Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки
в Черноземье

И. С. Суровцев, ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, советник РААСН
Е. М. Чернышов, проректор по научной и инновационной работе университета, академик РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Текущий 2005 год - год 75-летия нашего университета, на базе которого и проводится юбилейное общее собрание Российской академии архитектуры и строительных наук.

Столица Черноземья Воронеж встречает российскую элиту архитектурного творчества, градостроительного искусства, строительной науки и практики для обсуждения особо актуальной сегодня проблемы "непрерывного архитектурно-строительного образования как фактора обеспечения качества среды жизнедеятельности".

В данном контексте, безусловно, важным представляется обсуждение деятельности и развития нашего архитектурно-строительного университетского комплекса, который зарождался в первой трети XX века в качестве образовательного и научного центра Черноземного края. Он прошел путь, наполненный повседневным трудом и достижениями нескольких поколений педагогов и ученых, свершениями его почти сорока тысяч выпускников - архитекторов и инженеров-строителей.

Черноземье и его неофициальная столица Воронеж имеют богатую историю, охватывающую эпохи от времен неолитических, известных поселений Подонья, великого переселения и смешения на рубеже нашей эры угро-финских, тюркских и славянских этносов и культур на просторах Дикого поля до освоения его земель средневековыми Московским и Рязанским княжествами, завершившегося 300 лет тому назад строительством в Воронеже первого русского флота.

Мастерство зодчих и строительные традиции жителей края имеют глубокие корни, богатую историю достижений, и составляют основу современного народно-хозяйственного и культурного потенциала Черноземья, его архитектурно-строительного комплекса, неотъемлемой частью которого является Воронежский государственный архитектурно-строительный университет - ведущий образовательный и научный центр федерально-отраслевого уровня и значения.

Можно считать, развитие архитектурно-строительного образования в Черноземье определялось созданием и становлением Воронежского инженерно-строительного института.

Первая государственная школа в крае была открыта в 1703 году в Воронеже в период деятельности Петра I, с именем которого связано не только зарождение кораблестроения, но и развитие строительства в целом. Он и его последователи основали на этой земле фабрики, заводы, учебные заведения, что до сих пор входит в славное наследие почти миллионного города.

Официальное профессиональное строительное образование в Черноземье и Воронеже перешло 100-летний рубеж и начиналось с деятельности дореволюционного училища, на базе которого в 1920 году открылся техникум с четырьмя отделениями - строительным, керамическим, химико-техническим и механическим. В 1921 году техникум преобразовали в высшее учебное заведение нового типа - практический институт, который на трех факультетах (строительном, химическом и электротехническом) давал лицам, окончившим его, звание инженеров широкого профиля "с правом управления производством".

Институт просуществовал почти три года и в 1923-м его студенты были распределены по вузам Москвы и Петрограда. Вместо практического института в Воронеже организовали индустриальный техникум с тремя отделениями: дорожно-строительным, теплотехническим и тракторным. В 1930-м на базе строительного отделения техникума создали Воронежский инженерно-строительный институт - ВИСИ. Отсюда и ведется отсчет его "возраста".

Весной 1931-го по проекту тогда еще молодого архитектора Н. В. Троицкого началось строительство учебного корпуса, который в 1933 году был сдан в эксплуатацию.

Институт выпускал инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства, инженеров по проектированию и производству строительных деталей и конструкций. На двух факультетах - инженерно-строительном и инженерно-технологическом - имелось 16 кафедр и 16 лабораторий, 9 кабинетов и учебные мастерские. Особенно выделялись кабинеты строительной механики, строительных материалов, оснований и фундаментов. В педагогический коллектив из 54 человек входили 7 профессоров и 13 доцентов. В предвоенные годы вуз подготовил и выпустил 520 инженеров.

15 июня 1941 года, за неделю до начала Великой Отечественной войны, ВИСИ был реорганизован в Воронежский авиационный институт, а в декабре 1941-го эвакуирован в Ташкент. В 1944-м, после возвращения из эвакуации, институт возобновил работу и имел в своем составе строительный и строительно-технологический факультеты; часть института из Ташкента была направлена в Куйбышев и вошла в состав Куйбышевского авиационного института (ныне Самарского аэрокосмического университета).

