log.jpg  

Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России
Ю.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 5 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm5.jpg (3091 bytes)


Содержание номера:

АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор

Дом Хлеба на Садовом кольце

ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай Михайлович Герсеванов

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов, архитектор
Новая и Старая площади Китай-города

АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Н.В.Канчели, П.Е.Золотов,
Новый стадион "Спартака"

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик "Театра Луны"

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,

"Аквадром" на Аминьевском шоссе

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной архитектуры

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева

Архитекторы-новаторы

АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования Старого Гостиного двора

Не нужно лишний раз напоминать, сколь важны вопросы акустики в архитектуре и строительстве. Акустические параметры общественных и церковных сооружений учитывались зодчими еще в глубокой древности. Огромные амфитеатры и залы были спроектированы так, чтобы голос оратора или жреца слышался внятно и разборчиво по всему помещению. Качество звукообеспечения достигалось путем особых конструктивных решений (принцип воронки или трубы) и применения строительных материалов с необходимыми акустическими свойствами (поглощающих, отражающих звук). Позже появились так называемые звуковые лабиринты (маршрутизация звука), искусственные открывающиеся и закрывающиеся звуковые ниши для создания реверберации, приемы создания хоральной и органной акустик; научились добиваться архитектурно-планировочными средствами определенной тембровой окраски звуков в различных точках зала (акустические эффекты). Однако к началу XX века чисто акустические методы звукообеспечения себя исчерпали. Связано это с появлением электронных средств усиления и обработки звука - микрофонов, усилителей, пультов микширования. Акустическая энергия обрела электрическую ипостась, породив новое понятие - электроакустика. Решающей стала середина 90-х годов, когда были разработаны технологии, позволившие создавать высочайшее качество звучания вне зависимости от архитектурных параметров объектов. Революцию здесь, как и во многих других сферах человеческой деятельности, произвел компьютер. Изобретенная американскими корпорациями компьютерная технология обработки и передачи звуковых сигналов открыла новую эру - эру звуковой архитектуры.
Традиционная система звукообеспечения предусматривала линейную схему: прием сигнала (микрофон), обработка сигнала (микширование), усиление сигнала (усилитель мощности) и передача сигнала (громкоговоритель, динамик). Проблема, таким образом, сводилась к правильной расстановке динамиков. Количество озвучиваемых точек диктовало и объем звукового оборудования. Казалось, выверенное его расположение должно было гарантировать удачность звукоархитектурной инсталляции. На деле же зачастую случалось иначе: здание набивалось оборудованием, но когда в работу включалась вся система, результат оказывался ниже всякой критики.
Современная звуковая архитектура предполагает принципиально иную схему. Сердцем и мозгом системы звукообработки становится аппаратно-програм-мный комплекс. В свою очередь центром комплекса является разработанный американцами прибор: в одном ящике аккумулированы практически все известные на сегодня способы обработки звуковых сигналов. В конце 1993 - начале 1994 года устройство было испытано в зале заседаний Сената США. С его помощью осуществлялись трансляции как по сети внутреннего технологического телевидения, так и по всем национальным и мировым телеканалам. Устройство получило название MEDIAMATRIX. Схема звукообработки с применением MEDIAMATRIX утратила линейный и приобрела кольцевой, замкнутый, то есть универсальный характер. В аппаратно-программном комплексе осуществляется одновременно проектирование, обработка, маршрутизация, диагностика и управление звуковыми сигналами, причем это система не механическая, а интеллектуальная, способная интегрироваться с любой средой (то есть обеспечить нужным звуком любое мероприятие). В области звука для такой системы практически не существует невозможного.
Взять, допустим, спортивную арену. Это - открытая чаша. Правильно расположив традиционное акустическое оборудование и подобрав мощности, распределив по всем необходимым зонам качественный сигнал, синхронизировав его и отладив систему управления, мы можем считать, что цель достигнута. Но вот после модернизации и реконструкции арена перекрывается стеклянным куполом. Происходит то, что акустики называют "обратный акустический шлепок". Резко возрастает (с угрозой превзойти допустимые пределы) звуковое давление. Нарушается частотная коррекция. В десятки раз подскакивает уровень интерференции, реверберации, "паразитных" (дребезжащих) частот. Существенно увеличивается количество "теневых" зон, куда надо дополнительно доставлять звук. В результате - звучит ли концерт или речь диктора, - мы будем иметь сплошную звуковую "кашу", в которой ничего не разберешь. Возможно ли в данном случае поправить положение методами традиционной электроакустики - попросту говоря, повсюду ставя все новые динамики? Не говоря уже о резком взлете стоимости, чисто технологически исход видится очень и очень сомнительным.
Что касается звуковой архитектуры, тут Россия (да и Европа) значительно отстали от США. Между тем нужда в освоении новейших электроакустических методов ощущается все острее. В 1997 году ряд московских государственных учреждений, проектных институтов, промышленных компаний и средств массовой информации совместно рассмотрели вопрос о целесообразности создания Дома Звука, желая добиться существенного прогресса в области звукообеспечения существующих и проектируемых зданий. Под своеобразным протоколом о намерениях подписались 27 организаций, и в 1998 году Дом Звука был открыт. Учредителями стали крупные фирмы и ведомства, среди них - Комплекс перспективного развития города, "Моспроект", компания "Каскад".
Вкратце наши цели и задачи можно сформулировать следующим образом:
- внедрение на объектах, подлежащих звукофикации, современных технологий озвучивания;
- организация мощной информационной компьютерной базы;
- организация и проведение конкурсов проектов звукообеспечения и уже выполненных звукотехнических инсталляций;
- организация московской секции звукотехники;
- создание независимого консультативного и экспертного совета.

