Город и человек

Генплан XXI века
О. А. Баевский, заместитель директора НИиПИ Генплана города Москвы

Русская линия

№ 4 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2008г.


Содержание номера:

О. А. Баевский, заместитель директора НИиПИ Генплана города Москвы
Генплан XXI века


Москва заглянула под землю

Б. Х. Бухарина
Опасные «окна»

И. А. Бахирев, М. М. Дейкун
Гаражное строительство: проблемы и пути их решения

Б. Максимова
Дмитровское шоссе обретает новый вид

Т. В. Сигаева
Тоннель под «Лосиным островом»

В. С. Ольгин
Уличный вернисаж


Архитектор Борис Шабунин

М. Е. Маевская, архитектор
Лаборатория идей или показ достижений?

«Маленькие сады»
С. С. Догадин, студент колледжа ГЭИ

В. А. Резвин, архитектор
Между Сретенским бульваром и Бобровым переулком

Татьяна Анатольевна Мельниченко
Архитектура и не только

 

Москва живет по новому градостроительному документу

О.Баевский На прошедшей в мае первой Московской биеннале архитектуры одной из наиболее посещаемых была выставка, демонстрирующая Актуализированный Генеральный план развития Москвы на период до 2025 года. Это документ фундаментальный, решающий революционные по своей сути задачи, имеющий долговременную перспективу. Именно он будет определять основные векторы развития столицы на перспективу.

Новый Генплан вполне естественно приходит на смену одобренному Правительством Москвы в 1999 году. В течение пяти лет велся регулярный мониторинг выполнения заложенных в него программ - ежегодно на правительственных заседаниях рассматривался ход их реализации. Московское законодательство разрешает раз в четыре года, если появляется необходимость, актуализировать этот основополагающий для развития города документ. Поэтому в 2005 году Мосгордума приняла решение о необходимости обновления Генплана в связи с существенным изменением социально-экономических и территориальных условий жизни города. Анализ предпосылок развития столицы позволяет прогнозировать увеличение наличного (проживающего более года) населения столицы до 12 миллионов человек, а дневного - до 14-16 миллионов. Следовательно, требуется уже не изменение ранее существующего, а принятие принципиально нового документа, проект которого широко обсуждался.

Причин для столь масштабных перемен несколько. Прежде всего, в составе действующего Генплана реализован комплекс первоочередных мероприятий. В этом, принятом после перестройки, плане ставилась задача привлечь инвесторов, раскрыть потенциальные возможности городских территорий, научиться использовать их в полной мере. Теперь город не испытывает недостатка в инвестициях - появились новые проблемы. Есть и еще один весьма существенный момент: изменилось федеральное законодательство, был принят новый Градостроительный Кодекс, выработаны иные требования к составу материалов Генерального плана и порядку их разработки и исполнения. По новому Градостроительному Кодексу Российской Федерации будут действовать еще и Правила землепользования и застройки в городе Москве.

Так что, повторюсь, нужно было выработать документ принципиально иной - социальной направленности, в котором особое внимание уделяется сохранности природоохранных и историко-культурных зон, территорий охраняемого ландшафта. Возникли и ранее не известные термины и понятия, такие как «исторически сложившаяся панорама города», «достопримечательные места». К последним будут отнесены примыкающие к Садовому кольцу постройки, не имеющие статуса охраняемых объектов. Пришло время решать, что делать с ними.

При этом хочу подчеркнуть: главная цель нового Генплана неизменна - продолжать формирование городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека. Мы переходим от Генплана возможностей к Генплану необходимостей - социальных гарантий; к Генплану, ориентированному на обеспечение общественных интересов в сфере охраны окружающей среды и объектов культурного наследия. Кроме того, одновременно с Генпланом готовятся новые нормативы застройки: определяется, сколько свободной территории должно приходиться на каждый метр жилого строительства, какова должна быть плотность зеленых насаждений. Все очень не просто, поскольку устанавливаются новые требования к обеспеченности объектами социально-культурного назначения.

Город должен быть удобным для жизни. Чтобы добиться этого, предстоит решить огромное количество сложнейших задач. Одна из первоочередных - ликвидировать разрыв между строительством жилых микрорайонов и обустройством транспортно-дорожной сети. Сегодня городские кварталы растут темпами, опережающими предусмотренные действующим Генпланом. Однако дорожное строительство отстает - московские улицы в «часы пик» просто не справляются с транспортным потоком. Надеемся, что проектирование и строительство Четвертого транспортного кольца, двух хордовых направлений - Северной и Южной рокад, трасс-дублеров всех основных вылетных магистралей позволит существенно облегчить ситуацию.

Отечественная и мировая практика дают убедительные доказательства тому, что одним только развитием дорожно-уличной сети эту проблему не решить. Нужно развивать общественный транспорт, особенно внеуличный. Поэтому в Генеральным плане заложено увеличение общей протяженности линий метрополитена до 600 километров, а также дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. Следует увеличить пассажиропоток и на внутренних линиях железной дороги. Планируется организовать пассажирские перевозки по Малому кольцу МЖД, при этом придется строить и обустраивать транспортно-пассажирские пересадочные узлы. Все эти мероприятия позволят значительно увеличить скорость прохождения пассажиропотоков.

