log.jpg (8882 bytes)

 Реорганизация производственных территорий
В.Я.Беккер,В.В.Карелина

Русская линия

№ 5-6 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Продолжаем славные архитектурно-строительные традиции Москвы
А.В.Кузьмин
Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство
В.П.Коротаев
Градостроительные планы Москвы с XVI века до наших дней
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Основные положения Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин
Новое в методологии и практике градостроительного планирования
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов Социально-экономические предпосылки градостроительного развития 
А.В.Кузьмин, В.П.Коротаев, О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева,
А.Р.Каверин, О.Ю.Галушко, Т.А.Стецюк,А.В.Болдин

Планировочная и архитектурно-пространственная структура Москвы 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
Осуществление Москвой столичных функций 
О.А.Баевский, Г.С.Юсин, Н.В.Чевашева, А.Р.Каверин, Л.Я.Ткаченко, Н.Ю.Федорова, Ю.П.Арпишкин
Градостроительное зонирование столицы 
И.Н.Ильина, С.В.Ильинский
Будет ли Москва "городом-солнце"? 
Е.Е.Соловьева
Охрана культурного наследия 
Л.Б.Кожаева
Морфотипы московской застройки 
Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн
Транспортная инфраструктура Москвы 
Ю.В.Раев, Г.С.Юсин
Генплан в системе градостроительного законодательства 
О.А.Баевский, Л.Я.Ткаченко
Система мониторинга реализации и актуализации Генплана Москвы 
В.П.Коротаев, Ю.В.Короткое, М.Г.Крестмейн, Г.Б.Омельяненко
Третье транспортное кольцо 
Т.М.Барсукова, А.А.Трифонов, И.В.Фоменко
Комплексная реконструкция районов пятиэтажной застройки 
В.Я.Беккер, В.В.Карелина
Реорганизация производственных территорий 
Л.Ф.Страшнова, В.Я.Беккер
Социальная инфраструктура и потребительский рынок 
Г.Н.Мароховская
Инженерная инфраструктура 
М.Е.Иванов
Финансовые ресурсы и реализация градостроительных предложений 
А.С.Цивьян
Северный административный округ:
опыт разработки градостроительного плана
 
Б.В.Бодэ
Градостроительный план района Тверской
 

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" в 2001 году 

Авторы номера 

Е. Б.Ткач
Комплексное благоустройство города

Промышленность Москвы начала развиваться пять веков назад. Первый завод в современном понимании появился в конце XV века на берегу реки Неглинки. Это был Пушечный двор (в 1586 году на этом дворе была отлита Царь-пушка). «Каждому промыслу положены особые места... золотых дел мастера... сапожники, скорняки, шапочники и другие — все имеют свои особые улицы... Также имеются здесь различные ремесленники, преимущественно булочники... Здесь же находится литейный завод...» — так описал центр Москвы ХVII века немецкий путешественник Адам Олеарий.

К середине XIX века в Москве насчитывалось уже около 750 заводов и фабрик, в основном мелких, а к концу XIX века — 667 крупных промышленных предприятий и большое количество мелких. Вблизи железных дорог, Москвы-реки и Яузы, в Лефортово, у Преображенской и Рогожской застав, на Пресне, в Замоскворечье и Симоновской слободе — сложились крупные промышленные районы. Преобладало текстильное производство, на втором месте стояла металлообрабатывающая промышленность, успешно развивались пищевое, химическое, кожевенное, силикатное, деревообделочное производства.

Бурный скачок в развитии промышленности Москвы произошел в 1930-х годах (реализация первых пятилеток). Металлообработка прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города (45%). «Ситцевая» Москва отошла на второй план, уступив место Москве машиностроительной и электротехнической. Строились заводы-гиганты. После Великой Отечественной войны начали создаваться многочисленные научные институты и научно-производственные объединения, разрабатывающие новые технологии.

