|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
В. И. Ресин
Московский
строительный комплекс - достижения и перспективы
Ю. А. Табунщиков
Здания высоких
технологий - возможности современного
строительства
Г. В. Есаулов
Архитектурное
неследие и экология культуры
Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы
В. И. Травуш
Синтез
архитектурной и строительной науки
Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи
В. Л. Хайт
Традиции и новые
тенденции в архитектуре России
Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей
новой архитектуры исторического центра
Петербурга
А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез
архитектурно-строительной науки и практики,
традиций и новаторства
В. Н. Белоусов
Градостроительство
России на выходе из кризиса
Награды Российской академии
архитектуры и строительных наук.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Архитектура.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Градостроительство.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Строительные науки.
Новая книга:
"Перспективы
развития поселений Севера в современных
условиях"
Хроника РААСН |
Для понимания ситуации в архитектуре России
1980-2000 годов нужно осознать исключительность
переходного периода в огромной стране от почти
абсурдного огосударствления к либеральной
рыночной экономике. Государственная
собственность на землю, недвижимость, средства
производства, жилые дома, магазины и т. п.
отражала стремление к реализации социальной
утопии со свойственным ей пренебрежением к
отдельной личности, уравнительством,
стандартизацией, утилитаризмом. Процесс
либерализации в России происходил и происходит в
условиях сложной идейно-политической борьбы
старого с новым, оживления тенденции к
национальной закрытости, религиозного
возрождения.
Важнейшим фактором развития и глубинного
обновления архитектуры стали изменения
имущественных отношений, утверждение частной и
корпоративной собственности на земельные
участки и на недвижимость и соответственно
появление нового, негосударственного заказчика
на проектно-строительную продукцию. Как
показывает мировой, а теперь уже и отечественный
опыт, частный заказчик нередко имеет
специфические понятия об архитектурном проекте,
требуя от него не столько действительной
оригинальности, сколько броскости, обязательной
непохожести. Уже одно это обстоятельство
обуславливает многообразие архитектурных
решений и в конечном счете - обогащение
архитектуры.
Соответственно изменилась типология, отражающая
новую социально-экономическую ориентацию
зодчества. Среди наиболее характерных для
данного этапа российской архитектуры оказались
здания банков и офисов (крупных корпораций или
рассчитанные на аренду разными мелкими фирмами,
агентствами, учреждениями); индивидуальные
загородные и (в меньшей степени) городские жилые
дома, особняки, виллы, дачи, коттеджные поселки;
разнообразные торговые предприятия и комплексы.
Расширился объем реконструкции и изменилось
функциональное назначение существующих зданий;
началась реставрация, воссоздание и
строительство храмов для различных конфессий.
Все это отвечает реальной ситуации в мировой
архитектуре.
В силу указанных обстоятельств происходит и
кардинальная реструктуризация проектной
деятельности. Новые социально-экономические
условия в архитектуре России изменили (в
абсолютно ясном, очевидном и обычном для
западного архитектора направлении) характер
заказа на проектирование и строительство: из
почти 100-процентного государственного или
муниципального он преобразовался в частный или
корпоративный. На смену крупным проектным
институтам-монополистам (как правило,
типологическим или
территориальным-муниципальным) пришли
персональные или небольшие коллективные
творческие архитектурно-проектные мастерские,
конкурирующие между собой и с выжившими
институтами за интересные и, естественно,
выгодные заказы, что также способствует усилению
разнообразия и обогащения российской
архитектуры.
Возникла конкуренция между строительными
организациями и фирмами, косность и
неповоротливость крупнопанельного домостроения
сменились готовностью выполнять (конечно, за
соответствующую плату) самые сложные и
оригинальные замыслы архитекторов. На
российском строительном рынке появились и
конкурентоспособные зарубежные фирмы с их
новейшими материалами, конструкциями и
технологиями.
