Вернисажи, конкурсы, проекты

Лаборатория идей или показ достижений?
М. Е. Маевская, архитектор

Русская линия

№ 4 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2008г.


Содержание номера:

О. А. Баевский, заместитель директора НИиПИ Генплана города Москвы
Генплан XXI века

Москва заглянула под землю

Б. Х. Бухарина
Опасные «окна»

И. А. Бахирев, М. М. Дейкун
Гаражное строительство: проблемы и пути их решения

Б. Максимова
Дмитровское шоссе обретает новый вид

Т. В. Сигаева
Тоннель под «Лосиным островом»

В. С. Ольгин
Уличный вернисаж

Архитектор Борис Шабунин

М. Е. Маевская, архитектор
Лаборатория идей или показ достижений?

«Маленькие сады»
С. С. Догадин, студент колледжа ГЭИ

В. А. Резвин, архитектор
Между Сретенским бульваром и Бобровым переулком

Татьяна Анатольевна Мельниченко
Архитектура и не только

 

В конце мая - июне наблюдалось сразу несколько событий, проведенных в рамках Первой Архитектурной биеннале в нашем городе. «АРХ-Москва» прошла в традиционном формате выставки в ЦДХ c 27 мая по 1 июня. При этом множество сопутствующих и параллельных событий оттянули на себя часть активных участников этого мероприятия. Многолетний лидер в архитектурной жизни столицы - «АРХ-Москва» как главная точка соприкосновения идей - архитектурных, коммерческих, жизнеустроительных и т. д. перестала быть главным манифестом и площадкой для провозглашения тенденций мейнстрима (или хотя бы попыткой создать такую трибуну, ориентированную на конечного пользователя.) Сменилась сама архитектурная реальность, а с ней и приоритеты интересов и публики, и профессионалов.
Экспозиция «Дюпон Кориан»
Это отнюдь не значит, что «АРХ-Москва» перестала играть свою значимую роль в профессиональной жизни. Просто из разряда исключительных она перешла в категорию «одного из». Поэтому вполне логичным представляется рассмотреть эту выставку как наиболее концентрированную часть архитектурной жизни сезона в ряду прочих событий биеннале.

Главным спонсором «АРХ-Москвы 2008» выступила одна из авторитетных компаний на столичном архитектурно-строительном небосклоне - «Миракс Групп». Кроме финансового участия, ее усилиями была оформлена входная группа ЦДХ, организован визит Сэм Робин из США.

Журнал AD, как обычно, организовал лекцию приглашенной звезды. В этом году им оказался британский архитектор и дизайнер Уильям Олсоп. Главным посылом его лекции с остроумным названием «Улица: обычное здание и иные создания» была мысль о сервильности профессии архитектора, вторичности личных профессиональных амбиций по сравнению с удобством и желаниями конечного пользователя архитектурной продукции.

Международная школа дизайна организовала мастер-класс не менее именитой отечественной фигуры - историка моды и дизайна Александра Васильева. Его презентация пользовалась большой популярностью у посетителей и практически затмила представления иностранных архитектурных звезд.

В рамках «АРХ-Москвы 2008» прошли еще несколько мастер-классов специалистов в области светодизайна и новейших материалов и технологий из Швеции, Германии, Испании и Франции. Новшеством явилась организация мастер-класса по юридическим вопросам «Правила самообороны архитектора» в исполнении представителей компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Фрагмент экспозиции (макет) архитектурного бюро Хади Тегерани ("BRT Rus")

Собственно архитектурная часть «АРХ-Москвы» не преподнесла никаких сюрпризов. Концептуальными решениями в этом году стенды не блистали. Высокий уровень профессионализма плюс некая затейливость проявились в экспозициях мастерских Тимура Башкаева и «Савинкин/Кузьмин». Большинство же участников продемонстрировали совсем уж традиционные экспозиции, с фирменными цветами и формами, как например, «UNK - project». Зато достаточно убедительно выглядели планшеты компаний, отобранные устроителями выставки для презентации сегодняшнего дня российской архитектуры на первом этаже ЦДХ («Квартальный вопрос»). Фестиваль «Архстояние», продлившийся месяц, как и большинство событий в структуре биеннале, показал в этом году концептуальный проект «Ноев ковчег», где отдельные концепции «домов» представили несколько ведущих отечественных мастеров. Добротно, но без видимых прорывов выглядели и экспозиции международного павильона ЦДХ. При этом география показанных работ заметно расширилась по сравнению с предыдущими годами, а лекциями иностранных коллег был насыщен каждый день программы.

В целом различные иностранные архитектурные компании демонстрировали активное присутствие на отечественном рынке. Внедрение на его просторы, как правило, достаточно удачно происходило именно через различные формы участия в экспозициях «АРХ-Москвы». Именно так многие архитекторы утвердились на российском рынке и сегодня уже выступают в качестве полноправных и заметных игроков нашего архитектурного процесса. Например, Сергей Чобан несколько лет назад организовал экспозиции по архитектуре Берлина, где длительное время активно проектировал. Или Эрик ван Эгераат, представлявший свои работы в 2005 году как приглашенная звезда, сегодня, после многочисленных попыток реализовать отдельные замыслы в Москве показывает проекты для Ханты-Мансийска и Казани уже как один из участников российской архитектурной экспозиции. В этом году отечественный рынок «завоевывают» «Вилен Ассошиейтс Архитектен» и бюро Хади Тегерани («BRT Rus»). Их экспозиции оказались на самом видном месте в фойе второго этажа.

