Подготовка в вузах специалистов из выпускников
средних специальных учебных заведений по
сокращенным программам получает в последние
годы широкое распространение как экономически
целесообразная форма непрерывного обучения.
Опыт подобной работы, осуществляемой
совместными усилиями руководства и
преподавателей Московского архитектурного
института (МАрхИ) и Московского колледжа
архитектуры и менеджмента в строительстве (ИКА
МС), показывает, что это не только экономически
целесообразно, но и содержательно оправданно.
Уже более двадцати лет, начиная с 1982 года,
существуют договоры о сотрудничестве между
МАрхИ и МКАМС (бывшим Архитектурно-строительным
техникумом Мосгорисполкома, основанным в 1930
году). Их организационной и юридической основой
стало письмо Министерства общего и
профессионального образования РФ от 30 марта 1999
года "О подготовке специалистов по
сокращенным программам". Указанные договоры,
подписанные руководителями обоих
образовательных учреждений, предусматривают
совместную деятельность по различным
направлениям, три из которых являются основными:
учебно-методическая работа, повышение
квалификации, работа по выполнению планов приема
и выпуска специалистов.
Колледжу за эти годы оказывалась конкретная
организационно-педагогическая помощь. Ведущие
преподаватели МАрхИ участвовали в подготовке
планов и программ, читали лекции, проводили
практические занятия, руководили курсовым и
дипломным проектированием, что позволило ввести
в учебный процесс ряд дисциплин, отсутствующих в
Государственном Образовательном Стандарте
среднего профессионального образования по
специальности "Архитектура" (например:
"История искусств", "История и теория
мировой и отечественной культуры",
"Введение в профессию", "Живопись",
"Скульптура" и другие). Таким образом, в
соответствии с традициями российского высшего
образования была частично воссоздана
гуманитарная составляющая на начальной стадии
подготовки специалистов высшей квалификации. В
результате выпускники колледжа приобретают
знания, необходимые одновременно и рынку труда, и
для того, чтобы эффективно продолжать
архитектурное образование в МАрхИ, начиная не с
1-го, а с 3-го курса.
Стали традицией обучение и стажировка
преподавателей колледжа на институтских
факультетах и курсах повышения квалификации.
На протяжении многих лет обрабатывалась и в
настоящее время четко действует процедура
отбора выпускников колледжа для поступления в
Московский архитектурный институт. Она
заключается в следующем:
1. Ежегодно в МКАМС проводятся организационные
собрания студентов последнего - четвертого -
курса и их родителей, на котором проректор по
учебной работе МАрхИ и будущий ответственный
руководитель группы по архитектурному
проектированию рассказывают присутствующим о
структуре и особенностях обучения с сокращенным
сроком в МАрхИ, об условиях поступления туда
выпускников колледжа. Собрание проводится
примерно за полгода до государственных
экзаменов, чтобы колледж имел время подготовить
предложения по составу своих студентов,
претендующих на продолжение образования в МАрхИ.
2. Колледж составляет приоритетный список
выпускников с учетом показателей их
успеваемости по всем предметам за все годы
обучения, а также дополнительных баллов за
участие в конкурсах по специальным и
общепрофессиональным дисциплинам.
3. На протяжении многих лет председателем
Государственной аттестационной комиссии
является проректор МАрхИ по учебной работе. В
последние годы в качестве члена ГАК на
госэкзаменах присутствует будущий
ответственный руководитель по архитектурному
проектированию.
4. Итоговая Государственная аттестация
проходит в форме Государственного
междисциплинарного экзамена в три этапа: 1-й -
проверка знаний по истории архитектуры, истории
искусств, истории мировой и отечественной
культуры, 2-й - проверка основных навыков
использования персонального компьютера в
профессиональной деятельности архитектора, 3-й -
определение уровня практических умений,
достигнутых выпускником при выполнении им
курсовых проектов и других заданий.
5. Просмотр представителями МАрхИ - членами ГАК -
портфолио выпускников МКАМС, выразивших желание
продолжить обучение в МАрхИ, отбор претендентов
в соответствии с рекомендациями руководства
колледжа и собеседование с ними.
