log.jpg

asm5_3.jpg (3322 bytes)

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 5 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm5.jpg (3091 bytes)


Содержание номера:

АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор

Дом Хлеба на Садовом кольце

ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай Михайлович Герсеванов

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов, архитектор
Новая и Старая площади Китай-города

АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Н.В.Канчели, П.Е.Золотов,
Новый стадион "Спартака"

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик "Театра Луны"

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,

"Аквадром" на Аминьевском шоссе

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной архитектуры

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева

Архитекторы-новаторы

АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования Старого Гостиного двора

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
Н.В.Оболенский, Заслуженный архитектор России, доктор технических наук.

Города и здания на юге следует проектировать
и строить сообразно теплому климату и совсем
по-другому - на севере.
Витрувий

С древности и до наших дней архитектурная деятельность направлена на преобразование естественной среды и создание среды искусственной, комфортной и одновременно гармонично вписанной в природу. Она во многом определяет мировоззрение человека, его культуру, существенно влияет на здоровье и работоспособность. Поэтому в основе архитектурного образования и реального проектирования должен лежать широко понимаемый экологический подход, суть которого заключается в представлении архитектурного объекта, будь то регион, город, микрорайон или здание, как сложной системы взаимосвязей не только между его отдельными составляющими, но и самого объекта с природным окружением. Все великие архитекторы именно так и мыслили. Пожалуй, ярче всех говорил об этом И.В.Жолтовский. В те времена, правда, не было слова "экология", но было слово "ноосфера".

asm5_2.jpg (10029 bytes)

Сплошное остекление фасадов - одна из причин светового, звукового и температурного дискомфорта

А недавно В.А.Филин ввел новый термин - "видеоэкология".Во всем мире и, к сожалению, у нас появилась так называемая "современная архитектура", в климатическом отношении безадресная как на севере, так и на юге, экологически и энергетически неоправданная, вызывающая психологические стрессы. Грубая и несомасштабная зданиям реклама, слепящая вечером и ночью водителей и пешеходов, заполонила площади и улицы.
Прошедшие в последнее время международные и отечественные симпозиумы, выпуск серьезных научных трудов, монографий, учебников и нормативных документов, трактующих экологическую составляющую архитектуры, - все это, конечно, играет свою положительную роль. Однако экологический подход еще не стал общепринятым в процессе архитектурного образования и реального проектирования.
Причин этому много. Во-первых, архитекторы термин "экология" нередко связывают лишь с охраной окружающей среды и предполагают в нем исключительно надзорную проблему. При проектировании экологические требования рассматриваются ими как дополнительные ограничения творческой деятельности - и только. Во-вторых, природные ландшафты считаются свободными территориями, и в лучшем случае оцениваются их рекреационные качества. В основу проектирования до сих пор ставится принцип разделения искусственной городской среды и ее естественного природного окружения. Следствием этого стали затопления полезных земель, ландшафтов и исторически ценных ансамблей, загрязнение воздуха, изменение световой, тепловой и звуковой среды, приводящее к дискомфорту в современных городах и зданиях, и, наконец, абсолютное несоответствие облика, планировочной и объемной структуры архитектурных объектов ландшафтно-климатическим условиям. Продолжаются планирование стройплощадок бульдозерами, сглаживание холмов, уничтожение растительности, ручьев. Гигиенически необоснованно занижаются жилые объемы квартир, экономят на форточках; превращают улицы в "аэродинамические трубы" под предлогом борьбы со снегозаносами; во многих городах отказываются от шумозащитных домов.

