|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
А. П. Кудрявцев
Проект и реализация
- гаранты безопасности среды жизнедеятельности
В.И. Ресин
Обеспечение
безопасности - первостепенная задача
градостроительного комплекса столицы
В. М. Бондаренко
К вопросу о
конструктивной безопасности и живучести
строительного основного фонда России
Ю. А. Сдобнов
Город как система
рисков
Ю. П. Панибратов
Проектирование и
строительство в условиях Санкт-Петербурга
А В. Анисимов
Архитектура как
форма гарантии интеллектуальной безопасности
Л. В. Хихлуха
Жилищное
строительство: уроки прошлого и задачи
настоящего
С. М. Лыжин
Возрастная
структура населения в домах массового жилищного
строительства
Н. И. Карпенко, В. Н.
Ярмаковский
О ресурсном
обеспечении национального проекта "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России"
С. Г. Головнев
Обеспечение
качества и безопасности возводимых зданий
средствами строительных технологий
Ю. А. Табунщиков
Строительные
концепции зданий XXI века в области
теплоснабжения и климатизации
Медали и дипломы РААСН
Ю.С. Янковская
К истории
несостоявшейся школы
В. А. Соловьев
Красные ворота
Я. Ш. Каждан
Вадим Григорьевич
Макаревич |
Правительство Москвы, руководство Комплекса
архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города считают вопрос обеспечения
комплексной безопасности объектов жилого,
общественного и промышленного назначения
важнейшим направлением своей деятельности,
постоянно уделяют значительное внимание
вопросам повышения безопасности населения и
народного хозяйства Москвы, снижения риска
возникновения и уменьшения последствий
чрезвычайных ситуаций, вызванных
прогнозируемыми геологическими процессами, а
также решению других научно-технических проблем.
Для решения первоочередных задач в данной сфере
в столице впервые среди городов России
разработана Комплексная программа
"Безопасность Москвы".
Обеспечение комплексной безопасности зданий
жилого, общественного и промышленного
назначения зависит прежде всего от
качественного уровня их проектирования,
строительства, оснащения собственно системами
безопасности, жизнеобеспечения и
противопожарной защиты, а также от последующего
мониторинга возведенных объектов и их
инженерных систем. Составной частью комплексной
безопасности строительных объектов является их
конструктивная безопасность и использование
механизма страхования строительных рисков на
всем протяжении жизненного цикла конкретного
объекта.
Во главу угла Правительство Москвы и руководство
Комплекса ставят проблему обеспечения
безопасности на стадии проектирования - прежде
всего потому, что именно в процессе
проектирования правильный расчет конструкции,
выбор материалов и оборудования определяет как
позитивные, так и негативные потребительские
качества и степень функциональности сооружения.
При проектировании очень важен выбор места
строительства. Территориальные ресурсы города
ограничены и практически невозобновляемы,
поэтому они требуют особого внимания при
реализации градостроительных программ и при
проведении инженерных изысканий на
предполагаемых площадках застройки. Важность
полноты и качества изысканий определяется тем,
что ввиду вышеупомянутой ограниченности
территориальных ресурсов город растет "ввысь
и вглубь", в связи чем первостепенную роль
начинает играть учет влияния структуры грунтов
на устойчивость и деформируемость оснований.
Встает вопрос о геобезопасности районов
застройки и целых городских территорий. Впервые
этот вопрос для условий нашего мегаполиса был
рассмотрен на расширенном заседании
Научно-технического совета Москомархитектуры в
апреле 2005 года. В соответствии с решением Совета
Институту Геоэкологии РАН совместно с ГУП
"Мосгоргеотрест" с привлечением ГФУП
"ВНИИГеофизика" рекомендовано подготовить
комплексную Программу геологического
картографирования территории столицы в
интересах обеспечения ее геологической
безопасности и рационального
природопользования. Такая Программа в настоящее
время разработана и находится на рассмотрении в
КАСРР Москвы.
