История места

Между Сретенским бульваром и Бобровым переулком
В. А. Резвин, архитектор

Русская линия

№ 4 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2008г.


Содержание номера:

О. А. Баевский, заместитель директора НИиПИ Генплана города Москвы
Генплан XXI века

Москва заглянула под землю

Б. Х. Бухарина
Опасные «окна»

И. А. Бахирев, М. М. Дейкун
Гаражное строительство: проблемы и пути их решения

Б. Максимова
Дмитровское шоссе обретает новый вид

Т. В. Сигаева
Тоннель под «Лосиным островом»

В. С. Ольгин
Уличный вернисаж

Архитектор Борис Шабунин

М. Е. Маевская, архитектор
Лаборатория идей или показ достижений?

«Маленькие сады»
С. С. Догадин, студент колледжа ГЭИ

В. А. Резвин, архитектор
Между Сретенским бульваром и Бобровым переулком

Татьяна Анатольевна Мельниченко
Архитектура и не только

 

В ожерелье московских бульваров Сретенский - самый короткий: всего 214 метров. Имя он получил от стоявшего неподалеку древнего Сретенского монастыря, основанного в конце XIV века в память встречи, то есть «сретенья», иконы Божией Матери, принесенной на руках из Владимира для защиты Москвы от войск Тамерлана. Другой конец бульвара выходит к Тургеневской площади, где находилась общедоступная Тургеневская читальня, основанная в 1885 году.

Сегодня мы расскажем о квартале, ограниченном Сретенским бульваром и Бобровым переулком. Эту территорию почти целиком занимают два строения: новое здание театра «Et Cetera» и бывший доходный дом страхового общества «Россия».

10a.jpg (66076 bytes)

В 1898 году правление Общества объявило конкурс на проект нового доходного жилого дома. В состав жюри пригласили известнейших архитекторов: К. М. Быковского, Л. Н. Бенуа, М. К. Геппенера. Результаты огласили почти через год. Первую премию получил проект известного петербургского архитектора А. И. фон Гогена. Академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген - признанный мастер петербургского модерна, автор прекрасного особняка балерины Матильды Кшесинской. В Москве он бывал наездами.

Дальше произошла история, напоминающая судьбу большинства архитектурных конкурсов. После объявления результатов и награждения заказчик пожелал, чтобы строительство поручили не победителю, а участнику конкурса - никому не известному молодому архитектору Н. М. Проскурнину, четыре года назад окончившему Императорскую Академию художеств в Петербурге и еще не успевшему никак себя проявить. Мы уже не узнаем, чем руководствовалось правление «России», сделав такой выбор (возможно, причина крылась в большой занятости фон Гогена). Так или иначе, возглавил строительство Проскурнин, а в помощники ему правление назначило еще одного участника конкурса, уроженца Риги Отто Вильгельмовича Дессина. Дом на Сретенском бульваре оказался тоже его первой серьезной работой. Так строительством крупнейшего доходного дома Москвы стали руководить молодые неопытные архитекторы, которые, тем не менее, полностью оправдали доверие заказчика.

Комплекс на Сретенском бульваре возводили три года и завершили строительство в 1902-м. Сооружение получилось грандиозным, состоящим из двух отдельных шестиэтажных корпусов. Под каждым корпусом - подвалы, где размещались инженерные устройства, кладовые, ледники, которыми пользовались жильцы. Кроме того, здесь находились «контора старшего дворника и его помощников» и помещение для четырех дежурных швейцаров. В подвалах располагались также прачечная, дровяные склады и емкости для нефти, водопроводные насосы, вентиляционные моторы и отопительные котлы. Вторая прачечная, оборудованная специальным подъемником, была на чердаке. Весь комплекс разбили на отопительные зоны, которые обслуживались восемью водогрейными котлами. Корпуса разделял озелененный парадный двор, выходящий на Сретенский бульвар и в Бобров переулок. Рассчитанные на состоятельных жильцов квартиры имели от трех до девяти комнат.

В 1920-е годы в доме селилась преимущественно интеллигенция. В первом этаже в мастерской художника Черемных делались «Окна РОСТА» и туда часто захаживал В. В. Маяковский. И еще: после 1918 года здесь находилось Главное артиллерийское управление Красной Армии.

