Это здание (Тверская улица, 13) - одно из наиболее
известных в столице. Его внешний облик изменился
в прошлом столетии после надстройки двух этажей
(1946), а вот наиболее радикальная перепланировка и
отделка интерьеров (о чем мало кто знает)
произошла в конце XIX века и была связана с именами
двух выдающихся личностей той эпохи -
генерал-губернатора Москвы Великого князя
Сергея Александровича и профессора истории
архитектуры, академика Николая Владимировича
Султанова. Последний стал получать заказы от
Сергея Александровича еще в начале 1880-х годов:
выполнил отделку интерьеров и убранство домовой
церкви в петербургском дворце брата Великого
князя Павла Александровича, по его же совету был
назначен строителем памятника Александру II в
Московском Кремле, создал множество прекрасных
предметов богослужебной утвари - киотов, лампад и
других произведений малых форм1. Зодчего и
Великого князя сближала общность взглядов на
роль истории в художественном творчестве. Оба
считали, что традиции древнерусского искусства
должны найти воплощение в образах современной им
архитектуры. Заказчик выделял именно этого
архитектора из числа коллег благодаря его
энциклопедическим знаниям в области истории
русского искусства, древней строительной и
декоративной техники, иконографии. "В[еликий]
князь очень доволен Султановым и его работами по
созданию древневоспроизводимых памятников.
Другие архитекторы, говорит, что их попросишь,
всегда противоречат, сказывают, что это по
технике нельзя и т. д., упирают на свои
специальные знания. А я не специалист и желаю то,
чего желаю. Султанов всегда поймет мою мысль и
разовьет ее, как мне желается. Отличный
мастер-художник"2.
Перестройка новой резиденции московских
генерал-губернаторов представляет собой пример
взаимопонимания заказчика и зодчего, причем
вклад Великого князя в создание проекта
представляется весьма существенным. Основное
представительское значение в четырехэтажном
здании имели залы второго и третьего этажей, где
находились домовая церковь, приемная и парадные
помещения, убранством которых Н. В. Султанов был
занят более двух лет. Сегодня можно впервые с
уверенностью назвать точную дату начала работы -
11 мая 1891 года. Архитектор писал: "Вчера меня
вызвал министр (И. Н. Дурново, министр внутренних
дел. - Ю. С.) и поручил мне по желанию Великого
князя отстройку генерал-губернаторского дома.
Министр меня поразил своей необычайной
простотой и любезностью. Я взялся за дело и
теперь нахожусь в полной зависимости от этого
дела"3.
Прежде всего предстояло преобразить интерьер
домовой церкви в духе любимого Сергеем
Александровичем и Н. В. Султановым XVII столетия.
Султанов обладал большим опытом создания
подобных интерьеров преимущественно в
петербургских дворцах4. Вблизи Москвы он строил
монастырскую церковь Черниговской иконы Божией
Матери, осмотреть которую была приглашена
великокняжеская чета. "24 мая [1891 года]. Троица. У
Черниговской. Показывал мою церковь Великому
князю и Великой княгине. Очень понравилась"5.
Существовавший ранее иконостас домовой церкви
заменили на спроектированный Султановым - с
Царскими вратами XVII века из подмосковного села
Братеева и подлинными иконами той эпохи в
верхнем ряду. В его отделке использовалась
восстановленная архитектором древняя басменная
техника, получившая затем широкое
распространение. Для создания атмосферы
"Царской Москвы" в церкви был устроен
деревянный свод с распалубками, расписанный в
стиле придела Новоспасского монастыря:
композиция Страшного Суда, святители, князья и
серафимы в клеймах среди растительного
орнамента. На северной стене - Преображение
Господне, на южной - ангел-хранитель. Двойная арка
на позолоченной колонне века к великокняжескому
месту. Церковь освятили в честь святого
благоверного князя Александра Невского и
преподобного Сергия Радонежского6. К сожалению,
этот интереснейший интерьер с ценными иконами и
богатым убранством не сохранился.
Парадные помещения второго и третьего этажей
генерал-губернаторского дворца задумывались
заказчиком в стиле "ампир", а малая столовая
на втором этаже, предназначавшаяся для семейных
обедов, - в стиле "петровского Петербурга".
Стремившийся к художественной достоверности Н.
В. Султанов много времени уделил зарисовкам
исторической мебели, послужившей образцом для
вновь создаваемой. "Ездил в Кусково за мебелью
XVIII века и выбрал пять прекрасных образцов. <...>
Осматривал для "мебели" Николаевский
дворец. <...> С 3 до 7 ездил в Петергоф.
Зарисовывал <...> дома в Монплезире, Эрмитаже и
Марли "петровскую" мебель. <...>
Санкт-Петербург. Во дворце Летнего сада
осматривал "петровскую" мебель"7.
