Прошедший 2004 год стал годом реформирования жизни
всей страны. Масштабные преобразования напрямую
затронули и Российскую академию архитектуры и
строительных наук. Прежде всего, идет
перестройка главной составляющей работы
Академии – проведения научно-исследовательских
работ. Осуществлен переход на программно-целевую
структуру их планирования. Новая система
определяет стратегические цели и задачи
фундаментальных и научно-прикладных
исследований, рассчитанных на три года, и
перспективные направления до 2010 года.
Основная стратегическая цель Академии
определена так: «Формирование
архитектурно-градостроительной среды
жизнедеятельности, биосферно-совместимой и
благоприятной для развития человека и общества».
Ее достижение предлагается обеспечить в
процессе решения трех тактических задач (научных
программ), охватывающих все направления научной
деятельности Академии. В их числе:
* создание условий для развития человека и
общества средствами
архитектурно-градостроительной и строительной
деятельности;
* разработка теории и типологии зданий и
сооружений, эффективных строительных
материалов, конструкций, технологий, инженерного
оборудования; обеспечение безопасности;
* ресурсо- и энергоминимизация в
архитектурно-строительном комплексе.
Решение названных задач предполагает
разработку и последующую реализацию 14 целевых
академических подпрограмм. Они соответствуют
приоритетным направлениям науки, утвержденным
Президентом Российской Федерации и
разработанной на их основе Федеральной целевой
программе «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям науки и техники»,
утвержденной Правительством РФ, и
предусматривают проведение фундаментальных
научных исследований, критических технологий и
прикладных исследований и разработок.
Какие результаты мы расчитываем получить при
реализации этих программ?
К примеру, подпрограмма «Градостроительные
основы безопасности и надежности поселений».
Ее выход – разработки градостроительных
технологий устойчивого развития городов и
территорий, пути решения экологических проблем,
обеспечение надежности инженерных и
транспортных инфраструктур, создание
градостроительных основ, предотвращения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Подпрограмма «Развитие механики
строительных конструкций».
Это – композиты в строительстве (в первую
очередь, разработка теории направленного
структуробразования), создание новых материалов
и технологий, машин и механизмов для
строительного комплекса России.
Ряд программ соответствует Федеральной
целевой программе «Жилище» и связан
с ресурсо- и энергоминимизацией, новыми
эффективными стройматериалами и разработкой
экспериментальных проектов жилых зданий.
Каждая из 14 подпрограмм своим результатом
должна способствовать решению определенного
круга проблем. В их число входят также разработка
актуальных проблем истории архитектуры и
градостроительства; развитие теории и методов
сохранения, реконструкции и использования
архитектурно-градостроительного наследия,
связанных с реализацией Федеральной целевой
программы «Сохранение и развитие исторических
городов» и ряд других
вопросов.
Параллельно мы разрабатываем концепцию
программы деятельности до 2010 года. Эти
разработки являются принципиально новым
подходом к определению перспектив
целенаправленной деятельности Академии в русле
общего социально-экономического развития
страны.
Глубокие перемены, происходящие в сфере
профессиональной деятельности, предопределяют
актуальность исследований на современной
мировоззренческой основе базовых
общетеоретических категорий архитектурного
творчества, принципов и методов
формообразования, композиции, взаимодействия
архитектуры с другими видами искусства.
Принципиально иным становится подход к
разработке программ научно-исследовательских
работ. В соответствии с утвержденным президиумом
РААСН «Положением о конкурсной системе
формирования тематики НИР» программы
теперь формируются на конкурсной основе и
предлагаемые к разработке научные темы должны
соответствовать выработанным приоритетным
задачам. Конкурсная система формирования
программ НИР подкрепляется ежегодно
объявляемыми грантами РААСН на
научно-исследовательские работы.
Такая система позволит эффективно влиять на
проектно-строительную практику. Что же касается
фундаментальных работ, способствующих
общекультурному и социально-экономическому
развитию общества, к примеру, исследования в
области истории архитектуры, градостроительства
и строительного искусства, архитектурного
формообразования, композиции городов, теории
зданий и т. д., их результаты могут иметь
опосредованное влияние и быть рассчитанными на
перспективу. Неслучайно сегодня в библиотеках
вузов и научно-исследовательских институтов, на
полках практикующих архитекторов и строителей
стоят капитальные труды Академии.
В прошедшем 2004 году Академия силами своих
научно-исследовательских институтов и членов
Академии выполнила ряд научных работ. Назову
некоторых из них.