А теперь расскажем об уникальном инженерном оборудовании дома. Очень сложной была система принудительной вентиляции, которая предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Воздух подавался в квартиры с помощью специальных вентиляторов. Московский водопровод в то время работал плохо, и состоятельные обитатели дома «Россия», разумеется, не могли зависеть от его капризов. Именно поэтому в подвале на глубину 50 метров пробурили артезианскую скважину, которая снабжала жильцов чистейшей водой. В каждом подъезде были электрические лифты - редкость для Москвы того времени. Существовала и собственная телефонная станция.

11b.jpg (82492 bytes)

В одном из подвалов находилось хранилище нефти, которая была нужна для собственной автономной электростанции, оборудованной там же. Она-то и обеспечивала светом и энергией весь 148-квартирный комплекс. По уровню комфорта и инженерной оснащенности дом не имел себе равных ни в те годы, ни позднее.

Как архитектор Н. М.Проскурнин понимал - справиться с протяженными фасадами непросто, поэтому главной темой он сделал эркеры. Дом «Россия» - буквально энциклопедия эркеров самой различных форм, размеров и композиции. Фасады, выходящие на парадный двор, украшают относительно скромные плоские эркеры с балконами. Зато угол дома, смотрящий на Сретенский бульвар, отмечен эркером оригинальной архитектуры. Это четырехэтажный трехчетвертной цилиндр, увенчанный кровлей со шпилем и машикулями, напоминающей завершения круглых кремлевских башен.

Архитектура фасадов эклектична: тут можно обнаружить барельефы в духе итальянского Возрождения, античные заполнения фронтонов, стрельчатые готические арки, тяжеловесную романскую рустовку, остроконечные кровли, металлические скульптуры, позднее утраченные. Но, странное дело, такое смешение стилей не бросается в глаза, не раздражает. Созданные рукой одаренного мастера, фасады наглядно иллюстрируют простую мысль: в стиле эклектики тоже работали талантливые зодчие.

От Сретенского бульвара и Боброва переулка парадный двор отделяют две одинаковые кованые ажурные ограды. Их прекрасно нарисовал помощник Николая Михайловича архитектор О. В. Дессин.

Дом общества «Россия» остается бесспорным украшением Бульварного кольца. Говорят что великий Корбюзье, посетивший Москву, назвал его самым красивым в городе.

Театр «Et Cetera» (архитекторы А. В. Кузьмин, А. В. Боков, М. Бэлица) расположился на противоположной стороне короткого Фролова переулка. Его общая площадь - 9,5 тысяч м2. Кроме восьми надземных этажей имеется три подземных - для склада декораций, мастерских, служебной автостоянки и прочее. В театре два зрительных зала - на 525 и 150 мест. В большом зале кроме главной сцены глубиной 20 метров имеются две боковые. Машинерия сделана по последнему слову театральной техники. Этот зал - любимое детище художественного руководителя театра Александра Калягина. Большинство придумок здесь принадлежит ему. Девять лож вместо привычного «N 4 левой стороны», например, называются ложами Счастливцева, Тартюфа, Митрофанушки... Все они имеют собственное архитектурное решение.

Оригинальной находкой стали кресла в различных стилях. Одиннадцать их видов установлены в партере в живописном порядке, что придает и без того необычному залу неповторимый облик. Актеры чувствуют себя в нем комфортно, техническому персоналу удобно работать, все службы имеют свои оборудованные помещения.

Более обстоятельного разговора заслуживает архитектурное решение фасадов. Логичная планировка здания отразилась в их выразительной пластике. Крупные формы эффектно пересекаются, создавая игру светотени. Случайные на первый взгляд выступы при внимательном рассмотрении образуют логичную систему. Это - напоминание об эпохе конструктивизма. Такая объемно-пространственная схема подсказывает современное решение фасадов, вытекающее из структуры здания.

11c.jpg (56399 bytes)

Впервые увидевший театр «Et Cetera» может испытать легкий шок: обилие разнохарактерных, разномасштабных деталей ошеломляет. Причудливые формы фасада венчает воронкообразный объем над эркером главной лестницы. Наличники на окнах разные, хотя находятся рядом.

Используя огромный арсенал форм мировой архитектуры, зодчий подчинил их строгой композиционной системе, избегая случайностей и неоправданного соседства. Не говоря уже о том, что каждый элемент фасадов тщательно прорисован, и ни один не выпадает из масштаба. Таким образом два здания, о которых мы сегодня рассказали, замечательным образом корреспондируются друг с другом.