Такая многоступенчатая процедура отбора
способствует наиболее подготовленных
выпускников, которых вуз после аттестации
переводит сразу на третий курс; те же, в свою
очередь, уверенно чувствуют себя в новых
условиях. Вот, например, показатели выпускников
колледжа 2001 года, окончивших МархИ в прошлом 2005
году. Шестеро из них неоднократно отмечались
грамотами и дипломами за лучшие курсовые
проекты. Четверо получали повышенную стипендию
Мэрии Москвы, двое - стипендию Московского
Английского клуба в рамках благотворительной
программы "Наше будущее". А. В. Арсентьев и Ю.
А. Шамшева окончили институт с красным дипломом и
были претендентами на Золотую медаль.
Однако нельзя утверждать, что работа с
выпускниками колледжа не представляет никаких
проблем и все тут проходит совершенно гладко. Их
высокие конечные показатели - результат
напряженного труда и сложного процесса
адаптации. За первый год обучения в условиях
повышенных требований к гуманитарной
составляющей учебного процесса им приходится
преодолевать существенное отставание в блоке
дисциплин изобразительного цикла - рисунке,
живописи, скульптуре. В то же время нельзя не
сказать о том, что выпускники МКАМС обладают
более серьезными, чем студенты МархИ,
ремесленными навыками в черчении и
макетировании, в использовании профессиональных
компьютерных программ, в других практических
умениях. Преподаватели выпускающих кафедр
архитектурного проектирования единодушны в
своем удовлетворении от работы с выпускниками
колледжа и выражают готовность продолжать эту
работу и дальше.
* * *
Характер востребованности выпускников МКАМС
на рынке труда приобрел в последнее время ряд
особенностей. Он может быть охарактеризован как
неустойчивый. Сотрудничество института и
колледжа расширяет возможность выпускников
МКАМС в отношении трудоустройства по двум
позициям:
1. Получив в МАрхИ через два года после
поступления на 3-й курс диплом бакалавра, они
могут работать по найму в проектных фирмах в
должности архитектора.
2. Продолжив обучение на 5-м и 6-м курсах и получив
диплом специалиста, они имеют право на статус
свободного архитектора, то есть на создание
собственной частной фирмы.
А как же быть с остальными, у которых в дипломе
записано: "Техник-архитектор"? Следует
констатировать: выполнение чисто
исполнительских функций в соответствии с данной
записью означает, что образовательный потенциал
"простого" выпускника МКАМС не используется
полностью. Современные требования практически
не оставляют места для деятельности в
архитектурной мастерской техника-архитектора -
по сути, рутинно-чертежной. В то же время
руководитель мастерской (группы) не вправе
поручить технику, пусть даже и получившему
фактически подготовку на более высоком уровне,
выполнение работы архитектора. В связи с этим
возникает серьезный разрыв между квалификацией
достаточно хорошо владеющего ремеслом
выпускника МКАМС и возможностью ее реализации в
процессе архитектурного проектирования.
Вышеизложенное подтверждает статистика за
последние 5 лет: 76% студентов, окончивших колледж,
продолжили обучение в МАрхИ (очное, очно-заочное,
экстернат) и других вузах по архитектурной
специальности.
Каким же видится выход из создавшейся ситуации?
Может быть, следует среди студентов МКАМС
производить отбор кандидатов в МАрхИ не на
последнем году, а за два-три года до окончания
колледжа. И уже только в этом специализированном
классе вводить дополнительную образовательную
программу, адекватную программе института
первых двух лет. Тогда каждый сам определился бы
на будущее с учетом своих сил. Подобная
дифференциация по уровням обучения уже имеет
место в средней школе (выпускник средней школы -
выпускник гимназии).
Во всяком случае, описанный здесь опыт, при
очевидно положительном конечном результате,
безусловно, заслуживает того, чтобы его
развивать и совершенствовать. На пути к
идеальному воплощению идеи непрерывного
архитектурного образования - единому
образовательному комплексу МКАМС-МАрхИ - можно и
нужно еще многое сделать.
Ю. Г. Орлов, проректор МархИ по учебной
работе,
С. М. Карпель , директор МКА МС