log.jpg

asm5_23.jpg (4409 bytes)

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 5 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm5.jpg (3091 bytes)


Содержание номера:

АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор

Дом Хлеба на Садовом кольце

ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай Михайлович Герсеванов

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов, архитектор
Новая и Старая площади Китай-города

АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Н.В.Канчели, П.Е.Золотов,
Новый стадион "Спартака"

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик "Театра Луны"

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,

"Аквадром" на Аминьевском шоссе

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной архитектуры

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева

Архитекторы-новаторы

АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования Старого Гостиного двора

Жилой комплекс на Садовой-Каретной
А.М.Журавлев, кандидат архитектур

В конце 80-х - начале 90-х годов архитекторы и строители Москвы начали преодолевать длившуюся долгое время практику индустриального крупнопанельного домостроения по типовым проектам. Негибкая в градостроительном отношении, она порождала пустыри даже в центре Москвы. На одном из таких пустырей, между улицами Каляевской (ныне Долгоруковской) и Краснопролетарской, за временным ограждением уныло торчали дворовые фасады старых зданий и внутриквартальные постройки. К тому же и переход через сложный перекресток представлял здесь серьезную проблему:

asm5_29.jpg (7788 bytes)

Застройка первой очереди комплекса на Садовой-Каретной улице

зачастую пешеходу приходилось трижды пересекать магистрали (улицы Малая Дмитровка, Долгоруковская и Садовое кольцо) с интенсивным транспортным движением.
Архитекторы уже давно намеревались облагородить этот участок. В мастерской № 3 АО "Моспроект" (руководитель Р.Г.Кананин) было наработано множество вариантов объемно-планировочного решения крупного жилого комплекса. Проекты неоднократно утверждались Градостроительным советом, но строительство на пустыре началось лишь в прошлом году. Сегодня первая очередь комплекса практически завершена. В связи с этим возникает ряд вопросов - социальных, градостроительных, транспортных... Но прежде - немного истории.

Строительство предполагалось на очень заметном возвышенном участке Садового кольца. Когда в конце 1940 - начале 1950-х годов строились высотные здания, три из них возвели именно на Садовом кольце. Однако вскоре высотные здания были преданы анафеме как образцы "архитектурных излишеств и украшательства". Начинался период массового индустриального домостроения. С его недавним окончанием выяснилось, что в архитектурно-строительном деле гнездилось немало мифов: о бесспорной предпочтительности крупных

asm5_28.jpg (6864 bytes)

Вариант высотной части комплекса

панелей перед кирпичом имонолитным железобетоном, о долгом веке пятиэтажек... Все они канули в Лету, в том числе и миф о жизнестроительной миссии архитектуры. Все оказалось гораздо проще. Архитектура по одежке протягивает ножки. И если прежде одежка была подобием солдатской шинели, которую стелили, под голову подкладывали и которой одновременно укрывались, то теперь "гардероб" значительно расширился. Выяснилось, что можно строить все, что угодно, были бы деньги. (О том, какая их часть перепадает архитектору, мы тактично умолчим.) Сразу реабилитировали и высотное строительство. Строительный комплекс расправил крылья. Его не страшат теперь здания высотою в несколько десятков этажей, монолитные конструкции, прихотливая отделка - были бы, повторим, деньги у заказчиков.

Группа архитекторов мастерской №3 упорно трудилась, исходя в своих поисках не из жестких требований строителей, а из детального анализа градостроительной ситуации, из своего жизненного и профессионального опыта, которого у коллектива и особенно у его руководителя Р.Г.Кананина не отнимешь.
Что выявил анализ градостроительной ситуации? Соседствующие с участком крупные дома (в частности, жилой корпус 30-х годов архитектора И.Маркузе между улицами Долгоруковской и Александра Фадеева) задавали крупный градостроительныймасштаб. В развитие давнего замысла А.В.Щусева и Д.Н.Чечулина о возведении по Садовому кольцу ряда высотных зданий архитекторы остановились на идее многофункционального многоэтажного комплекса, который занял бы зияющую здесь пустоту и восполнил цепь высоток.

asm5_26.jpg (7358 bytes)

Фрагмент фасада

  По требованию НИиПИ Генплана были всесторонне проанализированы все варианты зрительного восприятия композиции с различных точек. И не только по Садовому кольцу, но и в дальних перспективах. Результаты оказались самые благоприятные. Особенно впечатляюще комплекс будет смотреться со стороны Сухаревской площади: между Садовой-Каретной и Сухаревкой лежит глубокая седловина, под которой протекает река Неглинная. При взгляде отсюда комплекс оказывается на взгорке. Существовала также опасность наложения силуэта новой высотки на силуэты Кремлевских башен и храма Христа Спасителя, но и в отношении ее "невидимости" анализ дал хорошие результаты.

