Зодчий и время

Яков Борисович Белопольский
Г. В. Есаулов, Р. Г. Кананин

Русская линия

№ 5 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

Актуальные вопросы строительства в Москве

В. П. Стрельбицкий
Базовая основа отрасли

Ю. Г. Орлов, С. М. Карпель
О довузовском архитектурном образовании

В. А. Соловьев
Между Тверским бульваром и Гнездиковским переулком

М. Г. Крестмейн
Четвертое «кольцевание» Москвы

Е. А. Борисов
"Москва - эволюционно развивающийся город"

Ю. Р. Савельев
Дом московских генерал-губернаторов К истории реконструкции 1891-1893 годов

Г. В. Есаулов, Р. Г. Кананин
Яков Борисович Белопольский

А. Ю. Невзоров
Транспорт и пешеход - борьба и единство городской площади

Б. Х. Бухарина
Новое небо в метро "Маяковская"

 

Яков Борисович БелопольскийТворчество Я. Б. Белопольского (1916- ), лауреата Государственной (1950) и Ленинской (1970) премий, академика, народного архитектора СССР (1988) - охватило весьма протяженный и разноплановый период истории отечественной архитектуры ХХ века (от 1940-х до 1990-х годов), оставшись в ней большим и ярким явлением.

Становление будущего мастера началось в МАрхИ. Годы учебы (1932(1937) совпали с эпохой расцвета сталинской неоклассики, когда вновь "ожившие" ордерные композиции и набиравшая силу "державно-социалистическая" помпезность захватили умы и молодых, и маститых зодчих. Исключительное влияние на формирование творческих принципов и манеры выпускника МАрхИ Белопольского оказало его участие в работе по проектированию Дворца Советов в Москве (1937(1941) совместно Б. М. Иофаном, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом. Именно в проекте Дворца были заявлены новые принципы синтеза архитектуры и скульптуры. По словам Б. М. Иофана, "скульптура, как кажется, приобрела новое архитектурное качество, становясь не деталью архитектурной отделки, а одним из основных архитектурных объемов сооружения, но выполненным средствами пластического искусства"1. Усвоенные в начале творческой деятельности, эти подходы впоследствии неоднократно реализовались Я. Б. Белопольским в различных монументальных произведениях.

Сохраняя преданность и глубокое уважение к классическому искусству старых мастеров, молодой архитектор воспринял также стремление учителей к новаторству. О соотношении новизны и традиции в архитектуре тот же Б. М. Иофан писал: "Новое содержание <...> требует и новых формообразований, основанных на глубоком знании образцов мировой архитектуры, глубоком изучении мастерства зодчих прошлых эпох. Наша архитектура должна быть динамична, целеустремленна и в то же время проста, монументальна и радостна, понятна и близка трудящимся"2.

* * *

Одна из первых самостоятельных работ Белопольского - созданный совместно со скульптором Е. В. Вучетичем памятник генералу М. Г. Ефремову в Вязьме ( ). Потом был победивший в конкурсе проект знаменитого мемориала воинам, павшим при взятии Берлина (скульптор Е. В. Вучетич, 1946-1949). Открытие мемориала состоялось 8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке.

Спустя 60 лет со времени окончания Второй мировой войны немецкие историки искусства М. Флакке и У. Шмигель писали: "Действительно глубокое воздействие <...> производил памятник советским воинам в Трептов-парке. <...> В нем соединились триумф, скорбь и стремление к примирению. Центральная фигура памятника ( гордо стоящий воин символизирует победу советских войск над фашизмом. Мечом в правой руке он разбил лежащую у его ног свастику, а на левой руке держит немецкого ребенка"3.Мемориал воинам, павшим при взятии Берлина, в Трептов-парке

В 2004 году монумент отреставрировали, обновленная фигура воина-освободителя вновь заняла свое место в центре комплекса, историко-художественное значение которого безоговорочно признается и поныне. "Монумент в Трептове, ( подчеркнул руководитель дирекции берлинского Сената по строительству Ханс Циммер, ( чрезвычайно важен для столицы Германии, так как напоминает, что СССР избавил германскую землю от фашизма"4.

Мемориальный ансамбль "Мамаев курган" (1963(1967) по проекту Я. Б. Белопольского (скульптор Е. В. Вучетич) был воздвигнут в память о грандиозной победе наших войск в Сталинградской битве (1942-1943). Он задуман и воплощен как многоплановое эпическое произведение, развертывающееся в пространстве и во времени. Его выраженная продольно-симметричная компоновка, как и компоновка ансамбля в Трептов-парке5, членится на ряд пространственных звеньев, каждое из которых имеет свои завязку, кульминацию и разрешение. От входного пилона путь зрителя пролегает к композиции "Стоять насмерть", далее к площади Героев с огромным водным патером, скульптурными композициями и замыкающей протяженной стеной, от площади Героев ( к площади Скорби, к залу Воинской славы и затем к центральной фигуре Матери-Родины. Последовательное развертывание героических, драматических и меморативных аспектов темы завершается гигантской статуей, венчающей легендарный Мамаев курган.

