Этой теме было посвящено состоявшееся 18 февраля
2005 года совместное заседание президиумов
Российской академии архитектуры и строительных
наук и Российской академии образования.
Открывая заседание, президент РААСН А. П.
Кудрявцев обозначил важные для архитектора и
градостроителя проблемы: почувствовать взгляд
потребителя на качество среды, в которой живут
люди: профессионалу, исповедующему философию
формирования "второй природы", важно
ощутить, а может, и измерить воздействие среды на
человека, тем более молодого, начинающего жить.
Архитектор выражает себя через свои работы,
проекты и постройки: каков он ( образ школы,
школьного здания? Архитектура, как и образование,
( важные столпы культуры, их взаимодействие,
безусловно, предмет пристального внимания
теоретиков и практиков, архитекторов и
педагогов.
Череда выступлений членов Академий
сформировала стереоскопическую картину
взглядов и подходов в видении и решении
заявленной проблемы. При этом общее обретало все
более отчетливые формы.
Академик РАО М. М. Безруких, директор Института
возрастной физиологии РАО, посвятила свой доклад
теме "Образовательная среда как фактор,
влияющий на здоровье и развитие школьников".
Практически все дети и подростки от 6 до 18 лет
почти 70% своего времени проводят в школе или
выполняют учебные нагрузки. Следовательно, их
жизнедеятельность проходит в школьной среде,
влияние которой на рост, развитие и здоровье
подростков чрезвычайно велико. Одновременно
следует учитывать, что состояние здоровья детей
определяется влиянием комплекса и эндогенных
(генетических, общебиологических), и экзогенных
(внешкольных - экологических, социо-культурных и
педагогических) факторов. Влияние этих факторов
очень сложно изменить, скорректировать, снизить
их отрицательное влияние на физическое и
психическое здоровье школьников. А вот на
внутришкольные факторы не только можно, но и
нужно влиять, реально создавая здесь адекватную
среду. Здесь можно выделить следующие факторы:
* инфраструктура школы;
* организация учебного процесса;
* учебная и внеучебная нагрузка;
* средства и методы обучения и воспитания;
* педагогическая тактика;
* организация двигательного режима и
физического воспитания;
* организация системной работы по сохранению и
укреплению здоровья учащихся;
* организация медицинского обслуживания.
Следует заметить, что положительное или
отрицательное влияние каждого фактора во многом
связано с планировкой школьных зданий. Именно
архитектура учебного здания определяет
эффективность организации учебного процесса,
отдыха на переменах, организации
физкультурно-оздоровительной работы,
возможность индивидуальной работы с учащимися и
т. п.
По данным проведенного Институтом возрастной
физиологии РАО совместно с Центром образования и
здоровья Министерства образования в 2001-2004 годах
мониторинга комплексной оценки
здоровьесберегающей инфраструктуры и
здоровьесберегающей деятельности школ выделены
три модели:
* недостаточная (25% школ);
* типичная (53% школ);
* перспективная (22% школ).
Перспективная модель обладает
здоровьесберегающей структурой.
Приведенные автором примеры убедительно
показывают значимость и необходимость создания
здоровьесберегающей среды образовательных
учреждений и позволяют выделить как важное
направление совместной деятельности
специалистов РАО и РААСН ( разработку концепции
здоровьесберегающей инфраструктуры
образовательных учреждений, учитывающей
основные направления развития образования на
ближайшие годы.
"Я думаю, что вопрос о влиянии среды,
градостроительной и архитектурной, на
воспитание и обучение школьников заслуживает
специального исследования социолога и
психолога", ( начал свое выступление академик
РААСН В. С. Егерев, посвятив его так называемому
"закону соответствия" ( соответствия среды и
поведения человека.
Сегодня архитектура хороших школ во многом
позволяет взять на себя функции прежних
московских дворов. Да и само градостроительное
понятие двора как замкнутого пространства
сегодня исчезает, особенно в новых жилых районах.
Архитектура так называемых атриумных школ,
имеющих перекрытые внутренние дворы с верхним
естественным светом, предоставляет отличные
возможности для общения и игровых затей
школьникам. Можно назвать две такие московские
школы, построенные коллективом архитектора К. С.
Шехояна: общеобразовательная на улице Щепкина и
Школа искусств имени Балакирева в Выхино.
