Обеспечение безопасности - первостепенная задача градостроительного комплекса столицы

В.И. Ресин,
Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры

Русская линия

№ 2-3 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев
Проект и реализация - гаранты безопасности среды жизнедеятельности

В.И. Ресин
Обеспечение безопасности - первостепенная задача градостроительного комплекса столицы

В. М. Бондаренко
К вопросу о конструктивной безопасности и живучести строительного основного фонда России

Ю. А. Сдобнов
Город как система рисков

Ю. П. Панибратов
Проектирование и строительство в условиях Санкт-Петербурга

А В. Анисимов
Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности

Л. В. Хихлуха
Жилищное строительство: уроки прошлого и задачи настоящего

С. М. Лыжин
Возрастная структура населения в домах массового жилищного строительства

Н. И. Карпенко, В. Н. Ярмаковский
О ресурсном обеспечении национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

С. Г. Головнев
Обеспечение качества и безопасности возводимых зданий средствами строительных технологий

Ю. А. Табунщиков
Строительные концепции зданий XXI века в области теплоснабжения и климатизации

Медали и дипломы РААСН

Ю.С. Янковская
К истории несостоявшейся школы

В. А. Соловьев
Красные ворота

Я. Ш. Каждан
Вадим Григорьевич Макаревич


Правительство Москвы, руководство Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города считают вопрос обеспечения комплексной безопасности объектов жилого, общественного и промышленного назначения важнейшим направлением своей деятельности, постоянно уделяют значительное внимание вопросам повышения безопасности населения и народного хозяйства Москвы, снижения риска возникновения и уменьшения последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных прогнозируемыми геологическими процессами, а также решению других научно-технических проблем.

Для решения первоочередных задач в данной сфере в столице впервые среди городов России разработана Комплексная программа "Безопасность Москвы".

Обеспечение комплексной безопасности зданий жилого, общественного и промышленного назначения зависит прежде всего от качественного уровня их проектирования, строительства, оснащения собственно системами безопасности, жизнеобеспечения и противопожарной защиты, а также от последующего мониторинга возведенных объектов и их инженерных систем. Составной частью комплексной безопасности строительных объектов является их конструктивная безопасность и использование механизма страхования строительных рисков на всем протяжении жизненного цикла конкретного объекта.

Во главу угла Правительство Москвы и руководство Комплекса ставят проблему обеспечения безопасности на стадии проектирования - прежде всего потому, что именно в процессе проектирования правильный расчет конструкции, выбор материалов и оборудования определяет как позитивные, так и негативные потребительские качества и степень функциональности сооружения.

Участок Третьего транспортного кольца, ведущий от Беговой улицы до Ленинградского шоссе

При проектировании очень важен выбор места строительства. Территориальные ресурсы города ограничены и практически невозобновляемы, поэтому они требуют особого внимания при реализации градостроительных программ и при проведении инженерных изысканий на предполагаемых площадках застройки. Важность полноты и качества изысканий определяется тем, что ввиду вышеупомянутой ограниченности территориальных ресурсов город растет "ввысь и вглубь", в связи чем первостепенную роль начинает играть учет влияния структуры грунтов на устойчивость и деформируемость оснований. Встает вопрос о геобезопасности районов застройки и целых городских территорий. Впервые этот вопрос для условий нашего мегаполиса был рассмотрен на расширенном заседании Научно-технического совета Москомархитектуры в апреле 2005 года. В соответствии с решением Совета Институту Геоэкологии РАН совместно с ГУП "Мосгоргеотрест" с привлечением ГФУП "ВНИИГеофизика" рекомендовано подготовить комплексную Программу геологического картографирования территории столицы в интересах обеспечения ее геологической безопасности и рационального природопользования. Такая Программа в настоящее время разработана и находится на рассмотрении в КАСРР Москвы.