Новые формы заказа и организации проектного дела
позволили выйти на авансцену отечественной
архитектурной практики многим талантливым,
ярким архитекторам среднего и молодого
поколений, уже завоевавшим творческий авторитет,
признание коллег и критиков и, что немаловажно,
внимание заказчиков.
Однако, констатируя несомненное оживление и
обогащение российской архитектуры на рубеже
ХХ-ХХI веков, нельзя не отметить тревожную
тенденцию - не возрастания, естественного,
казалось бы, в условиях частного заказа, а
напротив, ослабления чувства социальной
ответственности архитекторов. В их
профессиональных дискуссиях чаще всего споры
ведутся вокруг стилевой направленности, при едва
ли не полном отсутствии осознания
"этической", социальной стороны их
деятельности. Нередко приходится встречаться с
фактами появления строений - подчас очень
выразительных, интересных с точки зрения
формально-образных решений - на участках,
зарезервированных для будущего развития, а также
объектов, нарушающих сложившиеся или
складывающиеся архитектурные ансамбли. У
профессионалов, критиков (признаемся, зачастую
предвзятых) и у общественности возникает целый
ряд вопросов к авторам некоторых высотных зданий
и крупных торговых объектов в Москве, вызывает
недоумение снос отдельных уникальных зданий,
например, гостиницы "Москва" и Центрального
военного универмага.
Воодушевляясь материальными преимуществами
частного заказа и предоставляемыми им
возможностями достижения художественной
выразительности, архитекторы, включая ведущих,
все же не должны пренебрегать проектированием
объектов социального назначения, школ, детских и
медицинских учреждений. Интересы, подчас
конъюнктурные, отдельных заказчиков и
естественная творческая заинтересованность
архитекторов в крупных, престижных и обещающих
образный эффект объектах должны сдерживаться
градостроительными требованиями и интересами
городского сообщества, необходимостью
удовлетворения потребностей слабо защищенных в
социальном отношении слоев населения.
Известно, хотя и редко признается, что
внутрипрофессиональные авторитет и ценности, в
том числе этические, могут не совпадать с
общечеловеческими, но гражданская позиция
архитектора слишком важна для общества, чтобы не
говорить о ней. Возможно, вопросы
профессиональной этики и социальной
ответственности следует включить в учебные
курсы, в программы повышения квалификации
архитекторов, градостроителей, художников,
дизайнеров. Они должны дискутироваться в
профессиональных кругах (как это было на Х
Международном фестивале "Зодчество"),
входить в уставные требования союзов
архитекторов.
Существенные изменения произошли в технологии
проектирования, что связано, прежде всего, с
широким внедрением компьютерных методов. Эти
изменения расширили компоновочные возможности
архитекторов. В информации проектировщиков
наряду с использованием Интернета все большую
роль играет реклама. Выполнение
конструктивно-технических разделов того или
иного проекта часто поручается, а фактически
заказывается, специалистам или организациям, не
входящим в постоянный состав творческой
мастерской.
Очевиден переход от массового типового
строительства на "свободных" территориях
городских окраин или за пределами крупных
городов к реконструкции и уплотненно
исторически сложившейся среды обитания,
размещению жилой, деловой и культурной застройки
на месте неэффективных производственных зон,
реновации зданий. Этому "движению в город"
способствуют появление собственности на землю,
а, например, во взаимодействиях Москвы и
Санкт-Петербурга с соответствующими областями -
правовые проблемы между различными субъектами
Федерации.
Декретированный в основном властными
структурами моностилизм строительства 1930-1980
годов уступил место, в соответствии с
множественностью запросов заказчиков и вкусов
архитекторов, довольно редкой в истории русской
архитектуры полистилистичности. Не последнюю
роль в этом процессе играет и обострившийся у
архитекторов и заказчиков интерес к
национальным и местным, региональным традициям.
В новой архитектуре России сосуществуют и
противоборствуют новационно-техницистские,
связанные с глобализацией, и историцистские,
ориентированные на традиционную, главным
образом местную самобытность тенденции.