Дом Звука имеет три подразделения: консультационно-информационно-аналитический центр, экспертный научно-технический совет и проектно-инсталляционную группу. Мы действуем на договорной основе: с заказчиком на проект или экспертизу заключается договор, к делу привлекаются ведущие специалисты в области звука, с которыми также заключается договор.
До этого все вопросы звукообеспечения решались акустиками. И сегодня эта наука крайне важна, но в нашем случае она становится прикладной. На первый план выходят звукоинженеры. Методы чисто акустические уже не дают удовлетворительных результатов. Пример - только что построенный Ледовый дворец в Ново-Косино. Звук проектировали в нем акустики. Специалистов Дома пригласили сделать экспертизу, и оказалось, что там внятность транслируемой речи значительно ниже, если можно так выразиться, неудовлетворительной. Однако акустики продолжали стоять на своем: где-то, мол, надо развернуть углы, где-то к потолкам прибить специальные маты - и будет звучать. Не будет! Результат окажется тот же, что и повсюду (кроме Ледового дворца в Ново-Косино, специалисты Дома исследовали спорткомплекс Лужники, московские вокзалы и другие сооружения): если находишься непосредственно у динамика - что-то еще слышишь, чуть отошел - приходится напряженно вслушиваться, ловить смысл сообщения.
Между тем от качества звука зависит не только легкость восприятия информации, но еще и безопасность. Экспериментально доказано, что в случае, например, массовой паники неразборчивая речь, как бы громко динамики ни звучали, только усугубляет положение. Звучание должно быть четким и в хорошем смысле ошеломляющим, чтобы человек как вкопанный остановился. В этом смысле у нас скверно озвучены аэровокзал, железнодорожные вокзалы, метро.
Расчеты показывают: чтобы нормально озвучить большое многофункциональное здание традиционными методами, необходимо закупить оборудования миллиона на два долларов - множество систем обработки, громкоговорителей, распределителей, усилителей... Традиционный подход потребует для каждого помещения своей локальной системы озвучивания, то есть соответствующего количества полных комплектов оборудования. При необходимости обеспечить аварийный "запас прочности" арифметика почти удваивается. Применение же аппаратно-програм-много комплекса все это сводит на нет. Его оборудование способно запрограммировать, обработать, усилить, маршрутизировать и проконтролировать входные и выходные сигналы для всех помещений и при том обеспечить любой необходимый резерв надежности. В помещения остается только установить микрофоны и громкоговорители. Оператору говорят: зал такой-то, мероприятие такое-то (презентация, пресс-конференция, концерт) - нужное звучание достигается простым нажатием кнопки.
На основе новой технологии за последние годы оборудован ряд крупных объектов в России и СНГ, в их числе АКБ "Промстройбанк России" (Москва), концерн "Туапсе-нефтепродукт" (Туапсе), Управление московским метрополитеном, Центр цифровых технологий (Пермь), Правительственный Дворец (Астана, Казахстан), Конференц-зал ГК "Президент-отель" (Москва), НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н.Бурденко (Москва), спорткомплекс Чертаново (Москва), Московский автодорожный институт и другие. Здесь уже два года демонстрируются чудеса качества, и не было ни одного сбоя. Обучиться работе на таких системах очень легко. Их пришлось осваивать людям пожилым, пенсионного возраста, не видавшим до этого приличного пульта или микрофона. Сначала они боялись, а теперь вовсю "рисуют": конференции, съезды, гала-концерты, спортивные состязания...
На основе имеющегося российского и мирового опыта можно еще раз констатировать: в звуковой архитектуре произошли революционные изменения. Технология XXI века помогает специалистам добиваться звукового комфорта даже в объемах, с акустической точки зрения совершенно безнадежных. Конечно, всегда будут объекты, где требуется сохранить живой акустический звук (академические лекционные залы). Но во всех других случаях властно заявляет о себе электроакустика, позволяя архитекторам воплощать в жизнь самые смелые идеи.