Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Об образовании в последнее время говорится очень много, но почти ничего о том, что меняется в этой системе. По-прежнему актуальны проблемы количества и качества подготовки кадров для архитектурно-строительной деятельности в стране. По числу архитекторов "на душу населения" мы до сих пор находимся среди слаборазвитых стран, по качеству - отстаем от развитых, где по диапазону специальностей уже давно готовят наряду с архитекторами градостроителей, ландшафтных архитекторов и всех тех, кого требует динамично развивающийся мир.

Проблема количества, на мой взгляд, должна скоро решиться, так как в стране появилась потребность в профессионалах, способных создавать подлинно здоровую, безопасную и красивую среду городов и сел. Правда, здесь есть проблемы. С одной стороны, принципы и критерии формирования государственного заказа на специалистов различного профиля не отвечают реальным запросам общества, базируются на сиюминутных потребностях, без прогноза хотя бы на пять лет вперед. Это естественно, так как оценка потребностей в специалистах проходит без участия руководителей регионов и представителей профильных научных учреждений. С другой стороны, при переходе на ступенчатую систему образования, согласно Болонскому процессу, можно резко увеличить количество дипломированных архитекторов - бакалавров, проучившихся три года в вузе. Но удовлетворит ли нас уровень их подготовки? Думаю, нет. Перестраиваясь на общеевропейский лад, не следует терять достигнутые годами собственные достижения в подготовке кадров высшей квалификации.

Наконец, может получиться так, что регионы начнут готовить кадры для себя, исходя из собственных потребностей и распределяя средства по выбранным ими учебным заведениям, что приведет к потере влияния на кадровую политику государственных структур.

Важнейшей остается проблема качества профессиональной подготовки и поддержание ее высокого уровня на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Здесь ведущую роль играет непрерывная система образования - от школы до послевузовского повышения квалификации. От знаний, полученных в школе, во многом зависит успешная учеба в вузе. Сегодня к школьному образованию много претензий. Взять хотя бы уровень знания иностранных языков, который в вузе приходится серьезно пополнять за счет учебных часов основных дисциплин. В то же время выпускники школ с архитектурным уклоном, по мнению вузовских педагогов, значительно успешнее овладевают навыками профессии. И уж конечно, необходимо помнить об общей культуре образования.

Подготовка специалиста широкого профиля, достижения которой признаны во всем мире, естественно, должна сохраниться, но при этом следует помнить, что такой специалист должен быть еще и "асом" в каком-либо одном направлении. Например, среди архитекторов нам не хватает профессионалов в области градостроительной деятельности. Специализации в области градостроительства уже недостаточно. В архитектурных вузах может быть подготовлен градостроитель-архитектор, в строительных - градостроитель-инженер, в вузах управления в области городского хозяйства - градостроитель-менеджер. Должны появиться градостроители-экологи, градостроители-юристы, тем более что в судах все чаще стали решаться спорные вопросы градостроительной практики. Такая же проблема существует при подготовке специалистов в области ландшафтной архитектуры, городского дизайна.

Включаясь в практическую деятельность, вчерашний выпускник вуза должен начать работать с полной отдачей, ускоренно восполняя пробелы в знаниях. Не случайно для государственных служащих в первый год работы в обязательном порядке предусмотрено прохождение курса повышения квалификации. Раньше, например, в ЦНИИП градостроительства для каждого молодого специалиста на первый год работы составлялась программа освоения профессии и повышения квалификации с отчетом в конце года перед ученым советом института.

Российская школа всегда славилась своим непрерывным образованием с курсами и факультетами повышения квалификации. Система сохранилась, но совершенно в ином виде и состоянии. Прежде в МАрхИ на целый семестр приезжали на факультет повышения квалификации преподавателей педагоги из всех регионов. Они встречались с ведущими мастерами и учеными, получали современную информацию о состоянии и тенденциях развития архитектуры в стране и мире и т.д. Теперь в стенах этого института редко можно встретить одного-двух педагогов из других городов. Такая же картина с продолжением обучения главных архитекторов городов. Когда-то они учились на курсах повышения квалификации градостроителей девять месяцев. Помимо лекций, работали над проектами для своих городов под руководством ведущих мастеров. Затем срок обучения сократился до трех месяцев, а теперь - до двух недель.