Модернистские черты проявляются ярче и чаще
всего при возведении банков, офисов, торговых и
спортивных зданий. Традиционалистские
устремления характерны больше для жилищного
строительства, особенно загородных частных
жилых домов, а также для культовых зданий.
Важнейшим качеством архитектурной среды
является, как известно, ее временнaя
характеристика, древность того или иного
сооружения, окружающая его, в дополнение к
непосредственным эстетическим и эмоциональным
впечатлениям воспринимающего субъекта, особой
аурой. Это отнюдь не отменяет ценности и даже
необходимости новизны также в качестве
эмоционально воздействующей характеристики
архитектурной среды, но в процессе культурного
развития предпочтительность традиционности и
жажда обновления средового контекста
периодически сменяют друг друга, отвечая ведущим
тенденциям общественного сознания.
На рубеже ХХ-ХХI веков новых успехов добились
российские реставраторы. Особую значимость
имело воссоздание анфилады парадных залов
Большого Кремлевского дворца. Не только
архитектурным, но и общественно-культурным, да и
экономическим событием стала реставрация и
реконструкция Старого Гостиного двора с
перекрытием внутреннего двора. Огромный объем
реставрационных, ремонтных, реконструктивных и
благоустроительных работ был произведен в
Санкт-Петербурге в процессе подготовки к
празднованию 300-летия северной столицы, среди
которых восстановление Константиновского
дворца в Стрельне - наиболее известный, но далеко
не единственный и, возможно, не самый главный
пример.
Охрана исторически сложившейся среды
активизировалась в России, как и во всех развитых
странах, в связи с экологизацией общественного и
профессионального сознания, с повышением
значения и доли реконструкции в общем объеме
инвестиционно-строительной деятельности и
переносом внимания архитекторов и заказчиков с
освоения новых территорий и строительства новых
городов на выборочное строительство в центрах, в
том числе исторических. Повсеместно расширяются
объемы реставрации памятников зодчества, зримо
музеефицируя городскую среду.
В центре Москвы и в других городах с конца 1980-х
годов вместо массового уничтожения старинных
зданий развернулось воссоздание разрушенных
памятников, среди которых особое место в
уплотнении, структуризации и символизации среды
занял возрожденный храм Христа Спасителя. Для
российского общества это была не просто
реставрационная операция, но акт покаяния за
нацеленное разрушение и осквернение в прошедший
период множества культовых зданий и комплексов
(церквей, монастырей, мечетей, медресе, синагог,
буддийских святилищ и дацанов). В центре Казани
вертикальной, объемной и образной доминантой
стала новая грандиозная мечеть.
В соответствии с формообразующим содержанием и
направленностью профессиональной архитектурной
деятельности возникновение представлений о
ценности историко-культурного наследия,
необходимость бережного,
"контекстуального" вписывания новых
объектов в существующую городскую среду
повлекли за собой изменение - в большинстве
случаев традиционализацию - стилевых
характеристик многих новых произведений
зодчества. Внимательное отношение к
архитектурному наследию отличает гостиницу
"Невский палас" в Санкт-Петербурге, где
нижний, общественный, ярус сформирован в виде
традиционного пассажа, а корпуса гостиничных
номеров вписаны в типичный петербургский
двор-"колодец". Пространственные, объемные и
силуэтные аллюзии, а не стилевые реминисценции
связывают комплекс Российского Культурного
центра на Красных холмах в Москве с соседними
монастырями. Традиционные мотивы и прежде всего
тема просторного главного зала, перекрытого
легкими арками (псевдосводами), введены в
абсолютно современный по своим
функционально-технологическим,
градостроительным и образным качествам
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге.
