log.jpg (8882 bytes)

Третье транспортное кольцо
В.П.Коротаев, Ю.В.Коротков, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

 Третьим это кольцо названо в предыдущих редакциях Генерального плана, однако оно третье и по самой сути, так как в настоящее время в Москве только два полноценных кольца для автомобильного транспорта — МКАД и Садовое. Если в целом по столице характерна картина хронического отставания в развитии улично-дорожной сети от темпов освоения территорий, то для срединной зоны города строительство магистрали вдоль Малого кольца Московской железной дороги — существенный импульс преобразования всей планировочной структуры: кроме зоны транспортно-коммуникационного коридора, здесь выделяются зона прилегающих территорий и зона влияния кольца. 

Строительство магистрали уже начато за счет средств территориального дорожного фонда, учитываются по возможности и все перспективные факторы, хотя для других видов хозяйственной деятельности еще предстоит определить инвесторов. Крупный транспортно-коммуникационный коридор, основу которого составляет Третье кольцо, формируют также городской рельсовый электротранспорт (по существующим путям Малого кольца) и скоростная транспортная система Шереметьево — ММДЦ «Москва-Сити». Кроме того, в состав коридора включен комплекс сооружений транспортной инфраструктуры.

Программа строительства Третьего транспортного кольца включает: строительство магистрали протяженностью 52 км преимущественно вдоль окружной железной дороги — так называемое Большое третье кольцо; достройку Малого третьего кольца, в южной части совпадающего с Большим, а потом выходящего на такие незамкнутые в настоящее время улицы, как Сущевский Вал, Беговая. Автомагистраль запроектирована как улица общегородского значения 1 класса с четырехполосной проезжей частью в каждую сторону движения и пересечениями в разных уровнях со всеми улицами, дорогами, железнодорожными путями и пешеходными переходами. Планировочное решение строится таким образом, чтобы максимально удалить трассу магистрали от жилых территорий, а следовательно, приблизить к существующим железнодорожным путям. На пересечении с Кутузовским проспектом будут сооружены протяженные транспортные тоннели, на площади Гагарина трасса перекрыта платформой, изолирующей от шума и газов прилегающие здания. Там, где такие решения конструктивно невозможны, применяются специальные экраны, шумозащитные окна в домах и прочее.

Одновременно со строительством Большого третьего транспортного кольца намечается создание на базе Малого кольца Московской железной дороги новой системы скоростного рельсового пассажирского транспорта при обеспечении возможности грузового движения во внепиковое время. С шагом 0,8—1,5 км запроектированы новые пассажирские комплексы на Малом кольце, являющиеся пересадочными пунктами на другие виды транспорта.

Сооружения транспортной инфраструктуры имеют три основных составляющих: обслуживание автомагистрали (дорожно-эксплуатационные комплексы, предприятия Гормоста, службы эксплуатации инженерных объектов и сооружений), обслуживание автомобилей (автозаправки и пункты техобслуживания, объединенные в единые заправочно-ремонтные комплексы), обслуживание водителей и организация движения (система информации и экстренной связи, комплекс регулирования движения и пункты дислокации подразделений ГИБДД, объекты торговли и общественного питания).Социологические исследования показывают, что большинство москвичей поддерживают строительство Третьего кольца. Даже люди, не имеющие собственных автомобилей, нуждаются в улучшении условий дорожного движения. Однако московское правительство обязано защищать интересы и меньшинства, живущего в непосредственной близости от планируемой дороги. Значительная часть средств, выделяемых на дорожное строительство, затрачивается на экологические мероприятия.

Вдоль внутригородской кольцевой магистрали выделена территория, подлежащая градостроительной реорганизации, особое внимание уделено проходящей вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Ее высокий функциональный, планировочный, рекреационный, историко-культурный потенциал используется пока незначительно. Сегодня вдоль МК МЖД и будущей трассы Третьего большого кольца на протяжении 31 км размещаются производственные территории: крупные объекты (заводы, ТЭЦ, овощебазы, автокомбинаты, депо) и многочисленные мелкие (склады, одноэтажные боксовые гаражи, неблагоустроенные автостоянки, маломощные производства). Это значительный резерв для преобразования за счет уплотнения застройки (как минимум в два раза), выноса филиалов на основные площадки, ликвидации непродуктивных производств, резкого сокращения территорий коммунальных зон и гаражей и замены их на многоэтажные строения.

