Актуальные задачи высшего строительного образования

В. И. Теличенко, член-корреспондент РААСН, ректор МГСУ
В. И. Андреев, член-корреспондент РААСН, проректор МГСУ

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Научно-технический прогресс, зиждящийся на стремительном развитии, освоении и применении в практической жизни наукоемких технологий, требует дальнейшего совершенствования образовательной и научной деятельности. Ведущаяся в последние годы дискуссия о путях реформирования высшего образования в России и первые шаги, сделанные в этом направлении, пока не принесли результатов, которые можно было бы оценить как безусловно позитивные. Многие решения в данной сфере носят промежуточный, экспериментальный характер и не подкреплены соответствующим ресурсным обеспечением. Вряд ли стоит закреплять эти не апробированные практикой действия соответствующими регламентирующими документами - представляется более целесообразным продлить обсуждения и эксперименты.

Вышесказанное касается правил приема в вузы на основе единого государственного экзамена, введения государственного заказа на подготовку специалистов за счет госбюджетного финансирования, дальнейшего становления системы платного коммерческого обучения, перехода на двухступенчатую систему высшего образования, интеграции в европейское образовательное пространство, сокращения или расширения диапазона автономности университетов, ранжирования вузов и изменения их хозяйственно-правового статуса и форм собственности. Несомненно, что решение многих стоящих перед высшей школой проблем возможно только на основе активной деятельности самих вузов - их коллективов и руководства.

Все это в полной мере относится к вузам строительного профиля. Структура высшего строительного образования в России складывалась в течение многих десятилетий. Однако значительные социальные и экономические преобразования в нашей стране, происходящие в последнее время, привели к необходимости существенных изменений как в организации, так и в содержании подготовки специалистов - строителей высшей квалификации.

Если в 1987 году, когда было создано Учебно-методическое объединение по инженерно-строительным специальностям, в Российской Федерации насчитывалось 86 соответствующих высших учебных заведений, то сегодня их - 126. На данный момент практически в любом субъекте РФ имеется строительный вуз или факультет. Чтобы приблизить обучение к месту проживания студентов, с недавних пор кое-где стали практиковать начальную подготовку строителей (2-3 года) в вузовских филиалах с последующим доучиванием на старших курсах в головных институтах. Это позволяет обеспечить потребности отрасли в специалистах на всей территории страны.

Произошли также метаморфозы в содержании подготовки строителей. Расширилась номенклатура строительных специальностей: к существовавшим до 1987 года шести традиционным теперь добавилось еще четыре, в том числе оказавшиеся весьма востребованными "Проектирование зданий" (с расширенной архитектурной подготовкой) и "Экспертиза и управление недвижимостью" - последняя открыта уже более чем в 50 вузах. Расширяется также перечень специализаций - с учетом внедрения новых материалов и технологий, развития рыночных отношений, существенного изменения запросов отрасли. Необходимо отметить и стабильно высокий конкурс среди поступающих на строительные специальности.

Таким образом, можно утверждать, что развитие высшего строительного образования идет в ногу с развитием отрасли в целом. Уровень подготовки соответствует современным требованиям, предъявляемым к специалистам не только в России, но и за рубежом. Свидетельством тому является аттестация строительных специальностей в ведущих вузах страны (МГСУ, Новосибирский, Нижегородский, Воронежский ГАСУ, Белгородский ГТУ и другие), проведенная Международным институтом инженеров-строителей. Последнее особенно важно в свете присоединения России к Болонской конвенции, одной из составляющих которой является обеспечение сопоставимого качества образования в разных странах. Другой существенный момент конвенции -переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр - магистр). В настоящее время ведется активная дискуссия о целесообразности такого перехода строительного образования. По мнению не только вузовской общественности, но и работодателей, в России необходимо продолжить подготовку инженеров, так как массовый выпуск бакалавров взамен инженеров может привести к снижению уровня безопасности возводимых зданий и сооружений.

Несмотря на кажущееся благополучие, в нынешнем состоянии неопределенности в преддверии ожидаемых реформ (о чем говорилось в начале статьи) перед высшим строительным образованием стоят две серьезные проблемы: сохранения накопленного положительного опыта в деле подготовки специалистов и развития образовательного процесса с учетом новых социально-экономических и технологических условий, включая формирование единого европейского рынка труда высшей квалификации. Вытекающие отсюда основные задачи можно сформулировать в следующем виде:

1. Ресурсное и финансовое сопровождение реформ, в том числе привлечение в сферу образования дополнительных финансовых средств (попечительские советы, ассоциации выпускников, спонсоры, инвестиционные проекты, инновационная деятельность и тому подобное).

