|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
В. И. Ресин
Московский
строительный комплекс - достижения и перспективы
Ю. А. Табунщиков
Здания высоких
технологий - возможности современного
строительства
Г. В. Есаулов
Архитектурное
неследие и экология культуры
Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы
В. И. Травуш
Синтез
архитектурной и строительной науки
Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи
В. Л. Хайт
Традиции и новые
тенденции в архитектуре России
Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей
новой архитектуры исторического центра
Петербурга
А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез
архитектурно-строительной науки и практики,
традиций и новаторства
В. Н. Белоусов
Градостроительство
России на выходе из кризиса
Награды Российской академии
архитектуры и строительных наук.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Архитектура.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Градостроительство.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Строительные науки.
Новая книга:
"Перспективы
развития поселений Севера в современных
условиях"
Хроника РААСН |
Интерес к историко-культурному наследию
страны во многом порожден резко возросшей
потребностью в культурной идентификации и
решении проблемы интеграционного
взаимодействия народов через культурные
контакты, а также регионализацией различных сфер
жизни общества.
Глобализация процессов в современной культуре
актуализирует проблему определения роли
историко-архитектурного наследия в качестве
составляющей культуры в условиях формирования
новых отношений традиционного и современного,
интернационального и регионального.
Архитектурное наследие регионов оказывает все
большее влияние на поиски природосообразных
решений, на принятие градостроительных
концепций, согласующихся с позицией сохранения
своеобразия облика поселений, а также на
становление профессионального мировоззрения у
студентов архитектурных школ. Наследие
становится важной составляющей в творчестве
архитекторов, формирует представления самых
широких слоев населения о культуре регионов, ее
роли в отечественной и мировой культуре.
В этой деятельности значительное место занимает
проблема систематизации наследия, по существу,
определяющая отношение к его различным
составляющим. На примере многонационального
региона нашей страны ( Юга России ( автором
предложена концепция культурно-экологической
таксономии архитектурного и градостроительного
наследия региона.
Юг России представляет собой край,
характеризующийся многообразием культур и
сложным этническим составом населения. Здесь,
наряду с многомиллионными народами живут народы,
численность которых не превышает несколько
сотен человек (Дагестан). Архитектурное наследие
края ( это яркое своеобразное отражение событий
социальной истории и истории культуры народов
Северного Кавказа и Нижнего Дона.
Пространство региона Юга России вошло в историю
мировой и отечественной архитектуры как
периферия таких блоков культуры, как
"Античность", "Византия", "Исламская
культура", "Классицизм", а также
"Ретроспективизм", "Эклектика",
"Модерн", "Неостили".
"Периферийность" как свойство территории
региона, объясняющее прохождение основных
этапов мировой архитектуры "по
касательной", явилось и условием
возникновения самобытных форм архитектуры
проживающих здесь народов. Это не исключило
появление в регионе произведений названных
стилей и участие известных зодчих в
строительстве объектов.
Самобытные уникальные архитектурные культуры
были созданы в эпоху средневековья народами
Северного Кавказа, а также в XVII(XVIII веках донским
казачеством. Профессиональная стилевая
архитектура и градостроительство получили
основное воплощение в городах региона в XVIII(
начале ХХ веков и отражают различные периоды
влияния столичных ( петербургской и московской (
архитектурных школ. Ряд выдающихся произведений
был создан в ХХ столетии. Среди них здание театра
имени М. Горького в Ростове-на-Дону (архитекторы
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх).
Таксономия как теория классификации и
систематизации сложноорганизованных областей
действительности в приложении к архитектуре и
градостроительству Юга России дает возможность
предложить концепцию структурирования,
основанную на аксиологических принципах,
обеспечивающих выбор объектов с позиций
экологии культуры и открытости системы в
условиях продолжающегося изучения наследия.
Предлагаемая концепция опирается на
цивилизационной и культурологический подходы, в
основе которых лежит учение о множестве
равноправных культур О. Шпенглера. Каждая из
культур развивается подобно живому организму и
проходит стадии рождения, юности, зрелости и
старости.