Если говорить о том, каким образом будет строиться жилищная политика, то в целом между двумя документами отличий практически нет: основой всего является комплексная реконструкция районов уже сложившейся застройки. Но есть одно принципиальное изменение - в Актуализированном Генплане существенно увеличена доля сносимого жилого фонда. Причина этого в том, что при высочайших темпах строительства жилья в Москве идет накопление фонда, находящегося в неудовлетворительном состоянии. И этот рост таков, что к 2030 году к пятиэтажкам первого и второго периода индустриально домостроения добавятся застройки более ранние - дореволюционная и доиндустриальная. В итоге мы получим критические объемы полностью амортизированных жилых домов, что станет, если ничего не делать, огромной проблемой для следующих поколений москвичей. Так что переламывать ситуацию следует сейчас, и нам не остается иного выхода, кроме как начинать опережающую замену жилого фонда, еще не пришедшего к критическому состоянию. Предполагается снести 18 млн. м2 общей площади. В части реконструкции жилой застройки объемы должны составить 8,7 млн. м2, что в совокупности позволит уменьшить объемы амортизированного жилого фонда.

Велики объемы и капитального ремонта - предполагается ежегодно ремонтировать здания общей площадью до 2,5 млн. м2. До 2025 года предусматривается построить для очередников, молодых семей, москвичей, имеющих льготы, более 47 млн. м2 жилья. Таким образом, прогнозируемый объем жилищного строительства в столице - 95 млн. м2.

Большое внимание будет уделяться сооружению подземных автостоянок: следует ориентироваться на проектирование парковок в пределах шаговой доступности от места проживания автовладельцев. Это поможет очистить дворы от незаконно установленных здесь «ракушек» и «пеналов».

1b.jpg (174349 bytes)

Приоритеты Актуализированного Генплана - объекты здравоохранения, образования, социально-культурного назначения бытового обслуживания, спорта, торговли. При планируемом увеличении в два-три раза темпов их строительства общий объем таких площадей может составить около 90,5 млн. м2.

Сегодня вся деловая жизнь сосредотачивается в пределах Садового и Третьего транспортного кольца. Именно здесь находятся офисы огромного числа компаний, сюда приезжают на работу не только москвичи, но и жители Подмосковья. Тут возникло скрещение всех московских дорог, и центр просто задыхается от пробок, никем несанкционированных стоянок. Новый Генплан ставит задачу превратить столицу в полицентричный город. Началась успешная реализация проекта «Новое кольцо Москвы», который предусматривает строительство высотных зданий между ТТК и МКАД. В них будут также перенесены многие функции, которые сейчас наполняют центр города.

Ныне действующий Генплан предусматривает реорганизацию территорий, освобождаемых от производственных мощностей. Таким образом появятся более 4 тысяч гектаров земель, на которых возведут около 18 млн. м2 жилой площади. Реконструкция промзон затронет в ближайшее время районы Кожухово, Люблино, Бутово. Но городская политика строится на том, что многие производственные площади необходимо сохранить для размещения предприятий научного и высокотехнологического, инновационного профиля. К 2025 году в общем фонде промышленных объектов должно быть 98,5 млн. м2 площадей для 4,5 млн. рабочих мест.

В идеологию нового Генплана заложена система мер по охране окружающей среды и сохранению природных комплексов на территории Москвы. В результате природоохранных мероприятий режим водоохранных зон будет установлен на территории в 10,4 тысяч гектаров. При этом сократятся примерно на 10 тысяч гектаров санитарно-защитные зоны производственных объектов. Эти земли будут использованы для нужд города. Следует отметить, что в новом Генплане особое место уделяется проблеме утилизации отходов: до конца 2010 в столице должно быть построено семь мусоросжигательных заводов. На сегодняшний день практически все бытовые отходы вывозятся для захоронения на полигоны в области, на местах перерабатывается лишь незначительная часть ТБО. После запуска заводов по сжиганию мусора будет перерабатываться до 60% твердых бытовых отходов.

В новом документе определены границы территорий природных комплексов, и теперь следует подумать, каким образом повышать эффективность использования этих земель, добиваться того, чтобы они работали не только на производство воздуха, но и стали местом отдыха максимального количества москвичей.

Особо отметим, что практически в два раза расширяется доля объектов культурно-исторического наследия, принятого под охрану. При этом серьезной корректировке подверглись сами представления об охраняемых объектах; выявлены районы охраны исторически сложившихся городских панорам, в которых вновь возводимые объекты или проекты реконструкции старых проходят экспертизу на то, насколько безболезненно они вписываются в сложившийся пейзаж. Генпланом предложено выделить ряд достопримечательных мест города - это часть исторической застройки, прилегающей к Садовому кольцу и заключающая в себе строения, не имеющие сегодня никакого правового статуса, а также архитектурные ансамбли, обладающие ярко выраженной стилистикой и неоспоримой культурной ценностью.

Новый Генплан развития Москвы - продуманный, тщательно сбалансированный документ, выстроенный с учетом всех господствующих в современном градостроительстве тенденций. Это хорошая основа для дальнейшего развития столицы.