Один из главных путей преодоления инерции внеэкологического мышления архитекторов - совершенствование их вузовской подготовки в части понимания того, что "Архитектурная экология" - предмет, рожденный самой жизнью. Трудно найти более удачное название отвечающей духу времени дисциплине, изучающей методы создания для людей комфортной, долговечной и выразительной окружающей среды.С архитектурной точки зрения это прежде всего антропогенизированная среда в городе и здании: светоцветовая (дающая более 80 процентов информации,воспринимаемой человеком),

asm5_1.jpg (6099 bytes)

Проимер современной архитектуры, провоцирующей психологические  и эстетические стрессы

тепловая, воздушная, звуковая, радиационная, магнитная, обонятельная и т.д. Именно правильный учет названных физических факторов определяет качество архитектуры (комфортность, долговечность, выразительность, технико-экономическую и энергетическую эффективность). Недаром экологи и медики находят необходимым рассматривать город, здание или квартиру едва ли не в первую очередь как среду адаптации и систему жизнеобеспечения - физиологической и психо-эстетической. Социологи считают экологию определяющей для формирования новых социальных сообществ, а физики и биологи называют экологический подход единственно верным в деле сохранения живой природы. Медики при этом добавляют, что принципиально ошибочно говорить лишь о градостроительной экологии, оставляя без внимания экологический аспект интерьеров, так как совокупное время пребывания человека в открытых городских пространствах в 10 раз меньше, чем в помещениях.
Итак, "Архитектурная экология" есть не что иное, как наука о создании "ноосферы", то есть комфортной искусственной среды обитания людей в естественном ее синтезе с живой природой, что в конечном счете и является архитектурой.
В нашей высшей архитектурной школе накоплен определенный экологический опыт, основанный на разработке смежных дисциплин: "Архитектурная физика" и "Охрана окружающей среды". О неудачности названия последней свидетельствует тот факт, что речь здесь идет в основном не об "охране" среды, а о ее целенаправленном формировании средствами архитектуры.
В вузах идут поиски общей программы экологизации учебного процесса. Мировоззренческий и методологический фундамент экологического мышления должен закладываться в процессе изучения общетеоретических и исторических наук. Методическое руководство целесообразно возложить на кафедру "Архитектурной экологии", созданную на базе уже существующих курсов "Архитектурная физика" и "Охрана окружающей среды". При этом последний целесообразней назвать "Архитектурное природопользование".
Эта система экологического воспитания потребует минимум учебного времени, так как экологические вопросы будут прорабатываться в часы, отведенные прочим дисциплинам, что может быть достигнуто за счет соответствующего перераспределения учебного материала.
Ныне провозглашенная непрерывной система экологической подготовки на деле оборачивается фикцией. Едва ли студент, слушая различные и часто дублирующие лекции у разных преподавателей, получит цельное и логически последовательное знание по новому непростому (не только для учащегося) предмету, каким становится архитектурная экология. Изучение проблем экологии по существующей схеме носит разрозненный характер. Нет единого методического подхода, не учитывается постоянное развитие строительных норм и правил, экологические вопросы зачастую излагаются в общем виде и тонут в потоке прочей информации. В итоге студент так и не улавливает тесной связи между экологией и архитектурой. В процессе учебного проектирования будущий архитектор, да что греха таить, и педагог нередко даже не задумываются о существовании такой связи. В дипломном проектировании почти не фигурирует само понятие "архитектурная экология".