Уже в первые годы становления вуза в нем сложились оригинальные направления научных исследований и разработок. В 1930-1940-е предвоенные годы получили развитие работы К. А. Жилинского, Б. Т. Ива, В. К. Вильдемана, Н. В. Троицкого, были заложены основы для послевоенного формирования образовательных и научных школ по архитектуре, материаловедению, основаниям и фундаментам, строительной механике, строительным конструкциям.

1950-е годы для разрушенного войной вуза стали периодом возрождения его материальной базы и формирования научно-педагогического коллектива.

В 1960-1970-е возродившийся вуз получил интенсивное развитие: в нем открылись новые инженерные специальности и направления научных исследований. К 1980-м сложились и утвердились научные школы, составляющие фундамент современного научного и научно-методического потенциала, пережившего в 1990-е годы трудные времена и вышедшего сегодня на новый вектор развития.

В 1996-м институт получил статус государственной архитектурно-строительной академии, а в 2000-м - университета; в 2001-м университет прошел международную аккредитацию в Институте инженеров-строителей (Великобритания), является членом Европейской ассоциации университетских строительных факультетов, имеет прямые договоры по международному сотрудничеству с 15 университетами мира. Сегодня университет - это 8 тысяч студентов очного и заочного обучения на 10 факультетах по 30 специальностям, 40 кафедр, 65 докторов наук, профессоров и 250 кандидатов наук, доцентов, более 500 организаций-партнеров по образовательной, научной и инновационной деятельности.

60-70-е годы XX века характеризуются как период бурного развития страны, оцениваемого сегодня негативно с точки зрения места архитектуры и архитектурного творчества в строительном процессе. Интенсивное расширение объемов жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного строительства потребовало значительного расширения подготовки инженерных кадров, что в Черноземье обеспечивалось открытием института строительных материалов в Белгороде, строительных факультетов в Липецком, Тамбовском, Курском, Орловском политехнических институтах. Становление и развитие их проходило при самом непосредственном участии педагогов и ученых Воронежского инженерно-строительного института, решавших вопросы подготовки научно-педагогических кадров, научно-методического сопровождения организации учебного и научного процессов.

На сегодня сложилось научно-педагогическое сообщество специалистов всех данных вузов. Его деятельность подкрепляется постановкой совместных исследований, обменом опытом, изданием трудов и монографий, подготовкой кандидатов и докторов наук через систему аспирантуры, докторантуры и созданной в крае сети диссертационных советов. Существенную роль во всем этом играет работа членов Российской академии архитектуры и строительных наук, ее советников, созданных в вузах академических научно-творческих центров, ведущих исследования по направлениям и программе деятельности РААСН. Важно, что эта работа осуществляется в тесном контакте с практикующими архитекторами и градостроителями, с руководителями управлений архитектуры и строительства областей и городов Черноземья, с проектными и строительными организациями.

По существу, университет выполняет функции центра консолидации сил и формирования своего рода регионального академического актива, обеспечивающего связь ученых и специалистов с отраслевыми отделениями академии. Очевидно, именно такая позиция университета предопределила решение о размещении Центрального регионального отделения РААСН в Воронеже и его базирование при университете.

Возвращаясь к проблематике научной сессии общего собрания Академии, следует хотя бы конспективно остановится на истоках и эволюции архитектурного-строительного образования и науки в рамках деятельного регионального вуза.

И здесь в первую очередь необходимо отметить непреходящее значение накопленного исторического, материального и интеллектуального наследия как питательной среды для определения концепций, приоритетов, содержательной составляющей образования и прежде всего при подготовке архитекторов и градостроителей. Черноземье, воронежский край имеют более чем 400-летнее архитектурно-градостроительное наследие, начинающееся с деревянных крепостей конца XVI и первых кирпичных построек последней четверти XVII веков. XVIII и XIX века принесли на земли Черноземья архитектурные стили и строительные технологии, которые и создали неповторимый облик губернских и многочисленных малых городов с богатой историей. В бурное XX столетие немало утеряно, но и оставшееся наполняет высоким чувством восхищения и поклонения, ответственности и желания сохранить неповторимое наследие. Это наследие - не только постройки, но и имена их творцов, школы зодчих и ученых-строителей.