Осуществляя контроль за качеством проектов,
выполняемых разными организациями независимо от
их принадлежности и правовых форм,
Москомархитектура проанализировала ситуацию с
обеспечением качественной градостроительной,
разрешительной и проектно-сметной документацией
объектов, предусмотренных социально значимыми
программами и адресными перечнями городского
заказа. Специальная комиссия, в которой
принимали участие руководители Управления
координации деятельности Комплекса архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города,
Мосгосэкспертизы, ИГАСН, ОАО "Москапстрой",
Москомархитектуры и других учреждений
рассмотрела отчеты 17 ведущих проектных
организаций столицы. Предварительные итоги
показали настоятельную необходимость реального
внедрения в проектных институтах комплексной
системы управления качеством
архитектурно-строительных проектов. Это вызвано
тем, что в преддверии вступления России в ВТО для
сохранения и повышения конкурентоспособности
наших проектных организаций необходимо
обеспечить соответствие отечественных систем
управления качеством проектов международным
требованиям. В подведомственных
Москомархитектуре проектных и изыскательских
организациях в основном завершено внедрение
международной системы качества ИСО-9000. Данное
обстоятельство в сочетании с компьютеризацией
рабочих мест и применением современного
программного обеспечения способствует
устойчивому наращиванию объемов
проектно-изыскательских работ, выпуску
проектной документации в установленные сроки с
высоким качеством и при минимальных затратах на
доработку при ее согласовании. Именно на
достижение этих целей было направлено решение
Коллегии Москомархитектуры в августе 2005 года, и
они сегодня успешно реализуются.
Безусловно, качество проектных решений зависит
и от состояния нормативной базы строительства.
Вступление в силу с 30 декабря 2004 года новой
редакции Градостроительного Кодекса Российской
Федерации, внесение поправок в федеральный закон
"Об архитектурной деятельности" и в ряд
других законодательных актов радикально
изменили правовое поле градостроительства и
архитектуры. Введены новые понятия и виды
документов территориального планирования,
градостроительного зонирования. Все это
предопределило необходимость пересмотра
отдельных положений законодательства города в
области строительства. Проект плана
первоочередных разработок различных видов
документов к настоящему времени составлен. В
соответствии с ним продолжается создание новых и
пересмотр действующих нормативно-методических
документов по различным аспектам проектирования
и строительства. Только за последнее время
Москомархитектурой (или с ее участием)
разработан целый ряд нормативно-правовых
документов, принятых Правительством Москвы.
К настоящему времени столица имеет уникальную
нормативно-методическую базу, насчитывающую
более 220 наименований и используемую не только
московскими организациями, но и другими
субъектами Российской Федерации. Среди них -
новые документы по упорядочению подготовки
проектной продукции, подготовки и выдачи
градостроительной документации в режиме
"одного окна" и другие.
Особое место здесь занимают разработанные ОАО
"ЦНИИЭПжилища" в 2004-2005 годах МГСН 4.19-05
("Многофункциональные высотные здания и
комплексы"). Сейчас окончательная редакция
этого документа находится на согласовании в
Правовом управлении Правительства Москвы.
Новый Градостроительный Кодекс установил
ответственность за нарушение законодательства о
градостроительной деятельности. Так, в статьях 59
и 60 четко определено, что при причинении вреда
жизни, здоровью или имуществу физических или
юридических лиц при осуществлении
территориального планирования,
градостроительного зонирования, выполнении
инженерных изысканий, подготовке проектной
документации или строительстве ущерб
возмещается в полном объеме лицом, выполнившим
перечисленные работы. При этом если наличествует
положительное заключение государственной или
негосударственной экспертизы и осуществлялся
государственный строительный надзор, Российская
Федерация, субъект РФ и соответствующие
организации несут субсидиарную ответственность.
Учтем, что наращивание строительных объемов в
последнее время происходит за счет уникальных
сооружений, в том числе высотных
многофункциональных зданий. Указанное
обстоятельство накладывает на проектировщиков и
строителей большую ответственность за
создаваемую ими продукцию, за соблюдение условий
безопасности среды жизнедеятельности.
В целях обеспечения надежности конструктивных
решений уникальных и высотных зданий и
сооружений, качества их возведения и безопасной
эксплуатации Правительством Москвы изданы два
Постановления: от 22 июня 2004 года (N 414-ПП) - "Об
экспертизе проектно-сметной документации на
строительство уникальных и высотных зданий и
сооружений в городе Москве" и от 29 июня 2004года
(N 428-ПП) - "О проектировании, строительстве и
эксплуатации высотных и сверхвысотных зданий и
сооружений в городе Москве". Первое
предписывает проводить экспертизу
проектно-сметной документации на подобные
объекты Мосгосэкспертизе с участием
Главгосэкспертизы России, второе - разрешать их
проектирование и строительство только тем
организациям, которые имеют специальные допуски,
выданные Инспекцией Государственного
архитектурно-строительного надзора города
Москвы.