Представляется, что в будущем, когда мы станем
побогаче, функции общеобразовательных школ и
домов юношеского творчества объединятся в одном
архитектурном комплексе. Кстати сказать, сейчас
во Дворце на Воробьевке такой опыт проводится. Ну
а для архитекторов это будет чрезвычайно
увлекательная творческая задача".
Член-корреспондент РАО С. Д. Неверкович
подчеркнул: "Проблема проектирования
пространства жизнедеятельности детей
(естественно, они не могут быть отделены от
взрослых) зависит во многом от наших
представлений не только о формировании
соответствующего психического и физического
здоровья детей, но и, что не менее важно, о
современных архитектурно-строительных
представлениях проектирования школьных
учреждений, детских садов, молодежных центров,
медико-социальных центров семьи, дворовых и
парковых зон ( всех тех мест, в которых рождаются,
обучаются и проводят свой досуг дети".
Здоровье, по определению Всемирной Организации
Здравоохранения, ( это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов. Факторы, определяющие
здоровье человека, получили название уровней
обусловленности здоровья, которые
распределяются следующим образом:
* 50% и более ( здоровье зависит от социальных
условий и образа жизни;
* 20 и 25% ( от условий загрязнения среды обитания;
* 20% ( влияние генетических факторов;
* 8(10% ( уровень здравоохранения.
Причем среди здоровых людей лишь 20% считают, что
важнейшим фактором сохранения здоровья является
их собственное отношение к нему, а среди больных (
лишь 9,6%. "Мы должны, ( завершил свое выступление
С. Д. Неверкович, ( приступить к совместному
проектированию среды жизнедеятельности детей и
молодежи, которая бы отвечала всем современным
требованиям -не только психофизиологическим и
социальным, но и архитектурно-строительным".
Член-корреспондент РААСН Е. И. Григорьева
продемонстрировала работы по проектированию
школьных зданий, осуществленные ею с коллегами в
Иркутске. Она подчеркнула, что для школы важнее
всего - удобство, приспособленность к
происходящим в ней процессам. На достижение этой
цели прежде всего направлены энергия и
изобретательность проектировщика и средства
заказчика. При этом выразительность здания не
менее важна: она также является ежедневным
фактором воспитания для большинства детей.
Школу, как и дом своего детства, помнит каждый из
нас.
В. И. Глазычев в дискуссии в ЦДА об архитектуре,
городе и общественном мнении, в частности,
говорил: "Надо наводить мостики между
городской средой и населением... А начинать
городское пространственное воспитание надо со
средней школы, как это делается, например, в
Великобритании".
"Как же воспитывать чувство пространства?
Наверное, не только чтением лекций и не только
упражнениями по композиции. Известно, что лучший
воспитатель - среда", ( завершила свое
выступление Е. И. Григорьева.
Академик РАО В. С. Собкин раскрыл тему "Среда
жизнедеятельности детей как объект
социологического исследования", подчеркнув
важность проектирования пространств школы как
смысловых акцентов ( "открытые"
(остекленные) помещения учительской и кабинета
директора, центр здания школы ( библиотека.
Нужен совместный архитектурно-педагогический
проект РАО и РААСН. Теме "Художественное
воспитание и формирование эстетических качеств
жизненной среды" было посвящено выступление
академика РААСН и РАХ Д. О. Швидковского.
О ситуации, которая возникает при отсутствии
целенаправленного воспитания творческой
личности, создатель теории архитектуры эпохи
Возрождения Леон-Баттиста Альберти в трактате
"Десять книг об архитектуре" (середина XV
столетия) сказал: "А те, кто работали в наши
времена, прельщались скорее новыми безумствами
суетности, чем прекраснейшими чертами
прославленных произведений (древности. ( Д. Ш.).
Посему, и этого никто отрицать не будет, вскоре
эта отрасль жизни и познания (называемая
архитектурой. ( Д. Ш.) совершенно погибнет".
Потребовалось пять веков, чтобы представление
Альберти стало опасно близким к осуществлению.
"Сегодня среди многочисленных глобальных
изменений мы оказываемся свидетелями
кардинальной перемены окружающей среды ( утраты
зримой красоты нашего мира. Естественно, что в
отношении природного ландшафта и облика
исторических городов России мы воспринимаем
подобные явления особенно остро.
Мы, вероятно, можем рассчитать технические
параметры жизненной среды современного человека
с точки зрения многих наук. И, возможно, способны
найти экологическую модель, которую хотелось бы
или было бы необходимо использовать. Как же быть
с эстетическими свойствами жизненной среды?