Осуществляя контроль за качеством проектов, выполняемых разными организациями независимо от их принадлежности и правовых форм, Москомархитектура проанализировала ситуацию с обеспечением качественной градостроительной, разрешительной и проектно-сметной документацией объектов, предусмотренных социально значимыми программами и адресными перечнями городского заказа. Специальная комиссия, в которой принимали участие руководители Управления координации деятельности Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, Мосгосэкспертизы, ИГАСН, ОАО "Москапстрой", Москомархитектуры и других учреждений рассмотрела отчеты 17 ведущих проектных организаций столицы. Предварительные итоги показали настоятельную необходимость реального внедрения в проектных институтах комплексной системы управления качеством архитектурно-строительных проектов. Это вызвано тем, что в преддверии вступления России в ВТО для сохранения и повышения конкурентоспособности наших проектных организаций необходимо обеспечить соответствие отечественных систем управления качеством проектов международным требованиям. В подведомственных Москомархитектуре проектных и изыскательских организациях в основном завершено внедрение международной системы качества ИСО-9000. Данное обстоятельство в сочетании с компьютеризацией рабочих мест и применением современного программного обеспечения способствует устойчивому наращиванию объемов проектно-изыскательских работ, выпуску проектной документации в установленные сроки с высоким качеством и при минимальных затратах на доработку при ее согласовании. Именно на достижение этих целей было направлено решение Коллегии Москомархитектуры в августе 2005 года, и они сегодня успешно реализуются.

2b.jpg (34588 bytes)

Безусловно, качество проектных решений зависит и от состояния нормативной базы строительства. Вступление в силу с 30 декабря 2004 года новой редакции Градостроительного Кодекса Российской Федерации, внесение поправок в федеральный закон "Об архитектурной деятельности" и в ряд других законодательных актов радикально изменили правовое поле градостроительства и архитектуры. Введены новые понятия и виды документов территориального планирования, градостроительного зонирования. Все это предопределило необходимость пересмотра отдельных положений законодательства города в области строительства. Проект плана первоочередных разработок различных видов документов к настоящему времени составлен. В соответствии с ним продолжается создание новых и пересмотр действующих нормативно-методических документов по различным аспектам проектирования и строительства. Только за последнее время Москомархитектурой (или с ее участием) разработан целый ряд нормативно-правовых документов, принятых Правительством Москвы.

К настоящему времени столица имеет уникальную нормативно-методическую базу, насчитывающую более 220 наименований и используемую не только московскими организациями, но и другими субъектами Российской Федерации. Среди них - новые документы по упорядочению подготовки проектной продукции, подготовки и выдачи градостроительной документации в режиме "одного окна" и другие.

Особое место здесь занимают разработанные ОАО "ЦНИИЭПжилища" в 2004-2005 годах МГСН 4.19-05 ("Многофункциональные высотные здания и комплексы"). Сейчас окончательная редакция этого документа находится на согласовании в Правовом управлении Правительства Москвы.

Новый Градостроительный Кодекс установил ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Так, в статьях 59 и 60 четко определено, что при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования, выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации или строительстве ущерб возмещается в полном объеме лицом, выполнившим перечисленные работы. При этом если наличествует положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы и осуществлялся государственный строительный надзор, Российская Федерация, субъект РФ и соответствующие организации несут субсидиарную ответственность. Учтем, что наращивание строительных объемов в последнее время происходит за счет уникальных сооружений, в том числе высотных многофункциональных зданий. Указанное обстоятельство накладывает на проектировщиков и строителей большую ответственность за создаваемую ими продукцию, за соблюдение условий безопасности среды жизнедеятельности.

В целях обеспечения надежности конструктивных решений уникальных и высотных зданий и сооружений, качества их возведения и безопасной эксплуатации Правительством Москвы изданы два Постановления: от 22 июня 2004 года (N 414-ПП) - "Об экспертизе проектно-сметной документации на строительство уникальных и высотных зданий и сооружений в городе Москве" и от 29 июня 2004года (N 428-ПП) - "О проектировании, строительстве и эксплуатации высотных и сверхвысотных зданий и сооружений в городе Москве". Первое предписывает проводить экспертизу проектно-сметной документации на подобные объекты Мосгосэкспертизе с участием Главгосэкспертизы России, второе - разрешать их проектирование и строительство только тем организациям, которые имеют специальные допуски, выданные Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы.

