log.jpg

asm5_41.jpg (5854 bytes)

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 5 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm5.jpg (3091 bytes)


Содержание номера:

АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор

Дом Хлеба на Садовом кольце

ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай Михайлович Герсеванов

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов, архитектор
Новая и Старая площади Китай-города

АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Н.В.Канчели, П.Е.Золотов,
Новый стадион "Спартака"

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик "Театра Луны"

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,

"Аквадром" на Аминьевском шоссе

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной архитектуры

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева

Архитекторы-новаторы

АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования Старого Гостиного двора

Скульптура на пустыре или доминанта площади?
Д.Е.Серов, студент МАрхИ

Уплотнение застройки в центре Москвы стало уже нормой для современного градостроительства. Эта тенденция нарастает и, на наш взгляд, носит разрушительный для архитектуры характер. Чисто по экономическим соображениям меняется соотношение общественного пространства и застроенной территории, которые в гармонии как раз и создают полноценную городскую среду. Если архитектура - музыка в камне (по Гете), то уместно подчеркнуть и структурное

asm5_42.jpg (11747 bytes)

Памятник первопечатнику Ивану Федорову

родство этих видов искусств. Архитектурный образ складывается из сочетания пустот и массивов, как музыкальный - из пауз и звуков.
Спонтанно возникшая площадь, никем не запланированная и не зарегистрированная, зачастую воспринимается как пустырь, непременно подлежащий застройке. Хотелось бы обратить внимание на необходимость существования подобных "пустот", которые нередко становятся частью архитектурной композиции, значимым общественным пространством. Яркий пример тому - фрагмент городского ландшафта, включающий в себя памятник первопечатнику Ивану Федорову, элементы благоустройства вокруг него, зеленые насаждения и т.д.
Я часто в разное время суток бывал у памятника первопечатнику Ивану Федорову. Любовался им издалека, рассматривал в деталях. Обратил внимание, что многие этого места не только не знают, но и попросту не замечают, проходя мимо. Между тем оно чрезвычайно интересно. Пространство вокруг памятника Ивану Федорову занимает около гектара и образует как бы нишу в застройке улицы. По размерам эту площадь можно отнести к второстепенным, но попадая сюда из узкого переулка, идущего от Никольской улицы, неожиданно ощущаешь простор.

По конфигурации в плане эта ниша не имеет регулярных и симметричных границ, но протяженность вдоль прилегающей улицы ясно выражена. Расположенная на склоне холма, площадь сформирована так, что не создает препятствий для ориентации в пространстве. Обращает на себя внимание нетипичное решение рельефа: два уровня, соединенные лестницей, а между ними - пологий откос. С трех сторон площадь окружает замкнутая малоэтажная кирпичная застройка, которая постепенно asm5_40.jpg (10640 bytes)

Эскиз площади в конражурном стиле

увеличивается в размерах по мере отступления вглубь. Передний ряд - это кирпичная стена с нерегулярным ритмичным силуэтом и хаотично разбросанными оконными проемами произвольной формы. Памятник первопечатнику из темного металла, стоящий на гранитном постаменте, - одинокая фигура на склоне, окруженном деревьями, кустарниками и газоном.
Неподалеку от памятника, на площадке перед магазином "Книжная находка" прежде велся обмен и торговля книгами. В уличном открытом кафе назначались свидания, деловые встречи. Теперь милиция не контролирует этот процесс, и ближе к вечеру библиофилов сменяет другая компания, обслуживающая древний доходный бизнес. Жизнь вокруг памятника кипит до поздней ночи.
Застройка площади организована по принципу террас. Ступенчатая структура продолжает развиваться и за границы участка. Возвышаясь друг над другом, здания формируют кулисную систему построения пространства, типичную для крутого московского рельефа: улицы располагаются в оврагах, а дома на склонах "карабкаются" к вершине. Здесь целая комбинация ритмических рисунков: резко-динамичный светлый - кирпичная стена переднего плана, ограниченная острым силуэтом скатных крыш и застройкой, набранной из прямоугольных параллелепипедов.

Стена переднего плана, замыкающая площадь с двух сторон, имеет выраженную индивидуальность: неповторимые по размерам и очертанию оконные проемы, расположены весьма хаотично. Их нерегулярность рождает ощущение непредсказуемости. В системе темных пятен, разбросанных по светлой стене, при взгляде с дальних точек улицы Рождественка четкий ажурный силуэт памятника Ивану Федорову приобретает еще большую выразительность. Кроме того, мелкие горизонтальные членения кирпичной кладки выступают активным контрастом вертикали памятника.

asm5_43.jpg (6510 bytes)

Пространство у памятнику Ивану Федорову. Ночной вид.

Обходя его, парадная лестница соединяет два уровня площади, благодаря чему появляется возможность рассмотреть памятник в его наиболеевыразительных ракурсах. Прием для Москвы - уникальный. С противоположной стороны зритель оказывается практически на уровне подиума, Иван Федоров как бы сливается с толпой, сойдя с пьедестала.
Продольная ось пространства подчеркнута липовой аллеей, доминирующей в композиции зеленой зоны. Аллея служит символической границей между "форумом библиофилов" и тротуаром. Она - словно полупрозрачная занавеска, сквозь которую можно свободно войти и выйти. Где-то тут и рождается площадь.

Мы уже говорили, что эта площадь по характеру возникновения напоминает те, что исторически складывались не по плану, а по велению жизни. На наш взгляд, уместно сопоставить ее с расположенной по соседству Лубянской площадью. Лубянка откровенно реализовала авторитарную модель: резко подчеркнутая иерархия между центром и периферией.

asm5_39.jpg (5150 bytes)

Смысловой центр совпадает с геометрическим, а потому памятник Дзержинскому здесь как нельзя кстати. Думается, не случайно Лубянка выродилась в транспортную развязку.
Совсем иное мироощущение возникает на площади с памятником первопечатнику Ивану Федорову, где композиционная схема более свободна. Памятник стоит в одном из углов площади, но он здесь - главный. И остается ощущение, что памятник находится в геометрическом центре пространства.
Еще И.Бунин отмечал: "Московские площади чаще всего представляют собой лишь расчищенное пространство, окруженное разноэтажными и случайными по архитектуре зданиями. Проекты площадей однообразны и шаблонны. Ни в плане, ни в архитектуре зданий нет того индивидуального характера, который должна иметь каждая отдельная площадь... Наблюдения же многочисленных городов показывают, что там, где чередуются правильные прямоугольные площади с площадями неправильной формы, овальными, круглыми, а также многоугольными, только там и возникает повод для разнообразного решения их застройки. Город, имеющий площади различных форм, всегда выигрывает". Солидарны с классиком. Памятник первопечатнику Ивану Федорову - это не скульптура на пустыре, а доминанта своеобразнейшей площади, которые обогащают художественный образ нашего города.