Сохранение и воспроизводство утраченной
красоты жизненной среды человечества ( именно та
задача, где специалисты наук о человеке и точных
наук и могут сотрудничать с мастерами
пространственных искусств, художниками и
архитекторами. Пожалуй, главное, что должно стать
основой художественного воспитания тех, кто
будет преобразовывать дальше жизненную среду
человечества, это уважение к прошлому ( в самом
широком смысле слова. Оно включает не только
памятники древнего искусства, не только старые
церкви и парки, но и традиции экологического
равновесия, устойчивость привычных форм
существования и осмысления окружающего
пространства, характерные для отдельных
народов".
Член-корреспондент РАО Т. С. Назарова и доктор
архитектуры В. И. Степанов обозначили важность
разработки педагогико-эргономических
требований к формированию образовательной среды
школы нового поколения.
В последнее десятилетие стало совершенно
очевидным, что нынешнему поколению школьников
предстоит жить и трудиться в иной
информационно-образовательной среде, общие
требования к которой уже обозначились: она
должна быть технологичной, комфортной и
безопасной, т. е. сберегающей здоровье и
предоставляющей учащимся возможность личного
выбора маршрута обучения.
Вопрос первый: отвечает ли образовательная
среда требованиям модернизации образования?
Пока мы не можем дать утвердительный ответ на
этот вопрос.
Вопрос второй: что мешает формированию
архитектурно-педагогической среды школы нового
поколения?
Вопрос третий: что необходимо сделать для
формирования среды нового поколения и
модернизации действующей среды
жизнедеятельности?
В первую очередь необходимо разработать новую
концепцию системы зданий или интегрированного
учебного комплекса, в которой вышеуказанные
принципы получат новое наполнение и развитие,
определится новая педагогическая технология
организации пространства - как сплав педагогики,
архитектуры, эргономики.
Одной из первостепенных задач является
определение типологии школьных зданий (типы
зданий и сеть), отсутствующего до сих пор
социального норматива (по площади).
Завершил выступления участников встречи
член-корреспондент РААСН А. В. Степанов темой
"Креативные технологии в школьном
образовании". В отличие от коллег он в большей
степени остановился на важности проблемы
"как" нежели "где", приводя в качестве
примера подвижническую деятельность педагогов в
школе-интернате для слепо-глухо-немых в
Сергиевом Посаде. Могущество педагогики, ее
великая сила дала исключительные результаты и по
сей день вызывает уважение к труду Учителя.
Обращаясь ко дню сегодняшнему, А. В. Степанов
обратил внимание на "странный" институт
довузовского образования, которого нет за
рубежом, ( свидетельство того, что школа не всегда
справляется с функцией "не учить повторять, а
учить творить".
Сегодня при 40 высших архитектурных школах в
России ( 140 школ довузовской подготовки. Тезис У.
Черчилля "Человек делает архитектуру,
архитектура делает человека" раскрывает
широчайший диапазон влияния архитектуры и
архитектурного образования на человеческое
сообщество.
В дальнейшем обсуждении докладов принял
участие академик РААСН В. Н. Белоусов,
подчеркнувший, что встреча архитекторов,
градостроителей, педагогов, психологов,
социологов имеет исключительное значение
сейчас, в процессе подготовки Общего собрания
РААСН, посвященного проблеме непрерывного
архитектурно-строительного образования.
Академик РАО В. М. Филиппов сказал об
исключительной актуальности темы и
иллюстрировал важность рассматриваемой
проблемы цифрами: в Российской Федерации ( 60000
школ, из них 2/3 ( сельских. По существу, сельские
школы должны стать и становятся
социо-культурными центрами поселений. Важно
восстановить систему взаимодействия
архитекторов и педагогов, провести совместные
научные исследования. "У нас много общего, (
подвел итоги встречи президент РАО Н. Д.
Никандров, ( мы создаем образ человека, формируем
человека. Образовательная среда ( слово не новое,
но обретает новое значение, новые архитектурные
и педагогические грани".
Продолжить исследования совместно
коллективами РААСН и РАО с целью разработки
научных основ формирования здоровьесберегающей
образовательной пространственной среды и
концепции современных школьных зданий и
комплексов, учитывающих требования к
организации образовательного процесса,
физического, психического и эстетического
воспитания детей школьного возраста и
организации их досуга, ( таков вердикт
состоявшейся научной дискуссии двух Российских
академий.