Теперь нужно было определиться с общей объемно-композиционной формой. Многочисленные фотографии в кабинете руководителя мастерской иллюстрируют длительные поиски оптимальной композиции: высотная часть варьировалась от стиля хай-тек с резкими диагональными срезами до уступчатого силуэта в 38 этажей с центральной башенкой и шпилем, отдаленно напоминающего композиции 50-х годов (например, высотную часть жилого дома на Котельнической набережной).

asm5_24.jpg (8755 bytes)

План типового этажа

Этот окончательный вариант представляется вполне оправданным, поскольку стилистически вписывается в ряд существующих высотных зданий, к которым мы привыкли.
Общая концепция комплекса была утверждена Градостроительным советом в декабре 1998 года. Рабочий просмотр проекта проходил с участием Ю.М.Лужкова и В.И.Ресина. Решили строить комплекс на коммерческой основе, используя средства от продажи квартир для строительства муниципального жилья, предоставляемого жильцам сносимых пятиэтажек. Заказчиком выступил Москапстрой, генеральным подрядчиком - Главмоспромстрой. Проектирование велось почти одновременно с производством работ, что значительно осложнило действия архитекторов и специалистов смежных профессий.

Итак, на прихотливо очерченном участке в пять гектаров проектируются и строятся эксклюзивные жилые корпуса для состоятельных граждан. Общее объемно-планировочное решение включает в ансамбль близлежащие строения: известный офис фирмы "Калинка-Стокман" на Долгоруковской, торговый центр Гута-банка на углу Долгоруковской и Садовой, доходный дом предреволюционной постройки Э.Нирнзее на Садовой (ныне - Управление здравоохранения

asm5_27.jpg (11651 bytes)

Застройка первой очереди комплекса

города Москвы), а также двухэтажное здание кузни XVII века в центре участка, которое поначалу чуть было не снесли, но, признав его памятником архитектуры, решили оставить и отреставрировать. Указанное обстоятельство, естественно, усложняло работу архитекторов, но и заставляло их принимать нестандартные решения, в конечном итоге обернувшиеся несомненными удачами.
К июню нынешнего года, всего за 12 месяцев, была завершена первая очередь - 8-9-этажные корпуса: полукруглый, размещенный на втором плане, и прямоугольный. Общая площадь - 70000 кв.м, число квартир - 212, из них наиболее многочисленны квартиры площадью 250 кв.м.

Квартиры-полуфабрикаты, начинающиеся с третьего этажа, сдаются в наружных габаритах. Каждый владелец устраивает планировку и отделку интерьеров по своему вкусу. Часть квартир выполнена в двух уровнях, в некоторых предусмотрены просторные лоджии или балконы, имеющие ограждения с фигурными балясинами. Кое-где есть полукруглые в плане угловые помещения, которые можно использовать как мастерские. Отдельные секции выступают ризалитами на фасадах, что придает последним чрезвычайно пластичный характер. Местами их украшают полубалясины. Впрочем, таких декоративных деталей немного, в основном композиция строится на крупной архитектурной форме. Конструкции - монолитные, с кирпичным заполнением.

asm5_25.jpg (7785 bytes)

Руководитель авторского коллектива архитектор Р.Г.Кананин

Наружные стены по американской технологии покрыты утеплителем и декоративной штукатуркой.
В состав комплекса входит бассейн с тремя ваннами. Его прозрачный купол был смонтирован на земле, а затем поднят на проектную отметку.
Первые два этажа отведены под офисы. Два подземных этажа занимают гаражи на 360 мест (боксы и свободные стоянки). В целом качество работ - высокое. Однако есть и некоторые упущения. Так, перекрытие въездного пандуса спуска в гараж расположено слишком низко, что может служить препятствием для машин больших габаритов.
Строительство второй очереди - высотной части (возможно, с вертолетной площадкой) - завершит сооружение комплекса.
Теперь время вернуться к вопросам, которые возникают в связи с возведением данного жилого комплекса. Первый - транспортный. На этом оживленном месте в часы пик может сложиться непростая ситуация. Если же движение по Садовому кольцу будет организовано в одном направлении (такие разговоры ведутся), то положение еще более осложнится. Второй вопрос - социальный. Центральные районы по мере строительства в них подобного эксклюзивного жилья становятся все более "элитарными". Здесь еще банки, офисы, отели, рестораны, дорогие магазины... Центр неуклонно отчуждается от окраин, становится недоступен большинству москвичей. Тем не менее с собственно профессиональной точки зрения мы должны оценить работу зодчих достаточно высоко: в одном из важных градостроительных узлов города создается современный благоустроенный жилой комплекс. Москву украсит еще одна выразительная новостройка, с чем весь коллектив проектировщиков и строителей, безусловно, можно поздравить.
Авторы проекта жилого комплекса на Садовой-Каретной улице: архитекторы Р.Г.Кананин (руководитель), Н.Е.Кузнецова, С.А.Васильев, Т.П.Шишигина; конструкторы К.Н.Свирин, Г.С.Вайнштейн, Б.И.Финогенов.