Третий этаж ЦДХ, как и в прежние годы, заполнили световые и акустические системы. Один из дней «АРХ-Москвы» был целиком сфокусирован на вопросах светового дизайна зданий и интерьеров. Лекция Роже Нарбони продемонстрировала грани французского опыта в этой области. Также традиционной частью программы стала тема жилья и некоторые другие. Словом, практически все подразделы «АРХ-Москвы 2008» удачно влились в основную тему всей биеннале «Как жить?», изначально заявленную организаторами.

В работах этого года жюри особо выделило разнообразные макеты. Отмечены сразу две композиции Влада Савинкина и Владимира Кузьмина. Как лучшая архитектурная экспозиция получил диплом стенд собственного бюро архитекторов - с белым горизонтальным парусом, парящим над проектором, макетом и конструкцией из ржавого железа, а также разноцветный стенд компании «Дюпон Кориан» по их же проекту - как лучшая экспозиция коммерческой части выставки. «Архитектором года» назвали мастерскую Сергея Скуратова, демонстрировавшую элегантный белоснежный макет.

В отличие от прошлых лет, на выставке наблюдалось разнообразие способов виртуального представления материалов. Так, победитель прошлогодней выставки бюро «Сергей Киселев и Партнеры» в своем павильоне все материалы показывал в электронном виде. (В скобках отметим, что обилие электронных новшеств не всегда однозначно воспринимается не только публикой, но и жюри. Например, представленные в подобном формате работы бюро А. Скокана на последнем «Зодчестве» вообще приравняли к отсутствию экспозиции; павильон бюро Киселева на нынешней «АРХ-Москве» даже в дни массового посещения в выходные с 31 мая по 1 июня посетители не жаловали. Более полному знакомству с реализованными постройками этого бюро была посвящена специальная автобусная экскурсия, организованная 21 июня «Свободой доступа» уже в рамках биеннале.)

Еще одно событие биеннале, достаточно негативно воспринятое и критикой, и публикой, экспозиция «Новые города - новое в городах», открывшаяся в МУАРе 5 июня, уже после объявления результатов «АРХ-Москвы». При всей элегантности идеи выставки в целом (под общим руководством А. Козыря), детально ознакомиться с предметом экспонирования было практически невозможно. При выбранном устроителями формате представленные проекты и эскизы получались в мелком масштабе, размытыми, без указаний в момент просмотра, что же собственно экспонируется. В результате зритель просто не мог разобраться в демонстрировавших работах, о чем многие искренне сожалели, поскольку интерес к теме, выбранной кураторами Еленой Гонсалес и Алексеем Муратовым, был весьма высок.

В рамках биеннале сменил свой адрес и фестиваль «Под крышей дома...» Его проведение в этом году состоялось в стенах Третьяковской галереи на Крымском валу. Уже десятый по счету, фестиваль собрал большое количество весьма разнохарактерных работ по интерьеру. Жюри во главе с Бартом Голдхорном явно отдавало предпочтение более модернистским проектам, нежели вариантам неоклассических решений. На юбилейном фестивале многие номинации остались вообще без наград, зато публике показали отдельную выставку из достижений победителей предыдущих лет. Фаворитом оказалась работа Юрия Рынтовта из Харькова. Его проект отеля «Friendhouse» получил «Гран-при» и был отмечен еще в нескольких отдельных номинациях.
Стенд компании "Европарк"
Увеличение сроков экспонирования отдельных программ («Дом-Автоном», «Убывающие города») и тематических стендов («Город звука») «АРХ-Москвы» до рамок всей биеннале значительно уменьшило интерес публики к основной выставке. А наличие еще нескольких параллельных выставочных площадок (в МАрхИ, МУАРе) привело даже к некоторой растерянности. В итоге, выездные мероприятия биеннале («Рашн дизайн шоу» в Павловской слободе) и выставка в башне «Федерация» не получили должного резонанса, а основная экспозиция «АРХ-Москвы 2008» потеряла значительное число посетителей. Если добавить к сказанному, что участие в подобном мероприятии становится все дороже и требует все больших усилий, начинаешь задумываться: какой состав участников ожидает нас в дальнейшем...

Несколько неожиданным явлением в череде параллельных событий биеннале стала выставка в ЦДА, посвященная итальянской архитектуре ХХ века. Серия планшетов с фотографиями Петроса Стамоса, показывающая хрестоматийные постройки миланской архитектуры 1920-1960 годов как достояние современного итальянского зодчества, демонстрируют пока далекий для российской публики взгляд на наследие недавнего прошлого. Тем интереснее было получить подобный взгляд в череде разнохарактерных событий этого московского архитектурного марафона.

Результаты всей биеннале можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, параллельное существование сразу нескольких проектов и выставок конечно же положительно влияет на профессиональную жизнь в целом. С другой, - большие ожидания и отсутствие должного резонанса расхолаживает. А прошедшая биеннале продемонстрировала уж очень утилитарные способы разрешения различных аспектов жилищной проблемы. Никакого полета фантазии, практичность, практичность и практичность... А уж иностранный опыт только усилил это впечатление - жилая среда будущего должна быть четко просчитана и простроена. На наш взгляд, профессиональные события уровня биеннале должны приносить обильную пищу для творчества, а не только перечислять набор возможных утилитарных вариантов! Хотелось бы надеяться, что дальнейшее развитие идеи архитектурных биеннале в России будет иметь более широкую творческую направленность и стимулирует качественный скачок на уровне идей, а не только профессионализма исполнителей.