К трассе прилегают также представляющие большую экологическую, рекреационную, эстетическую ценность Государственный природный национальный парк «Лосиный остров», Государственный Ботанический сад, Измайловский лесопарк, памятники садово-паркового искусства (Покровское-Стрешнево, Михалково, Измайлово), долины малых рек (Сетуни, Яузы, Лихоборки, Нищенки, Хапиловки, Серебрянки, Кровянки).Малое кольцо МЖД, вдоль которого проходит проектируемое Третье кольцо, имеет пока маловыразительные (кроме Ленинского и Кутузовского проспектов) пересечения с главными вылетными автомагистралями и радиальными железнодорожными въездами в Москву. Дорога, пересекающая все радиусы линий метрополитена, расположена в непосредственной близости к девяти его станциям, которые пока не имеют с ней связей, кроме намеченного выхода со станции метро «Ленинский проспект». Центры общегородского значения вдоль Малого кольца МЖД сложились только в районе площади Гагарина, спорткомплекса «Лужники», станции метро «Кутузовская» и гостиничного комплекса «Измайлово».Территория вдоль МК МЖД — это важная в структуре города срединная зона Москвы, разделяющая исторический общегородской центр и периферийные жилые районы. Пересечения с радиальными магистралями потенциально являются важнейшими планировочными узлами. При прокладке Третьего большого кольца и организации пассажирского движения на Малом кольце МЖД ожидается значительное увеличение пассажиропотоков (создание крупных пересадочных узлов) и количества автомобилей (до 7000 единиц в час «пик»). Все это создает предпосылки для развития градостроительного потенциала территории. Крупные преобразования в срединной зоне Москвы предполагается провести за счет повышения привлекательности для инвесторов территорий, прилегающих к Третьему кольцу.

Предложения по функционально-планировочной реорганизации предусматривают: создание многофункциональных центров в узлах пересечения дороги с радиальными автомобильными магистралями и железнодорожными направлениями, вблизи станций метро и пассажирских платформ на МК МЖД; сокращение коммунально-производственных территорий под размещение жилья, общественных центров, компенсационное озеленение (уплотнение и реконструкцию застройки для сохраняемых объектов); реабилитацию и развитие природного комплекса на примыкающих к Третьему кольцу парковых территориях, вдоль долин малых рек; реконструкцию жилой застройки (с учетом значительного повышения ценности земель в этой зоне) с проведением природоохранных мероприятий; размещение многоэтажных гаражей, автостоянок на участках производственно-коммунальных зон, возле многофункциональных центров.

Такие комплексные градостроительные преобразования городского масштаба намечены для главных планировочных узлов и осей на пересечениях с проектируемым Краснопресненским проспектом, с улицей Алабяна и Волоколамским шоссе в районе Светлого проезда; с Ленинградским шоссе (в сторону метро «Войковская»; с Алтуфьевским шоссе (в сторону станции метро «Петровско-Разумовская»; со Щелковским шоссе (в сторону станции метро «Измайловский парк»); между Автозаводской улицей и проектируемой Симоновской набережной; с Большой Тульской улицей; реконструируемой площадью Гагарина (развитие в восточном направлении); с набережными Шевченко и Бережковской.

Реализация программы строительства Третьего транспортного кольца с одновременным преобразованием планировочной структуры прилегающих территорий осуществляется сравнительно быстрыми темпами. К концу 2001 года практически завершен южный, совмещенный участок Большого и Малого кольца от ММДЦ «Москва-Сити» до Волгоградского проспекта, построен тоннель на пересечении улиц Нижняя Масловка и Башиловка. Вдоль построенного участка вводятся в строй объекты транспортной инфраструктуры. А МПС России в это время завершит рассмотрение ТЭО организации пассажирского движения по Малому кольцу железной дороги. В районе станции Андроновка намечается построить новое депо для пассажирских составов. Параллельно ведется детальное проектирование по реорганизации прилегающих территорий: разработаны проектные предложения по реконструкции застройки, прилегающей к южному (совмещенному) участку Третьего кольца, выполнены проекты на отдельные кварталы и комплексы.

Будущий облик территории уже можно увидеть на отдельных участках. В районе станции Угрешская на месте боксов и ракушек разбит сквер, на котором отреставрированные вокзальные постройки начала ХХ века выглядят особенно эффектно, а многоэтажный гараж неподалеку вполне соответствует столичной трассе. Рядом с пересечением Третьего кольца с Большой Тульской улицей благоустроен пруд Бекет со сквером, расчищена долина реки Кровянки, еще недавно занятая свалками и открытыми складами. Вблизи устья Сетуни проведено комплексное благоустройство и озеленение; приведена в порядок и территория, примыкающая к Лужникам. Реализация проектов во многом зависит не только от бюджетных вложений, но и от инициативы инвесторов, но уже сегодня ясно, что территория вдоль Третьего кольца привлекает их внимание.