В области архитектуры и градостроительства
проведены исследования состояния перспектив
развития архитектуры в стране и мире,
фундаментальные исследования «Архитектура
и культура», «Принципы и
методы архитектурного формообразования», «История теории
архитектуры», «Отечественное градостроительное
искусство ХХ в.», выпонен
ряд работ по обобщению принципов и методов
сохранения исторических поселений и реставрации
памятников архитектуры, исследуются перспективы
развития градостроительства, разрабатываются
научные основы государственной
территориально-градостроительной политики,
основы теории города в ХХI веке. В области
строительных наук проведены научные разработки
по повышению энергетической эффективности
проектируемых и реконструируемых зданий, защите
от вредных и опасных воздействий на здания и
территории, научных основ долговечности зданий,
решению проблем прочности и качества в
строительстве, ряд исследований по строительной
акустике, светотехнике, радиационной
безопасности и другие.
Большой вклад в научно-исследовательские
работы внесли региональные отделения и
академические научно-творческие центры РААСН.
Среди них - участие в реализации программы «Возрождение Волги», реконструкции исторических
территорий Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего
Новгорода, разработки по устойчивому развитию
населенных мест Уральского региона, защите
территорий от неблагоприятных природных и
техногенных воздействий в условиях Сибири и
Дальнего Востока и т. д.
Продолжается развитие региональной
деятельности Академии. 3 декабря 2004 года
заключено Соглашение о сотрудничестве с вновь
созданным Министерством регионального развития
Российской Федерации. Основными направлениями
совместной деятельности будут концепция
пространственного развития России, разработка
национальной градостроительной доктрины и
научных основ формирования генеральных планов,
региональных норм и правил застройки городов.
Заключено более 30 соглашений с субъектами
Федерации и крупнейшими городами. Эти документы
стали своего рода фундаментом для выполнения
конкретных работ, среди которых - региональные
законодательные и нормативные материалы,
проектно-экспериментальные разработки,
экспертиза генеральных планов и крупных
объектов проектирования и строительства,
проведение совместных конференций и совещаний
по актуальным проблемам архитектуры и
строительства.
В сентябре 2004 года состоялось учредительное
собрание Дальневосточного регионального
отделения РААСН. Таким образом, сегодня в системе
Академии существует уже семь региональных
отделений, охватывающих практически всю
территорию Российской Федерации. В числе
приоритетных задач деятельности нового
отделения будет ведение
научно-исследовательских работ, связанных с
проектированием и строительством на территориях
с экстремальными природными условиями (вечная
мерзлота, землетрясения, цунами и т. д.)
Развитие образования в области архитектуры и
строительства – постоянная забота Академии. При
Академии создан координационный совет по
архитектурно-строительному образованию, в
состав которого входят ректоры ведущих
архитектурно-строительных вузов страны, создана
рабочая группа для выработки новой концепции
архитектурного и строительного образования,
разработаны и переданы в Правительство РФ
предложения об открытии специальности
«Градостроительство». Научной темой
предстоящего Общего собрания РААСН -
«Непрерывное архитектурно-строительное
образование как фактор обеспечения качества
среды жизнедеятельности». Состоится оно 25?27 мая
2005 года в Воронеже.
Истекший год показал, что это было правильным
решением, поскольку именно в этот период
предприняты серьезные шаги по реформе
образования, вызвавшие огромный общественный и
профессиональных интерес. И действительно,
введение в средних школах единого
государственного экзамена (ЕГЭ), а в вузах –
системы ГИФО, предложения и первые шаги по
введению в высшее образование принципов
Болонской декларации, стали предметом
многочисленных обсуждений, а тема модернизации
образовательного процесса как никогда
актуальна. Об этом говорится в средствах
массовой информации, на многочисленных
профессиональных собраниях научных и
педагогических коллективов.
Особую актуальность названной теме придает
положение в отрасли, сложившееся в сфере
безопасности жилой среды. Принятие федерального
Закона о техническом регулировании кардинально
изменило существующую нормативную базу. Знание
СНИПов и ГОСТов, ответственность за их
выполнение и контроль – основа профессионализма
специалистов и системы повышения квалификации –
будет заменена на новую систему, разрабатываемую
сегодня. Однако процесс проектирования и
строительства не останавливается ни на минуту,
прочность и живучесть зданий не могут не
отвечать потребностям людей, а значит –
повышается личная ответственность участников
архитектурно-строи-тельного процесса за
качество выполняемой ими работы, наличие
необходимого минимума знаний,
актуализированного должным образом, особенно в
период реформ. Что является стимулом
непрерывного обновления знаний? Сегодня мы не
можем дать должного ответа, а лишь ссылаемся на
опыт отдельных регионов и стран.
Принятый в 2001 году Государственной Думой закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности» отменил
лицензирование архитектурной деятельности в
Российской Федерации. Таким образом, Россия
оказалась единственной среди развитых стран, где
архитектурная деятельность не подлежит
регистрации (лицензированию). Действующая у нас
система лицензирования вида деятельности «Проектирование зданий и
сооружений I и II степени ответственности» ни в коей степени не
контролирует качественный квалифицированный
уровень.