В волгоградском мемориале использованы некоторые дополнительные средства выразительности - прежде всего документально-информационного характера: воспроизведение на "стенах-руинах" надписей, сделанных нашими солдатами в героические дни битвы, создание соответствующего звукового фона. Большая роль в процессе комплексного восприятия памятника отведена музыке6. Характерной чертой ансамбля стала художественная повествовательность, присущая искусству социалистического реализма.

"Открытое пространство организуется ( членится, обрамляется, фокусируется ( лишь скульптурными изображениями, что приводит к непомерному увеличению их размеров. Воздействие мастерски артикулированного пространства, представленного чередой аллей и площадей, уступило силе воздействия многочисленных скульптурных групп. Повествование граничащей с документальностью пластики спорит с пространственными импульсами срежиссированного архитектором замысла. В сочетании историко-документального и художественно-образного преобладают художественные (скульптурные) составляющие как "документы", воссоздающие драму великой победы на Волге. Здесь подвиг переплетается со смертью, и таким образом обретается подлинное бессмертие"8.

Волгоград. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Центральная фигура ансамбля – Мать-РодинаСтрогой лаконичностью отличается комплекс памятника-музея советско-польского боевого сотрудничества в белорусском селе Ленино, созданный Я. Б. Белопольским в соавторстве со скульптором В. Е. Цигалем и архитектором В. И. Хавиным. Центром всей композиции, объединяющей символические знаки ( звезда, броня, - является здание музея. Лапидарный объем, напоминающий солдатскую каску, включает музейные помещения и диораму "Бой под Ленино". Суровая абстрактная сдержанность архитектурных форм дополнена повествовательностью батальной живописи (художники Н. Я. Бут, Н. В. Овечкин).

В заказном конкурсе проектов новороссийского мемориального комплекса в память о происходивших здесь сражениях Великой Отечественной и Гражданской войн, совместная работа архитекторов Я. Б. Белопольского, Р. Г. Кананина, В. И. Хавина и скульптора В. Е. Цигаля заняла первое место, получив тем самым право на реализацию. Комплекс состоит из трех расположенных по углам условного треугольника мемориалов: "Рубеж обороны", "Малая Земля", "Затопление кораблей Черноморской эскадры". При всем различии образных решений, их объединяют принципы художественной организации: объемно-пространственная структура каждого обусловлена приоритетом крупной архитектурной формы, а также единством художественно-образных элементов и историко-документальных реликвий. Основной акцент, однако, сделан именно на архитектуре - в этом главное отличие новороссийского комплекса от предшествующих работ мастера в мемориальном жанре.

Средоточие композиции памятника героям фронта и тыла в Магнитогорске (архитекторы Я. Б. Белопольский, Р. Г. Кананин, скульптор Л. Н. Головницкий. 1972) - грандиозная скульптурная группа: рабочий, передающий меч воину-защитнику. Открытое пространство выделенной мощением площади, акцентированное скульптурой, и панорама легендарной Магнитки как документальная составляющая мемориального образа слиты здесь в единое целое.

Весьма характерно следующее: созданные Я. Б. Белопольским мемориальные комплексы со временем обрели, если можно так выразиться, некий "сакральный" статус, абсолютно не подверженный "инфляции" на фоне бурно меняющейся застройки Берлина, Волгограда, Новороссийска, Магнитогорска.

* * *

В начале 1960-х годов большой интерес общественности вызвал конкурсный проект Всемирной выставки в Москве (1963), выполненный коллективом под руководством Я. Б. Белопольского и Н. Н. Улласа (архитекторы Ю. В. Ильин-Адаев, Р. Г. Кананин, Л. В. Мисожников, С. Д. Феоктистов, В. И. Хавин, инженер Ю. А. Дыховичный). Объемно-пространственное решение выставочного комплекса было построено на сочетании форм кольца и "сферорамы". Вознесенное над землей кольцо-форум (внутренний диаметр ( 1500 м, ширина ( 250 м), в котором предполагалось разместить павильоны стран-участниц, трактовалось как символ их единения. В проекте отмечалось обращение авторов к формообразующим началам архитектуры авангарда 1920-х годов. Сохраняемый живописный рельеф местности с ручьями и водоемами, контрастируя с геометрической чистотой архитектурных линий, придавал композиционному замыслу особую остроту.Институт информации, фундаментальная библиотека Академии наук СССР в Москве. 1966–1969 годы. Совместно с архитекторами Е. П. Вулых, Л. В. Мисожниковым

