Общеобразовательная школа №235
по ул. Щепкина, 68. Москва. Сдана в
эксплуатацию в 2003г.
Общеобразовательная школа N 235 по ул. Щепкина, 68
отличается коренным образом от школ,
запроектированных и построенных в последние
время. Являясь самой крупной из школ ЦАО (990 уч-ся),
школа располагает территорией всего 0,6 га что в 3
раза меньше нормируемой. В связи с этим проектом
было предложена организация внутреннего двора -
атриума - пространства, позволяющее
круглогодично использовать его для отдыха
учащихся и учителей, проводить все общешкольные
мероприятия, независимо от времени года,
осуществлять учебные занятия по растениеводству
и коллекционно - селекционной работе,
расширяющее возможности занятий с детьми в
группах продленного дня, дающее возможность
проведения интересных и необычных вечеров
отдыха.
Наличие атриума позволило запроектировать
полноценный амфитеатральный зал, , избавив школу
от необходимости освобождать его от мебели при
организации новогодних елок и других
мероприятий, связанных с играми и танцами.
Атриум предопределил использование в школе
системы спецпожаротушения, что на сегодняшний
день является наиболее эффективным средством
спасения в случае возникновения пожара.
Отсутствие территории для проведения
спортивных занятий на открытом воздухе
компенсируется проектом организацией двух
спортивных залов 30х18м и 24х12м.
Проект является победителем в конкурсе
"Лучший реализованный проект 2003 года в области
инвестиций и строительства" в номинации:
Объекты образования, школьные и дошкольные
учреждения.
Проект разработан мастерской №12 ГУП
МОСПРОМПРОЕКТ
Авторский коллектив архитекторов:
К.С. Шехоян, А.Г. Златкин - на всех стадиях.
Т.Ю. Гусева, О.Л. Кузнецова - на стадии
проектирования.
Е.В. Ерошина, Н.В. Чарова, А.В. - на стадии
строительства.
Школьные здания в Иркутске
Е. И. Григорьева, член-корреспондент
РААСН
Для школы важнее всего - удобство,
приспособленность к происходящему в ней
процессу обучения, воспитания, общения. На
достижение этой цели направлены энергия и
изобретательность проектировщика и средства
заказчика. При этом выразительность здания не
менее важна - она, кроме всего прочего, также
является фактором воспитания.
В 1986 году был разработан проект школы,
многократно реализованный в новых микрорайонах:
Университетский (1988, 1997), Первомайский (1989, 1991),
Солнечный (1990), Авиазавод (2000).
Каждая последующая школа отличатся от
предыдущей: учитывались пожелания и замечания
педагогического персонала. Здесь наглядно
проявилось, насколько важна личность директора,
его качества организатора, хозяйственника.
Победа во Всесоюзном конкурсе 1988 года -
"Школа на 33 класса с выделенными блоками
клубно-спортивных помещений" зафиксировала
высокий уровень, которого достигли архитекторы
института. В конце 1980 - начале 1990-х годов был
разработан, согласован и даже привязан на двух
площадках экспериментальный проект
кооперированного учебно-культурного центра
(школа, клуб, спорткомплекс, детский сад).
К школам малой вместимости мы обратились еще в
начале 1980-х. В 1984-м участвовали во Всесоюзном
конкурсе и получили поощрительную премию.
Первоначально они проектировались для
небольших городов и поселков области. В
дальнейшем выявилась их пригодность для
затесненных участков в исторической среде, а
затем уже в обществе произошла переориентация
политики образования на специализацию. В
Иркутске первая такая школа была построена в
Ново-Ленино по улице Образцова (1996).
Школа в Знаменском предместьи (1999): помимо
тепловой эффективности здесь нашли применение
новые приемы пространственной организации, а
также новые конструктивные и технологические
приемы. Чрезвычайно тесная площадка сложной
конфигурации (практически треугольный участок)
потребовала интенсивного использования подвала
(тир с дистанцией стрельбы 25 м), бывших чердаков,
примыкающих к спортзалу (тренажерные и теннисные
залы, места для зрителей). Дополнительно к
25-метровой чаше в габаритах трапециевидного зала
бассейна предусмотрена треугольная - для
маленьких.
