Приоритеты, перспективы

Базовая основа отрасли
В. П. Стрельбицкий,
заместитель руководителя Департамента градостроительства города Москвы, начальника Управления развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов

Русская линия

№ 5 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

 

Актуальные вопросы строительства в Москве

В. П. Стрельбицкий
Базовая основа отрасли

Ю. Г. Орлов, С. М. Карпель
О довузовском архитектурном образовании

В. А. Соловьев
Между Тверским бульваром и Гнездиковским переулком

М. Г. Крестмейн
Четвертое «кольцевание» Москвы

Е. А. Борисов
"Москва - эволюционно развивающийся город"

Ю. Р. Савельев
Дом московских генерал-губернаторов К истории реконструкции 1891-1893 годов

Г. В. Есаулов, Р. Г. Кананин
Яков Борисович Белопольский

А. Ю. Невзоров
Транспорт и пешеход - борьба и единство городской площади

Б. Х. Бухарина
Новое небо в метро "Маяковская"

 

Владимир Петрович СтрельбицкийТрудно переоценить социальную значимость приоритетных национальных проектов. Из них проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - наиболее разноплановый, охватывающий множество законодательных, организационных, методологических, производственных и финансовых вопросов, так что его реализация потребует максимально взвешенных и системных решений. Такие решения могут быть проведены в жизнь при самом тесном взаимодействии всех уровней исполнительной власти.

Министерство регионального развития РФ разработало и утвердило детальный план-график основных мероприятий по пяти основным приоритетам:

- повышение доступности жилья;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем;

- увеличение объемов жилищного строительства;

- модернизация коммунальной инфраструктуры;

- увеличение объемов ипотечного кредитования.

Необходимое условие реализации в полном объеме этих приоритетов на высоком технологическом и качественном уровне по востребованным ценовым показателям для всего строительного комплекса России - поступательное развитие и модернизация промышленности строительных материалов и возрождение машиностроения для строительной отрасли. И, как мне кажется, на этапе развертывания работ по национальному проекту "Доступное и комфортное жилье" всемерное развитие промышленности стройиндустрии должно явиться первоначальной основой для всех последующих работ в данном направлении.

* * *

Пятнадцатилетний застойный период в отечественном строительстве привел к значительному свертыванию промышленности стройматериалов. Крупнопанельное домостроение практически не функционировало. Не получали развития производства отделочных материалов и лакокрасочных изделий, высокотехнологичные обрабатывающие подотрасли. Вне системы управления строительным комплексом оказалась минерально-сырьевая база, разведка и добыча сырья. По экспертным оценкам ЗАО "Интэко", в базовых подотраслях стройиндустрии (цементная промышленность, производство бетона и железобетона, теплоизоляционных, кровельных и стеновых материалов, стекла) износ основных фондов доходит до 80% от первоначальной стоимости, используются устаревшие энергозатратные технологии с низкой степенью механизации производственных процессов. При таком положении дел достижение заявленных к 2010 году показателей жилищного строительства в рамках федеральной целевой программы "Жилище" в объеме до 80 млн. м2 в год неизбежно натолкнется на огромный дефицит основных материалов, изделий и конструкций. А учитывая, что в стоимости строительства материальная часть составляет около 60%, мы можем утверждать: низкое качество исходного сырья, отсталые технологии, отсутствие профессиональных работников - все это не позволит оптимизировать ценовые характеристики, качество, сроки возведения жилья и уж тем более обеспечить его доступность для россиян.

* * *

Конечно, можно уповать на рыночные механизмы развития отрасли, когда увеличение объемов строительства потянет за собой спрос на продукцию промышленности стройматериалов. Но это не даст возможности в нужные сроки реализовать намеченные планы, мы будем постоянно получать здесь большой временной лаг. В такой ситуации государственной поддержки отрасли не избежать. Однако поддержка должна носить системный характер, обеспечивать реализацию мероприятий по приоритетным подотраслям промышленности стройиндустрии исходя из потребности каждого субъекта РФ и государства в целом.

В указанной связи представляется целесообразным разработать и принять на федеральном уровне либо отдельную целевую программу (ЦП) "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов", либо подпрограмму в рамках ЦП "Жилище". В любом случае системой опорных "реперных точек" должен послужить комплекс организационных, административных, технологических и финансовых мероприятий. Остановимся на них более подробно.

Организационные мероприятия нам видятся так:

- В каждом муниципалитете и субъекте РФ следует разработать и утвердить генеральные планы развития, в том числе с определением базовых показателей строительства.

- На основании этих планов целесообразно провести укрупненный мониторинг основных показателей производственно-технического и финансово-экономического состояния предприятий промышленности строительных материалов, включая трудовые ресурсы.

