Новые времена, новые задачи, новын методы решения

А. П. Кудрявцев, президент РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Прошедший 2004 год стал годом реформирования жизни всей страны. Масштабные преобразования напрямую затронули и Российскую академию архитектуры и строительных наук. Прежде всего, идет перестройка главной составляющей работы Академии – проведения научно-исследовательских работ. Осуществлен переход на программно-целевую структуру их планирования. Новая система определяет стратегические цели и задачи фундаментальных и научно-прикладных исследований, рассчитанных на три года, и перспективные направления до 2010 года.

Основная стратегическая цель Академии определена так: «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для развития человека и общества». Ее достижение предлагается обеспечить в процессе решения трех тактических задач (научных программ), охватывающих все направления научной деятельности Академии. В их числе:

* создание условий для развития человека и общества средствами архитектурно-градостроительной и строительной деятельности;

* разработка теории и типологии зданий и сооружений, эффективных строительных материалов, конструкций, технологий, инженерного оборудования; обеспечение безопасности;

* ресурсо- и энергоминимизация в архитектурно-строительном комплексе.

Решение названных задач предполагает разработку и последующую реализацию 14 целевых академических подпрограмм. Они соответствуют приоритетным направлениям науки, утвержденным Президентом Российской Федерации и разработанной на их основе Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», утвержденной Правительством РФ, и предусматривают проведение фундаментальных научных исследований, критических технологий и прикладных исследований и разработок.

Какие результаты мы расчитываем получить при реализации этих программ?

К примеру, подпрограмма «Градостроительные основы безопасности и надежности поселений». Ее выход – разработки градостроительных технологий устойчивого развития городов и территорий, пути решения экологических проблем, обеспечение надежности инженерных и транспортных инфраструктур, создание градостроительных основ, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подпрограмма «Развитие механики строительных конструкций». Это – композиты в строительстве (в первую очередь, разработка теории направленного структуробразования), создание новых материалов и технологий, машин и механизмов для строительного комплекса России.

Ряд программ соответствует Федеральной целевой программе «Жилище» и связан с ресурсо- и энергоминимизацией, новыми эффективными стройматериалами и разработкой экспериментальных проектов жилых зданий.

Каждая из 14 подпрограмм своим результатом должна способствовать решению определенного круга проблем. В их число входят также разработка актуальных проблем истории архитектуры и градостроительства; развитие теории и методов сохранения, реконструкции и использования архитектурно-градостроительного наследия, связанных с реализацией Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторических городов» и ряд других вопросов.

Параллельно мы разрабатываем концепцию программы деятельности до 2010 года. Эти разработки являются принципиально новым подходом к определению перспектив целенаправленной деятельности Академии в русле общего социально-экономического развития страны.

Глубокие перемены, происходящие в сфере профессиональной деятельности, предопределяют актуальность исследований на современной мировоззренческой основе базовых общетеоретических категорий архитектурного творчества, принципов и методов формообразования, композиции, взаимодействия архитектуры с другими видами искусства.

Принципиально иным становится подход к разработке программ научно-исследовательских работ. В соответствии с утвержденным президиумом РААСН «Положением о конкурсной системе формирования тематики НИР» программы теперь формируются на конкурсной основе и предлагаемые к разработке научные темы должны соответствовать выработанным приоритетным задачам. Конкурсная система формирования программ НИР подкрепляется ежегодно объявляемыми грантами РААСН на научно-исследовательские работы.

Такая система позволит эффективно влиять на проектно-строительную практику. Что же касается фундаментальных работ, способствующих общекультурному и социально-экономическому развитию общества, к примеру, исследования в области истории архитектуры, градостроительства и строительного искусства, архитектурного формообразования, композиции городов, теории зданий и т. д., их результаты могут иметь опосредованное влияние и быть рассчитанными на перспективу. Неслучайно сегодня в библиотеках вузов и научно-исследовательских институтов, на полках практикующих архитекторов и строителей стоят капитальные труды Академии.

В прошедшем 2004 году Академия силами своих научно-исследовательских институтов и членов Академии выполнила ряд научных работ. Назову некоторых из них.

