзный телевизионный центр с телевизионной башней в Останкино, гостиница «Россия», Центральный аэровокзал, комплекс на Новом Арбате, новые корпуса МГУ на Ленинских горах, представительное жилищное и культурно-бытовое строительство).

В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы на период 1985—1990 годы с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу — 2000 год (разработан под руководством главного архитектора Москвы М.В.Посохина с участием П.Н.Уласа, Р.Г.Каверина, С.М.Матвеева, С.Д.Мишарина, Ю.К.Болбота, А.Г.Яновского, Л.Н.Сорокина, С.Л.Болырева, Н.Ф.Евстратова и других). Москва была поделена на 8 планировочных зон, а те, в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (прообразы административных округов и районов 1990-х годов), определен целесообразный режим градостроительных преобразований. Большое внимание уделялось развитию транспорта. Радиально-кольцевую сеть улиц и дорог намечалось дополнить хордовыми магистралями, создать новые кольцевые магистрали на основе существующих и планируемых улиц. Предлагалось расширить фронт работ по озеленению и комплексному благоустройству Москвы, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области. Была разработана на научной основе программа сохранения и восстановления памятников истории и культуры, план бережного отношения к памятникам природы. Запрещено строительство производственных объектов (за исключением обслуживающих нужды населения и городского хозяйства), научно обоснована и выделена пригородная зона в радиусе 50—60 км от границ столицы с особой значимой ее частью — ЛПЗП как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. 10 тысяч гектаров пригородной зоны были определены как дополнительная территория для будущего расширения владений столицы (к концу расчетного срока Генплана численность населения Москвы должна была составить 7,5 млн. чел., вместе с рабочими поселками и Зеленоградом — 8 млн. чел).

В послевоенный период в процессе реализации градостроительных планов многое было сделано для улучшения условий жизни населения, совершенствования планировки, застройки, благоустройства: в Лужниках создан спортивный комплекс, на Воробьевых горах — комплекс Дворца творчества детей и юношества, построен Новый Арбат, новый театр на Тверском бульваре, крытый велотрек в Крылатском, Телеграфное агентство СССР на площади Никитских ворот, Институт научной информации АН СССР с фундаментальной библиотекой по общественным наукам, гостиница «Салют» в Тропареве, новый жилой район «Олимпийская деревня», спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и многое другое.

 Градостроительные генеральные планы Москвы в сравнении с похожими документами других городов мира отличаются масштабностью и комплексностью предлагаемых решений, но не лишены иллюзий и ошибок чрезмерно идеологизированной доктрины развития нашей страны того периода. Таковы предложения 1930-х годов о разрушении исторической застройки Китай-города и Замоскворечья, создании на месте Красной площади и Гостиных рядов громадного Дома промышленности, проекта Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. В 1950—1970 годы, когда декларативно провозглашалась идея сохранения памятников истории, культуры и природы, на практике продолжался снос и недостойное использование храмов, ветшала и приходила в негодность историческая застройка Москвы, а на ее месте появлялись чужеродные для столицы здания повышенной этажности. Особое возмущение в свое время вызвало строительство в Кремле Дворца съездов, хотя по техническим и архитектурно-художественным достоинствам он, несомненно, является событием в градостроительной практике Москвы. Другой подобный пример — Новый Арбат (он настолько чужд этой части города, что его не случайно называют «вставной челюстью»), однако его застройка получила в 1966 году Гран-при за обновление архитектурных форм и успехи в разработке перспективных планов строительства Парижского центра архитектурных исследований.

Реализация предложений градостроительных генеральных планов в XX веке улучшила жизнь большинства москвичей, повысив темпы жилищного строительства и обеспеченность населения жильем (доля москвичей, живущих в отдельных квартирах, с 1961 года каждое десятилетие возрастала соответственно с 40 до 60, 79, 85%).К сожалению, Москва за это время превратилась в город, перегруженный производственными объектами (четвертая часть всех мест приложения труда была сосредоточена на экологически вредных производствах, а доля ручного труда составляла около 40%). Не менее 40% товарооборота в городе приходилось на долю иногородних. К концу 1980-х годов по большинству социально-экономических параметров (продолжительность жизни, комфорт расселения в жилищах, показатели развития обслуживающей сферы, транспортные параметры) Москва отставала от крупнейших зарубежных городов. Ежегодно уменьшалась доля капитальных вложений, направляемых на развитие непроизводственной сферы. Из-за некомплексности застройки в новых жилых массивах, где проживало 3/4 населения, был большой дефицит детских яслей и садов, магазинов, поликлиник, спортивно-оздоровительных учреждений. Недостаточно финансировались строительство и реконструкция объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.1990-е годы с их принципиальными политико-экономическими изменениями принесли новые заботы, но и дали надежду на возрождение былой славы Москвы. Новые подходы к градостроительному развитию столицы создают принципиально новые условия для ее истинного совершенствования. Все это отражено в Генеральном плане развития города Москвы на период до 2020 года.