Фирменный стиль

"Москва - эволюционно развивающийся город"
Е. А. Борисов,
архитектор

Русская линия

№ 5 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

Актуальные вопросы строительства в Москве

В. П. Стрельбицкий
Базовая основа отрасли

Ю. Г. Орлов, С. М. Карпель
О довузовском архитектурном образовании

В. А. Соловьев
Между Тверским бульваром и Гнездиковским переулком

М. Г. Крестмейн
Четвертое «кольцевание» Москвы

Е. А. Борисов
"Москва - эволюционно развивающийся город"

Ю. Р. Савельев
Дом московских генерал-губернаторов К истории реконструкции 1891-1893 годов

Г. В. Есаулов, Р. Г. Кананин
Яков Борисович Белопольский

А. Ю. Невзоров
Транспорт и пешеход - борьба и единство городской площади

Б. Х. Бухарина
Новое небо в метро "Маяковская"

 

Так считает Евгений Анатольевич Борисов - архитектор, руководитель бригады в мастерской имени М. М. Посохина ("Моспроект-2" имени М. В. Посохина), в которой он работает с 1990 года после окончания МАрхИ. В основу этого материала о деятельности возглавляемой Борисовым бригады - и не только о ней - легла запись беседы с Евгением Анатольевичем корреспондента "АиСМ", состоявшейся в начале августа нынешнего года.

Жилой дом на Давыдковской улице, 19. Фото с макета, компьютерная модель и фасад. Архитекторы: М. М. Посохин, Е. А. Борисов, Р. А. ЧебухановаВ составе бригады - шесть человек (все архитекторы), но этого достаточно, чтобы вести одновременно несколько объектов (вновь строящихся, реставрируемых и реконструируемых) на разных стадиях проектирования, начиная с концепции и форэскизов до исполнения рабочей документации и чертежей. Коллектив проектирует офисные и жилые здания с механизированными и автоматизированными многоярусными (до трех-четырех уровней) парковками. Объекты находятся преимущественно в центральной (исторической) части Москвы, так что работа осложняется необходимостью многочисленных согласований на разных уровнях, а часто и археологическими раскопками, затягивающими строительство и вносящими вынужденные коррективы в проекты. Так, в результате раскопок на Манежной площади в процессе строительства комплекса "Охотный ряд" возник археологический музей... Порой от проекта до начала его реализации проходит больше времени, чем требуется на возведение здания.

Среди наиболее удачных реализованных проектов бригады - офис Москомимущества на улице Каретный ряд. Раньше в этом старом здании находился Кировский райком партии. К сожалению, некоторые фасады после каких-то конструктивных переделок не сохранились, в архивах данных по ним исследователи не обнаружили, поэтому пришлось рисовать другую архитектуру. Здание Москомимущества на улице Каретный ряд, 2/1. Архитекторы: М. М. Посохин, Е. А. Борисов, Р. А. ЧебухановаУдачно прошли реставрационные работы по фасадам, сохранившим лепнину и детали: делались замеры, взамен прежней отливалась новая лепнина; сохранены общие несущие конструкции, где-то поменяли перекрытия; подводили фундаменты, выкапывали подвалы. Достаточно интересная, может быть, невидимая снаружи работа дала вторую жизнь старым зданиям - в зависимости от их состояния, исторической и архитектурной значимости каждого. На площади порядка 10 тысяч квадратных метров производились и реконструкция, и реставрация, и новое строительство - все это увязывалось с окружающей застройкой. В итоге здание получилось весьма оригинальным - не случайно как на его фоне, так и внутри сегодня различные киностудии снимают фильмы и даже какие-то футуристические проекты.

Кстати, неподалеку (Средний Каретный переулок, 7) стояла постройка XVIII века, выглядевшая так: первый этаж то ли кирпичный, то ли белокаменный, а верх - просто деревянный оштукатуренный сруб, то есть имитация; видно, денег у застройщика не было, а хотелось пустить пыль в глаза, двухэтажный дом соорудить. Так вот, бригада, по сути дела, здание восстановила.

В настоящий момент бригада Е. А. Борисова сдает жилой дом в монолите на Давыдковской улице (в районе Кутузовского проспекта) для сотрудников Федеральной службы охраны - с благоустроенной территорией, детскими площадками, подземной двухуровневой автостоянкой. Два корпуса связывает галерея с лестнично-лифтовым блоком, вынесенным за пределы дома, откуда открывается вид на панораму реки Сетунь.

Недавно коллектив начал работу над новым торговым многофункциональным комплексом на Смоленской площади, рядом со Смоленским пассажем, - также с многоуровневой подземной автостоянкой. Проект связан с серьезной реконструкцией и реставрацией сохраняемого углового здания XVIII-XIX веков, поэтому процесс проектирования и согласования (в том числе в Москомнаследии, настоявшем на сохранении сводчатых подвалов) затягивается.