Экологические факторы имеют ярко выраженное формообразующее значение и определяют, кроме комфортности, композицию, ритм и образ любого архитектурного объекта - от отдельного здания до города в целом. Как различаются мощная пластика древней русской архитектуры и тонкий кружевоподобный декор египетского и среднеазиатского зодчества, отрытые солнцу пространства в городах с умеренным климатом и замкнутые самозатеняющиеся композиции городов южных!
Разве можно принять, например, некоторые современные оценки сплошного остекления фасадов как "огромного завоевания архитектуры", давшего "принципиальную возможность полного визуального раскрытия внутреннего пространства во внешнюю среду"? Во-первых, "полное визуальное раскрытие внутреннего пространства" вообще не имеет смысла и невозможно, во-вторых, сплошное остекление фасадной стены допустимо только как исключение, если того требует функциональное назначение интерьера или особые композиционные условия для уникального здания. Тысячелетний опыт говорит, что световой, тепловой и шумовой дискомфорт прямо пропорциональны площади остекления фасадов, какие бы совершенные технические средства, в том числе и стекла, ни применялись. Ныне считать "стекломанию" всего лишь "болезнью роста" или "игрой с новым ради новизны" недопустимо, так как эта "игра" продолжается уже более 100 лет во всем мире, и иначе как бедствием ее не назовешь, особенно учитывая современный энергетический кризис.
Или другой пример. Сегодня такой сугубо важный элемент архитектуры, как крупноразмерные наружные солнцезащитные экраны, применяются в центральных районах и даже на Крайнем Севере, где они бессмысленны! Что это - следование моде на так называемый "интернациональный стиль" или свидетельство отсутствия элементарных знаний, которое Витрувий считал недопустимым для архитектора?
"Архитектурную экологию" следует трактовать как прикладную дисциплину современной комплексной теории архитектуры, изучающую воздействия естественных и антропогенных факторов на архитектурные системы и вырабатывающую рекомендации по экологической комфортности проектируемых объектов при научно-обоснованном соблюдении принципов рационального природопользования.
В соответствии с инструктивным письмом Минвуза РСФСР от 19 февраля 1987 года в высших учебных заведениях страны сейчас составляются новые планы непрерывной экологической подготовки, как и прежде, базирующиеся на курсе "Основы рационального природопользования" и на междисциплинарном принципе преподавания. Однако подробные планы приемлемы при подготовке специалистов лишь технических специальностей (химиков-технологов, металлургов, машиностроителей и других), в число профессиональных задач которых должна входить именно охрана окружающей среды как типовая. Для архитекторов же целесообразно введение комплексного курса, позволяющего глубоко осознать и изучить прямую и обратную связь в системе природа - город - человек. Ведь если в процессе проектирования архитектурных объектов будет достигнут экологический баланс между искусственной и естественной средой, отпадает необходимость в охране последней. Ибо профессиональной задачей архитектора является не охрана окружающей среды, а ее рациональное и гармоничное формирование! Именно так написано в предисловии к новому учебнику "Архитектурная физика" (Москва, Стройиздат, 1997).
При определении границ нового научно-учебного направления необходимо прежде всего договориться, что понимать под окружающей средой и за что здесь ответственен архитектор, так как окружающей средой можно считать практически все, на что тем или иным образом реагирует человек: тогда границы предмета расширяются до бесконечности.
Под архитектурно регулируемой средой следует понимать комплекс природно-климатических (абиотических и биотических) и антропогенных факторов, влияющих на физико-гигиенические свойства проектируемых архитектурных систем, которые (свойства) определяют физиологическое и психоэстетическое состояние человека. Есть и обратная связь: создавая архитектурными средствами здоровую и эстетически развитую среду, архитектор гарантирует наивозможно безущербное существование природного окружения.

