Так считает Евгений Анатольевич Борисов -
архитектор, руководитель бригады в мастерской
имени М. М. Посохина ("Моспроект-2" имени М. В.
Посохина), в которой он работает с 1990 года после
окончания МАрхИ. В основу этого материала о
деятельности возглавляемой Борисовым бригады - и
не только о ней - легла запись беседы с Евгением
Анатольевичем корреспондента "АиСМ",
состоявшейся в начале августа нынешнего года.
В составе бригады - шесть
человек (все архитекторы), но этого достаточно,
чтобы вести одновременно несколько объектов
(вновь строящихся, реставрируемых и
реконструируемых) на разных стадиях
проектирования, начиная с концепции и форэскизов
до исполнения рабочей документации и чертежей.
Коллектив проектирует офисные и жилые здания с
механизированными и автоматизированными
многоярусными (до трех-четырех уровней)
парковками. Объекты находятся преимущественно в
центральной (исторической) части Москвы, так что
работа осложняется необходимостью
многочисленных согласований на разных уровнях, а
часто и археологическими раскопками,
затягивающими строительство и вносящими
вынужденные коррективы в проекты. Так, в
результате раскопок на Манежной площади в
процессе строительства комплекса "Охотный
ряд" возник археологический музей... Порой от
проекта до начала его реализации проходит больше
времени, чем требуется на возведение здания.
Среди наиболее удачных реализованных проектов
бригады - офис Москомимущества на улице Каретный
ряд. Раньше в этом старом здании находился
Кировский райком партии. К сожалению, некоторые
фасады после каких-то конструктивных переделок
не сохранились, в архивах данных по ним
исследователи не обнаружили, поэтому пришлось
рисовать другую архитектуру. Удачно прошли реставрационные
работы по фасадам, сохранившим лепнину и детали:
делались замеры, взамен прежней отливалась новая
лепнина; сохранены общие несущие конструкции,
где-то поменяли перекрытия; подводили
фундаменты, выкапывали подвалы. Достаточно
интересная, может быть, невидимая снаружи работа
дала вторую жизнь старым зданиям - в зависимости
от их состояния, исторической и архитектурной
значимости каждого. На площади порядка 10 тысяч
квадратных метров производились и
реконструкция, и реставрация, и новое
строительство - все это увязывалось с окружающей
застройкой. В итоге здание получилось весьма
оригинальным - не случайно как на его фоне, так и
внутри сегодня различные киностудии снимают
фильмы и даже какие-то футуристические проекты.
Кстати, неподалеку (Средний Каретный переулок,
7) стояла постройка XVIII века, выглядевшая так:
первый этаж то ли кирпичный, то ли белокаменный, а
верх - просто деревянный оштукатуренный сруб, то
есть имитация; видно, денег у застройщика не было,
а хотелось пустить пыль в глаза, двухэтажный дом
соорудить. Так вот, бригада, по сути дела, здание
восстановила.
В настоящий момент бригада Е. А. Борисова сдает
жилой дом в монолите на Давыдковской улице (в
районе Кутузовского проспекта) для сотрудников
Федеральной службы охраны - с благоустроенной
территорией, детскими площадками, подземной
двухуровневой автостоянкой. Два корпуса
связывает галерея с лестнично-лифтовым блоком,
вынесенным за пределы дома, откуда открывается
вид на панораму реки Сетунь.
Недавно коллектив начал работу над новым
торговым многофункциональным комплексом на
Смоленской площади, рядом со Смоленским
пассажем, - также с многоуровневой подземной
автостоянкой. Проект связан с серьезной
реконструкцией и реставрацией сохраняемого
углового здания XVIII-XIX веков, поэтому процесс
проектирования и согласования (в том числе в
Москомнаследии, настоявшем на сохранении
сводчатых подвалов) затягивается.
Года два тому назад бригада
завершила торгово-офисный комплекс на площади
Восстания, который критики часто ругают, но он
все-таки, что называется, "попал" в
московскую архитектуру, другими словами,
"держит" площадь перед "высоткой".