После террористических актов 11 сентября 2001 года
в США, взрывов в Москве, Волгодонске и других
точках земного шара весь мир еще раз задумался об
уязвимости человека, находящегося за, казалось
бы, надежными стенами своего жилища или офиса. В
данной связи вопросы обеспечения безопасности
как людей, так и самих зданий предопределили
необходимость комплексного решения проблемы.
Термину "Комплексное обеспечение
безопасности" в МГСН 4.19-05
("Многофункциональные здания и комплексы")
дано следующее определение: "Реализованное в
проектных решениях согласованное
взаимодействие инженерно-технических систем
(средств) и персонала, задействованных в
предотвращении несанкционированных действий,
обеспечении безопасности людей при чрезвычайных
ситуациях".
Из приведенного определения следует, что
безопасность людей в зданиях и сооружениях,
наряду с необходимыми проектными решениями,
может быть обеспечена еще и рациональными
инженерно-техническими мероприятиями,
средствами защиты объекта, исключающими или
снижающими эффект воздействия от "ожидаемой
угрозы". Одним из главных остается вопрос
оценки последней: либо это террористический акт,
либо пожары, взрывы, либо ситуации криминального
характера, либо техногенные аварии и отказы
системы жизнеобеспечения объекта (что также
способно повлечь человеческие жертвы), либо
сто-то другое. Все перечисленные угрозы следует
рассматривать в комплексе и мероприятия по
защите объекта тоже осуществлять комплексно.
Как показывает практика Москвы, и вновь
строящиеся, и реконструируемые объекты
мегаполиса оказались недостаточно защищены с
позиций комплексного обеспечения безопасности.
На сегодняшний день в данной сфере
соответствующие требования не сформированы. В
июне 2004 года состоялось специальное заседание
Комиссии по законодательству Московской
городской думы, на котором были подняты вопросы
правового регулирования комплексного
обеспечения безопасности в строительстве вообще
и высотных зданий в частности. На заседании
решено подготовить проект Закона "О
комплексном обеспечении безопасности объектов
города Москвы". Принятие такого Закона, в
котором были бы увязаны нормативные,
организационные, технические и финансовые
стороны проблемы, безусловно, будет
способствовать совершенствованию
взаимодействия участников антитеррористической
деятельности по предупреждению и пресечению
акций терроризма и других угроз. В октябре 2005
года экспертная комиссия Московской городской
думы на своем заседании уже рассматривала проект
этого закона. Его реализация на практике
позволит системно подойти к обеспечению
безопасности на всех этапах жизненного цикла
объекта. В общем виде системный подход
предполагает:
1. анализ объекта и ожидаемых угроз;
2. разработку концепции защиты объекта от
ожидаемых угроз;
3. анализ разработанной системы безопасности и
(при необходимости) корректировку принятых
решений;
4. мониторинг системы защиты в процессе
эксплуатации объекта.
Обозначенный комплексный системный подход
ставит в ряд важнейших приоритетов создание
современной коммуникационной инфраструктуры
отдельных объектов, района, города, которая
должна обеспечить как передачу информации о
состоянии объектов, так и связь между всеми
подразделениями администрации города и
муниципальных образований для быстрой реакции
на возникновение потенциальной угрозы.
В связи с началом реализации программы "Новое
кольцо Москвы" вопросы безопасности приобрели
особую актуальность. В августе 2005 года
утверждено Положение о Межведомственной
комиссии по обеспечению безопасности и
антитеррористической защищенности высотных
сооружений города Москвы. Этот коллегиальный
орган, возглавляемый Первым заместителем
руководителя Департамента градостроительной
политики и реконструкции города Москвы призван
решать все вопросы обеспечения безопасности
строительства и эксплуатации уникальных, в том
числе высотных зданий и сооружений столицы.
Распоряжением Правительства Москвы от 29 декабря
2005 года N 2683-РП ("Об организации работы по
обеспечению антитеррористической защищенности
и комплексной безопасности высотных зданий и
сооружений города Москвы") перед Комиссией
поставлены четко сформулированные задачи; им, в
частности, определено, что Мосгосэкспертиза
должна принимать к рассмотрению проектную
документацию на высотные здания и уникальные
сооружения только при наличии самостоятельного
раздела по обеспечению их антитеррористической
защищенности и комплексной безопасности, а также
соответствующих заключений научно-технического
совета Москомархитектуры и головной
организации, одобренных Межведомственной
комиссией.