Справедливо заметил министр образования и науки А. А. Фурсенко, что "даже самого хорошего базового образования, честно полученного в замечательном университете, хватит в нашей быстро изменяющейся жизни не больше чем на 5-7 лет". Система повышения квалификации, как и аттестации кадров, практически развалилась. Во многих европейских странах повышение квалификации входит в обязательную программу "контроля за качеством знаний специалиста", обеспечивающего безопасность и надежность создаваемого им градостроительного проекта или отдельного сооружения. Ежегодное продление лицензии на право градостроительной деятельности в Великобритании, к примеру, происходит после предоставления специалистом документа о прохождении необходимых курсов усовершенствования. В Лондоне издается специальный журнал, в котором дается информация о всех формах и видах повышения квалификации с указанием места и времени их проведения.

К послевузовской проблеме образования следует отнести и такие формы, как стажировка или мастер-классы, которые медленно, но получают права гражданства, так как здесь каждый определяет, какие дополнительные знания ему необходимы. В этом деле важную роль должны играть учебники и учебные пособия, которых катастрофически не хватает.

Перед нами стоит сложнейшая проблема по подготовке творческих и научных кадров высшей квалификации в области архитектуры, градостроительства и строительных наук. С одной стороны, она связана с решением задач интеграции академической и вузовской науки, что особенно интенсивно происходит в исследовательских работах Российской академии архитектуры и строительных наук и архитектурно-строительных вузах России. С другой - создает крепкий научно-методический фундамент для профессорско-преподавательского состава вузов, обеспечивая высокий уровень обучения студентов и ведения научных исследований, без чего не могут существовать современные высшие школы. Для координации НИР академических, отраслевых и вузовских подразделений при Президиуме Академии создан Координационный совет по взаимодействию РААСН и ведущих архитектурных и строительных вузов России. Однако и здесь требуется государственная нормативная поддержка с целью концентрации интеллектуальных, финансовых ресурсов и лабораторного оборудования на приоритетных направлениях фундаментальных исследований, критических технологий, прикладных разработок и проектно-экспериментальных работ.

Говоря о научных исследованиях, приходится задумываться о том, кто будет их осуществлять. К сожалению, в системе непрерывного образования подготовка кадров молодых ученых остается наиболее слабым звеном. Защит диссертационных работ по специальности "архитектура" катастрофически мало. Так, в 2004 году во всей России из 435 человек, обучавшихся в аспирантуре, было защищено всего 22 кандидатских диссертации и лишь 8 докторских.

Надо отметить, что в соответствии с решением коллегии Минобрнауки и Президиума РААСН "О перспективах научно-образовательной деятельности в области архитектуры и строительства" при формировании контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру в первую очередь и в полном объеме учитывались заявки высших учебных заведений по отрасли науки "архитектура". Низкая эффективность работы аспирантуры понятна: отсутствие стимула в получении ученого звания из-за низкой заработной платы ученых, вялое курирование научными руководителями, осуществляющими эту деятельность практически на общественных началах. Сложно и дорого порой защищать диссертацию в далеком городе. Сеть диссертационных советов неравномерна. По "градостроительным наукам" защищать диссертации можно только в Москве или Санкт-Петербурге, а создать в регионах диссертационные советы не удается, так как не хватает докторов наук для работы в них. Для защиты диссертаций архитекторами-практиками в специальность "архитектура зданий и сооружений" было добавлено: "творческие концепции архитектурной деятельности". Однако до сих пор не было ни одной защиты по этой специальности. Сегодня для стимулирования научно-исследовательской деятельности педагогов рассматривается предложение о введении в перечень научных специальностей, используемых при защите диссертаций, новой архитектурно-педагогической квалификации.

Возрождение и поддержка общероссийской и региональных архитектурных и строительных школ входит в число основных задач Российской академии архитектуры и строительных наук. Напомню, что в Постановлении о создании в 1933 году Академии было записано: "Организовать в Москве при Президиуме ЦИК СССР Всесоюзную академию архитектуры как высшее учебное и научно-исследовательское учреждение в области архитектуры. Для подготовки высококвалифицированных мастеров архитектуры создать при академии институт аспирантуры". Надо отметить, что школу Академии прошли выдающиеся мастера советской архитектуры, чьи проекты и постройки вошли в золотой фонд отечественного зодчества. С тех пор прошло много времени. Оглядываясь назад, следует отметить наличие многих нерешенных проблем по совершенствованию системы непрерывного образования. Изменения структуры профессионального высшего образования должны обеспечить поиск системы знаний, построенной по принципам фундаментализации и выработки основ профессиональной культуры. Это в свою очередь ставит Академию перед необходимостью проведения фундаментальных исследований, выявляющих базовые составляющие архитектурного, градостроительного и строительного образования, чему и посвящено Общее собрание РААСН в этом году, что поможет обеспечить высококвалифицированными кадрами российское зодчество.