В условиях постоянного снижения инвестиций в
строительство почти повсеместно прекратилось
возведение на свободных городских пространствах
крупных микрорайонов, характерных для 1970-1980-х
годов. Приоритетной задачей российского
градостроительства стала реконструкция
отдельных объектов или целых массивов
сложившейся застройки.
В связи с переходом экономики страны на
рыночные отношения именно реконструкция
позволяет не только сохранить имеющийся жилой
фонд, но и существенно нарастить его объемы и тем
самым внести значительный вклад в решение
жилищной проблемы. Наиболее ярко сказанное
проявляется в крупных городах и мегаполисах, но в
первую очередь - в Москве. Сегодня это
единственный город в России, где на практике
реализуется крупномасштабная программа
реконструкции ветхой и пятиэтажной застройки на
основе комплексного подхода (квартал, микрорайон
или группа домов) с включением объектов
социальной и инженерно-транспортной
инфраструктур.
Реконструкция застройки (или микрорайона)
согласно принципам "экологизированного"
правового проектирования базируется на
информации "Градостроительного плана
развития территории района города" и
руководствуется регламентами функционального,
строительного и ландшафтного зонирования того
района, которому принадлежит квартал (или
микрорайон). Цель функционального зонирования -
оценить территорию для разработки
соответствующих мероприятий по регулированию
экологической ситуации как в целом по
микрорайону, так и отдельных его участков (зон).
Такая оценка должна учитывать всю совокупность
факторов, оказывающих воздействие на
проектируемую территорию.
К отрицательным факторам относятся
промышленные и энергетические объекты, крупные
транспортные магистрали (автомобильные и
железнодорожные). Их влияние учитывается при
определении зоны эколого-планировочных
ограничений (установление границ
санитарно-защитных зон). Положительные -крупные
зеленые массивы, водоемы, реки, что важно при
оценке анализа ландшафтной ситуации и
определении ограничений (зоны охраняемого
ландшафта и памятников истории и культуры) - то
есть при выстраивании линий природоохранного
регулирования (оценка проводится на основе
ранжирования территорий природного комплекса по
режимам охраны - 5 категорий).
Последовательность и характер
реконструктивных мероприятий во многом зависят
от вида и плотности существующей застройки.
Реконструкция территорий с некапитальной
застройкой мало отличается от освоения
свободных пространств, поскольку сводится к
почти полному сносу и новому строительству.
Отличие заключается в определении очередности
сноса малоценных и неблагоустроенных строений,
включении в планировочную структуру опорных
зданий, в учете пригодных для дальнейшей
эксплуатации инженерных коммуникаций, дорожной
сети и зеленых насаждений.
Реконструкция территорий с интенсивной
застройкой более сложна, так как здесь
расположено значительное число сохраняемых
зданий, а существенное изменение сложившейся
планировки связано с серьезными материальными
затратами. Основная цель в этом случае -
формирование на базе старых кварталов новых
структурных образований. При этом прежде всего
определяется очередность сноса малоценных
строений и решается вопрос использования
освобождающихся участков; предусматривается
четкое зонирование: выделение жилых подзон,
участков зеленых насаждений общего пользования,
детских учреждений, школ и торгово-бытовых
предприятий.
Основной структурный элемент планировочного
решения - жилая подзона, создаваемая путем
объединения в группы зданий маломерных
кварталов. Подзоны организовывают таким образом,
чтобы в них входили не только дома, но и
озелененные участки, площадки для детских игр и
хозяйственного обслуживания, автостоянки и
гаражи индивидуального пользования.
Чтобы реконструкция старых кварталов была
экономически целесообразна, необходимо повышать
эффективность использования территории и,
следовательно, находить такие пути и методы
преобразования кварталов, которые обеспечат
максимально возможное использование жилого
фонда и всей инфраструктуры, сокращение потерь
жилой площади при модернизации домов и
компенсацию их новым строительством.
Достаточно высокий технологический и
архитектурный эффект дает реконструкция
крупнопанельных зданий с надстройкой мансардных
этажей. Этот прием получил распространение во
многих странах Европы. Очевидная выгода
получения при этом дополнительной жилой площади
обусловила широкое распространение данного
метода во многих городах России. В отдельных
случаях используются эффективные утеплители и
автономные системы тепло- и энергосбережения от
котельных на крышах.
В ЦНИИП градостроительства были проведены
расчеты инсоляции и освещенности для различных
градостроительных ситуаций при 5-этажной
застройке, когда расстояние между жилыми домами
составляло около 30 м (между продольными
фасадами). Расчеты показали, что реальная
возможность по требуемым параметрам надстройки
таких домов - до двух этажей, не считая
мансардного.
Зарубежный опыт показывает, что при
необходимости в первых этажах реконструируемых
домов размещаются квартиры для престарелых и
инвалидов с соответствующей планировкой и
оборудованием, обеспечивающим возможность
выходов из квартир непосредственно на
озелененные участки.