Строительство корпуса издательства газеты "Известия" должно было завершить формирование Пушкинской площади в Москве. Избрав лапидарную расчлененную вертикалями форму высотного цилиндра, Я. Б. Белопольский совместно с Ю. В. Ильиным-Адаевым, Р. Г. Кананиным и Л. В. Мисожниковым создали динамичное композиционное его сочетание с кубическим объемом старого здания "Известий" ( памятника архитектуры советского авангарда (архитектор Г. Б. Бархин. 1925(1927). Проект, в 1968 году отмеченный первой премией, реализован не был.

Крупная работа этого периода - проект университета Дружбы народов, выполненный Я. Б. Белопольским совместно с В. Н. Фурсовым, Ю. В. Ильиным-Адаевым, Р. Г. Кананиным и М. Е. Константиновым. Университетский комплекс включил в себя группу построенных ранее общежитий. Его характеризует тщательно продуманная функционально-территориальная организация, отвечающая самым высоким требованиям тогдашней мировой практики проектирования учебных заведений: малая этажность корпусов, удобные связи между аудиториями, обслуживающими помещениями, актовыми и спортивным залами. Ленточное остекление фасадов, сплошное остекление нижних этажей, применение каркаса и навесных панелей придают ансамблю определенный аскетизм, смягченный пластикой малых форм и озеленением в вестибюлях и холлах.

Застройка квартала 38-б по Ленинскому проспекту в Москве индивидуальными 16- и 25-этажными домами (архитекторы Я. Б. Белопольский, Р. Г. Кананин, Г. М. Терентьева, Ю. А. Тихонов, Т. Б. Алексеева. 1965-1972) воплотила стремление авторов создать выразительную градостроительную композицию по принципу ритмического сочетания контрастных "пластин" жилых зданий. Об этой застройке А. В. Иконников писал: "Архитектору удалось переосмыслить и подчинить присущим архитектуре закономерностям упорядочения жесткую систему стандартизации, порожденную неразвитой технически и негибкой базой индустриального производства изделий для строительства, которая была растиражирована в конце пятидесятых. "Антиархитектура" превращалась в архитектуру на основе рациональной минималистской эстетики"9.

Новороссийский мемориальный комплекс «Малая Земля».В начале 1970-х годов Я. Б. Белопольский вместе с архитекторами Ф. М. Гажевским, А. Г. Рочеговым и инженером В. Д. Васильевым разрабатывает оригинальные решения многоэтажных жилых домов как пространственных структур на монолитной опоре. Проект явился итогом многолетних поисков жилого образования, отвечающего требованиям современных строительных технологий и воплощающего образ жилища мегаполиса с присущими ему монументальным масштабом, ярко выраженной технологичностью, способностью организовывать большие пространства, одновременно обеспечивая разнообразие впечатлений. Шарнирная модульная структура, сочетающая вертикали мощных опор и пакеты квартир, висящие над арочными пространствами зимних садов, сродни футуристическим фантазиям о жилище будущего.

В 1973(1979 годах по проекту, выполненному Я. Б. Белопольским в сотрудничестве с архитекторами Р. Г. Кананиным, И. М. Коробковым, О. А. Сканави, В. С. Васильевым, была осуществлена застройка 29-го квартала Новых Черемушек в Москве. Группы индивидуальных жилых домов образовали дворовые интерьерные пространства, имеющие связи с окружением. Благодаря изменяющейся этажности (от 8 до 14), применению кирпича, четкой структуризации фасадов, подчеркнутой цветом ограждений балконов, удалось добиться выразительности общей композиции. Здесь проявилась тенденция к перерастанию отдельных архитектурных объемов в большие градостроительные образования, получившая развитие в мировой практике тех лет.

В течение 1960(1990-х годов мастер неоднократно обращается к авангардным решениям ( будь то русский конструктивизм или зарубежный модернизм. При этом он остается приверженцем крупной архитектурной формы, четко артикулированной, сомасштабной пространству, словно вырастающей из пространственной ситуации и закрепляющей градостроительный замысел.

Так, "романтическая аранжировка приемов архитектуры 1920-х годов определила характер здания Института научной информации по общественным наукам (1976)"10.