- Сводные данные в целом по стране должны лечь в основу разработки схемы размещения предприятий отрасли с определением базовых подотраслей, оценкой резервов (дефицитов) мощностей, сырья, материалов и подготовкой перспективных балансов обеспеченности стройматериалами.

- На первоочередном этапе спланировать размещение базовых предприятий по выпуску основных строительных материалов и конструкций.

- Для реализации перечисленных задач и координации действий создать на федеральном уровне и в субъектах РФ управленческие центры по реанимации предприятий стройиндустрии.

Повторяем: без бюджетной поддержки здесь не обойтись, но она должна быть целенаправленная, четко спланированная и контролируемая. Кстати, приведенная схема и инвесторам позволит уяснить, какие "ниши" данного рынка можно эффективно осваивать. Поскольку единой, так называемой трафаретной схемы, указывающей, какие предприятия развивать - крупнопанельного домостроения, по производству энергоэффективных материалов либо лесоперерабатывающие для малоэтажного (индивидуального) строительства - для всей России создать нельзя, необходима организационная схема. Всем этим должны ответственно заниматься конкретные юридические лица.

Административные мероприятия:

- Предлагаемая к разработке Федеральная целевая программа "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов" должна явиться стимулом для принятия соответствующих административных актов в субъектах РФ. При разработке среднесрочных планов развития промышленности стройиндустрии следует учитывать специфику каждого региона, четко определять "правила игры", касающиеся всех участников процесса: какие предприятия - поадресно - подлежат реконструкции и модернизации, какие объекты необходимо дополнительно построить, на каких условиях размещается государственный заказ, какие преференции предоставляются промышленности и так далее.

Приведем пример. В Москве основные направления деятельности по поддержке промышленности строительных материалов на каждые 2-3 года определяются постановлениями Правительства столицы, в которых поадресно прописаны следующие моменты: финансовая помощь в виде бюджетного финансирования, кредитования, субсидирования части процентных ставок для реновации, пополнения оборотных средств, закупки новых технологий и так далее; предоставление льгот по оплате арендных платежей за пользование землей для арендаторов, участвующих в выполнении городского заказа; реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих производство стройматериалов и усовершенствование выпуска существующих, а также рост импортозамещения; координация деятельности предприятий стройиндустрии в области менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9 000) и управления качеством окружающей среды (ГОСТ ИСО 14 000); регулярный мониторинг производственно-технического и финансово-экономического состояния предприятий отрасли; вовлечение во вторичный оборот отходов строительства и сноса, а также перемещаемых грунтов; развитие материально-сырьевой базы и обеспечение инертными строительными материалами промышленных предприятий и подрядных организаций; информационное обеспечение работы предприятий; организация проверок качества выпускаемой продукции, ее сертификация.

К административным мерам следует отнести и разработку типовых архитектурно-планировочных решений с учетом социальных, национальных и климатических особенностей территорий - отсюда и исходить, решая, какая промышленность стройматериалов нужна в том или ином регионе.

- Также государственной должна стать задача разведки новых месторождений полезных ископаемых (песок, щебень, глина и тому подобное). Для привлечения в сферу их добычи и переработки частных инвестиций следует максимально уяснить исходные условия: районы добычи, объемы запасов и - самое главное - наличие соответствующей инфраструктуры (железнодорожные пути, наличие подвижного состава, электрообеспечение и так далее).

Куда же необходимо направить первоочередные усилия? Не стану повторяться по поводу негативных последствий устаревания технологий. Конечно, развитию отрасли будут способствовать инновационные процессы, но это требует времени. Посему нет смысла изобретать то, что уже сделано на высоком инженерном уровне и зарекомендовало себя в других странах. Наиболее важным представляется привлечение лучшего мирового технологического опыта.

Технологические мероприятия:

- В процессе реализации эксперимента по внедрению разносерийного малоэтажного домостроения целесообразно развить технологию производства энергоэффективных стеновых материалов из легких бетонов и других энергосберегающих материалов. Это обеспечит сокращение сроков возведения жилья, увеличение набора планировочных решений, снижение стоимости строительства, возможность использования цехов бывших заводов ЖБИ для размещения нового технологического оборудования и применения местных ресурсов.

- Организация производств по выпуску индивидуальных тепловых пунктов и изделий инженерного обеспечения, приборов учета расхода тепла, воды и так далее.

В условиях невысокой плотности застройки большинства населенных пунктов России восстановление и реконструкция существующих или прокладка новых централизованных городских сетей водо- и теплоснабжения не только повысят стоимость строительства, но вдобавок увеличат в дальнейшем эксплуатационные расходы и, как следствие, вызовут рост тарифов. Наличие же локальных инженерных систем позволит минимизировать потери при транспортировке энергоресурсов и более эффективно использовать последние в процессе эксплуатации.