В области архитектуры и градостроительства проведены исследования состояния перспектив развития архитектуры в стране и мире, фундаментальные исследования «Архитектура и культура», «Принципы и методы архитектурного формообразования», «История теории архитектуры», «Отечественное градостроительное искусство ХХ в.», выпонен ряд работ по обобщению принципов и методов сохранения исторических поселений и реставрации памятников архитектуры, исследуются перспективы развития градостроительства, разрабатываются научные основы государственной территориально-градостроительной политики, основы теории города в ХХI веке. В области строительных наук проведены научные разработки по повышению энергетической эффективности проектируемых и реконструируемых зданий, защите от вредных и опасных воздействий на здания и территории, научных основ долговечности зданий, решению проблем прочности и качества в строительстве, ряд исследований по строительной акустике, светотехнике, радиационной безопасности и другие.

Большой вклад в научно-исследовательские работы внесли региональные отделения и академические научно-творческие центры РААСН. Среди них - участие в реализации программы «Возрождение Волги», реконструкции исторических территорий Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, разработки по устойчивому развитию населенных мест Уральского региона, защите территорий от неблагоприятных природных и техногенных воздействий в условиях Сибири и Дальнего Востока и т. д.

Продолжается развитие региональной деятельности Академии. 3 декабря 2004 года заключено Соглашение о сотрудничестве с вновь созданным Министерством регионального развития Российской Федерации. Основными направлениями совместной деятельности будут концепция пространственного развития России, разработка национальной градостроительной доктрины и научных основ формирования генеральных планов, региональных норм и правил застройки городов.

Заключено более 30 соглашений с субъектами Федерации и крупнейшими городами. Эти документы стали своего рода фундаментом для выполнения конкретных работ, среди которых - региональные законодательные и нормативные материалы, проектно-экспериментальные разработки, экспертиза генеральных планов и крупных объектов проектирования и строительства, проведение совместных конференций и совещаний по актуальным проблемам архитектуры и строительства.

В сентябре 2004 года состоялось учредительное собрание Дальневосточного регионального отделения РААСН. Таким образом, сегодня в системе Академии существует уже семь региональных отделений, охватывающих практически всю территорию Российской Федерации. В числе приоритетных задач деятельности нового отделения будет ведение научно-исследовательских работ, связанных с проектированием и строительством на территориях с экстремальными природными условиями (вечная мерзлота, землетрясения, цунами и т. д.)

Развитие образования в области архитектуры и строительства – постоянная забота Академии. При Академии создан координационный совет по архитектурно-строительному образованию, в состав которого входят ректоры ведущих архитектурно-строительных вузов страны, создана рабочая группа для выработки новой концепции архитектурного и строительного образования, разработаны и переданы в Правительство РФ предложения об открытии специальности «Градостроительство». Научной темой предстоящего Общего собрания РААСН - «Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности». Состоится оно 25?27 мая 2005 года в Воронеже.

Истекший год показал, что это было правильным решением, поскольку именно в этот период предприняты серьезные шаги по реформе образования, вызвавшие огромный общественный и профессиональных интерес. И действительно, введение в средних школах единого государственного экзамена (ЕГЭ), а в вузах – системы ГИФО, предложения и первые шаги по введению в высшее образование принципов Болонской декларации, стали предметом многочисленных обсуждений, а тема модернизации образовательного процесса как никогда актуальна. Об этом говорится в средствах массовой информации, на многочисленных профессиональных собраниях научных и педагогических коллективов.

Особую актуальность названной теме придает положение в отрасли, сложившееся в сфере безопасности жилой среды. Принятие федерального Закона о техническом регулировании кардинально изменило существующую нормативную базу. Знание СНИПов и ГОСТов, ответственность за их выполнение и контроль – основа профессионализма специалистов и системы повышения квалификации – будет заменена на новую систему, разрабатываемую сегодня. Однако процесс проектирования и строительства не останавливается ни на минуту, прочность и живучесть зданий не могут не отвечать потребностям людей, а значит – повышается личная ответственность участников архитектурно-строи-тельного процесса за качество выполняемой ими работы, наличие необходимого минимума знаний, актуализированного должным образом, особенно в период реформ. Что является стимулом непрерывного обновления знаний? Сегодня мы не можем дать должного ответа, а лишь ссылаемся на опыт отдельных регионов и стран.

Принятый в 2001 году Государственной Думой закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменил лицензирование архитектурной деятельности в Российской Федерации. Таким образом, Россия оказалась единственной среди развитых стран, где архитектурная деятельность не подлежит регистрации (лицензированию). Действующая у нас система лицензирования вида деятельности «Проектирование зданий и сооружений I и II степени ответственности» ни в коей степени не контролирует качественный квалифицированный уровень.

