log.jpg  

Корифей военной архитектуры
В.Чередник
(к 150-летию со дня смерти В.П.Стасова)

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 5 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm5.jpg (3091 bytes)


Содержание номера:

АРХИТЕКТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Н.В.Оболенский,
Город и человек

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
А.В.Егерев, архитектор
В.В.Степанов, архитектор

Дом Хлеба на Садовом кольце

ПОРТРЕТ МАСТЕРА В.В.Михеев, инженер
Николай Михайлович Герсеванов

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.Л.Павлов, архитектор
Новая и Старая площади Китай-города

АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Н.В.Канчели, П.Е.Золотов,
Новый стадион "Спартака"

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
А.М.Журавлев
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Внутренний дворик "Театра Луны"

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Архитекторы:
Д.Л.Лукаев,
А.В.Никифоров,

"Аквадром" на Аминьевском шоссе

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
.В.Шихов, генеральный директор ЗАО "Дом Звука"
Дом Звука - форпост звуковой архитектуры в России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Д.Е.Серов
Скульптура на пустыре или доминанта площади?

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
В.Чередник
Корифей военной архитектуры

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.В.Богородский,
Л.Б.Канаева

Архитекторы-новаторы

АРХЕОЛОГИЯ|
П.С.Сидоров
Исследования Старого Гостиного двора

5 сентября исполнилось 150 лет со дня смерти Василия Петровича Стасова - великого русского архитектора. Великого по многообразию оставленного им творческого наследия, по смелости новаторских решений, по выработке присущего только ему архитектурного стиля, по той гражданской

asm5_44.jpg (3835 bytes)

Василий Петрович Стасов

патриотической позиции, которой он не изменял с юности до преклонных лет. Вызывает восхищение его огромный вклад в военную архитектуру.Стасов происходил из старинного московского рода. Согласно семейному преданию, его далекий предок в ночь после

Куликовской битвы оберегал сон великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Его отец - Петр Федорович Стасов - занимал сугубо гражданскую должность, служа подканцеляристом вотчинной канцелярии в Москве. Там и родился 24 июля 1769 года будущий архитектор.
В 1783 году Василий закончил университетский пансион и в четырнадцать лет поступил в Московскую управу благочиния "помощником по делам строительным", пробыв на этой работе около двадцати лет. Детство Василия закончилось - в это время умирает отец, вскоре и мать. Тернистая дорога по служебной лестнице напоминает армейское прохождение службы: в 1783 году ему присваивается звание "архитектуры капрала", в 1784-м - "архитектуры сержанта".
К 1790 году он дослуживается до помощника архитектора.

В 1794 году наступил срок Василию Петровичу отбывать воинскую повинность в северной столице с зачислением в Преображенский полк. Краткий петербургский период не прошел даром - он сблизился с кругом просвещенной молодежи. На всю жизнь запомнились 25-летнему Стасову слова поучения Екатерины Романовны Дашковой, президента Академии наук и Российской Академии русского языка и литературы: "У каждого народа был, есть и должен быть свой собственный стиль, своя

asm5_45.jpg (12514 bytes)

В.П.Стасов. Казармы Павловского полка 1817-1819. Санкт-Петербург

В собственная архитектура, и нечего желать никаких смесей".1795 году Стасов аттестован подпоручиком и "выпущен к статским делам".
Снова Москва. Стасову дают самостоятельную работу по строительству в концах бульваров 14 двухэтажных жилых зданий. Он старательно изучает творческий опыт Баженова и Казакова - корифеев московской архитектурной школы. Подобно Ньютону, Стасов мог сказать, что видел дальше потому, что стоял на плечах гигантов.