Как контекстуальный подход в практике
реконструкции, так и получившие новое развитие
регионалистские течения объективно выступают
обоснованием архаизации стилистики
архитектурных произведений. В первую очередь,
утверждается необходимость (по меньшей мере,
целесообразность) традиционного облика зданий и
сооружений, возводимых в исторической среде, с
целью сохранения целостности или неизменности
стилевого контекста, хотя
историко-архитектурный опыт и теоретические
разработки не подтверждают убедительности и тем
более единственности традиционалистских
подходов. Однако допустимость историизации
архитектурного образа в конкретных условиях
объективно распространяется с неизбежностью на
стилевую направленность архитектурного
творчества вцелом - как в условиях реконструкции,
так и в новом строительстве.
Средовым подходом обосновывают авторы
демонстративно традиционный облик ряда новых
зданий в центре Москвы. Вероятно, не вызывает
возражений классицистический в своей основе
фасад здания филиала Большого театра, призванный
завершить ансамбль, складывавшийся на
протяжении почти 200 лет. Стремлением к образному
воплощению традиций высокого искусства в
контексте застройки старой московской улицы,
изобилующей ампирными особняками, объясняют
авторы чрезмерную, можно сказать,
классицистичность фасадов комплекса Школы
оперного искусства Г. Вишневской на Остоженке.
Важным фактором усиления историзма в
профессиональной деятельности в 1990-х годах стало
массовое восстановление храмов и строительство
новых культовых зданий. Структура и облик
последних программно традиционны, хотя и в них
изредка встречаются модернизированные детали.
В российской архитектуре 1990-х годов, в отличие от
зарубежной, особое внимание архитекторов,
заказчиков и общественности привлекли
стилизации под стиль модерн (ар-нуво), который
воспринимается как основной стилеобразующий
фактор формирования среды центров исторических
российских городов в период их бурного развития
в конце ХIХ - начале ХХ веков. Стремлением к
стилизации объясняются достижения
нижегородской архитектурной школы, в последние
годы активно развивающей новейшие тенденции
хай-тека и других модных направлений, а также
многие работы московских архитекторов, в том
числе многоквартирный дом в Весковском переулке
с его тонко прорисованными фасадами. В то же
время в реминисценциях на темы модерна часто
заметны отсутствие понимания его утонченности,
прихотливости, укрупненность и грубость деталей,
особенно бросающиеся в глаза, когда
стилизованные здания оказываются в
непосредственной близости от признанных
памятников модерна.
Полистилизм и новая (пост-модернистская)
эклектика наиболее выразительно и активно
проявились в работе с городом как сложным
средовым объектом с его многослойными
историческими и стилевыми напластованиями. В
процессе расширяющейся по объему и значимости
реконструкции происходит изменение
представлений об образно-стилевой ценности
существующей застройки. В противоположность
установкам как классицизма, так и современного
движения в архитектуре, нацеленного на
одновременность реализации, композиционную
завершенность и стилевую целостность
архитектурных ансамблей, в конце ХХ века в
городской среде стали особенно высоко цениться
разнообразие, множественность и живописность,
исторически протяженное формирование средового
контекста с построенными в разное время и в
разных стилях объектами. Соответственно
реализация контекстуального подхода при
реконструкции сложившейся среды по принципу
подобия новых зданий существующим допускает
разработку проектов с различными стилевыми
характеристиками.
Архитектура России 1990-х - начала 2000-х годов, при
всем ее бросающемся в глаза следовании традиции,
в действительности полистилична и сочетает в
себе современные мотивы с деталями допетровской
русской архитектуры, московского классицизма,
модерна, ар-деко и даже сталинского классицизма.
Однако в начале ХХI века в ней снова
активизируются тенденции, которые близки к
новейшей техницистски ориентированной
архитектуре США и Западной Европы. Смелостью и
выразительностью открытых конструкций отмечен
целый ряд новых спортивных сооружений, деловых и
торговых зданий, мостов, учебных заведений.
Появляются вариации на темы деконструктивизма.
Наиболее распространены различные варианты
"позднесовременной архитектуры", нередко
украшаемые живописными завершениями:
сводчатыми, шатровыми, ажурными.