- Во время сноса и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда, памятуя о недостаточности добычи полезных ископаемых, придется решать задачу утилизации строительных отходов. Их использование и области применения (второстепенные и временные дороги, неответственные бетонные конструкции) в крупных городах следует организовать необходимые для этого перерабатывающие комплексы и сортировочные базы.

- Незначительность первичной переработки сырья непосредственно после добычи также негативно сказывается на качестве и стоимости конечного продукта - в первую очередь из-за высоких транспортных затрат и большого процента отходов. Значит, в пунктах разработки месторождений и заготовки исходного сырья требуется наладить его первичную обработку. Прежде всего это касается щебня, песка, деловой древесины, цемента. Здесь возможно задействовать механизмы финансового стимулирования и административные ресурсы (выделение квот и лимитов).

 

Финансовые мероприятия

Реализация предлагаемой программы может быть обеспечена при долевом участии всех заинтересованных сторон: федерального центра, субъектов РФ, муниципальных образований и, конечно же, частных инвесторов. Наряду с общесистемными мероприятиями (субсидирование, кредитование на льготных условиях, таможенные и налоговые льготы) целесообразно предусмотреть прямые бюджетные инвестиции в конкретные предприятия стройиндустрии. В самом начале ее модернизации потребуются крупные и долгосрочные финансовые вложения в развитие базовых отраслей, причем они должны быть опережающими. Это не характерно для рыночных отношений, но в итоге окажется экономически оправданным. Создание же казенных предприятий даст мультипликативный эффект при развитии менее фондоемких смежных производств (малых предприятий) и позволит регулировать себестоимость строительства. Ведь контроль за нормой прибыли в этой сфере, предлагаемый рядом депутатов и экспертов, отнюдь не обеспечит контроля себестоимости, который в случае государственного регулирования - на первоначальной ступени формирования себестоимости - будет куда эффективнее. К тому же государственные вложения в долгосрочные проекты менее подвержены инфляции, чем социальные выплаты.

Следующий этап развития промышленности стройматериалов - привлечение частных инвесторов при условии обеспечения устойчивой востребованности со стороны государства производимой на концессионных началах продукции. Гарантия ее приобретения как минимум на среднесрочный период позволит инвесторам значительно снизить свои риски.

* * *

Исходя из сложившейся у нас социальной и промышленной практики, перечисленные выше меры возможно реализовать не ранее 2008-2009 годов. Вместе с тем нужен ощутимый прорыв в наращивании объемов возводимого жилья. На наш взгляд, на первом этапе это достижимо за счет строительства таунхаузов, малоэтажных отдельно стоящих одно-двухсемейных жилых домов на основе сборно-монолитного каркаса с применением мелкоштучных стеновых ограждений. Положительные аспекты подобных проектов:

1. Малозатратность и непродолжительность предпроектных и проектных работ, не требующих привлечения большого числа архитекторов и проектировщиков.

2. Упрощенность схем инженерного обеспечения застроек (локальные котельные, очистные сооружения, блочные трансформаторные подстанции или дизель-генераторы и так далее), отсутствие лифтов, облегченность фундаментов, стен и покрытий, сравнительно небольшая мощность оборудования - все это повлечет за собой снижение себестоимости строительства на 30-40%.

3. Отселение жителей из ветхого жилья в центральной части городов позволит государству подготовить на высвободившихся территориях площадки для реализации коммерческих строительных проектов различного назначения и тем самым запустить инвестиционный механизм.

4. По предлагаемой схеме возможно (на примере одного субъекта РФ) ежегодно, начиная с 2008 года, в дополнение к тому, что у нас уже имеется, предоставлять людям 500 тыс. м" жилья, для чего в 2006-2007 годах необходимо:

- построить один-два завода по выпуску стеновых блоков из ячеистого бетона суммарной мощностью 400 тыс. куб. м3 в год или по производству

кирпича мощностью 100 млн. штук в год;

- построить пять-шесть небольших растворобетонных установок производительностью 50 м3 в час (1,5-1,7 млн. м3 в год);

- построить деревообрабатывающий комбинат мощностью по 100 тыс. м2 оконных и дверных блоков;

- создать централизованное снабженческое казенное предприятие для обеспечения иными сопутствующими стройматериалами.

На строительство (реконструкцию, перепрофилирование) указанных производств потребуется 700-900 млн. рублей капитальных вложений. Обеспечив в 2006-2007 годах упомянутый выше прорыв и получив начальный прирост по вводу жилья, в 2008-2009 годах можно уверенно переходить к реализации целевой программы "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов"

И последнее.

Сегодня московская промышленность строительных материалов способна обеспечить реализацию любого проекта - от остановочного павильона до комплексного обустройства целого городского района. При этом имеется 30-процентный резерв выпуска основных строительных материалов, конструкций и оборудования на сумму более 12 млрд. рублей в год, которым могут воспользоваться другие регионы Российской Федерации.