Новые школьные здания

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Новые времена, новые задачи, новын методы решения

В.И. Ресин
Непрерывное профессиональное образование как фактор обеспечения качества жилой среды

В. Н. Белоусов
Российскому зодчеству - высококвалифицированные кадры

В. И. Теличенко, В. И. Андреев
Актуальные задачи высшего строительного образования

Г. В. Есаулов
Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников

С. Б. Чистякова, Л. В. Акопов
Реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

Творческие портреты

И. С. Суровцев, Е. М. Чернышов
Университетский центр архитектурно-строительного образования и науки в Черноземье

Ю.П. Панибратов
Старейшая высшая архитектурно-строительная школа России: состояние и перспективы развития

Новые школьные здания

Медали и дипломы РААСН

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

Лауреаты медалей РААСН за лучшие дипломные проекты в области архитектуры и строительства за 2004 год

Конкурсы, конкурсы, конкурсы...

С. С. Бачурина
Организационно-управленческие проблемы и оценка эффективности комплексной реконструкции сложившейся застройки мегаполиса

На том стою...

А. М.Журавлев
Oбраз Победы в архитектуре


Общеобразовательная школа №235
по ул. Щепкина, 68. Москва. Сдана в эксплуатацию в 2003г.

Общеобразовательная школа N 235 по ул. Щепкина, 68 отличается коренным образом от школ, запроектированных и построенных в последние время. Являясь самой крупной из школ ЦАО (990 уч-ся), школа располагает территорией всего 0,6 га что в 3 раза меньше нормируемой. В связи с этим проектом было предложена организация внутреннего двора - атриума - пространства, позволяющее круглогодично использовать его для отдыха учащихся и учителей, проводить все общешкольные мероприятия, независимо от времени года, осуществлять учебные занятия по растениеводству и коллекционно - селекционной работе, расширяющее возможности занятий с детьми в группах продленного дня, дающее возможность проведения интересных и необычных вечеров отдыха.

Наличие атриума позволило запроектировать полноценный амфитеатральный зал, , избавив школу от необходимости освобождать его от мебели при организации новогодних елок и других мероприятий, связанных с играми и танцами.

Атриум предопределил использование в школе системы спецпожаротушения, что на сегодняшний день является наиболее эффективным средством спасения в случае возникновения пожара.

Отсутствие территории для проведения спортивных занятий на открытом воздухе компенсируется проектом организацией двух спортивных залов 30х18м и 24х12м.

Проект является победителем в конкурсе "Лучший реализованный проект 2003 года в области инвестиций и строительства" в номинации: Объекты образования, школьные и дошкольные учреждения.

Проект разработан мастерской №12 ГУП МОСПРОМПРОЕКТ

Авторский коллектив архитекторов:

К.С. Шехоян, А.Г. Златкин - на всех стадиях.

Т.Ю. Гусева, О.Л. Кузнецова - на стадии проектирования.

Е.В. Ерошина, Н.В. Чарова, А.В. - на стадии строительства.


Школьные здания в Иркутске
Е. И. Григорьева, член-корреспондент РААСН

Для школы важнее всего - удобство, приспособленность к происходящему в ней процессу обучения, воспитания, общения. На достижение этой цели направлены энергия и изобретательность проектировщика и средства заказчика. При этом выразительность здания не менее важна - она, кроме всего прочего, также является фактором воспитания.

В 1986 году был разработан проект школы, многократно реализованный в новых микрорайонах: Университетский (1988, 1997), Первомайский (1989, 1991), Солнечный (1990), Авиазавод (2000).

Каждая последующая школа отличатся от предыдущей: учитывались пожелания и замечания педагогического персонала. Здесь наглядно проявилось, насколько важна личность директора, его качества организатора, хозяйственника.

Победа во Всесоюзном конкурсе 1988 года - "Школа на 33 класса с выделенными блоками клубно-спортивных помещений" зафиксировала высокий уровень, которого достигли архитекторы института. В конце 1980 - начале 1990-х годов был разработан, согласован и даже привязан на двух площадках экспериментальный проект кооперированного учебно-культурного центра (школа, клуб, спорткомплекс, детский сад).

К школам малой вместимости мы обратились еще в начале 1980-х. В 1984-м участвовали во Всесоюзном конкурсе и получили поощрительную премию.

Первоначально они проектировались для небольших городов и поселков области. В дальнейшем выявилась их пригодность для затесненных участков в исторической среде, а затем уже в обществе произошла переориентация политики образования на специализацию. В Иркутске первая такая школа была построена в Ново-Ленино по улице Образцова (1996).