Центр Москвы, рядом американское посольство и
многое другое - отнюдь не случайно известные
солидные компании (в том числе и иностранные)
хотят арендовать там помещения под офисы. В
интерьерах комплекса, созданных проектным бюро
"А-Б", постоянно проходят презентации фирм,
снимаются телепередачи и клипы... А начиналось
все едва ли не с дипломного проекта М. М. Посохина.
Сначала Союз композиторов планировал построить
здесь Дом музыки с органным залом, спустя
какое-то время спроектировали гостиницу с тем же
залом, затем решили возвести пятизвездочную
гостиницу, завершилась же эта эпопея, как видим,
торгово-офисным центром.
Проектируя в центре Москвы, говорит Е. А.
Борисов, нельзя не учитывать факт существования
исторических зон. До начала 1990-х годов не трогали
Замоскворечье, в какой-то степени Китай-город,
районы Покровки, Остоженки: что-то надо было
оставить в резерве, ибо Москва - эволюционно
развивающийся город. Огромный
культурно-исторический потенциал диктует
известные условия ее развития, однако некоторое
ощущение сюиминутности происходящего в ее
архитектуре остается. Связано это с тем, что
столица оказалась в центре динамического
развития, которое началось не сегодня. Москва
бурно перестраивалась в конце XVIII века, в эпоху
развития капитализма на рубеже XIX-XX веков, когда
сносились усадьбы и строились доходные дома; в
первые десятилетия советской власти; потеряла
большое количество памятников старины в
хрущевский период; сейчас она тоже переживает
строительный бум. И каждый новый период развития
Москвы, чего греха таить, зачастую игнорировал
многие ценности прошлого.
Поиски выхода из бесконечной череды новаций
привели в конце 1980-х годов к пониманию, что любое
строительство на исторической территории должно
сопровождаться историко-культурными
исследованиями, анализом места в пространстве и
во времени, прогнозированием допустимого
развития при сохранении характерных свойств
данной территории. Сначала все сводилось просто
к частным экспертным оценкам при отсутствии
системного подхода. Затем искусствоведы,
архитекторы, археологии стали изучать историю
места не только "по горизонтали", но и "по
вертикали". Такая работа является не только
сдерживающим фактором в стремлении инвесторов и
застройщиков захватывать в историческом центре
Москвы все новые участки, но одновременно
выполняет и просветительскую функцию.
Любой заказчик, собирающийся строить в центре
города, не обходится без рекомендаций
специалистов, без историко-культурного
исследования и определения правил застройки, ее
допустимых параметров. Если речь идет о старом
здании - необходимо заключение, должно ли оно
реставрироваться или имеется какой-то резерв для
трансформации, модернизации, с учетом охранной
зоны (если она есть) и индивидуальных
особенностей участка; если ставится вопрос о
строительстве нового объема, необходимо во
взаимоувязке с условиями места определить его
характер и опять же параметры. Предпроектные
материалы согласовываются на различных уровнях -
в частности, обязательно обсуждаются на
объединенной рабочей группе Комитета по
культурному наследию, на
Экспертно-консультативном совета при главном
архитекторе Москвы.
Москва, в отличие от некоторых мировых столиц, -
"природный город", но в наше время крайне
трудно сохранить это ее свойство. Недавно
посетивший нашу столицу известный японский
архитектор Кионори Кикутаки в телевизионном
интервью сказал, что сегодня очень важно
"подчинять" города природе, тем более такие
мегаполисы, как Москва или Токио, то есть не
только сохранять уцелевшие зеленые островки, но
и создавать новые - скверы, парки, аллеи...
Если в будущем не произойдет никаких
катаклизмов, Москва преобразится в мировой
мегаполис, подобный Нью-Йрку, Гонконгу или
Сингапуру. Жить на одном уровне с птицами не
каждому по душе, но это процесс необратимый -
ничего нового здесь придумать нельзя. Опыт
высотного строительства - сталинские высотки - у
нас был, но мы от него отошли: не экономичен, да и
стиль устарел. Вырастут небоскребы с
облегченными стеклянными фасадами,
конструктивная схема которых везде одинакова. У
нас сейчас достаточно мощных строительных
кампаний и инвесторов. Многие из них по векам
существовавшей в России традиции приглашают в
Москву зарубежных архитекторов с именами. Имело
бы смысл, кстати, предлагать им строить не только
в центре Москвы, но и на окраинах...