В начале 1800 года Василий Петрович баллотируется в члены Римской академии, а в 1802-1807 годы находится за границей, преимущественно в Италии. Учеба проходит в горячее для Европы время: наполеоновская Франция расширяет жизненное пространство, в эту схватку втягивается и Россия. Узнав о подписании унизительного для России Тильзитского мира,Стасов пишет из Рима другу Полторацкому:

asm5_48.jpg (14026 bytes)

  "С моей стороны, если б то нужно было, я себя предавал бы на все ужасы войны охотно,с радостью, без малейшей робости, чтоб только эта ехидна не могла малейше вредить моему любезному отечеству".В 1808 году он возвращается на Родину в звании профессора Римской академии. В стране в это время идет подготовка к 100-летию Полтавской виктории. Стасов не считает возможным остаться в стороне от этого события и представляет в Академию художеств интересный проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших на поле Полтавской битвы. В объяснительной записке к проекту он объясняет идею памятника:
"1-е. Отпор россиянами, данный в решительной Полтавской битве, и твердый оплот ими поставленный, в преграду отважных покушений искусного неприятеля.
2-е. Жертву, принесенную к спасению отечества верными его сынами, и, наконец,
3-е. Признательность народную, ознаменовавшую сооружением храма над сим памятником прародительской Славы к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам".
За этот проект его избирают академиком архитектуры.

Однако талант его несколько лет остается невостребованным. Стасов исполняет второстепенную должность при Санкт-Петербургском военном губернаторе "для переделки фасадов и наблюдения, чтобы строения производимы были сообразно оным". В этот период он изучает высокое мастерство Захарова, Воронихина, Тома де Томона, которые возвели на берегах Невы в первом десятилетии XIX века ансамбли, образовавшие архитектурный центр города.Отечественная война 1812 года стала тем рубежом, когда мало кому известный архитектор раскрылся во всю глубину своего могучего таланта. Ему было суждено воплотить в монументальных образах величие и славу россиян,

asm5_46.jpg (5410 bytes)

победно завершивших самую кровавую войну XIX века. Стасов сравнивал победу России в 1812 году с известной в истории Марафонской битвой и считал, что она должна быть увековечена в простых, мужественных формах. "Уважать ли, - говорил он, - мужественную величавость на сей случай простого ордера, пышности украшенных, но мало прочных? В подобных нашему случаю - греками после битвы Марафонской воздвигнутые памятники в величавой простоте, столь сходной тогдашнему их мужественному усилию, остались почти в целости до сих времен"...
Эти эстетические взгляды были воплощены в царскосельских триумфальных воротах "Любезным моим сослуживцам" (1818), поставленных в виде колоннады строгого ордера, символизировавшего суровую воинскую мощь армии. Простота композиционного решения подчеркивает основную идею победы. В честь русского воинства Стасов строит в классических формах храм Александра Невского в Саратове (1815-1826). На фризе собора с гирляндами и медальонами были изображены "облики знаменитых и храбрых мужей, пожертвовавших жизнью на спасение отечества".

В Москве Александр I решается на возведение храма Христа Спасителя, задуманного как памятник всенародной победы над Наполеоном. Стасов предлагает свой вариант проекта. Однако пройдет еще много десятилетий, прежде чем храм будет построен.
Героический дух Отечественной войны воплотился в одной из наиболее известных работ архитектораВозведение комплексов казарм капитальной постройки в Санкт-Петербурге и Москве - казармах лейб-гвардейского Павловского полка.

asm5_47.jpg (10870 bytes)

