Книжная полка

«Маленькие сады»
С. С. Догадин, студент колледжа ГЭИ

Русская линия

№ 4 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2008г.


Содержание номера:

О. А. Баевский, заместитель директора НИиПИ Генплана города Москвы
Генплан XXI века

Москва заглянула под землю

Б. Х. Бухарина
Опасные «окна»

И. А. Бахирев, М. М. Дейкун
Гаражное строительство: проблемы и пути их решения

Б. Максимова
Дмитровское шоссе обретает новый вид

Т. В. Сигаева
Тоннель под «Лосиным островом»

В. С. Ольгин
Уличный вернисаж

Архитектор Борис Шабунин

М. Е. Маевская, архитектор
Лаборатория идей или показ достижений?

«Маленькие сады»
С. С. Догадин, студент колледжа ГЭИ

В. А. Резвин, архитектор
Между Сретенским бульваром и Бобровым переулком

Татьяна Анатольевна Мельниченко
Архитектура и не только

 

О книге Джона Брукса «Маленькие сады». М., 2006.

Если возле вашего дома, неважно, в городе, пригороде или сельской местности, имеется хотя бы небольшое пространство, познания в области дизайна и стиля помогут вам превратить его в полезный и приятный уголок.
Джон Брукс

Сегодня, несмотря на то, что витрины специализированных магазинов и киосков пестрят различными изданиями зарубежных и отечественных авторов по ландшафтному дизайну и садоводству, мы по-прежнему испытываем дефицит в таких (качественных!) книгах. Вот как раз к ним и относится труд «Маленькие сады», написанный кавалером Ордена Британской империи Джоном Бруксом, - признанным авторитетом в области садового дизайна и автором многих книг-бестселлеров.

В «Маленьких садах» Джон Брукс поднял проблему маленького сада, продолжив начатый им в 1989 году разговор на эту тему в книге «Новый маленький сад». Импульсом к подготовке нового издания послужила востребованность профессии садовых дизайнеров и появление у автора новых идей. В «Маленьких садах» Джон Брукс обращается не только к дизайнерам, но и к владельцам участков, которые хотят создать красивый сад, а также ко всем, кто не равнодушен к красоте и комфорту. Автор объясняет, как можно извлечь максимум из каждого сантиметра пространства, которым мы располагаем. Для многих людей сад - это лужайка, некие групповые посадки, садовая техника... А если территория сада слишком маленькая? Мы и превращаем ее в традиционный сад - только меньшего масштаба. Но можно и по-другому, чему нас и учат «Маленькие сады».

Книга состоит из шести частей. Каждая имеет подразделы, в которых автор последовательно и обстоятельно раскрывает приемы ландшафтного дизайна малых пространств.

В первой главе «Гостиные на воздухе» Джон Брукс, обращаясь к нам, предлагает взглянуть на внешнее пространство как на продолжения дома, то есть использовать его как «комнату» на улице. Весьма интересна глава «Стиль», в которой автор подробно описывает здесь разные стили, подчеркивая, что дизайн дома и сада должны быть единым целым. Невозможно не согласиться с его словами: «Искусство заключается в том, чтобы относиться к каждой детали вашего сада - будь то стены, мебель, ступени и горшок с растениями - как к элементу единого дизайна. Всегда учитывайте, каким образом один элемент сочетается с другим в плане цвета, формы и текстуры, а так же функциональном плане» (с. 38). Дается огромные количества идей и приемов ландшафтного искусства, которые щедро проиллюстрированы. Джон Брукс говорит: «Не позволяйте небольшому размеру сада ограничивать вас в проявлениях вашей фантазии, дерзайте - создавайте свой стиль!» (с. 38).

Глава «Образцы» примечательна тем, что в ней представлена работа по садовому дизайну за 25 лет - опять же в сопровождении фотографий, подробных планов и описаний каждого проекта. Здесь много практических советов: рассматривается местоположение участка, архитектурные особенности дома, климат, назначение сада.

В главе «Дизайн» речь идет собственно о планировке сада, о разработке дизайна, об объеме и текстуре, об использовании света и цвета, о форме и рисунке. Значительное место отводится проблемным зонам - цокольным этажам, узким боковым проходам, лестничным проемам, крышам, оформлению окон и балконов. Неприглядный вид этих зон - достаточно распространенное явление, особенно в городе.

О создании структуры сада говорится в одноименной главе. Это конструирование стен и ограждений, оформление входов и мощение, использование скульптурных деталей и многое другое. Еще раз процитируем автора книги: «Структура очень важна, так как любая коллекция растений превратиться в бесформенную массу, если не будет заключена в рамки жесткой постоянной структуры» (с.158).

Последняя глава - «Посадки». Джон Брукс пишет: «Хотя нельзя не согласиться с мыслью Томаса Черча, о том что «сады предназначены для людей», все же именно растения помогают «наружной комнате» стать жилым пространством - местом, где можно укрыться от стрессов повседневной жизни. Вид, шорохи листвы и ароматы растений помогают человеку расслабиться и отдохнуть» (с. 257). Из этой главы мы узнаем о планировании посадок, цветовых сочетаниях, вьющихся и душистых растениях, растениях в горшках и для водоемов, для фигурной стрижки и так далее. Замечательно, что здесь приводится прекрасно проиллюстрированный каталог растений с краткими описаниями.