После террористических актов 11 сентября 2001 года в США, взрывов в Москве, Волгодонске и других точках земного шара весь мир еще раз задумался об уязвимости человека, находящегося за, казалось бы, надежными стенами своего жилища или офиса. В данной связи вопросы обеспечения безопасности как людей, так и самих зданий предопределили необходимость комплексного решения проблемы.

Термину "Комплексное обеспечение безопасности" в МГСН 4.19-05 ("Многофункциональные здания и комплексы") дано следующее определение: "Реализованное в проектных решениях согласованное взаимодействие инженерно-технических систем (средств) и персонала, задействованных в предотвращении несанкционированных действий, обеспечении безопасности людей при чрезвычайных ситуациях".

Из приведенного определения следует, что безопасность людей в зданиях и сооружениях, наряду с необходимыми проектными решениями, может быть обеспечена еще и рациональными инженерно-техническими мероприятиями, средствами защиты объекта, исключающими или снижающими эффект воздействия от "ожидаемой угрозы". Одним из главных остается вопрос оценки последней: либо это террористический акт, либо пожары, взрывы, либо ситуации криминального характера, либо техногенные аварии и отказы системы жизнеобеспечения объекта (что также способно повлечь человеческие жертвы), либо сто-то другое. Все перечисленные угрозы следует рассматривать в комплексе и мероприятия по защите объекта тоже осуществлять комплексно.

Как показывает практика Москвы, и вновь строящиеся, и реконструируемые объекты мегаполиса оказались недостаточно защищены с позиций комплексного обеспечения безопасности. На сегодняшний день в данной сфере соответствующие требования не сформированы. В июне 2004 года состоялось специальное заседание Комиссии по законодательству Московской городской думы, на котором были подняты вопросы правового регулирования комплексного обеспечения безопасности в строительстве вообще и высотных зданий в частности. На заседании решено подготовить проект Закона "О комплексном обеспечении безопасности объектов города Москвы". Принятие такого Закона, в котором были бы увязаны нормативные, организационные, технические и финансовые стороны проблемы, безусловно, будет способствовать совершенствованию взаимодействия участников антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению акций терроризма и других угроз. В октябре 2005 года экспертная комиссия Московской городской думы на своем заседании уже рассматривала проект этого закона. Его реализация на практике позволит системно подойти к обеспечению безопасности на всех этапах жизненного цикла объекта. В общем виде системный подход предполагает:

1. анализ объекта и ожидаемых угроз;

2. разработку концепции защиты объекта от ожидаемых угроз;

3. анализ разработанной системы безопасности и (при необходимости) корректировку принятых решений;

4. мониторинг системы защиты в процессе эксплуатации объекта.

Обозначенный комплексный системный подход ставит в ряд важнейших приоритетов создание современной коммуникационной инфраструктуры отдельных объектов, района, города, которая должна обеспечить как передачу информации о состоянии объектов, так и связь между всеми подразделениями администрации города и муниципальных образований для быстрой реакции на возникновение потенциальной угрозы.

В связи с началом реализации программы "Новое кольцо Москвы" вопросы безопасности приобрели особую актуальность. В августе 2005 года утверждено Положение о Межведомственной комиссии по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений города Москвы. Этот коллегиальный орган, возглавляемый Первым заместителем руководителя Департамента градостроительной политики и реконструкции города Москвы призван решать все вопросы обеспечения безопасности строительства и эксплуатации уникальных, в том числе высотных зданий и сооружений столицы. Распоряжением Правительства Москвы от 29 декабря 2005 года N 2683-РП ("Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы") перед Комиссией поставлены четко сформулированные задачи; им, в частности, определено, что Мосгосэкспертиза должна принимать к рассмотрению проектную документацию на высотные здания и уникальные сооружения только при наличии самостоятельного раздела по обеспечению их антитеррористической защищенности и комплексной безопасности, а также соответствующих заключений научно-технического совета Москомархитектуры и головной организации, одобренных Межведомственной комиссией.