Жизнь организована вокруг центрального
сооружения - атриума.
Впервые в нашей практике проектирования школ
частично выполнено требование по доступности
для инвалидов - колясочников. Лифт школе не
положен, но благодаря рельефу и с помощью
пандусов обеспечена возможность попадания
колясочников на уровни первого и нулевого
этажей. Пандусы даже обогатили пластическое
решение аванплощади с геометрией лестницы
главного входа, ступеней амфитеатра.
Школа № 80 в Глазково
Здесь абсолютно иная ситуация по сравнению с
предыдущей школой - участок вытянут в длину,
отягощен близостью улицы с трамвайным движением.
Сходство только в заниженной по сравнению с
нормативами площадью и неготовностью городской
администрации к сносу прилегающего ветхого
жилья.
Генпланом предусмотрены подъезды ко всем
блокам школы в соответствии с требованиями
Управления пожарной охраны. Перед главным
входом, ориентированным на восток, расположена
площадь для торжественных построений с
небольшим амфитеатром по рельефу. Она
одновременно выполняет функцию площадки для
подвижных игр для старшеклассников.
Предусмотрены площадки для младших классов -
волейбольная, баскетбольная и гимнастическая,
школьный сад, хозяйственная площадка,
автостоянка.
3-этажное здание школы состоит из двух основных
функциональных частей - учебные блоки (1 и 2) и
общественно-спортивные (3 и 4). Учебные
максимально удалены от основного источника шума
- улицы с трамвайной линией.
В учебных блоках размещаются классы, кабинеты и
лаборатории и рекреации зального типа. Помещения
сгруппированы по возрастному и кафедральному
принципу. Младшие классы занимают 1 и 2 этажи
восточного крыла 1-го блока, имеют отдельные
рекреации, гардероб, санузлы и обособленный
выход. Для них предусмотрена большая
универсальная мастерская.
Мастерские старших классов расположены во 2-м
блоке на отметке, выходящей за счет перепада
рельефа на уровень земли. Здесь же расположены
тир, фотолаборатория, радиоузел, студия
хореографии и технические помещения.
На 3-м этаже размещены актовый зал, фойе,
библиотека, студия архитектуры и дизайна (1 блок),
а также кабинет музыки и пения, кружковая
технического творчества и кабинет
профориентации (2 блок).
Остальные помещения общественного назначения
находятся в 3 и 4 блоках. Дополнительный выход из
столовой на площадь предполагает размещение
летнего кафе на верхней террасе амфитеатра под
навесом.
Для инвалидов-колясочников сформирован рельеф
и предусмотрены пандусы.
Принципы, отработанные на предыдущем объекте,
использованы и здесь, претерпев незначительные
трансформации, а вернее, уточнения.
Затесненность школьных участков в
исторической части города - фактор объективный, с
которым нельзя не считаться. Результатом анализа
перспектив развития исторического центра должны
стать местные нормы, утвержденные в
установленном порядке. Это касается и
общественных зданий и жилья.
Пристройка к школе № 656
на Бескудниковском бульваре в Москве (Северный
административный округ). 2002 ГОД
Архитекторы Р. Г. Кананин, О. А. Сканави, К. И.
Крутов
Пристройка представляет собой 2-4-этажное
здание, где будут заниматься начальные классы.
Оно состоит из учебной и общешкольной частей. В
4-этажном учебном корпусе располагаются
собственно классы, кабинеты иностранного языка,
методический и эстетического воспитания.
Предусмотрены спальни-игровые и комнаты групп
продленного дня. В 2(3-этажном общешкольном
корпусе запроектированы библиотека с
книгохранилищем, зрительный зал с фойе и
артистическими, кабинеты информатики и
вычислительной техники, спортивный зал с
раздевалками и вспомогательными помещениями,
комната инструктора. Оба корпуса связаны между
собой центральным цилиндрическим объемом с
главным входом, двусветным вестибюлем и
коридорами-рекреациями на втором и третьем
этажах. Выше находятся выставочный зал и кабинет
музыки.
Объемы пристройки формируют уютный внутренний
дворик перед главным входом. Сочетание стен из
красного кирпича, белых колонн и мощных
горизонтальных тяг придают зданию
торжественно-строгий "школьный" облик.