В изысканиях краеведов, в трудах исследователей прошлого Черноземного края можно встретить немало выдающихся имен. Среди них Джакомо Кваренги и Жилярди, Авраам Мельников и И. Старов, Н. Иевский и В. Белокопытов. В ряду имен и архитекторы XIX и довоенного периода XX века - Замятнин, А. И. Попов - Шаман, Н. В.Троицкий, А. В. Миронов, Н. В. Александров, Н. Я. Неведров, которые привнесли архитектурные стили барокко, классицизма, модерна, конструктивизма, сталинского неоклассицизма. Если коснуться только Воронежа, то необходимо выделить и имя Л. В. Руднева, который был руководителем послевоенного восстановления города и разработки его генплана. Рядом с ним активно сотрудничали профессора университета Н. В. Троицкий, А. В. Миронов.

Сегодня этот ряд пополняется новыми именами талантливых архитекторов - воспитанников московского, петербургского, нижегородского и, разумеется, воронежского архитектурно-строительных вузов. Это - С. Гилев, Л. Яновский, Н. Гуненков, С. Сорокин, А. Забнин, Н. Топоев, А. Енин и другие.

Обращаясь к перспективной проблематике архитектурно-строительного образования, необходимо остановиться на определяющем значении вопросов современной организации научной деятельности, которая должна отвечать принципам преемственности, соответствия запросам времени, статусу вуза как интеллектуального центра отрасли. И в этой связи заслуживают внимания принципиально новые моменты научной жизни высших учебных заведений.

В последнее десятилетие вузовская наука переживала этапы стагнации, кризиса, стабилизации и сегодня вступила в этап динамичного развития в основном за счет расширения внебюджетной, хозрасчетной инновационной деятельности с опорой на имеющийся и постоянно накапливаемый интеллектуальный научно-инженерный потенциал. Финансирование научных работ сегодня осуществляется на конкурсной основе, а для того, чтобы побеждать, необходимо обеспечивать высокий уровень приоритетности, актуальности, фундаментальности, практической значимости и применимости, востребованности всех научно-прикладных разработок - и это должно реализовываться как в работе над докторскими и кандидатскими диссертациями, так и в организации учебной и научной деятельности студентов, в контактах с производством и в предложениях услуг, которые может предоставлять университет строительному рынку.

В наши дни научные направления вуза отвечают современным приоритетам науки и техники или, как принято квалифицировать сегодня, критическим технологиям в архитектуре, градостроительстве и строительных науках. Эти принятые сообществом ученых родственных архитектурно-строительных вузов направления входят в систему федеральных, отраслевых и региональных программ. Назовем эти направления:

- научно-методологические и научно-методические основы совершенствования подготовки инженерных кадров и кадров высшей квалификации для строительного комплекса;

- проблемы архитектуры и градостроительства при формировании современной среды жизнедеятельности;

- создание высококачественных строительных материалов и изделий, разработка ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в стройиндустрии;

- создание эффективных строительных конструкций и совершенствование методов их расчета и конструирования;

- создание в строительстве прогрессивных технологий производства, обеспечивающих повышение эффективности труда;

- повышение уровня комфортности и безопасности среды жизнедеятельности путем совершенствования систем жизнеобеспечения зданий и населенных пунктов на основе экологически чистых технологий и рационального природопользования;

- обоснование и разработка технических и технологических решений, повышающих эффективность эксплуатации и строительства автомобильных дорог и аэродромов. Экологическая безопасность дорожной отрасли;

- повышение эффективности и экологической безопасности средств и методов эксплуатации и реконструкции коммунального хозяйства;

- создание эффективных методов и средств реконструкции зданий и сооружений, обеспечивающих надежность и безопасность при их эксплуатации;

- проблемы эффективности экономики, управления и организации в строительном комплексе. Проблемы рынка труда и его региональных особенностей;

- создание эффективных средств и методов механизации и автоматизации строительства, повышение на их основе эффективности и безопасности труда;

- фундаментальные исследования в области естественных наук;

- фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Проблемы развития культуры в России и ее региональные закономерности.