началось еще при Павле I с участием видных зодчих России. Стасову же предстояло построить их казармы в ответственнейшем месте - на Марсовом поле, где проходили вахт-парады столичных войск, рядом с Инженерным замком и Мраморным дворцом. Утилитарное здание казарм архитектор возвысил до уровня выражения народных идей, создав памятник славы русского народа.
Мощные дорические портики, членящие протяженное трехэтажное здание, придают ему монументальность. Скульптурные эмблемы оружия русской армии подчеркивают величавость образа сооружения. Стасов решил архитектурно-планировочную композицию обширной площади в единстве и соразмерности всех элементов, считаясь с замыслами своих предшественников. В итоге сложился единый грандиозный ансамбль.
Одновременно по его проекту в Москве рядом с ажурным Крымским мостом возводятся здания армейских провиантских складов, которым Стасов сумел придать величественный вид. Решив объем здания членением корпуса на три "равных" звена, архитектор создал крупный городской ансамбль, использовав отдельный стандартный корпус ограниченных размеров.
За Стасовым устанавливается репутация армейского архитектора. Он работает над заказами военного министерства для многих городов Российской империи. В 1815 году строятся "магазейны" - царскосельские и измайловские. В 1820 году возводится экзерциргауз в Могилеве, в 1820-1822 годах - казармы гвардейских инвалидных рот в Ораниенбауме и Царском Селе, в 1830-е годы - кадетский корпус в Полтаве. В Новгородской губернии сооружаются Военные поселения.
Сдержанный, суровый характер придал архитектор войсковым соборам гвардейских полков. Подчеркивая их армейскую принадлежность, он привнес в их архитектуру элементы военных сооружений. Суровость форм и лаконичность архитектурно-художественного языка храмов вторят общему замыслу. Например, рядом с семидесятипятиметровым Троицким собором Измайловского полка (1827-1835) была установлена триумфальная колонна из захваченных в боях пушек, увенчанная российским орлом. Купола светло-синего цвета - "как на воротниках мундиров". Вокруг Спасо-Преображенского собора возведена оригинальная ограда из трофейных турецких пушек. Массивные железные цепи опускались между пушками, установленными на гранитных пьедесталах, более высокая центральная была увенчана позолоченным орлом. Храм стал олицетворением военных успехов русской гвардии.
Стилистически по-иному решена церковь Александра Невского в Потсдаме (1826-1830). Архитектор стремился воплотить национальное своеобразие, характерное для храмов XVI века: луковичные купола, узкие высокие окан, резные порталы. Храм несколько напоминает Архангельский собор в Московском Кремле.
Последняя храмовая постройка Стасова - Десятинная церковь в Киеве (1827-1842). Первый каменный храм на Руси в 1240 году погиб, как воин, в боях защитников города с ордами Батыя. Стасов, возводя новый храм на месте руин, придал собору несколько утяжеленный вид, воссоздающий образ стоящих плечо к плечу воинов в шлемах.
В 1838 году в Петербурге Стасов ставит Московские ворота в честь кампаний в Польше, Персии, Турции. Зодчему удалось создать пространственный ансамбль, включив в него дорическую колоннаду высотой 15 и толщиной 2 метра. Вместе с двумя дорическими кордегардиями по бокам это сооружение стало одним из самых значимых и узнаваемых памятников стройного и строгого города. Московские ворота - первый пример в истории создания столь крупных сооружений, когда элементы его были заранее изготовлены на заводах: колонные ворота - из чугуна, скульптурное убранство - из битой меди.
В поздний период своего творчества Стасов занимается реконструкцией ведущих залов Зимнего дворца, пострадавшего от пожара. Уже сами названия их говорят о великих событиях государства Российского - Фельдмаршальский, Гербовый, Петровский, Галерея 1812 года. В сотрудничестве с архитекторами, скульпторами, художниками, отделочниками мастеру удалось создать анфиладу залов, выполняющих одновременно функции помещений для музея, дворцовых церемоний и воинских ритуальных торжеств. Отдавая дань полководцам-спасителям Отечества, в 1837 году Стасов строит пьедесталы для памятников фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора.
До последнего дня архитектор находился "в должности", следуя девизу: "Человек достоин своего имени тогда, когда он другим и себе полезен". Можно только поражаться его творческой энергии и жизнелюбию. Когда мастеру было уже за 70 лет, он руководил строительством малого и нового Эрмитажа (начало 1840-х годов). Ему везло в друзьях, в учениках, в детях. Но уважение и признательность он заработал неустанным трудом. В его творениях, к счастью, сохранившихся в большинстве своем до сегодняшнего дня, нет помпезности, но есть монументальность, простота и сила духа. Подпишемся и мы, его потомки, под словами русского критика Владимира Васильевича Стасова, сказанными об отце: "Его жизненные правила, его энергия добра, неподкупной ничем честности, его великодушие и доброжелательность ко всем были несравненны".