|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
А. П. Кудрявцев
Проект и реализация
- гаранты безопасности среды жизнедеятельности
В.И. Ресин
Обеспечение
безопасности - первостепенная задача
градостроительного комплекса столицы
В. М. Бондаренко
К вопросу о
конструктивной безопасности и живучести
строительного основного фонда России
Ю. А. Сдобнов
Город как система
рисков
Ю. П. Панибратов
Проектирование и
строительство в условиях Санкт-Петербурга
А В. Анисимов
Архитектура как
форма гарантии интеллектуальной безопасности
Л. В. Хихлуха
Жилищное
строительство: уроки прошлого и задачи
настоящего
С. М. Лыжин
Возрастная
структура населения в домах массового жилищного
строительства
Н. И. Карпенко, В. Н.
Ярмаковский
О ресурсном
обеспечении национального проекта "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России"
С. Г. Головнев
Обеспечение
качества и безопасности возводимых зданий
средствами строительных технологий
Ю. А. Табунщиков
Строительные
концепции зданий XXI века в области
теплоснабжения и климатизации
Медали и дипломы РААСН
Ю.С. Янковская
К истории
несостоявшейся школы
В. А. Соловьев
Красные ворота
Я. Ш. Каждан
Вадим Григорьевич
Макаревич |
Город или поселение разными исследователями
определяются различно. Я хотел бы привести две
трактовки, на мой взгляд, наиболее близкие к
рассматриваемой теме. "Поселение -
территориально целостный и компактный ареал
[демографической] концентрации (...) со всеми
необходимыми условиями и оборудованием для
жизни, труда и отдыха", - утверждает известный
ученый Э. Б. Алаев. Но мне ближе определение,
данное нашим уважаемым коллегой Е. Н. Перциком:
"Город - одно из величайших и самых сложных
творений человека. Облик городов - каменная
летопись человечества - хранит память о
величайших событиях мировой истории. Города -
главная арена политических, экономических,
социальных процессов, совершающихся в
современном мире, место сосредоточения
наибольших ценностей, созданных трудом
человека".
Город, обладая большой притягательной силой в
глазах людей, в то же время таит целый сонм
опасностей, диапазон которых со временем
непрерывно расширяется. Воистину: жить в городе
страшно, но очень хочется!
Если в конце ХIХ века "городские" риски в
основном обусловливались природными
особенностями территории, геологической
ситуацией и надежностью зданий и сооружений, то
век ХХ привнес понятие экологической угрозы, а на
рубеже ХХ и XXI столетий появились такие критерии
опасности функционирования поселений, как
экономический, социальный и
организационно-политический. Изменение
социально-экономических условий в России в
последние полтора десятилетия, приведшее к
существенному пересмотру градостроительной
деятельности, повлекло за собой увеличение
количества и "номенклатуры" опасностей в
связи с ослаблением контроля государства за
состоянием городской среды и механизмом
управления городами. Сюда необходимо добавить
обветшание жилого фонда, падение качества
строительства, начавшееся освоение сложных в
геологическом отношении площадок, крайнюю
запущенность коммунального хозяйства, плачевное
состояние транспортных путей, растущую
экологическую напряженность, проблемы в системе
образования и медицинского обслуживания
населения, нерегулируемое вторжение новых
объектов в исторические сложившиеся районы,
уплотнение застройки и перенаселенность жилых
образований до предела, превышающего
демографическую емкость территории, безудержную
"автомобилизацию" и многое другое
Сегодня можно констатировать: после
долгих усилий по формированию законодательной
основы жизнедеятельности страны на современном
этапе нормативно-законодательная база в области
архитектуры и строительства все еще далека от
совершенства. Казалось бы, принятие нового
Градостроительного и Жилищного Кодексов,
законов "Об архитектурной деятельности в
РФ", "О техническом регулировании", "О
местном самоуправлении", нескончаемый процесс
внесения поправок в эти законы должны заложить
надежную основу устойчивого развития городов и
безопасности их обитателей. Однако невысокое
качество, а также несогласованность
законодательных документов между собой зачастую
создают предпосылки для возникновения
противоположных ситуаций. Направленный, к
примеру, на обеспечение безопасности Закон "О
техническом регулировании", фактически
отменив нормативную базу нашей отрасли, на самом
деле привел к обратному результату: новой
нормативной базы нет, отчего резко возросла
"рискованность" проектного дела и
строительства. Проектирование в таких условиях,
можно сказать, осуществляется на грани
постоянного риска.
Отметим, впрочем, что государство, структуры
управления весьма озабочены указанными
проблемами. В законе РФ "О безопасности"
говорится: "Безопасность - состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз". В Концепции национальной
безопасности РФ, утвержденной Президентом в 2000
году, безопасность рассматривается как
"совокупность сбалансированных интересов
личности, общества и государства в
экономической, внутриполитической, социальной,
международной, пограничной, экологической и
других сферах". Министерством по чрезвычайным
ситуациям подготовлен и утвержден ряд
документов, трактующих тему угроз и рисков в
России. Были разработаны паспорта безопасности
производственных объектов, вошедшие в закон РФ
"О промышленной безопасности". В развитие
решения совместного заседания СБ РФ и президиума
Государственного Совета РФ "О мерах по
обеспечению защищенности критически важных для
национальной безопасности объектов
инфраструктуры и населения страны от угроз
техногенного, природного характера и
террористических проявлений" МЧС ввело
"Типовой паспорт безопасности территорий
субъектов РФ и муниципальных образований", в
котором учитываются различные виды характерных
для регионов и поселений рисков - природных,
техногенных, социальных, биологических,
множества других, оцениваются силы и средства
противодействия тем или иным угрозам,
указываются возможности более точного
планирования соответствующих социально-
экономических мероприятий. В ряде республик и
городов страны проблемам безопасности уделяется
сугубое внимание. Здесь можно отметить
законотворческую и организационную работу
Мосгордумы и Мэрии Москвы, рассматривающих
обеспечение безопасности города как часть
общенациональной задачи.
Но параллельно идет и другой процесс. Так,
Минэкономразвития постепенно уничтожает
систему лицензирования. Одним из первых отменено
лицензирование архитектурной деятельности,
близится очередь строительства, проектирования
общественных зданий и сооружений, ведения
инженерно-строительных изысканий. Если добавить
к этому брешь, пробитую в экспертной
деятельности Градостроительным Кодексом, в
ближайшем будущем мы пойдем по "минным
полям", которые неизбежно будут закладываться
в проекты.
Исполнительной власти страны и регионов пора
осознать: так называемая "рыночная
экономика" без государственного
регулирования в сфере градостроительства,
территориального планирования, строительства и
их научного сопровождения чревата
непредсказуемыми последствиями для судеб
граждан и государства. Наглядным примером
являются сделанные в результате первых усилий по
реализации национальной программы "Доступное
и комфортное жилье" "открытия":
отсутствие планирования территорий, трудности с
отводом земельных участков, монополизм
стройкомплекса. Видимо, предложения и опасения,
высказанные в РААСН В. А. Яковлеву, еще не в полной
мере оценены, и нам необходимо проявить
определенную настойчивость, чтобы нас услышали.
Научные исследования в области безопасности и
устойчивости городов, внедрение результатов
этих исследований в градостроительную практику,
постоянный мониторинг критических ситуаций,
экспериментальное проектирование и
строительство позволят обеспечить
благоприятную среду проживания, повысить ее
комфортность.
|