Очевидно, получение профессиональных знаний должно быть тесно увязано с профессиональной практикой, академические звания – со специальностями. Мы сегодня особенно остро ощущаем несоответствие ступеней бакалавра и магистра потребностям рынка, запрашивающего известных ему и апробированных дипломированных специалистов. Эту базовую связь образования с практикой еще в 1996 году почувствовал Международный Союз архитекторов (МСА), объединяющий в своих национальных секциях более миллиона зодчих, приняв Хартию архитектурного образования МСА/ЮНЕСКО. Ее ценность – в аккумулировании опыта всех национальных секций, в активной защите своеобразия архитектурного образования в процессе глобализации и интеграции в региональные процессы, которым для нас является Болонский. Хартия также провозглашает как императив профессиональной ответственности непрерывное обучение архитекторов.

Аналогичные проблемы существуют и в непрерывном образовании инженеров строительных специальностей. В этой области также, по меньшей мере, спорным, является деление высшего образования на ступени бакалавра и магистра. Достаточно много сложностей появилось и в послевузовской системе повышения квалификации, поскольку старая система разрушилась, а новая только создается. В этом плане заслуживает всяческой поддержки инициатива Российского общества инженеров строительства (РОИС), которое, на основании договора заключенного с Международным институтом инженеров-строителей, проводит целенаправленную работу по повышению квалификации инженеров. Для этого при МГСУ создан Центр аттестации и организации непрерывного профессионального образования специалистов строительной отрасли, а на базе строительных вузов и факультетов в регионах создаются региональные отделения Центра.

Остается актуальной интеграция вузовского обучения и науки с наукой академической. Мы по-прежнему уверены в перспективности и максимальной эффективности объединения в учебно-проектные и производственные университетские комплексы отдельных структурных единиц, способных к координации деятельности, но не способных к действительно совместной работе вследствие изолированного финансирования.

Как известно, РААСН явилась инициатором объединения в такой комплекс УРО РААСН, УралГАХА и УралНИИПроект, однако объединение было ограничено координацией научно-технического сотрудничества, то есть не вышло за пределы обычных форм взаимодействия заказчика и производителя. Сегодня фон для интеграции более благоприятен из-за создания единого Министерства образования и науки РФ и уже появившегося прецедента передачи в ведение СО РАН Новосибирского Государственного университета. В связи с этим представляется своевременным обсудить возможность создания технопарков на базе вузов архитектурно-строительного профиля (например, МАрхИ, МГСУ, МИКХИС совместно с ГНЦ «Строительство») под эгидой РААСН. Полагаю, что стоит разработать перспективную программу с этой целью, включив в нее формирование научных центров коллективного пользования на базе НИИ РААСН на юге, Урале и Дальнем Востоке.

Академией в рамках договора с Минобрнауки России, ее координационному совету по взаимодействию с вузами необходимо продолжить работу по методике формирования госзаказа, то есть минимума, который может обеспечить государство с точки зрения заказа специалистов. Очевидна необходимость мониторинга и прогнозирование выпуска тех или иных специальностей. Нужны новые формы отношений между высшей школой, заказчиком и будущим специалистом. Имеется и ряд других нерешенных проблем. За последние годы воспроизводство кадрового состава высшего архитектурного и строительного образования не позволяет позитивно оценить развитие созданных научных школ. Преподаватели образовательных учреждений теряют интерес к совершенствованию педагогического мастерства. По экономическим причинам система повышения квалификации преподавателей не работает. Значительное число работников высшей школы из-за низкой оплаты труда вынуждено искать заработок на стороне, что отвлекает их от прямых обязанностей по совершенствованию учебного процесса. Устаревает учебно-лабораторная и материально-техническая база образовательных учреждений. В то же время архитектурно-строительное образование и повышение квалификации в современных условиях становятся в России гарантией обеспечения не только развития отрасли, но и гарантией устойчивого развития страны.

В порядке подготовки к Общему собранию РААСН-2005 для совместного обсуждения ряда проблем, связанных с образованием установлены контакты с Российской академией образования. Первое совместное заседание президиумов РААСН и РАО состоялось 18 февраля 2005 года и было посвящено вопросам школьного образования. Было решено, что сотрудничество двух академий должно носить системный характер, чтобы совместно обсуждать общие проблемы и проводить комплексные научные исследования.

Впереди много работы. Мы уверены, что деятельность Российской академии архитектуры и строительных наук внесет существенный вклад в развитие архитектурно-строительного комплекса России и социально-экономического развития страны.