Творческие портреты

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Юрий Павлович Платонов

17 декабря 2004 года в Центральном Доме архитектора состоялась презентация выставки и художественного альбома работ академика архитектуры Юрия Павловича Платонова, а также одноименного документально-публицистического фильма.

Архитектор Ю. П. Платонов - в профессии более 50 лет. Большой период его творческой жизни связан с работой для Академии наук, им спроектировано и построено более ста объектов: от научных лабораторий и комплексов, зданий ускорителей и радиотелескопов до наукоградов, от жилых домов - до крупных общественных центров и градостроительных ансамблей. В своих проектах архитектор всегда тесно сотрудничает с художниками и скульпторами, создавая образцы высокого эстетического качества благодаря активному включению скульптуры, художественных панно и других форм прикладного искусства.

Многие постройки Ю. П. Платонова отмечены государственными и профессиональными наградами, получили международное признание.

Важное значение в творческой жизни Юрия Павловича занимают конкурсы - российские и международные. Большую известность здесь получили его проекты Центра Помпиду на плато Бобур, комплекса Тэд Дефанс, парка Ла Вилетт в Париже. Идея "Дома-Окна" из конкурсного проекта для Тэд Дефанс (1983) реализуется в ансамбле площади Гагарина - одном из крупнейших московских проектов реконструкции важного градостроительного узла.

Творческое кредо архитектора - активная режиссерская роль в подходе к решению архитектурно-художественных задач, романтизация образных трактовок, гуманистические идеалы профессионального мастерства.

Последовательно и активно проводя в жизнь свои эстетические идеалы, академик Платонов рассматривает каждый проект как бесконечно развивающийся и преобразующий окружающие пространства городской элемент. Архитектура Ю. П. Платонова привлекает ярко выраженной индивидуальностью творческого почерка и независимостью в художественных вопросах формообразования.

Художественная концепция выставки отмечена цельностью дизайнерского решения, современным подходом к подаче материала и единством оформления. На модульных планшетах, плотно развешанных вдоль стен белого фойе, были представлены этапные работы мастера и проекты последнего десятилетия, получившие широкую известность: новые пешеходные мосты - Андреевский и Богдана Хмельницкого, площадь Европы, крупный градостроительный проект "Пешеходный туристический маршрут", частные загородные дома. Эпиграф выставки - трехметровый баннер с уже упоминавшимся "Домом-Окном" на площади Гагарина. Между колоннами зала были растянуты баннеры с фотографиями видов Москвы, снятыми с вертолета: очень интересные ракурсы на площадь Гагарина со зданием Президиума РАН, Андреевский пешеходный мост, площадь Европы с ее уникальным фонтаном и мостом Богдана Хмельницкого давали совершенно необычные впечатления об этих новых постройках и проектах в окружении городской застройки. Завершали экспозицию планшеты с двумя оригинальными постройками последних лет - частными загородными домами, в полной мере дающими представление о фантазийной манере мастера, основанной на глубокой профессиональной культуре.

Художественный альбом "Архитектор Юрий Платонов" фундаментально представляет все аспекты творчества мастера: это и работы для Академии наук, и конкурсные проекты, и крупнейшие градостроительные проекты для Москвы, и своеобразные по авторскому решению архитектурные идеи и фантазии. Большинство проектов и построек сопровождают оригинальные авторские тексты, в которых Юрий Павлович предстает как мастер яркого образного слова.

Альбом представляет интерес и сам по себе как оригинальное неформатное издание в ряду книг об архитектурном творчестве. Авторам художественной концепции дизайна издания и его составителям - архитекторамi Г. И. Кулешовой и К. И. Сергееву - удалось создать современный, яркий, запоминающийся образ книги, интересный не только старшему поколению, но и молодежи. Смелое использование цвета, совершенно оригинальный дизайн страницы "Содержание", острые композиционные приемы формирования страниц, основанные на модуле, подбор иллюстраций, активное включение авторской графики Ю. П. Платонова в представление объектов, двуязычное представление текстов - все это делает художественный альбом "Архитектор Юрий Платонов" событием в архитектурной жизни.

Юрий Павлович Платонов - академик, профессор, президент Союза архитекторов СССР (1987-1992). Творческий и научный руководитель ГИПРОНИИ РАН, главный архитектор РАН, творческий руководитель "ТПО-5 - Бюро Платонов". Народный архитектор СССР, заслуженный архитектор России, почетный архитектор России. Действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, Российского общества инженеров-строителей, Инженерной академии Санкт-Петербурга, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, Международной академии архитектуры, Международной академии творчества, почетный член Американского института архитектуры, член Высшего Совета коллегии испанских архитекторов, иностранный член Французской академии архитектуры, почетный член МАСА, почетный член Союзов архитекторов ряда зарубежных стран.

Кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством", "Знак Почета", Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственных премий СССР и России, Российской национальной премии в области архитектуры "Хрустальный Дедал", Золотой и Серебряной медалей Академии художеств СССР, Большой медали РААСН, Премии Москвы в области литературы и искусств, Специального приза Программы развития ООН, Серебряной медали и Почетного диплома Триеннале МАА. Лауреат премии имени Михаила Ломоносова в области науки, образования, культуры и искусства и ордена Петра Великого "За укрепление государства Российского" Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. Кавалер почетной медали Кембриджского биографического общества "Человек Миллениума" за вклад в искусство и литературу.

Президент Отделения Международной академии архитектуры в Москве. Член Экспертного совета при Правительстве РФ, член Архитектурного совета Москвы, член Общественного совета при Мэре - советник Мэра Москвы.


АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ЛАРИН

Выставка творческих работ члена-корреспондента РААСН А.Д. Ларина называлась нетрадиционно "Кухня архитектора". На 10 из 14 полотен были представлены эскизы, наброски, зарисовки, вполне соответствующие названию экспозиции; остальные демонстрировали логическое завершение начальной стадии работы в формах проектов и построек мастера.

Большая часть "почеркушек", как ласково назвал автор содержимое "Кухни...", относится к разработке конкурсных проектов.

Участие в конкурсе - особая грань в профессиональной деятельности архитектора, где творческая мысль должна стремиться к опережению идей воображаемого соперника. Опытный конкурсный боец А. Д. Ларин считает, что в искусстве побеждать важную роль играют постоянные тренировки для сохранения формы. Поэтому "почеркушки", по словам Александра Дмитриевича, были выполнены в транспорте, в библиотеках, в мастерских, в часы досуга. Победы не заставили себя ждать. Проекты (центр Иокогамы, здание курзала в Кисловодске, типовые деревянные дома для тюменского завода, клуб нефтяников в Тюменской области, центр г. Гагарина, музей В. И. Ленина в Москве и многие другое) удостоены первых, вторых, третьих и поощрительных премий на конкурсных "полигонах" самого различного уровня.

Президент РААСН А. П. Кудрявцев подчеркнул огромное влияние В. В. Лебедева на становление молодого Ларина, который учился у этого выдающегося педагога и архитектора с третьего курса МАрхИ, выполнял под его руководством дипломный проект, а затем и работал в мастерской. В составе творческого коллектива под руководством В. В. Лебедева А. Д. Ларин был удостоен Государственной премии РФ за здание хореографического училища на Фрунзенской набережной в Москве.

Профессиональную зрелость нереализованных идей "Кухни...", из которых при небольшой доработке могут получиться вполне добротные проекты, подчеркнул член-корреспондент РААСН Р. Г. Кананин. О безукоризненности профессиональной репутации, сопоставимой с репутацией Гропиуса, о котором Ле Корбюзье говорил как о моральной инстанции совершенной архитектуры, сказал член-корреспондент РААСН А. А. Скокан.


Борис Александрович Шабунин

Экспозиция, включавшая 16 работ (1990(2004), продемонстрировала широкий диапазон творчества архитектора. Здесь были представлены проекты и фотографии жилых домов, в том числе и частных, деловых центров, административных зданий, офисов, построек производственного назначения, застройки жилых микрорайонов, реконструкции.

В обсуждении выставки участвовали академик-секретарь ОА А. В. Анисимов, академики А. П. Кудрявцев и В. И. Травуш, члены-корреспонденты Г. В. Есаулов, В. Н. Логвинов, А. Д. Ларин и Н. И. Карпенко, советник М. М. Гаврилова и другие.

Особый интерес вызвал получивший признание у профессионалов и широкой общественности жилой дом на улице Хачатуряна, удостоенный Государственной премии РФ (авторский коллектив: С. Ю. Казначеева и В. П. Юдинцев); комплекс жилых домов в одном из микрорайонов Куркино (авторский коллектив: Е. В. Ганушкина, Ю. А. Орлова, С. С. Котенко, С. С. Литовская, А. С. Рыбаков и С. В. Шестопалов) и ряд других построек. По мнению Г. В. Есаулова, он стал акцентом в окружающей застройке, иллюстрируя своим внешним обликом ранее несовместимые в жилом городском комплексе массовость и уникальность.

Творчество Бориса Александровича отмечено индивидуальным стилем, который совершенствуется на протяжении десятилетий, сохраняет особую чистоту и ясность творческих замыслов, поиск совершенства формы. Объекты демонстрировали мастерскую работу с пространством, пронизывающим то или иное его сооружение (кинотеатр "Саяны", жилой дом на улице Хачатуряна и т. д.), проникающим в плоть архитектурной формы.

Коллеги по МАрхИ подчеркнули, что использованный Б. А. Шабуниным метод преподавания, направленный на поиск необычного и нового в области проектирования, дает его питомцам мощный импульс для самостоятельной работы в архитектурных мастерских.