Школа в Знаменском предместьи (1999): помимо тепловой эффективности здесь нашли применение новые приемы пространственной организации, а также новые конструктивные и технологические приемы. Чрезвычайно тесная площадка сложной конфигурации (практически треугольный участок) потребовала интенсивного использования подвала (тир с дистанцией стрельбы 25 м), бывших чердаков, примыкающих к спортзалу (тренажерные и теннисные залы, места для зрителей). Дополнительно к 25-метровой чаше в габаритах трапециевидного зала бассейна предусмотрена треугольная - для маленьких.

Жизнь организована вокруг центрального сооружения - атриума.

Впервые в нашей практике проектирования школ частично выполнено требование по доступности для инвалидов - колясочников. Лифт школе не положен, но благодаря рельефу и с помощью пандусов обеспечена возможность попадания колясочников на уровни первого и нулевого этажей. Пандусы даже обогатили пластическое решение аванплощади с геометрией лестницы главного входа, ступеней амфитеатра.

Школа № 80 в Глазково

Здесь абсолютно иная ситуация по сравнению с предыдущей школой - участок вытянут в длину, отягощен близостью улицы с трамвайным движением. Сходство только в заниженной по сравнению с нормативами площадью и неготовностью городской администрации к сносу прилегающего ветхого жилья.

Генпланом предусмотрены подъезды ко всем блокам школы в соответствии с требованиями Управления пожарной охраны. Перед главным входом, ориентированным на восток, расположена площадь для торжественных построений с небольшим амфитеатром по рельефу. Она одновременно выполняет функцию площадки для подвижных игр для старшеклассников.

Предусмотрены площадки для младших классов - волейбольная, баскетбольная и гимнастическая, школьный сад, хозяйственная площадка, автостоянка.

3-этажное здание школы состоит из двух основных функциональных частей - учебные блоки (1 и 2) и общественно-спортивные (3 и 4). Учебные максимально удалены от основного источника шума - улицы с трамвайной линией.

В учебных блоках размещаются классы, кабинеты и лаборатории и рекреации зального типа. Помещения сгруппированы по возрастному и кафедральному принципу. Младшие классы занимают 1 и 2 этажи восточного крыла 1-го блока, имеют отдельные рекреации, гардероб, санузлы и обособленный выход. Для них предусмотрена большая универсальная мастерская.

Мастерские старших классов расположены во 2-м блоке на отметке, выходящей за счет перепада рельефа на уровень земли. Здесь же расположены тир, фотолаборатория, радиоузел, студия хореографии и технические помещения.

На 3-м этаже размещены актовый зал, фойе, библиотека, студия архитектуры и дизайна (1 блок), а также кабинет музыки и пения, кружковая технического творчества и кабинет профориентации (2 блок).

Остальные помещения общественного назначения находятся в 3 и 4 блоках. Дополнительный выход из столовой на площадь предполагает размещение летнего кафе на верхней террасе амфитеатра под навесом.

Для инвалидов-колясочников сформирован рельеф и предусмотрены пандусы.

Принципы, отработанные на предыдущем объекте, использованы и здесь, претерпев незначительные трансформации, а вернее, уточнения.

Затесненность школьных участков в исторической части города - фактор объективный, с которым нельзя не считаться. Результатом анализа перспектив развития исторического центра должны стать местные нормы, утвержденные в установленном порядке. Это касается и общественных зданий и жилья.


Пристройка к школе № 656
на Бескудниковском бульваре в Москве (Северный административный округ). 2002 ГОД
Архитекторы Р. Г. Кананин, О. А. Сканави, К. И. Крутов

Пристройка представляет собой 2-4-этажное здание, где будут заниматься начальные классы. Оно состоит из учебной и общешкольной частей. В 4-этажном учебном корпусе располагаются собственно классы, кабинеты иностранного языка, методический и эстетического воспитания. Предусмотрены спальни-игровые и комнаты групп продленного дня. В 2(3-этажном общешкольном корпусе запроектированы библиотека с книгохранилищем, зрительный зал с фойе и артистическими, кабинеты информатики и вычислительной техники, спортивный зал с раздевалками и вспомогательными помещениями, комната инструктора. Оба корпуса связаны между собой центральным цилиндрическим объемом с главным входом, двусветным вестибюлем и коридорами-рекреациями на втором и третьем этажах. Выше находятся выставочный зал и кабинет музыки.

Объемы пристройки формируют уютный внутренний дворик перед главным входом. Сочетание стен из красного кирпича, белых колонн и мощных горизонтальных тяг придают зданию торжественно-строгий "школьный" облик.