В исторической динамике жизни самых широких
слоев населения, создающих и приращивающих
"искусственную" составляющую
предметно-пространственной среды, передающих ее
из поколения в поколение, процессы зарождения и
развития архитектурно-градостроительной
деятельности играют исключительную роль,
отражая полно и всесторонне жизненный уклад,
мировосприятие, эстетические приверженности
людей.
Естественность народной художественной
культуры, ее изначальная утилитарность как часть
целостного образа жизни народа предопределяют
комплексный подход к рассмотрению архитектуры в
рамках схемы: народная архитектурная культура (
профессиональная стилевая архитектурная
культура. Эта схема предполагает
самостоятельное рассмотрение явлений и дает
возможности для анализа иx взаимодействия,
основываясь на одном из основополагающих
признаков культуры - ее непрерывности.
Изложенное дает основание представить
таксономическую структуру архитектурного и
градостроительного наследия региона (первый
таксономический уровень) в виде открытой
системы, имеющей форму дерева. "Ствол" его
состоит из трех базовых расходящихся
"ветвей"-пластов архитектуры (второй
таксономический уровень). "Крону" дерева
образуют ответвления базовых ветвей - таксонов,
определяемых категорией "архитектурная
культура" (третий таксономический уровень) и
расположенных в хронологическом порядке.
Архитектурные культуры включают таксоны,
определяемые категорией типы градостроительных
и архитектурных объектов (четвертый
таксономический уровень). Таксоны - "типы"
объединяют отдельные объекты (пятый
таксономический уровень - "виды",
"группы").
Первый уровень иерархии определяется
таксономической категорией "территориальное
деление" и может быть представлен таксонами
различного размера в географических границах
региона: от всей его территории до локальной ее
части.
Второй уровень определяется таксономической
категорией "пласт" и состоит из
таксонов-пластов архитектуры. В качестве
начального деления выделен пласт
"протоахитектура" (мегалиты на территории
края), предшествующий трехчастному членению на
три пласта:
• народное зодчество ("анонимная
архитектура");
• "третий пласт" архитектуры;
• профессиональное стилевое архитектурное
творчество.
Третий "пласт" архитектуры рождается при
строительстве без проекта по существующим
образцам, образам на основе использования
("смешения") строительных традиций разных
народов, а также взаимодействия "народного",
"фольклорного" с "профессиональным" в
различных вариантах и формах. Он занимает
промежуточное положение между "народным
зодчеством" и профессиональным стилевым
архитектурным творчеством.
Становясь фоновой застройкой с точки зрения
профессионального творчества, "массовая
архитектура" отражает культурные запросы и
функциональные потребности определенных
категорий населения и является носителем
культурных значений, контекстом культуры своего
времени.
Третий уровень ( "архитектурная культура" -
определяется в зависимости от принадлежности к
пласту архитектуры: стилевой характеристикой
(профессиональное архитектурное творчество);
именем народа, создавшего свою архитектурную
культуру (в рамках пласта "народное
зодчество"); принадлежностью к городской или
сельской застройке, хронологией и термином
"фоновая" (массовая) архитектура (в рамках
"третьего пласта").
Четвертый уровень иерархии определяется
наличием определенной типологии архитектурных и
градостроительных объектов, ландшафтной
архитектуры в разных архитектурных культурах.
Пятый, заключительный уровень включает
многообразие объектов, представленных в виде
недвижимых памятников археологии, архитектуры,
градостроительства, историко-архивных,
изобразительных материалов, текстовых описаний.
Каждая таксономическая ветвь (слой) имеет
самостоятельную культурно-историческую
ценность и ранжирование, что необходимо
учитывать при выборе объектов наследия,
включенных в общую информационную систему.
Предложенная систематизация архитектурного и
градостроительного наследия, являющегося
материальной основой, хранящей культуру народов,
память и "дух места", будет способствовать
обеспечению наиболее полной информации о
представлениях и вкусах,
архитектурно-художественных предпочтениях
предшествующих поколений.
В значительной степени раскрытие такой
информации, оценка ее значимости, трансляция в
будущее и использование в
архитектурно-градостроительном и
художественном образовании и творчестве станет
залогом сохранения историко-культурного
своеобразия поселений регионов России.
|