Необходимым условием организации научной деятельности стал сегодня институт лицензирования, который является юридическим "пропуском" для ведения хозрасчетной деятельности и завоевания сфер влияния на рынке строительных услуг в ходе конкурентной состязательной борьбы, в которой требуется постоянно подтверждать свою состоятельность, обеспечивая высокое качество выполняемых заказов. Сегодня у вуза имеются лицензии на осуществление более 300 видов услуг в архитектурной, градостроительной и строительной сферах, включая исследования, экспертизу и обследования, проектирование, конструирование и даже строительно-монтажные работы.

Основой организации хозрасчетной деятельности является создаваемая научно-инновационная структура университета, представленная двадцатью научно-инженерными центрами и лабораториями.

Университет, безусловно, является и признанным центром организации и проведения разнообразных научно-технических мероприятий - конференций, семинаров, круглых столов, чтений, выставок, на которые приглашаются руководители и сотрудники проектных организаций, архитектурных мастерских, предприятий строительного комплекса. К примеру, в 2004 году было проведено более 30 таких мероприятий, отражающих в том числе и учебно-научную деятельность студентов - олимпиады, конкурсы научных работ, студенческие научные конференции, участие студентов в конференциях родственных вузов и другое.

Многоплановая научная деятельность университета образует мощную интеллектуальную среду для совершенствования качества архитектурно-строительного образования, обеспечивает эффективную непрерывную образовательную систему: творческая работа в научном студенческом обществе - обучение в магистратуре - подготовка диссертации в аспирантуре - постоянное повышение квалификации в процессе трудовой деятельности.

В университете сложилась магистратура по направлению "строительство"; аспирантура насчитывает почти 170 человек; кроме того более 80 человек являются соискателями ученой степени кандидата наук. Ежегодно сотрудниками университета защищаются 5-6 докторских и 25-30 кандидатских диссертаций. Действующие четыре диссертационных совета провели в прошлом году 48 защит. Среди них 14 работ соискателей из Липецка, Тамбова, Белгорода, Тулы, Твери, Москвы. Диссертационные советы университета функционируют, по существу, как советы регионального значения, внося весомый вклад в обеспечение вузов и предприятий архитектурно-строительного комплекса Черноземья и Центрального федерального округа кадрами высшей квалификации.

Для ученых и инженеров, причастных к архитектурно-строительной сфере и ее современной приоритетной проблематике, принципиальными представляются положения, относящиеся к идентификации и позиционированию города Воронежа и Воронежской области как центра Черноземного края.

Воронежская область и Воронеж - это, с одной стороны, регион почти с десятимиллионным населением, мощным интеллектуальным потенциалом, вузовский центр, центр высокотехнологичных производств, туристический центр, объект инвестиционных интересов и экономической экспансии, мощный коммуникационный узел, континентальный транспортный коридор, а с другой, - активная миграционная территория, субъект федерации со сложной демографически депрессивной структурой населения, территория со сложной техногенной нагрузкой, с изношенной инженерной инфраструктурой.

Диалектичность идентификационный картины воронежского региона, во многом типичная и для других областей Черноземья, подчеркивает стратегическую актуальность и важность принятой на годичном собрании Российской академии архитектуры и строительных наук темы, связанной с образованием, наукой, технологией и техникой обеспечения качества среды жизнедеятельности человека.

Иллюстрации к статье

1. Здание Университета. Архитктор Н. В. Троицкий

2. Ансамбль современной застройки. Архитектор С. А. Гилев

3. Воронеж. Панорама левого берега рки Воронеж

4. Административное здание. Архитектор Л. М. Яновский

5. Памятная арка в честь 300-летия Российского флота

Адмиралтейская площадь Воронежа. Архитектор Л. М. Яновский