2. Развитие образовательных технологий и методического обеспечения учебного процесса. Здесь приоритетным мероприятием нужно считать разработку аудиовизуальных обучающих материалов. В рамках университета предпочтение следует отдавать созданию учебных пособий на единых организационно-методических принципах. При реализации ключевых образовательных программ эффективным средством самоподготовки и самоконтроля студентов явится дистанционное обучение. Расширенное его использование должно стать фундаментом для заочных форм образования, а также для получения дополнительного образования на платной основе. Методической базой дистанционного обучения послужит библиотека учебников и пособий на электронных носителях. Ее создание и включение в локальную электронную сеть - главное направление развития методического обеспечения учебного процесса. Необходимо задействовать эффективные выходы на внешние информационные сети в рамках единого библиотечного фонда и Института открытого образования Министерства образования и науки.

3. Развитие вузовской науки

Вузы должны осуществлять активное научно-производственное сотрудничество со строительным комплексом в рамках Соглашения между Минобрнауки РФ, РААСН и руководящими органами отрасли, а также участвовать в научно-технических проектах и программах различного уровня с привлечением большого круга преподавателей, специалистов, аспирантов, студентов. Это позволит поддерживать и развивать научно-педагогические школы и межкафедральные связи.

4. Совершенствование форм образовательного процесса. Имеется в виду укрупнение действующей номенклатуры специальностей, модернизация их наименований и состава в сторону расширения компетенции обучающихся, в том числе в смежных областях знаний. Одновременно с одноуровневой системой подготовки дипломированных специалистов, очевидно, будет осуществляться постепенный переход на двухуровневую, при этом желательно, как уже говорилось, продолжать выпускать инженеров до тех пор, пока не появится законодательная и методическая база для широкого внедрения бакалавриата. Потребуется перестройка стандартов, учебных планов и программ и их гармонизация с европейскими аналогами. Введение в практику зачетно-кредитной системы учета знаний с отказом от группового принципа построения студенческого контингента (в случае изменения законодательства) повлечет за собой переход от отечественной системы передачи знаний к системе получения знаний студентами. Должны максимально широко распространиться заочные формы обучения - основного, заочного, неполного, дополнительного, экстерната.

5. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса. Речь идет о разработке стандартов и учебных планов двухуровнего инженерного образования с прицелом на их унификацию в рамках первых циклов дисциплин одного направления. Существенной модернизации требуют циклы дисциплин естественнонаучных. При сохранении фундаментального значения последних следует усилить их прикладной характер с разделением на две части - общетеоретическую (бакалавриат) и прикладную (магистерская подготовка). Больший объем должны получить разделы, посвященные рассмотрению информационных технологий. Однако нельзя утрачивать принципы гуманитаризации инженерного образования. Следует также пересмотреть принципы преподавания иностранных языков: вузовская программа должна давать реальную языковую подготовку, необходимую для инженерной профессиональной деятельности, а не элементарные сведения общего характера.

6. Кадровое обеспечение учебного процесса. Решение поставленных задач невозможно без увеличения заработной платы преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (УВП), в том числе за счет внебюджетных средств, поступающих от образовательных услуг. Необходимо развитие комплекса социальной защиты ППС и УВП, прежде всего в области медицинского обслуживания. Старение преподавательских кадров остро ставит вопрос об их пополнении. Решение данной задачи требует поддержки молодых преподавателей (аспирантов) - в первую очередь на этапах подготовки и защиты диссертаций, а также материального стимулирования наставничества. Вместе с тем следует предпринимать решительные меры по повышению уровня исполнительской дисциплины и ответственности педагогов, пресечению коррупции, восстановлению системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

7. Развитие системы контроля качества образования. В этом направлении требуется:

- разработка и внедрение системы управления качеством образования, ориентированной на международный стандарт ИСО 9001;

- создание нормативной базы управления учебным процессом на основе обобщения существующей и разработки недостающей нормативно-инструктивной документации;

- создание единого свода методической нормативной документации по содержанию обучения и формам контроля учебного процесса;

- разработка и внедрение системы общественно-государственной аттестации вузов и факультетов по отдельным специальностям.

8. Практическая подготовка обучающихся. Должна быть повышена эффективность производственной практики. Для этого нужно усилить ответственность учебных заведений за ее итоги, сократить число мест, предоставленных студентам для самостоятельного выбора, направлять практикантов преимущественно на большие объекты и в крупные организации.

9. Обоснованность реформ. При подготовке реформ в сфере высшего профессионального образования следует учитывать известный тезис о консерватизме университетов (пример: на создание там новой специальности уходит 7-8 лет). Тесная связь между образованием и наукой требует согласованности в номенклатуре учебных и научных специальностей. В указанной связи отметим нецелесообразность частого изменения номенклатуры последних, что влечет за собой бесконечное открытие и закрытие направлений подготовки аспирантов и докторантов, получения лицензий и так далее. Необходимо также тщательно прогнозировать последствия перестройки законодательства РФ в сфере образования и молодежной политики, готовящихся положений об изменении статуса образовательного учреждения, резкого ограничения автономности университетов, возможной приватизации вузов, введения госзаказа на выпуск специалистов.