О степени актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что только в 2004-2005 годах в Москве состоялись четыре международные конференции, посвященные передовым системным технологиям и современным средствам обеспечения комплексной безопасности и противопожарной защиты объектов строительства. В ноябре 2005 года под патронатом Правительства Москвы, Международного и Российского союзов научных и инженерных общественных объединений в столице прошел Научно-технический конгресс по безопасности, одна из специальных секций которого носила название: "Городской строительный комплекс и безопасность жизнеобеспечения граждан". Решения конференций и Конгресса нацеливают нас на дальнейшее совершенствование как технических средств обеспечения безопасности, так и на разработку методов "эшелонированной" защиты объектов, систем удаленного мониторинга состояния жилища с применением беспроводных технологий, на подготовку специалистов по комплексной безопасности и повышение квалификации проектировщиков в этой области. Дальнейшее развитие должно получить формирование базы нормативных документов в указанной сфере.

Здесь хочется обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Речь идет о страховании проектирования, строительства и эксплуатация объектов строительства и реконструкции на всем протяжении их жизненного цикла. Эта тема поднята в проекте Закона "О комплексном обеспечении безопасности населения, территорий и объектов города Москвы", находящегося на рассмотрении в Московской городской думе. По моему мнению, страхование строительных объектов является одним из основных экономических инструментов обеспечения их безопасности. Как правило, страхуют в первую очередь от стихийных бедствий, которые могут нанести ощутимый ущерб, требующий значительных средств на восстановление. Но не следует забывать и о человеческом факторе. Я бы выделил в нем две составляющие. Во-первых, это возможная так называемая латентная (скрытая) или предшествующая непосредственно строительству причина ущерба, связанная с ошибками в проектировании, когда не учитываются особенности геоподосновы, возможные нагрузки и другие обстоятельства. Во-вторых, ущерб может стать следствием деятельности самих строителей - например, непреднамеренного нарушения норм и правил производства СМР из-за халатности, небрежности, оплошности или невнимательности со стороны лиц, не являющихся ответственными за организацию работ.

Сегодня постоянно приходится слышать об отсутствии средств, о нехватке финансирования проектов. Из сказанного ранее следует: страховая компания - незаменимый помощник в этом вопросе. Страхование позволяет экономить финансы за счет отказа от формирования различных резервных фондов на случай возникновения ущерба от катастроф или иных угроз, давая возможность использовать деньги в режиме работающего капитала. Мировая практика страхования в строительстве показывает, что нередко рекомендации страховой компании в рамках договора страхования в адрес подрядной организации помогают избежать как значительных ущербов, так и спорных ситуаций с субподрядными организациями либо с третьими лицами.

Современные схемы управления инвестиционными проектами предусматривают формирование максимально полного пакета страхования технических рисков с целью переноса части контрактной ответственности на страховщиков. В индустриально развитых странах и регионах за последние десятилетия сложились определенные стандарты осуществления строительно-монтажного страхования, включая его юридические, финансовые и инженерные аспекты. Этот вид страхования, оформляемый полисом "Страхования строительного предпринимателя от всех рисков" ("Contractors All Risks Insuranse", сокращенно CAR), имеет существенные отличия от других, распространенных в настоящее время в России, и по сути представляет собой совершенно новое для нашей страны явление. В российской страховой практике использование полисов CAR вызвано отсутствием отечественного опыта страхования технических рисков, ограниченной емкостью внутреннего перестраховочного рынка и интернациональным характером строительных проектов.

В заключение хочу особо отметить, что современные многофункциональные высотные комплексы, стадионы, гостиницы, вокзалы, аэропорты и так далее являются объектами не столько огромной социальной значимости, но и массового скопления людей, поэтому их жизнеобеспечение, безопасность, стойкость к нагрузкам и разрушениям выходят на первый план. Вместе с тем дело по-прежнему упирается в отсутствие либо противоречивость нормативно-правовой базы, регулирующей возведение подобных объектов. Наряду с применением новых технологий и материалов, достижений отечественной и мировой науки, стремлением повысить комфортность и эргономичность жилых и общественных сооружений, необходимы высочайшая технологическая дисциплина, многократный контроль, а также экспертное сопровождение процессов разработки проектов и собственно строительства, мониторинга возводимых объектов, непрерывное отслеживание всех факторов, которые могут нести потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.