Важнейшим и обнадеживающим фактором развития и
обогащения архитектуры России стала активная
деятельность целого ряда региональных
архитектурных школ, что, в частности, показал ХI
Международный фестиваль "Зодчество-2002".
Стали уже привычными достижения архитекторов
Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани,
Ростова-на-Дону, не говоря уже о Санкт-Петербурге.
В последнее время к ним прибавились удостоенные
престижных премий интересные работы творческих
мастерских и отдельных архитекторов из Сочи,
Иркутска, Твери, Якутска, Ярославля, Уфы,
Махачкалы, Якутска и многих других городов.
Радует оживление общественно-творческой жизни в
местных организациях Союза архитекторов России.
Крупные смотры-конкурсы регулярно проводятся не
только в Москве, где в ранге авторитетного
арбитра выступает "Золотое сечение", или в
Санкт-Петербурге, но также в Краснодаре,
Иркутске, Хабаровске... Они привлекают широкий
общественный интерес, по их материалам издаются
богато иллюстрированные каталоги, а архитекторы
Санкт-Петербурга начали выпускать капитальный
"Архитектурный ежегодник". Эти издания
вводят современный архитектурный процесс в
контекст истории российской и мировой
архитектуры.
Здесь уместно отметить, что одной из наиболее
характерных черт новейшего российского
зодчества как раз и стала его включенность в
мировой архитектурный процесс. Деятельность
российских архитекторов на международной арене
приобретает все более широкий характер. С другой
стороны, все чаще зарубежные архитекторы
приглашаются к разработке крупных проектов в
Москве и других городах. Союз архитекторов
России все более активно участвует в
деятельности Международного союза архитекторов,
его рабочих групп и программ. Один из главных
докладов на ХХ конгрессе МСА в Пекине (1999) делал А.
В. Иконников. Президент РААСН А. П. Кудрявцев -
один из авторов Хартии архитектурного
образования МСА\ЮНЕСКО. Президент САР Ю. П.
Гнедовский в 2002 году был избран вице-президентом
МСА по II региону. В октября 2003 года бюро Совета
МСА собралось в Москве и приняло участие в
открытии Фестиваля "Зодчество". Российские
мастера архитектуры регулярно участвуют в
сессиях Международной Академии архитектуры и во
Всемирных триеннале "Интерарх" в Софии. В 2000
и 2002 годах архитектура России была представлена
на Международных архитектурных выставках в
составе Венецианской биеннале. Готовится
российская экспозиция для Биеннале-2004.
Важнейшими, этапными событиями в развитии
российского зодчества и в международной
архитектурной жизни стали крупнейшие
международные конкурсы: 2002 год - на комплексе
зданий Мэрии Москвы и Московской городской Думы
на территории делового центра Москвы-сити; 2003-й -
на проект развития, расширения и реконструкции
Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Участие в
этих конкурсах выдающихся зарубежных мастеров
продемонстрировало не только важность для них
российского "рынка" архитектурных услуг, но
и включенность зодчества России в мировой
архитектурный процесс. Становится необходимым и
возможным более активное участие и российских
мастеров в международных конкурсах.
Нельзя не видеть, что архитектура 1990-х - начала
2000-х годов - новый и весьма специфичный этап в
развитии российской архитектуры, возможно,
сопоставимый по ряду художественно-исторических
и деятельностных параметров с архитектурой
первых времен существования советской страны.
Хочется верить, что сегодняшнее многообразие, а
равно и известная пестрота архитектурных
поисков, увлечение традициями и одновременно
новейшими техническими достижениями и
возможностями, перегруженность деталями,
декоративизм - это не просто безвкусица, думают, а
болезнь роста. С другой стороны, это показатель
широчайших творческих возможностей российских
архитекторов всех поколений, готовности и жажды
работать и искать, что и предопределяет в
ближайшем будущем прогресс российского
зодчества, которое не только может, но и должно
занять достойное место в панораме современной
мировой архитектуры.
|