Очевидно, получение профессиональных знаний
должно быть тесно увязано с профессиональной
практикой, академические звания – со
специальностями. Мы сегодня особенно остро
ощущаем несоответствие ступеней бакалавра и
магистра потребностям рынка, запрашивающего
известных ему и апробированных дипломированных
специалистов. Эту базовую связь образования с
практикой еще в 1996 году почувствовал
Международный Союз архитекторов (МСА),
объединяющий в своих национальных секциях более
миллиона зодчих, приняв Хартию архитектурного
образования МСА/ЮНЕСКО. Ее ценность – в
аккумулировании опыта всех национальных секций,
в активной защите своеобразия архитектурного
образования в процессе глобализации и
интеграции в региональные процессы, которым для
нас является Болонский. Хартия также
провозглашает как императив профессиональной
ответственности непрерывное обучение
архитекторов.
Аналогичные проблемы существуют и в
непрерывном образовании инженеров строительных
специальностей. В этой области также, по меньшей
мере, спорным, является деление высшего
образования на ступени бакалавра и магистра.
Достаточно много сложностей появилось и в
послевузовской системе повышения квалификации,
поскольку старая система разрушилась, а новая
только создается. В этом плане заслуживает
всяческой поддержки инициатива Российского
общества инженеров строительства (РОИС), которое,
на основании договора заключенного с
Международным институтом инженеров-строителей,
проводит целенаправленную работу по повышению
квалификации инженеров. Для этого при МГСУ
создан Центр аттестации и организации
непрерывного профессионального образования
специалистов строительной отрасли, а на базе
строительных вузов и факультетов в регионах
создаются региональные отделения Центра.
Остается актуальной интеграция вузовского
обучения и науки с наукой академической. Мы
по-прежнему уверены в перспективности и
максимальной эффективности объединения в
учебно-проектные и производственные
университетские комплексы отдельных
структурных единиц, способных к координации
деятельности, но не способных к действительно
совместной работе вследствие изолированного
финансирования.
Как известно, РААСН явилась инициатором
объединения в такой комплекс УРО РААСН, УралГАХА
и УралНИИПроект, однако объединение было
ограничено координацией научно-технического
сотрудничества, то есть не вышло за пределы
обычных форм взаимодействия заказчика и
производителя. Сегодня фон для интеграции более
благоприятен из-за создания единого
Министерства образования и науки РФ и уже
появившегося прецедента передачи в ведение СО
РАН Новосибирского Государственного
университета. В связи с этим представляется
своевременным обсудить возможность создания
технопарков на базе вузов
архитектурно-строительного профиля (например,
МАрхИ, МГСУ, МИКХИС совместно с ГНЦ «Строительство») под
эгидой РААСН. Полагаю, что стоит разработать
перспективную программу с этой целью, включив в
нее формирование научных центров коллективного
пользования на базе НИИ РААСН на юге, Урале и
Дальнем Востоке.
Академией в рамках договора с Минобрнауки
России, ее координационному совету по
взаимодействию с вузами необходимо продолжить
работу по методике формирования госзаказа, то
есть минимума, который может обеспечить
государство с точки зрения заказа специалистов.
Очевидна необходимость мониторинга и
прогнозирование выпуска тех или иных
специальностей. Нужны новые формы отношений
между высшей школой, заказчиком и будущим
специалистом. Имеется и ряд других нерешенных
проблем. За последние годы воспроизводство
кадрового состава высшего архитектурного и
строительного образования не позволяет
позитивно оценить развитие созданных научных
школ. Преподаватели образовательных учреждений
теряют интерес к совершенствованию
педагогического мастерства. По экономическим
причинам система повышения квалификации
преподавателей не работает. Значительное число
работников высшей школы из-за низкой оплаты
труда вынуждено искать заработок на стороне, что
отвлекает их от прямых обязанностей по
совершенствованию учебного процесса. Устаревает
учебно-лабораторная и материально-техническая
база образовательных учреждений. В то же время
архитектурно-строительное образование и
повышение квалификации в современных условиях
становятся в России гарантией обеспечения не
только развития отрасли, но и гарантией
устойчивого развития страны.
В порядке подготовки к Общему собранию РААСН-2005
для совместного обсуждения ряда проблем,
связанных с образованием установлены контакты с
Российской академией образования. Первое
совместное заседание президиумов РААСН и РАО
состоялось 18 февраля 2005 года и было посвящено
вопросам школьного образования. Было решено, что
сотрудничество двух академий должно носить
системный характер, чтобы совместно обсуждать
общие проблемы и проводить комплексные научные
исследования.
Впереди много работы. Мы уверены, что
деятельность Российской академии архитектуры и
строительных наук внесет существенный вклад в
развитие архитектурно-строительного комплекса
России и социально-экономического развития
страны.