Торгово-офисный комплекс на Новинском бульваре, 31. Руководитель проекта – М. М. ПосохинГода два тому назад бригада завершила торгово-офисный комплекс на площади Восстания, который критики часто ругают, но он все-таки, что называется, "попал" в московскую архитектуру, другими словами, "держит" площадь перед "высоткой". Центр Москвы, рядом американское посольство и многое другое - отнюдь не случайно известные солидные компании (в том числе и иностранные) хотят арендовать там помещения под офисы. В интерьерах комплекса, созданных проектным бюро "А-Б", постоянно проходят презентации фирм, снимаются телепередачи и клипы... А начиналось все едва ли не с дипломного проекта М. М. Посохина. Сначала Союз композиторов планировал построить здесь Дом музыки с органным залом, спустя какое-то время спроектировали гостиницу с тем же залом, затем решили возвести пятизвездочную гостиницу, завершилась же эта эпопея, как видим, торгово-офисным центром.

Проектируя в центре Москвы, говорит Е. А. Борисов, нельзя не учитывать факт существования исторических зон. До начала 1990-х годов не трогали Замоскворечье, в какой-то степени Китай-город, районы Покровки, Остоженки: что-то надо было оставить в резерве, ибо Москва - эволюционно развивающийся город. Огромный культурно-исторический потенциал диктует известные условия ее развития, однако некоторое ощущение сюиминутности происходящего в ее архитектуре остается. Связано это с тем, что столица оказалась в центре динамического развития, которое началось не сегодня. Москва бурно перестраивалась в конце XVIII века, в эпоху развития капитализма на рубеже XIX-XX веков, когда сносились усадьбы и строились доходные дома; в первые десятилетия советской власти; потеряла большое количество памятников старины в хрущевский период; сейчас она тоже переживает строительный бум. И каждый новый период развития Москвы, чего греха таить, зачастую игнорировал многие ценности прошлого.

Поиски выхода из бесконечной череды новаций привели в конце 1980-х годов к пониманию, что любое строительство на исторической территории должно сопровождаться историко-культурными исследованиями, анализом места в пространстве и во времени, прогнозированием допустимого развития при сохранении характерных свойств данной территории. Сначала все сводилось просто к частным экспертным оценкам при отсутствии системного подхода. Затем искусствоведы, архитекторы, археологии стали изучать историю места не только "по горизонтали", но и "по вертикали". Такая работа является не только сдерживающим фактором в стремлении инвесторов и застройщиков захватывать в историческом центре Москвы все новые участки, но одновременно выполняет и просветительскую функцию.Здание Мосстройэкономбанка на Садовой-Кудринской улице, 1/2. Архитекторы: М. М. Посохин, Е. А. Борисов, Р. А. Чебуханова

Любой заказчик, собирающийся строить в центре города, не обходится без рекомендаций специалистов, без историко-культурного исследования и определения правил застройки, ее допустимых параметров. Если речь идет о старом здании - необходимо заключение, должно ли оно реставрироваться или имеется какой-то резерв для трансформации, модернизации, с учетом охранной зоны (если она есть) и индивидуальных особенностей участка; если ставится вопрос о строительстве нового объема, необходимо во взаимоувязке с условиями места определить его характер и опять же параметры. Предпроектные материалы согласовываются на различных уровнях - в частности, обязательно обсуждаются на объединенной рабочей группе Комитета по культурному наследию, на Экспертно-консультативном совета при главном архитекторе Москвы.

Москва, в отличие от некоторых мировых столиц, - "природный город", но в наше время крайне трудно сохранить это ее свойство. Недавно посетивший нашу столицу известный японский архитектор Кионори Кикутаки в телевизионном интервью сказал, что сегодня очень важно "подчинять" города природе, тем более такие мегаполисы, как Москва или Токио, то есть не только сохранять уцелевшие зеленые островки, но и создавать новые - скверы, парки, аллеи...

Если в будущем не произойдет никаких катаклизмов, Москва преобразится в мировой мегаполис, подобный Нью-Йрку, Гонконгу или Сингапуру. Жить на одном уровне с птицами не каждому по душе, но это процесс необратимый - ничего нового здесь придумать нельзя. Опыт высотного строительства - сталинские высотки - у нас был, но мы от него отошли: не экономичен, да и стиль устарел. Вырастут небоскребы с облегченными стеклянными фасадами, конструктивная схема которых везде одинакова. У нас сейчас достаточно мощных строительных кампаний и инвесторов. Многие из них по векам существовавшей в России традиции приглашают в Москву зарубежных архитекторов с именами. Имело бы смысл, кстати, предлагать им строить не только в центре Москвы, но и на окраинах...