К работам приступили в июне 1891 года. "В
генерал-губернаторском доме начали ставить
забор", - отметил Султанов в дневнике,
заполненном в тот период упоминаниями о почти
еженедельных утверждениях новых эскизов
отделки, убранства и мебели, происходивших то в
подмосковной резиденции Великого князя
Ильинском, то в Александрийском дворце в
Нескучном, то прямо на месте. Султанов
перестраивал не только дворец, но и все
прилегающие сооружения: "гофмаршальский
флигель" и ансамбль хозяйственных построек. В
главных зданиях было устроено отопление,
водоснабжение и электрическое освещение.
Отделка жилых помещений завершилась в январе
1892 года, но на устранение недоделок ушел еще
целый месяц. Н. В. Султанов писал жене: "Жибер
(председатель комиссии по перестройке дворца. - Ю.
С.), хотя и был очень мил, но все-таки же нашел, что
у нас такая масса недоделанных мелочей, что
Великому князю раньше как через три недели
нельзя переезжать. <...> Присутствие мое здесь
положительно необходимо, ибо есть масса мелочей,
которые могут быть закончены только по моему
личному настоянию и наблюдению". Однако через
несколько дней его тон меняется: "Дела мои
начинают поправляться: сегодня уехала Комиссия.
Мы все подписали акт, составленный Жибером в
крайне беспристрастном и местами даже очень
лестном для работ тоне"8.
11 февраля великокняжеская семья и двор
переехали в обновленный дворец на Тверской.
"Прибыв в генерал-губернаторский дом, Их
Высочества встречены были управляющим
канцелярией генерал-губернатора В. К. Истоминым и
чинами домового управления. При входе
председателем строительной комиссии тайным
советником Соколовым поднесена была Их
Высочествам икона пр[еподобного] Сергия и блюдо,
а от подрядчиков, участвовавших в
переустройстве, отделке и меблировке дома,
поднесены были хлеб-соль на серебряном
вызолоченном блюде. Это блюдо художественно
исполнено на фабрике "наследников
Немирова-Колодкина" и украшено по местам
эмалью; посреди его изображен герб города Москвы
и надпись: "от подрядчиков по переустройству
дома Московского Генерал-Губернатора"; в
медальонах, сделанных по краям блюда, помещены
надписи: "Их Императорским Высочествам
Государю Великому Князю Сергею Александровичу и
Государыне Великой Княгине Елисавете Федоровне
хлеб и соль на новоселье 11 февраля 1892 года".
В поднесении хлеба-соли участвовали все
подрядчики: по столярным работам Е. Н. Никифоров и
Ф. И. Романов; по каменным - И. С. Касаткин; по
малярным - А. М. Автономов; по водопроводным - Т. П.
Городничев; по мебели - Т. В. Соловьев; по
скульптуре - М. Д. Кутырин; по отоплению - Г. С.
Кремнев с сыном и В. Е. Быков; по живописи - С. Г.
Павлов; по живописным работам в церкви - К. Е.
Морозов; по драпировкам - Е. И. Троицкий; по
металлическим изделиям - П. И. Чумаков; по
скобяным - С. В. Капранов; по металлическим - А. М.
Щеглов и Ко; по электричеству - С. Трындин; по
материям - фирмы Сапожникова и другие.
"По выслушании Их Высочествами молебствия
Спасителю и Богоматери, Их Высочества
прикладывались к чудотворным иконам, после чего
были окроплены святой водой все комнаты
новоотделанного дома. Перед отбытием святыни
прибывшим с чудотворною иконой Спасителя
иеромонахом поднесена была Их Высочествам икона
Спаса, копия с чудотворной иконы"9.
Работы по убранству парадных интерьеров к
моменту переезда и продолжались теперь уже под
непосредственным наблюдением Сергея
Александровича. Речь шла в основном об
исполнении по рисункам Н. В. Султанова мебели и
люстр для представительских помещений третьего
этажа. В конце июня было завершено их
проектирование, что Султанов не преминул
отметить в дневнике: "Отдал сегодня последний
чертеж Соловьеву на мебель - наконец-то
развязался! <...> Сегодня поставили мебель Empire в
белой гостиной. <...> Мебель Сергею
Александровичу очень понравилась"10. Рисунки
бронзовых люстр архитектор создавал летом 1893
года. Договариваться об их изготовлении он ездил
на московские фабрики П. И. Чумакова и Д. А.
Постникова. В январе 1894 года люстры украсили
Белую и Красную гостиные. Эту дату можно считать
завершающей в длинной череде событий по
переустройству дворца.
Длинная высокая галерея на уровне первого и
второго этажей соединяла главный вход с
внутренним двором и делила дом на две равные
половины. В той, что примыкала к Чернышеву
переулку, находились великокняжеские покои. Из
галереи наверх вели две лестницы: на второй этаж
и в парадные залы второго и третьего этажей.
Поднявшись на второй этаж, посетитель попадал в
приемную, обставленную "в стиле империи" и
окнами выходившую на Тверскую улицу. Справа -
домовая церковь и библиотека, слева - малая
столовая, отделанная в стиле петровской эпохи. За
библиотекой начиналась анфилада комнат
племянницы Марии Павловны и фрейлин, а за малой
столовой - хозяина дворца.