Учитывая сказанное, мы избежим чрезмерного расширения рамок новой науки, а такие аспекты градостроительства, стыкующиеся с архитектурной экологией, как психологический микроклимат, организация бытового обслуживания, инженерная инфраструктура, сохранение (но не "охрана"!) памятников архитектуры, будут изучаться соответствующими дисциплинами.
Курс "Архитектурная экология" должен включать несколько направлений.
Первое - общетеоретические, философские проблемы взаимосвязи естественной среды и среды искусственной - архитектуры. Здесь рассматривается сущность архитектурной деятельности - организация и формирование искусственной среды на основе комплексного экологического подхода; место архитектурной экологии в творческом методе архитектора; значение этой дисциплины в архитектурном образовании; экологическая ситуация в мире на современном этапе развития человечества; пути преодоления экологического кризиса; экологически ориентированная система норм и ценностей в архитектурной деятельности; правовые основы взаимодействия человека и окружающей среды при архитектурном и градостроительном проектировании. Далее дается представление о важнейших экологических факторах и психофизиологических реакциях на них человеческого организма, о критериях и путях достижения оптимальных параметров бесстрессовой экологической среды.

Второе излагает основные способы создания гармоничной среды при комплексном учете вышеупомянутых экологических факторов - природных и антропогенных. Подчеркивается определяющее их влияние на композиционные, планировочные и конструктивные решения в процессе архитектурного и градостроительного проектирования. Этот раздел должен дать собственно теоретические знания, методы расчета и проектирования комфортных светологических, аэродинамических, температурно-влажностных, акустических и других параметров среды, равно как и обеспечения чистоты воздуха, воды, почв.
Третье изучает архитектурно-планировочные и инженерные средства создания экологически оптимальных объектов, принципы и основные критерии оценки воздействия архитектурных объектов на состояние окружающей среды, а также способы прогнозирования последствий архитектурной деятельности.
Завершающий цикл теоретических и практических занятий имеет целью рассмотрение задач, возникающих в процессе проектирования экологически оптимальной среды на различных стадиях комплексного архитектурного проектирования, начиная с оценки эколого-градостроительной ситуации при решении вопросов расселения или районной планировки и кончая экологией жилища и рабочего места на предприятии.
Идеи экологического проектирования среды должны в той или иной степени находить применение во всех курсовых и дипломных проектах (определенный опыт уже имеется в Московском и Екатеринбургском институтах). Необходим государственный экзамен по архитектурной экологии.
Итак, необходимо осознать актуальность курса "Архитектурная экология" и как можно скорее ввести его в учебные планы существующих и вновь образуемых вузов и факультетов архитектурного профиля. Необходимы, следовательно, новая кафедра, новая учебная программа и новый учебник - "Архитектурная экология". Эта дисциплина должна быть отнесена к блоку "Теория и практика архитектуры". Важно, чтобы таким пониманием проблемы прониклись и в нашей Российской академии архитектуры и строительных наук.
Процесс архитектурного образования значительно затрудняет путаница в трактовке важнейших архитектурных терминов и понятий в наших законах.
Пожалуй, нет лучшего критерия оценки экологической составляющей градостроительства, чем количество жалоб населения. В последние годы оно резко возросло и достигло многих сотен только по Москве. Как правило, эти жалобы поступают в органы государственной экспертизы проектов, которые тратят на их рассмотрение почти половину своего рабочего времени.
Рост количества жалоб населения провоцируется появлением новых законов о праве граждан участвовать в градостроительной деятельности. Такие законы существуют во многих странах мира, однако подобных жалоб там не бывает, ибо жителям известны генпланы всех префектур (например, в Париже). Почему бы муниципальным властям не установить порядок, по которому рассмотрение жалобы оплачивается заявителем, и если факт подтверждается, деньги возвращаются заявителю, власти же принимают соответствующее решение, а если не подтверждается - деньги поступают в бюджет города. Опыт показывает, что подтверждения жалоб, как правило, отсутствуют, так как население не знает действующих градостроительных нормативов.
Поэтому необходимо скорректировать законы, имеющие отношение к архитектуре. Принятые сегодня законы очень слабо связаны между собой. Особенно это относится к Градостроительному Кодексу Российской Федерации, Закону об архитектурной деятельности РФ и Закону об экологической экспертизе. Почему в одном случае "Кодекс", а в другом - "Закон"? Почему в одном случае "архитектурная деятельность", а в другом - "градостроительная деятельность?" Разве они не взаимоопределяющи? Почему в одном законе принят термин "архитектурный объект", а в другом "объект недвижимости", ведь это синонимы! Почему градостроительный устав назван одновременно и Кодексом и Законом? Почему архитектурная деятельность в одном законе названа профессиональной, а в другом - деятельностью государственных органов? Почему отсутствует взаимосвязь между понятиями "архитектурная деятельность" и "градостроительная деятельность" и при этом нет четкого различия между градостроительным объектом и архитектурным (локальным) объектом, между градостроительной документацией и архитектурно-строительной документацией, между предпроектной и проектной документацией? Придуманы странные и неудобопроизносимые термины типа "межселенные территории" вместо общепринятых "межселитебных территорий" и так далее (кстати, в русском языке нет слова "межселенные").
Можно ли опираться на такие законы в учебном процессе высшей архитектурно-строительной школы?