Архитектура и...

Новое небо в метро "Маяковская"
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 5 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

Актуальные вопросы строительства в Москве

В. П. Стрельбицкий
Базовая основа отрасли

Ю. Г. Орлов, С. М. Карпель
О довузовском архитектурном образовании

В. А. Соловьев
Между Тверским бульваром и Гнездиковским переулком

М. Г. Крестмейн
Четвертое «кольцевание» Москвы

Е. А. Борисов
"Москва - эволюционно развивающийся город"

Ю. Р. Савельев
Дом московских генерал-губернаторов К истории реконструкции 1891-1893 годов

Г. В. Есаулов, Р. Г. Кананин
Яков Борисович Белопольский

А. Ю. Невзоров
Транспорт и пешеход - борьба и единство городской площади

Б. Х. Бухарина
Новое небо в метро "Маяковская"

 

 

Перед нами - новый вестибюль станции метро "Маяковская": свод украшен мозаичным панно, изображающим небо. Исполнил его заслуженный художник России Иван Леонидович Лубенников. Он перебрал множество вариантов, пока не получил одобрение архитекторов Метрогипротранса и Москомархитектуры. В итоге нашлось единственно верное решение - мозаика И. Л. Лубенникова перекликается с известными мозаичными картинами Александра Александровича Дейнеки в подземном зале станции.

Лубенников понимал: следуя за большим мастером, он именно так и обязан был поступить. И все же тема Александра Дейнеки - небо России представлена Иваном Лубенниковым по-своему. Он не скрывает, что сделал откровенно футуристическую вещь. На желтом фоне разбросаны овал, круг, треугольник, прямоугольник, внутри которых - небо: утреннее, дневное, вечернее, ночное. Эта смена времени суток как бы выстроена в ряд.Иван Леонидович Лубенников

И еще художник считает, что сегодняшняя станция метро "Маяковская" являет собой достойный памятник проектировщикам, архитектору, художнику, строителям - кому угодно, только не Владимиру Маяковскому, чье имя она носит. Лубенников восстановил справедливость: использовал в оформлении вестибюля стихотворные строки одного из любимых своих поэтов, - строки именно про небо. Они врезаны в желтую плитку фона, причем Ивану Леонидовичу, пришлось немало потренироваться, чтобы воспроизвести каллиграфию подлинника - ибо именно так он все это задумал.

Изготовление панно - очень кропотливая работа. Особенно сложно оказалось вырезать буквы, высота которых достигает тридцати сантиметров: потребовались специальные алмазные инструменты. Чтоб сдать работу за четыре месяца, И. Л. Лубенников, преподаватель Суриковского института, привлек на помощь своих учеников, которые набирали мозаику на комбинате декоративно-прикладного искусства. Для начала выполнили шесть небольших фрагментов с использованием всех материалов и передали их на экспертизу в специальную лабораторию, где было сделано заключение о пожароустойчивости, морозостойкости и других характеристиках будущего панно. На его установку художнику отвели всего месяц.

Панно для "Маяковской" - первая работа М. Л. Лубенникова в метро. По его словам, что-то делать здесь он никогда не стремился, ибо подземка и так слишком перегружена декором, но на сей раз заинтересовался: интересно было именно в этой среде масштабно представить традицию русского авангарда.