Наиболее богато декорированные залы
располагались на третьем этаже. Приемная с
окнами во двор, которая, как и другая этажом ниже,
сохраняла прежнюю отделку "в стиле империи",
сообщалась со столовой и с Белым залом -
центральным, состоявшим из анфилады трех больших
помещений - Танцевального зала, Белой и Красной
гостиных. Если первый из них почти не изменился
при реконструкции, то убранство гостиных
полностью обновилось. Для них по рисункам Н. В.
Султанова изготовили белые с позолотой, обитые
синей шелковой материей кресла и стулья, с
позолоченными ножками в виде фантастических
фигур. Красная (Оранжевая) гостиная свое название
получила по красно-оранжевому цвету стен,
который великолепно сочетался с белой,
украшенной позолотой и обитой красно-оранжевой
тканью мебелью. Изысканной формы кресла, диваны,
стулья, каминные экраны и витрины прекрасно
вписывались в классицистический интерьер.
Вделанные в стены большие зеркала иллюзорно
расширяли и без того огромное пространство.
|
Н. В. Султанов. План
перепланировки 2-го этажа:
XV – проход с лестницы в домовую церковь; XIV –
алтарь церкви; IX – приемная (в стиле ампир); VIII –
переход в малую столовую; VII – малая столовая (в
стиле петровского времени); Х – библиотека; VI –
парадный кабинет Великого князя Сергея
Александровича; V – внутренний кабинет Великого
князя; IV – внутренние покои Великого князя; I –
собственный подъезд Великого князя; XI, XIII – покои
Великой княгини Марии Павловны. 1892 год. |
За гостиной шла анфилада помещений
собственной половины супруги Великого князя
Елизаветы Федоровны: гостиная, кабинет,
опочивальня, живописная мастерская и другие.
Отделка гостиной была выдержана в зеленоватых
тонах (обивка стен и мебели), а пол покрыт
темно-пунцовым ковром. Киот для икон Великой
княгини также выполнялся по рисунку Н. В.
Султанова.
|
Н. В. Султанов. План
перепланировки 3-го этажа: VIII – проход из
приемной в столовую; VII – Белая гостиная (в стиле
ампир); VI – Красная гостиная Великого князя
Сергея Александровича и Великой княгини
Елизаветы Федоровны (в стиле ампир); IХ –
танцевальный зал; Х – столовая; V – собственная
гостиная Елизаветы Федоровны; IV – кабинет
Великой княгини; III – опочивальня и далее
внутренние покои Великой княгини. |
Осуществление генерал-губернаторского
заказа стало важным этапом творческой биографии
архитектора. Домовая церковь вызвала
восторженные отзывы современников. Великий
князь Константин Константинович распорядился о
ее повторении в Мраморном дворце11. И если этот
замысел так и остался на бумаге, то заказ князя Ф.
Ф. Юсупова, адъютанта Сергея Александровича, и
княгини З.Н. Юсуповой по перестройке их
московского дома в Большом Харитоньевском
переулке был Н. В. Султановым блестяще выполнен. В
стиле XVII века он создал изумительные по красоте
парадные интерьеры, декор фасадов и служебные
постройки, составившие с домом единый ансамбль. К
сожалению, в связи с нарушением арендаторами
закона о памятниках культуры, ансамбль дома
Юсуповых сегодня находится на грани уничтожения.
Практически забыт ныне и замечательный русский
архитектор Николай Владимирович Султанов.
1. Савельев Ю. Р. Н. В. Султанов и
Великий князь Сергей Александрович. По
материалам писем и дневников Н. В. Султанова.
1883-1905 // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 2. История. Вып. 3. СПб., 2006. С.
180-190.
2. Забелин И. Е. Дневники.
Записные книжки. М., 2001. С. 159.
3. ОР ИРЛИ. Ф. 230, д. 423, оп. 1, л. 41.
Письмо Н. В. Султанова Е. П. Султановой-Летковой от
12.05.1891. Сергей Александрович был назначен
московским генерал-губернатором в феврале 1891 г.
4. Савельев Ю. Р. Петербургские
интерьеры Н. В. Султанова // История Петербурга.
СПб, 2002, № 9. С. 56 - 64.
5. ОР РНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 2. Дневник
Н. В. Султанова за 1891 г.
6. Султанов Н. В. Церковь в доме
московского генерал-губернатора // Зодчий. № 2. С.
12-14; № 3. С. 17-20; № 4. С. 25-27.
7. Р РНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 2. Дневник
Н. В. Султанова за 1891 г. 15 июля, 24 июля, 31 июля, 22
августа.
8. ОР ИРЛИ. Ф. 230, оп. 1, д. 423, л. 58-60.
17, 18, 22 января.
9. Московский листок. № 43. 12
февраля 1892 г.
10. ОР РНБ. Ф. 757, д. 3. Дневник Н. В.
Султанова за 1892 г. 29 июня, 29 июля, 22 августа.
11. Там же. 14 апреля.