К сожалению, большой процент городского
жилищного фонда, подлежащий реконструкции,
характеризуется низким качеством комфорта
жизненной среды, плохой экологией, а в ряде
случаев и не безопасностью для проживания.
Сейчас в проектной практике выделяется
специальный раздел "Экологическое
обоснование проекта реконструкции",
определяющий регламентирующие требования к
планировке и застройке территорий, размещению
зданий и сооружений, организации транспортного и
пешеходного движения, допустимого
антропогенного воздействия на природные
комплексы (почвы, водные поверхности, воздух),
защиту от шума, вибраций, электромагнитных и
других излучений, а также требования,
обеспечивающие благоприятные
микроклиматические условия (инсоляция, аэрация).
Экологические факторы имеют ярко выраженное
формообразующее значение и определяют, кроме
комфортности, образ архитектурного объекта,
конструктивные решения, объемно-планировочную
композицию жилой территории (разрывы между
зданиями, этажность, пластику фасадов, приемы
озеленения и благоустройства и т. д.). Названный
раздел разработан в соответствии с новым
законодательством и нормативными документами в
области охраны природы и здоровья населения. Он
включает в себя три основных этапа исследований:
- анализ существующей экологической ситуации
(состояние природных комплексов и окружающей
среды) и разработка регламентирующих требований
по ее улучшению;
- разработка комплекса
архитектурно-планировочных и
инженерно-технических мероприятий, направленных
на формирование благоприятной и безопасной
среды жизнедеятельности человека;
- оценочная процедура и корреляция проектного
решения с учетом возможного изменения
экологической ситуации при реализации
проектного решения в конце расчетного срока.
В настоящее время своевременно поставлен
вопрос безопасности среды обитания в
соответствии с принятием Федерального закона
"О техническом регулировании в Российской
Федерации". К сожалению, специфика
строительной индустрии учтена в этом законе
недостаточно, что и пытаются исправить ряд
институтов РААСН, в том числе и ЦНИИП
градостроительства - в рамках задания НИР на
2005-2007 годы "Разработка градо-экологических
регламентов по обеспечению безопасности
застраиваемой среды".
К вопросам безопасности человека в жилой среде
следует отнести проблемы надежности зданий и
сооружений, транспортной и инженерной
инфраструктур, характер воздействия
неблагоприятных факторов (шум, радиация,
электромагнитное излучение, вибрация и др.) - так
называемые территории "риска проживания", а
также мало изученный фактор безопасности -
психологическое воздействие среды обитания на
культуру и поведение человека.
Ключевой проблемой в плане решения безопасной
среды проживания в жилой застройке является
вовлечение в хозяйственный оборот
научно-технических разработок по внедрению
автономных систем инженерного обеспечения,
гарантирующих жизнедеятельность жилых
образований, энергосберегающих технических
устройств, энергоэффективных домов и др.
Следует отметить, что результаты проведенных
исследований по оценке экологической ситуации и
регламентирующие требования реконструируемой
застройки при проектировании в каждом
конкретном случае должны быть увязаны с
инвестиционной программой.
Масштабность основных экологических проблем
города относит их к сфере общественных неделимых
благ, сложно поддающихся рыночным методам
регулирования. Вместе с тем, привлечение средств
предприятий и населения в сферу обеспечения
благоприятной комфортной жизненной среды и
актуально, и возможно: "беспроигрышные
технологии", "компенсационные платежи за
зеленые насаждения", "индивидуальные
системы контроля за расходом энергии и воды",
"встроенные в жилые системы современные
высокоэкономичные термоагрегаты", величины
удельных земельных платежей пропорционально
экологическому потенциалу территории - все это
формирует потребительский рынок
природозащитных средств и технологий.
Практика многих стран подтверждает
целесообразность постоянного контакта с
населением при разработке и принятии решений по
модернизации и реконструкции жилья. В Англии в 1974
году был принят специальный жилищный закон о
необходимости участия населения в разработке
программ реконструктивных мероприятий.
Аналогичные законы приняты и в ряде других стран
Европы (Швеции, Германии, Дании...).
Полная информация населения позволяет
избежать возникающих в процессе реконструкции
конфликтных ситуаций. В решение этой проблемы
ведущая роль принадлежит районным Управам и
территориальным органам местного
самоуправления. Именно своевременная
информированность граждан может обеспечить
постепенную их адаптацию к процессу
реконструкции как к вполне естественному,
направленному на совершенствование городской
среды, благоприятных, здоровых и безопасных
условий жизнедеятельности.
Все вышесказанное ставит задачу дальнейшего
совершенствования законодательно-правовой и
нормативной базы в этой области. Целесообразно
разработать и внести в действие закон "О
реконструкции жилой застройки и жилых зданий".
Это даст возможность найти взаимопонимание в
процессе проведения реконструктивных
мероприятий между органами исполнительной
власти, инвесторами, заказчиками и экспертами.