|
Электронная версия научно-популярного
журнала "Архитектура и строительство
Москвы". Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
АРХИТЕКТУРНАЯ
ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек
ПРОЕКТЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор
Дом Хлеба на Садовом кольце
ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай
Михайлович Герсеванов
ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов,
архитектор
Новая
и Старая площади Китай-города
АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели,
П.Е.Золотов,
Новый стадион
"Спартака"
РЕЦЕНЗИЯ НА
СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на
Садовой-Каретной
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик
"Театра Луны"
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,
"Аквадром" на
Аминьевском шоссе
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор
ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост
звуковой архитектуры в России
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на
пустыре или доминанта площади?
ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной
архитектуры
ИССЛЕДОВАТЬ,
ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева
Архитекторы-новаторы
АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования
Старого Гостиного двора |
Дом Хлеба
на Садовом кольце
А.В.Егерев, архитектор, В.В.Степанов,
архитектор
С давних пор на участке Садового
кольца, где к Серпуховской площади сходятся
улицы Большая Серпуховская и Валовая, находился
маленький хлебозаводик, когда-то поставлявший
сушки и сухарики к столу власть предержащих. В
годы постперестроечного полубандитского
строительства он активно пытался выжить вопреки
многочисленным постановлениям то о его закрытии
и сносе, то о реконструкции с оставлением еще на
какой-то срок, то о перебазировании. |
Вид внутреннего двора комплекса |
Здесь же предполагалось разместить гостиницы
Интуриста и учебно-коммерческие центры
Плехановского института.Шло время. Менялись
представления о застройке площадей. Появлялись и
грандиозные эспланады с игрушечными храмами в
центре, и совсем скромные, "камерные"
пространства. В конце 80-х - начале 90-х годов
бросились восстанавливать исторические границы
и застройку площадей, умиляясь классическими
овалами XVII века в двух-трехэтажном обрамлении. А
полуразвалившийся заводик все стоял на углу
Серпуховской...
Уже в середине 80-х годов проблема
транспорта в Москве стала ощущаться достаточно
остро. В 90-х годах многокилометровые пробки, до
этого возникавшие время от времени, сделались
постоянным бедствием москвичей. Начали
обсуждаться предложения по разгрузке Садового
кольца - с соответствующей застройкой в центре
над тоннелями. |
Фасад
офисно-торговогокомплекса на Валовой улице. 2-я
чередь строительсва |
Угол Серпуховской площади, как и сама она, вновь
обрел утраченное было значение. На конкурсы -
открытые, инициативные, альтернативные, заказные
- поступали различные варианты ее решения. В
результате оформилось общее мнение: здесь можно
и даже хорошо бы обойтись без высотного
строительства, как на Павелецкой и Октябрьской
площадях. Хлебозаводику предписано было, если он
желает все же уцелеть, представить
технико-экономическое обоснование и проект
своей реконструкции. Пришлось спешно искать
спонсоров.
В итоге после тщательных
предварительных проработок и обследований
участка родилась концепция не просто
хлебозавода, а целого многофункционального
комплекса - Дома Хлеба. Новое здание разместится
на южной границе участка и станет первой
очередью комплекса. Загрузка сырьем и вывоз
готовых изделий предусматривается со стороны
улицы Зацепа. Архитекторами и инженерами была
предложена технологическая схема, позволяющая в
весьма компактном объеме организовать
современное хлебопекарное производство. |
Производственный
корпус. Разрез. |
Активно использовано подземное пространство
производственного корпуса - под складские
помещения и сооружения гражданской обороны.
Примечательно то, что основные цеха
существующего предприятия будут продолжать
функционировать в процессе строительства первой
очереди и подлежат сносу только при возведении
второй - офисно-торгового здания с подземным
гаражом на углу Валовой и Большой Серпуховской
улиц. Первые два этажа отведены под магазин и
кафе. Диагональный пассаж дает возможность
эффективно использовать участок и порождает
ощущение открытости комплекса для посетителей -
из него предусматриваются входы в офисы и кафе.
Офисные помещения занимают этажи с 3-го по 10-й. 11-й
этаж - технический.
Особо стоит отметить предложения
по организации движения автотранспорта внутри
комплекса. Существующими нормативными
документами разрешен заезд на территорию Дома
Хлеба только со стороны улицы Зацепа через
проездную арку хлебозавода.На участке имеется
круглый павильон с пандусом, |
Фасад
производственного корпуса. |
ведущим в подземный гараж на 66 автомобилей. В
процессе проектирования возникла идея увеличить
высоту павильона, придав ему большую
композиционную значимостьВ результате он стал
трехэтажным и включил в себя помещения дирекции
комплекса и выставочный зал.
Круглый объем, завершающий офисно-торговое
здание, - с небольшими окнами по периметру, редко
расположенными двухсветными проемами лоджий и
выявленными вертикалями лестниц - становится
своеобразной визитной карточкой Дома Хлеба, да и
всей Серпуховской площади. Уже на стадии
разработки концепции авторы пришли к выводу о
целесообразности расширения офисно-торгового
здания Дома Хлеба до глухого торца существующего
семиэтажного жилого дома, то есть застройки
всего фронта участка по Валовой улице. Однако это
предложение осталось пока только в концепции и
не вошло в ТЭО, поскольку для его реализации
необходимо решить много технически сложных
вопросов, связанных со встраиванием в новый
объем существующей вентшахты метрополитена.
Концепция была разработана
архитектурной мастерской №13 ОАО
"Моспроект" и согласована
Градостроительным советом, а затем, на стадии
ТЭО, доработана совместным авторским
коллективом МАрхИ и ОАО "Моспроект" - с
выпуском прекрасных чертежей и макетов. Итак,
проект состоялся. Он согласован ЭКОсом
Москомархитектуры и отмечен на смотре-конкурсе
"Золотое сечение". |
Генеральный
план. |
Остается найти наконец средства и построить
Дом Хлеба, тем самым завершив архитектурный
облик Серпуховской площади.
Авторский коллектив:
руководитель - В.В.Степанов; ГАП - Н.А.Федяева; ГИП -
В.В.Солянов;
архитекторы: А.Е.Архипов, А.В.Егерев,
Е.И.Петровская;
конструктор - Л.В.Шурмухина; инженер-технолог -
Э.В.Голоскер
|