О степени актуальности рассматриваемой проблемы
говорит тот факт, что только в 2004-2005 годах в
Москве состоялись четыре международные
конференции, посвященные передовым системным
технологиям и современным средствам обеспечения
комплексной безопасности и противопожарной
защиты объектов строительства. В ноябре 2005 года
под патронатом Правительства Москвы,
Международного и Российского союзов научных и
инженерных общественных объединений в столице
прошел Научно-технический конгресс по
безопасности, одна из специальных секций
которого носила название: "Городской
строительный комплекс и безопасность
жизнеобеспечения граждан". Решения
конференций и Конгресса нацеливают нас на
дальнейшее совершенствование как технических
средств обеспечения безопасности, так и на
разработку методов "эшелонированной"
защиты объектов, систем удаленного мониторинга
состояния жилища с применением беспроводных
технологий, на подготовку специалистов по
комплексной безопасности и повышение
квалификации проектировщиков в этой области.
Дальнейшее развитие должно получить
формирование базы нормативных документов в
указанной сфере.
Здесь хочется обратить внимание еще на одно
важное обстоятельство. Речь идет о страховании
проектирования, строительства и эксплуатация
объектов строительства и реконструкции на всем
протяжении их жизненного цикла. Эта тема поднята
в проекте Закона "О комплексном обеспечении
безопасности населения, территорий и объектов
города Москвы", находящегося на рассмотрении в
Московской городской думе. По моему мнению,
страхование строительных объектов является
одним из основных экономических инструментов
обеспечения их безопасности. Как правило,
страхуют в первую очередь от стихийных бедствий,
которые могут нанести ощутимый ущерб, требующий
значительных средств на восстановление. Но не
следует забывать и о человеческом факторе. Я бы
выделил в нем две составляющие. Во-первых, это
возможная так называемая латентная (скрытая) или
предшествующая непосредственно строительству
причина ущерба, связанная с ошибками в
проектировании, когда не учитываются
особенности геоподосновы, возможные нагрузки и
другие обстоятельства. Во-вторых, ущерб может
стать следствием деятельности самих строителей -
например, непреднамеренного нарушения норм и
правил производства СМР из-за халатности,
небрежности, оплошности или невнимательности со
стороны лиц, не являющихся ответственными за
организацию работ.
Сегодня постоянно приходится слышать об
отсутствии средств, о нехватке финансирования
проектов. Из сказанного ранее следует: страховая
компания - незаменимый помощник в этом вопросе.
Страхование позволяет экономить финансы за счет
отказа от формирования различных резервных
фондов на случай возникновения ущерба от
катастроф или иных угроз, давая возможность
использовать деньги в режиме работающего
капитала. Мировая практика страхования в
строительстве показывает, что нередко
рекомендации страховой компании в рамках
договора страхования в адрес подрядной
организации помогают избежать как значительных
ущербов, так и спорных ситуаций с субподрядными
организациями либо с третьими лицами.
Современные схемы управления инвестиционными
проектами предусматривают формирование
максимально полного пакета страхования
технических рисков с целью переноса части
контрактной ответственности на страховщиков. В
индустриально развитых странах и регионах за
последние десятилетия сложились определенные
стандарты осуществления строительно-монтажного
страхования, включая его юридические, финансовые
и инженерные аспекты. Этот вид страхования,
оформляемый полисом "Страхования
строительного предпринимателя от всех рисков"
("Contractors All Risks Insuranse", сокращенно CAR), имеет
существенные отличия от других,
распространенных в настоящее время в России, и по
сути представляет собой совершенно новое для
нашей страны явление. В российской страховой
практике использование полисов CAR вызвано
отсутствием отечественного опыта страхования
технических рисков, ограниченной емкостью
внутреннего перестраховочного рынка и
интернациональным характером строительных
проектов.
В заключение хочу особо отметить, что
современные многофункциональные высотные
комплексы, стадионы, гостиницы, вокзалы,
аэропорты и так далее являются объектами не
столько огромной социальной значимости, но и
массового скопления людей, поэтому их
жизнеобеспечение, безопасность, стойкость к
нагрузкам и разрушениям выходят на первый план.
Вместе с тем дело по-прежнему упирается в
отсутствие либо противоречивость
нормативно-правовой базы, регулирующей
возведение подобных объектов. Наряду с
применением новых технологий и материалов,
достижений отечественной и мировой науки,
стремлением повысить комфортность и
эргономичность жилых и общественных сооружений,
необходимы высочайшая технологическая
дисциплина, многократный контроль, а также
экспертное сопровождение процессов разработки
проектов и собственно строительства,
мониторинга возводимых объектов, непрерывное
отслеживание всех факторов, которые могут нести
потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.
|