Сегодня в Москве более 1500 крупных и средних промышленных предприятий (44% из них размещаются на селитебных территориях города) и около 1400 научно-исследовательских институтов. При остром дефиците территориальных резервов столицы (новое строительство жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, транспортных магистралей, развитие деловой сферы) возникает необходимость реформирования производств, где есть значительные территориальные резервы. В градостроительных Предпосылках территориального и социально-экономического развития города, намеченных новым Генеральным планом Москвы, обозначено «рациональное использование и эффективная эксплуатация городских земель, созданного производственного, научного потенциала». Среди основных направлений градостроительной реорганизации производственных территорий предусматривается: — сокращение территории производственного назначения с 20,5 до 15,0 тыс. га (в том числе с полной ликвидацией производственных функций на 5,3 тыс. га) и использование освободившейся в качестве внутригородских резервов (для системы общегородских центров — около 1,2 тыс. га, для жилищного строительства — 1,9 тыс. га, на развитие и реабилитацию территорий природного комплекса — 2,2 тыс. га);— компенсация ликвидируемых и создание новых мест приложения труда за счет повышения плотности застройки на интенсифицируемых территориях, совершенствование функционально-планировочной организации сохраняемых производственных зон города;— улучшение состояния окружающей среды за счет ликвидации экологически опасных и ресурсоемких производств, санации сохраняемых и рекультивации высвобождаемых производственных территорий с высоким уровнем техногенных загрязнений, обеспечения на сохраняемых производствах требований экологических нормативов, сокращения разрешенных санитарно-защитных зон;— интенсификация использования и повышение плотности застройки сохраняемых производственных территорий; строительство там объектов научно-производственной, деловой, торговой, выставочной сфер деятельности;— комплексное благоустройство, озеленение, обводнение производственных территорий.

При условии проведения реорганизационных мероприятий намечается ликвидация 16 и частичное сокращение 20 производственных зон (из 66 в пределах МКАД). Однако подобные решения не должны приниматься за счет ухудшения условий развития производственной сферы города, среди основных отраслей которой промышленность, наука и научное обслуживание, составляющие почти половину всей занятости населения, около 20% территории и 40% всех производственных фондов.

Разрабатываемая на каждые три года Департаментом науки и промышленной политики Комплексная программа промышленной деятельности в Москве определила приоритеты в развитии отраслей, выделила базовые предприятия, опираясь на которые отрасль начинает выходить из кризиса 1990-х годов (в 2000 г. по отношению к 1998 г. объем производства составил почти 114%, в 2,5 раза увеличилась прибыль предприятий, в 1,5 раза сократилось количество убыточных предприятий, в 2 раза увеличилось поступление налоговых платежей). К сожалению, Комплексная программа не уделяет должного внимания проблемам территориального развития отраслей в Москве. Отсутствуют и правовые акты, регламентирующие функциональное использование и планировочную организацию занимаемых участков, что приводит к противоречиям между предприятиями и городом. В Генеральном плане развития Москвы предусматривается возрождение промышленности и науки, за счет интенсификации деятельности которых «включается» использование скрытых резервов (основных фондов, территории, кадрового потенциала, энергетических и других видов ресурсов). Проблемы города и отрасли различны: город озабочен жилищным строительством, реабилитацией природного комплекса, созданием системы общегородских центров, решением транспортных проблем и прочим, отрасль — увеличением объемов производства, созданием новых наукоемких технологий, маркетингом спроса продукции, сокращением арендной платы за землю, увеличением прибыли предприятия и ростом заработной платы. Но интересы пересекаются в «конфликтных зонах»: изменение территории (частичное изъятие), ликвидация или перебазирование объекта, изменение размера санитарно-защитной зоны, новое строительство. Решение задачи возможно лишь при условии отражения взаимных интересов в городских и отраслевых программах. Такое решение совместных проблем осуществляется в настоящее время в Центральном административном округе, на территории которого находится около 60 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики. В связи с усилением роли округа в выполнении Москвой столичных функций, восстановлением и реконструкцией исторической среды, решением социальных, экологических и транспортных проблем особенно важной представляется цель освобождения производственных территорий под жилищные и другие виды городского строительства. Таким образом, программа перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций в историческом центре Москвы является одной из важнейших составляющих Комплексной программы реконструкции, направленной на поэтапную реорганизацию территории ЦАО.

Суммарные итоговые изменения структуры территории должны происходить за счет сокращения производственной застройки на 31% (425 га), хотя реорганизации подвергнутся и другие виды территорий (жилые кварталы, общественная застройка) общей площадью около 1500 га. За счет сокращения производственных территорий предполагается увеличить территорию жилых кварталов на 8%, общественной застройки — на 11%, природных и общественных территорий общего пользования — на 10%.Опыт ЦАО должен быть пролонгирован и на другие округа города. В сентябре 2001 года вышло Постановление Правительства Москвы об утверждении Порядка подбора территории для размещения предприятия (организации), перебазируемого из исторического центра Москвы, который был разработан ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно с заинтересованными организациями города.

Такая работа позволит реализовать предложения Генплана в части сокращения производственных территорий для развития жилищных, социальных, транспортных и других функций города. При этом производственный и научный потенциал Москвы должен возрасти за счет более эффективного использования городских территорий.