Город как система рисков

Ю. А. Сдобнов, академик РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Проект и реализация - гаранты безопасности среды жизнедеятельности

В.И. Ресин
Обеспечение безопасности - первостепенная задача градостроительного комплекса столицы

В. М. Бондаренко
К вопросу о конструктивной безопасности и живучести строительного основного фонда России

Ю. А. Сдобнов
Город как система рисков

Ю. П. Панибратов
Проектирование и строительство в условиях Санкт-Петербурга

А В. Анисимов
Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности

Л. В. Хихлуха
Жилищное строительство: уроки прошлого и задачи настоящего

С. М. Лыжин
Возрастная структура населения в домах массового жилищного строительства

Н. И. Карпенко, В. Н. Ярмаковский
О ресурсном обеспечении национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

С. Г. Головнев
Обеспечение качества и безопасности возводимых зданий средствами строительных технологий

Ю. А. Табунщиков
Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации

Медали и дипломы РААСН

Ю.С. Янковская
К истории несостоявшейся школы

В. А. Соловьев
Красные ворота

Я. Ш. Каждан
Вадим Григорьевич Макаревич


Город или поселение разными исследователями определяются различно. Я хотел бы привести две трактовки, на мой взгляд, наиболее близкие к рассматриваемой теме. "Поселение - территориально целостный и компактный ареал [демографической] концентрации (...) со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха", - утверждает известный ученый Э. Б. Алаев. Но мне ближе определение, данное нашим уважаемым коллегой Е. Н. Перциком: "Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о величайших событиях мировой истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека".

Город, обладая большой притягательной силой в глазах людей, в то же время таит целый сонм опасностей, диапазон которых со временем непрерывно расширяется. Воистину: жить в городе страшно, но очень хочется!

Если в конце ХIХ века "городские" риски в основном обусловливались природными особенностями территории, геологической ситуацией и надежностью зданий и сооружений, то век ХХ привнес понятие экологической угрозы, а на рубеже ХХ и XXI столетий появились такие критерии опасности функционирования поселений, как экономический, социальный и организационно-политический. Изменение социально-экономических условий в России в последние полтора десятилетия, приведшее к существенному пересмотру градостроительной деятельности, повлекло за собой увеличение количества и "номенклатуры" опасностей в связи с ослаблением контроля государства за состоянием городской среды и механизмом управления городами. Сюда необходимо добавить обветшание жилого фонда, падение качества строительства, начавшееся освоение сложных в геологическом отношении площадок, крайнюю запущенность коммунального хозяйства, плачевное состояние транспортных путей, растущую экологическую напряженность, проблемы в системе образования и медицинского обслуживания населения, нерегулируемое вторжение новых объектов в исторические сложившиеся районы, уплотнение застройки и перенаселенность жилых образований до предела, превышающего демографическую емкость территории, безудержную "автомобилизацию" и многое другое

4a.jpg (16875 bytes)Сегодня можно констатировать: после долгих усилий по формированию законодательной основы жизнедеятельности страны на современном этапе нормативно-законодательная база в области архитектуры и строительства все еще далека от совершенства. Казалось бы, принятие нового Градостроительного и Жилищного Кодексов, законов "Об архитектурной деятельности в РФ", "О техническом регулировании", "О местном самоуправлении", нескончаемый процесс внесения поправок в эти законы должны заложить надежную основу устойчивого развития городов и безопасности их обитателей. Однако невысокое качество, а также несогласованность законодательных документов между собой зачастую создают предпосылки для возникновения противоположных ситуаций. Направленный, к примеру, на обеспечение безопасности Закон "О техническом регулировании", фактически отменив нормативную базу нашей отрасли, на самом деле привел к обратному результату: новой нормативной базы нет, отчего резко возросла "рискованность" проектного дела и строительства. Проектирование в таких условиях, можно сказать, осуществляется на грани постоянного риска.

Отметим, впрочем, что государство, структуры управления весьма озабочены указанными проблемами. В законе РФ "О безопасности" говорится: "Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Президентом в 2000 году, безопасность рассматривается как "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, пограничной, экологической и других сферах". Министерством по чрезвычайным ситуациям подготовлен и утвержден ряд документов, трактующих тему угроз и рисков в России. Были разработаны паспорта безопасности производственных объектов, вошедшие в закон РФ "О промышленной безопасности". В развитие решения совместного заседания СБ РФ и президиума Государственного Совета РФ "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" МЧС ввело "Типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований", в котором учитываются различные виды характерных для регионов и поселений рисков - природных, техногенных, социальных, биологических, множества других, оцениваются силы и средства противодействия тем или иным угрозам, указываются возможности более точного планирования соответствующих социально- экономических мероприятий. В ряде республик и городов страны проблемам безопасности уделяется сугубое внимание. Здесь можно отметить законотворческую и организационную работу Мосгордумы и Мэрии Москвы, рассматривающих обеспечение безопасности города как часть общенациональной задачи.

Но параллельно идет и другой процесс. Так, Минэкономразвития постепенно уничтожает систему лицензирования. Одним из первых отменено лицензирование архитектурной деятельности, близится очередь строительства, проектирования общественных зданий и сооружений, ведения инженерно-строительных изысканий. Если добавить к этому брешь, пробитую в экспертной деятельности Градостроительным Кодексом, в ближайшем будущем мы пойдем по "минным полям", которые неизбежно будут закладываться в проекты.

Исполнительной власти страны и регионов пора осознать: так называемая "рыночная экономика" без государственного регулирования в сфере градостроительства, территориального планирования, строительства и их научного сопровождения чревата непредсказуемыми последствиями для судеб граждан и государства. Наглядным примером являются сделанные в результате первых усилий по реализации национальной программы "Доступное и комфортное жилье" "открытия": отсутствие планирования территорий, трудности с отводом земельных участков, монополизм стройкомплекса. Видимо, предложения и опасения, высказанные в РААСН В. А. Яковлеву, еще не в полной мере оценены, и нам необходимо проявить определенную настойчивость, чтобы нас услышали.

Научные исследования в области безопасности и устойчивости городов, внедрение результатов этих исследований в градостроительную практику, постоянный мониторинг критических ситуаций, экспериментальное проектирование и строительство позволят обеспечить благоприятную среду проживания, повысить ее комфортность.

4b.jpg (18575 bytes)