Президент РААСН А. П. Кудрявцев выразил надежду, что лучшее произведение В. А. Шабуниным еще не создано, а представленные проекты демонстрируют огромный потенциал мастерства, который в ближайшее время, конечно же, будет востребован.


МАРГАРИТА МАКСИМИЛИАНОВНА ГАВРИЛОВА

Выставка отразила многообразные творческие интересы и достижения заслуженного архитектора РФ М. М. Гавриловой. Конкурсные и дипломные проекты, постройки, выполненные под ее руководством в МАрхИ, составили экспозицию работ мастера.

М. М. Гаврилова ( автор 45 проектов зрелищных зданий, жилых и общественных комплексов. Среди них: реконструкция МХАТа имени Чехова (малый зал и интерьеры сценической зоны), малоэтажный жилой комплекс "Рождествено", проект филиала Малого театра на Трубной площади, конкурсный проект реконструкции театра в Рыбинске (первая премия).

В числе последних работ, которые были представлены на выставке:

* Российский культурный центр на стрелке у Краснохолмского моста. 1998(2005. Авторы: архитекторы Ю. П. Гнедовский, В. Д. Красильников, Д. С. Солопов, М. М. Гаврилова, С. В. Гнедовский; инженеры С. А. Белов, С. Я. Сыроежкина, при участии И. С. Захарова, А. В. Орлова, А. А. Копченовой;

* Московский международный Дом музыки. 2000(2002. Авторы: архитекторы Ю. П. Гнедовский, В. Д. Красильников, Д. С. Солопов, М. М. Гаврилова, С. В. Гнедовский, инженеры С. А. Белов, С. Я. Сыроежкина, при участии И. С. Захарова, А. В. Орлова.

* И еще целый ряд других объектов.

Экспозиция наглядно продемонстрировала эволюцию профессиональных взглядов архитектора. Ясное лаконичное композиционное решение, оригинальное прочтение функциональных задач, новаторская трактовка форм ( отличительные черты творческой манеры Гавриловой.

Стремление к лаконичной, ясно читаемой форме, минималистская стилистика, сочетаемая с современными технологиями и материалами, характерна проектам "Московский театр "Мастерская П. Фоменко" и "Культурно-спортивный и общественно-деловой центр на территории парка 850-летия Москвы".

Отдельной частью выставки стали акварели М. М. Гавриловой. Природный и городской пейзажи ( любимые сюжеты мастера. Узнаваемый почерк, сдержанность в выборе выразительных средств, гармония цветовых отношений и свобода изображения отличают произведения, написанные в самых разных уголках нашей страны и за рубежом.

Российский культурный центр на стрелке у Краснохолмского моста. 1998(2005 г. Авторы ( архитекторы Ю.П. Гнедовский, В.Д. Красильников, Д. С. Солопов, М.М. Гаврилова, С.В. Гнедовский, инж. С.А. Белов, С.Я. Сыроежкина, при участии И.С. Захарова, А.В. Орлова, А.А. Копченовой;

Московский международный Дом музыки. 2000(2002 гг. Авторы ( архитекторы Ю.П. Гнедовский, В.Д. Красильников, Д.С. Солопов, М.М.Гаврилова, С.В.Гнедовский, инж. С.А. Белов, С.Я. Сыроежкина, при участии И.С. Захарова, А.В. Орлова

Московский театр "Мастерская П. Фоменко". Проект 2003 г. Авторы ( архитекторы С.В. Гнедовский, М.М. Гаврилова, М.Ю. Крылов, И.С. Захаров, скульптор А. Красулин, инж. С.Ю.Гнедовский (на иллюстрациях фасад со стороны Москва реки, фасад со стороны Третьего транспортного кольца, интерьер зала);

Реконструкция театра в Рыбинске. Конкурсный проект, 2004 г. Авторы ( архитекторы М.М. Гаврилова, Ю.П. Гнедовский, В.Д. Красильников, И.С. Захаров (на иллюстрациях фотографии с макета, интерьер зала).

Культурно-спортивный и общественно-деловой центр на территории парка 850-летия Москвы в Марьино. Концепция, 2004 г. Авторы ( архитекторы С.В. Гнедовский, М.М.Гаврилова, И.В. Бушминский, Д.Н. Кралечкин, М.Ю. Крылов, Е.В. Пономарева, И.С. Захаров, О.Б. Барсукова, инж. С.Ю. Гнедовский (на иллюстрациях общий вид центра, интерьер универсального зала, интерьер концертного зала);

Многофункциональный жилой комплекс в Марьино. Проект, 2005 г. Авторы ( архитекторы М.М. Гаврилова, С.В. Гнедовский, И.С. Захаров, инж. С.Ю. Гнедовский (на иллюстрациях план первого этажа, фасад)