|
Электронная версия научно-популярного
журнала "Архитектура и строительство
Москвы". Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
АРХИТЕКТУРНАЯ
ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек
ПРОЕКТЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор
Дом
Хлеба на Садовом кольце
ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай
Михайлович Герсеванов
ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов,
архитектор
Новая
и Старая площади Китай-города
АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели,
П.Е.Золотов,
Новый стадион
"Спартака"
РЕЦЕНЗИЯ НА
СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на
Садовой-Каретной
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик
"Театра Луны"
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,
"Аквадром" на
Аминьевском шоссе
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор
ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост
звуковой архитектуры в России
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?
ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной
архитектуры
ИССЛЕДОВАТЬ,
ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева
Архитекторы-новаторы
АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования
Старого Гостиного двора |
Скульптура
на пустыре или доминанта площади?
Д.Е.Серов, студент МАрхИ
Уплотнение застройки в центре
Москвы стало уже нормой для современного
градостроительства. Эта тенденция нарастает и,
на наш взгляд, носит разрушительный для
архитектуры характер. Чисто по экономическим
соображениям меняется соотношение
общественного пространства и застроенной
территории, которые в гармонии как раз и создают
полноценную городскую среду. Если архитектура -
музыка в камне (по Гете), то уместно подчеркнуть и
структурное |
Памятник
первопечатнику Ивану Федорову |
родство этих видов искусств. Архитектурный
образ складывается из сочетания пустот и
массивов, как музыкальный - из пауз и звуков.
Спонтанно возникшая площадь, никем не
запланированная и не зарегистрированная,
зачастую воспринимается как пустырь, непременно
подлежащий застройке. Хотелось бы обратить
внимание на необходимость существования
подобных "пустот", которые нередко
становятся частью архитектурной композиции,
значимым общественным пространством. Яркий
пример тому - фрагмент городского ландшафта,
включающий в себя памятник первопечатнику Ивану
Федорову, элементы благоустройства вокруг него,
зеленые насаждения и т.д.
Я часто в разное время суток бывал у памятника
первопечатнику Ивану Федорову. Любовался им
издалека, рассматривал в деталях. Обратил
внимание, что многие этого места не только не
знают, но и попросту не замечают, проходя мимо.
Между тем оно чрезвычайно интересно.
Пространство вокруг памятника Ивану Федорову
занимает около гектара и образует как бы нишу в
застройке улицы. По размерам эту площадь можно
отнести к второстепенным, но попадая сюда из
узкого переулка, идущего от Никольской улицы,
неожиданно ощущаешь простор.
По конфигурации в плане эта ниша
не имеет регулярных и симметричных границ, но
протяженность вдоль прилегающей улицы ясно
выражена. Расположенная на склоне холма, площадь
сформирована так, что не создает препятствий для
ориентации в пространстве. Обращает на себя
внимание нетипичное решение рельефа: два уровня,
соединенные лестницей, а между ними - пологий
откос. С трех сторон площадь окружает замкнутая
малоэтажная кирпичная застройка, которая
постепенно |
Эскиз
площади в конражурном стиле |
увеличивается в размерах по мере отступления
вглубь. Передний ряд - это кирпичная стена с
нерегулярным ритмичным силуэтом и хаотично
разбросанными оконными проемами произвольной
формы. Памятник первопечатнику из темного
металла, стоящий на гранитном постаменте, -
одинокая фигура на склоне, окруженном деревьями,
кустарниками и газоном.
Неподалеку от памятника, на площадке перед
магазином "Книжная находка" прежде велся
обмен и торговля книгами. В уличном открытом кафе
назначались свидания, деловые встречи. Теперь
милиция не контролирует этот процесс, и ближе к
вечеру библиофилов сменяет другая компания,
обслуживающая древний доходный бизнес. Жизнь
вокруг памятника кипит до поздней ночи.
Застройка площади организована по принципу
террас. Ступенчатая структура продолжает
развиваться и за границы участка. Возвышаясь
друг над другом, здания формируют кулисную
систему построения пространства, типичную для
крутого московского рельефа: улицы
располагаются в оврагах, а дома на склонах
"карабкаются" к вершине. Здесь целая
комбинация ритмических рисунков:
резко-динамичный светлый - кирпичная стена
переднего плана, ограниченная острым силуэтом
скатных крыш и застройкой, набранной из
прямоугольных параллелепипедов.
Стена переднего плана,
замыкающая площадь с двух сторон, имеет
выраженную индивидуальность: неповторимые по
размерам и очертанию оконные проемы, расположены
весьма хаотично. Их нерегулярность рождает
ощущение непредсказуемости. В системе темных
пятен, разбросанных по светлой стене, при взгляде
с дальних точек улицы Рождественка четкий
ажурный силуэт памятника Ивану Федорову
приобретает еще большую выразительность. Кроме
того, мелкие горизонтальные членения кирпичной
кладки выступают активным контрастом вертикали
памятника. |
Пространство у
памятнику Ивану Федорову. Ночной вид. |
Обходя его, парадная лестница соединяет два
уровня площади, благодаря чему появляется
возможность рассмотреть памятник в его
наиболеевыразительных ракурсах. Прием для
Москвы - уникальный. С противоположной стороны
зритель оказывается практически на уровне
подиума, Иван Федоров как бы сливается с толпой,
сойдя с пьедестала.
Продольная ось пространства подчеркнута липовой
аллеей, доминирующей в композиции зеленой зоны.
Аллея служит символической границей между
"форумом библиофилов" и тротуаром. Она -
словно полупрозрачная занавеска, сквозь которую
можно свободно войти и выйти. Где-то тут и
рождается площадь.
Мы уже говорили, что эта площадь
по характеру возникновения напоминает те, что
исторически складывались не по плану, а по
велению жизни. На наш взгляд, уместно сопоставить
ее с расположенной по соседству Лубянской
площадью. Лубянка откровенно реализовала
авторитарную модель: резко подчеркнутая
иерархия между центром и периферией. |
|
Смысловой центр совпадает с геометрическим, а
потому памятник Дзержинскому здесь как нельзя
кстати. Думается, не случайно Лубянка выродилась
в транспортную развязку.
Совсем иное мироощущение возникает на площади с
памятником первопечатнику Ивану Федорову, где
композиционная схема более свободна. Памятник
стоит в одном из углов площади, но он здесь -
главный. И остается ощущение, что памятник
находится в геометрическом центре пространства.
Еще И.Бунин отмечал: "Московские площади чаще
всего представляют собой лишь расчищенное
пространство, окруженное разноэтажными и
случайными по архитектуре зданиями. Проекты
площадей однообразны и шаблонны. Ни в плане, ни в
архитектуре зданий нет того индивидуального
характера, который должна иметь каждая отдельная
площадь... Наблюдения же многочисленных городов
показывают, что там, где чередуются правильные
прямоугольные площади с площадями неправильной
формы, овальными, круглыми, а также
многоугольными, только там и возникает повод для
разнообразного решения их застройки. Город,
имеющий площади различных форм, всегда
выигрывает". Солидарны с классиком. Памятник
первопечатнику Ивану Федорову - это не
скульптура на пустыре, а доминанта
своеобразнейшей площади, которые обогащают
художественный образ нашего города. |