Oбраз Победы в архитектуре

А. М.Журавлев, советник РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Многие зодчие, студенты архитектурных вузов сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах. Имена погибших увековечены на мемориальных досках в Домах архитектора в различных городах страны. Ратные подвиги наших коллег отмечены высокими правительственными наградами. Зодчие Г. Гоциридзе, Г. Леладзе, Н. Стадничук, С. Тутученко, И. Цицишвили стали Героями Советского Союза.

На фронтах архитекторы также действовали как саперы – строили переправы, ложные аэродромы, укрытия. И в тылу трудились архитекторы, проектировщики. Несмотря на тяжелое положение, было сохранено ядро Академии архитектуры, которая эвакуировалась на Восток для проектирования новых предприятий, жилых и общественных зданий. Большая группа ее сотрудников и аспирантов занималась проблемами массового строительства в условиях военного времени. Бюро типизации Академии архитектуры под руководством М. Гинзбурга работало над проблемами экономичного возведения зданий, В. Веснин и Г. Орлов создавали проекты жилых секций, рассчитанных на послевоенное строительство. В Ташкент перебазировался Московский архитектурный институт, но в столице при Инженерно-строительном институте организовался архитектурный факультет, который затем слился с МАрхИ.

На Урале и в других восточных районах развернулось большое промышленное и жилищное строительство.

С первых же дней войны архитектура делала свое посильное дело. В Москве создали службу инженерной разведки, которая оперативно реагировала на разрушения зданий от бомбежек. Отряды, куда входили и студенты, занимались маскировкой промышленных и гражданских объектов. Манежную площадь расписали в виде крупных кварталов - при взгляде с высоты птичьего полета. Большой театр и Мавзолей Ленина были замаскированы под жилые дома и так далее.

Союзом архитекторов Москвы в первый год войны фактически руководил Д. Чечулин. Он помогал оставшимся в Москве архитекторам и их семьям.

Вскоре после того, как немецкие войска покатились на запад, в столице был сооружен первый памятник Победы – группа скульптур на путепроводе Ленинградского шоссе над путями Рижской железной дороги. Д. Чечулин и скульптор Н. Томский украсили северную часть путепровода двумя скульптурами, символизирующими молодых воинов - девушку и юношу, укрытых плащ-палатками и победно поднявших автоматы. На другой, южной стороне, установили два небольших обелиска. Позже путепровод расширили, и теперь мемориал приобрел несколько иной вид.

Архитекторы Ленинграда, защищая свой город, под руководством Н. Баранова маскировали выдающиеся сооружения. Некоторые мемориальные памятники зарывали в землю.

В 1944-1945 годах началась работа над проектами восстановления разрушенных городов: Сталинграда, Воронежа, Смоленска, Новгорода, Минска, Киева, а также таких промышленных гигантов, как Днепрогэс. В этих работах значительное участие принимали и московские зодчие.

Не буду останавливаться на многочисленных монументах и памятниках, сооруженных скульпторами и архитекторами в местах героических боев, в городах и селах. Таких сооружений много. Проводились открытые конкурсы на памятники на могилах погибших воинов, на братских кладбищах, в Пантеоне героев войны. Достаточно назвать мемориал на Мамаевом кургане, на братском кладбище в берлинском Трептов-парке, скульптурный мемориал на берегу водохранилища реки Урал в Магнитогорске. С новыми проектами знакомили широкие круги населения. Эта традиция сохранялась и в первые послевоенные годы. Светлые витрины новых зданий на расширенной улице Горького (ныне Тверская) в праздничные дни использовались для показа выдающихся проектов, многие из которых выражали торжество недавней Победы.

Несколько станций московского метрополитена (Автозаводская, Измайловский парк, Бауманская, Комсомольская-кольцевая и другие), реконструированное здание Моссовета с его торжественными узорчатыми воротами - также посвящены героике Отечественной войны.

Но не только в синтезе искусств мы видим образ Победы. Сама послевоенное градостроительство героическим, торжественным строем многих сооружений и ансамблей символизирует Победу. Семь высотных зданий Москвы, построенных к началу 1950-х годов, по сути – памятники Победы. Они гордо выделялись среди застройки того времени своими стройными формами, увенчанными легкими шатрами. Высотные здания стали своеобразным камертоном для крупных общественных и жилых зданий во многих городах, создав особый «неоклассический» стиль, что воспринималось как символ победы в войне. Среди них выделяется здание МГУ на Воробьевых (тогда – Ленинских) горах.

Победный пафос отличает восстановленные с участием московских зодчих ансамбли возрожденного Сталинграда-Волгограда, главные улицы Киева – цветистый Крещатик, строгий проспект Ленина и Площадь Победы с могучим обелиском, завершающие перспективу главной магистрали Минска

Послевоенное восстановление городов и сел, развернувшееся во второй половине 1950-х годов, массовое строительство жилищ индустриальными методами, система микрорайонов с учреждениями обслуживания хоть и не всегда соответствовали высокому архитектурному стилю, зато отличались социальной значимостью. Маститые и молодые архитекторы и строители вкладывали всю свою энергию в строительство жилищ, общественных и производственных зданий и комплексов.

В 1958 году в Москве проходил V Конгресс Международного Союза архитекторов. Он был посвящен градостроительным проблемам восстановления и развития городов. Выставка, устроенная к Конгрессу и отразившая в разделе, посвященном нашей архитектуре, созидательную энергию народа-победителя, продемонстрировала успехи послевоенного мирного строительства. Достижения наших архитекторов и градостроителей получили международное признание.

60 лет прошло после Великой Отечественной войны. В архитектуре появились современные тенденции. В образном строе нынешних зданий мы часто видим любование новыми материалами и конструкциями. Другие заботы владеют людьми. Но никогда не забудутся ратные и трудовые подвиги нашего народа 40-60-х годов ХХ столетия.