В 1972(1973 годах Я. Б. Белопольский совместно с архитекторами Ф. М. Гажиевским, Ю. А. Дыховичным и Р. Г. Кананиным представили на конкурс проект Дворца молодежи в Москве. И в данном случае авторы обратились к наследию авангарда 1920-1930-х годов. Плоский треугольный объем, увенчанный крылатой фигурой Победы, словно ладья, проплывал под упругой дугой параболической арки, экспрессии и динамизма молодого поколения. Однако построенный в итоге дворец (архитекторы Я .Б. Белопольский, М. Е. Беленя, М. М. Посохин, В. И. Хавин. 1972(1982) кардинально отличается от первоначально задуманного: затянувшиеся согласования и многочисленные переделки превратили стремительно плывущую "ладью" в статичный неоклассический периптер. Тем не менее, в планировочном решении Дворца молодежи сохранено сочетание геометрических форм и свободного пространства. Слоистость стен благодаря использованию метрической колоннады и снижению ритма остекленных проемов вовлекает пешеходов в пространство здания. Это чувство подчеркивается периметральными ступенями и монументально-декоративными фризами в верхней части фасада11.Многофункциональный комплекс «Парк-Плейс» на Ленинском проспекте в Москве.

1989(1992 годы Я. Б. Белопольский совместно с Л. В. Вавакиным, Н. В. Лютомским и Ю. Эрдемиром создают многофункциональный комплекс "Парк-Плейс" на Ленинском проспекте в Москве. В составе комплекса - жилые корпуса переменной этажности (7-22), замыкающая их торговая галерея-пассаж, офисы, ресторан, спортивно-оздоровительный центр, детский сад, сконцентрированные вокруг крытого атриумного двора. "Парк-Плейс" размещен на въезде в плотно застроенный жилой массив. "Место предопределило необходимость развить его пространственную основу крупной пластикой галерей, балконов, коммуникационных стволов. В ней ощутима аранжировка переведенного в крупный масштаб языка форм российского конструктивизма и супрематизма; возникла энергично сформулированная версия неомодернизма"12. Здесь ощущаются также отзвуки проектных поисков упоминавшейся выше жилой структуры начала 1970-х годов.

В 1994 году мастерская Я. Б. Белопольского совместно с итальянским архитектором Л. Перрини разработала проект гостинично-делового комплекса Академии народного хозяйства в Москве. Кристаллообразное сооружение с 22-этажной башней, выполненное из стекла изумрудного цвета, продемонстрировало стремление мастера к обновлению архитектурного языка. Общественность оценила проект как "очень смелый эксперимент"13. Точно найденный масштаб позволил выверено акцентировать объем здания в гиперпространстве мегаполиса, что вновь подтвердило многократно реализованную ранее градостроительную направленность творчества зодчего.

Выдающийся мастер, воспитанный на неиссякаемом эстетическом арсенале мировой архитектурной классики и одновременно воспринявший идеи авангарда, Я. Б. Белопольский виртуозно владел приемами организации пространств, безошибочно чувствовал и воплощал в принципы гармоничного соотношения целого и частей. Монументальность и патетика его творений обусловлены глубоким проникновением в геометрическую первородность и столь же глубоким постижением архаичного величия форм. Созданное Я. Б. Белопольским вошло в историю отечественной архитектуры как пример высокого мастерства и творческого поиска, гармонии традиций и новаторства.


1. Иофан Б. М. Архитектурная идея и ее осуществление. 1938 г. ( в кн.: Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975. С. 219(220.

2. Там же. С. 221.

3. История советской архитектуры. 1917(1958. ( М., 1962. С. 298.

4. Моника Флакке, Ульрике Шмигельт. Германская демократическая республика. Из мрака к звездам: государство в духе антифашизма // Неприкосновенный запас, 15.04.2005, № 2.

5. Эхо планеты. 30.04.2004. № 18(19. С. 28.

6. Начало проектирования волгоградского монумента относится к 1948 году, когда заканчивался ансамбль в Трептов-парке. Памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы" был открыт 15 октября 1967 г. (Азизян И. А., Иванова И. В. Памятники Вечной славы. М., 1976. С. 113)

7. Азизян И. А., Иванова И. В. Памятники Вечной славы. М., 1976. С. 113(114.

8. Птичникова Г. А. Тема сакрализации объектов в советском градостроительстве (на примере г. Царицына-Сталинграда-Волгограда) // Историко-культурное наследие: современные проблемы и поиски решений. Кисловодск-Пятигорск, 2004. С. 90.

9. Иконников А. В. Архитектор Роман Кананин. М., 2001. С. 11.

10. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М., 2001. С. 79.

11.Есаулов Г. В. Роман Кананин. М., 2005.

12. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т.11. ( М., 2002. С. 613.

13. "Здание гостинично-делового комплекса Академии народного хозяйства заочно получило оценку московских архитекторов как "очень смелый эксперимент" ("Московская правда". 18 января 1994. № 10).