Архитектурное неследие и экология культуры

Г. В. Есаулов , член-корреспондент РААСН;
академик РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский строительный комплекс - достижения и перспективы

Ю. А. Табунщиков
Здания высоких технологий - возможности современного строительства

Г. В. Есаулов
Архитектурное неследие и экология культуры

Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы

В. И. Травуш
Синтез архитектурной и строительной науки

Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи

В. Л. Хайт
Традиции и новые тенденции в архитектуре России

Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга

А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез архитектурно-строительной науки и практики, традиций и новаторства

В. Н. Белоусов
Градостроительство России на выходе из кризиса

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Архитектура.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Градостроительство.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Строительные науки.

Новая книга:
"Перспективы развития поселений Севера в современных условиях"

Хроника РААСН


И
нтерес к историко-культурному наследию страны во многом порожден резко возросшей потребностью в культурной идентификации и решении проблемы интеграционного взаимодействия народов через культурные контакты, а также регионализацией различных сфер жизни общества.

Глобализация процессов в современной культуре актуализирует проблему определения роли историко-архитектурного наследия в качестве составляющей культуры в условиях формирования новых отношений традиционного и современного, интернационального и регионального.
Архитектурное наследие регионов оказывает все большее влияние на поиски природосообразных решений, на принятие градостроительных концепций, согласующихся с позицией сохранения своеобразия облика поселений, а также на становление профессионального мировоззрения у студентов архитектурных школ. Наследие становится важной составляющей в творчестве архитекторов, формирует представления самых широких слоев населения о культуре регионов, ее роли в отечественной и мировой культуре.
В этой деятельности значительное место занимает проблема систематизации наследия, по существу, определяющая отношение к его различным составляющим. На примере многонационального региона нашей страны ( Юга России ( автором предложена концепция культурно-экологической таксономии архитектурного и градостроительного наследия региона.
Юг России представляет собой край, характеризующийся многообразием культур и сложным этническим составом населения. Здесь, наряду с многомиллионными народами живут народы, численность которых не превышает несколько сотен человек (Дагестан). Архитектурное наследие края ( это яркое своеобразное отражение событий социальной истории и истории культуры народов Северного Кавказа и Нижнего Дона.
Пространство региона Юга России вошло в историю мировой и отечественной архитектуры как периферия таких блоков культуры, как "Античность", "Византия", "Исламская культура", "Классицизм", а также "Ретроспективизм", "Эклектика", "Модерн", "Неостили". "Периферийность" как свойство территории региона, объясняющее прохождение основных этапов мировой архитектуры "по касательной", явилось и условием возникновения самобытных форм архитектуры проживающих здесь народов. Это не исключило появление в регионе произведений названных стилей и участие известных зодчих в строительстве объектов.
Самобытные уникальные архитектурные культуры были созданы в эпоху средневековья народами Северного Кавказа, а также в XVII(XVIII веках донским казачеством. Профессиональная стилевая архитектура и градостроительство получили основное воплощение в городах региона в XVIII( начале ХХ веков и отражают различные периоды влияния столичных ( петербургской и московской ( архитектурных школ. Ряд выдающихся произведений был создан в ХХ столетии. Среди них здание театра имени М. Горького в Ростове-на-Дону (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх).
Таксономия как теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности в приложении к архитектуре и градостроительству Юга России дает возможность предложить концепцию структурирования, основанную на аксиологических принципах, обеспечивающих выбор объектов с позиций экологии культуры и открытости системы в условиях продолжающегося изучения наследия. Предлагаемая концепция опирается на цивилизационной и культурологический подходы, в основе которых лежит учение о множестве равноправных культур О. Шпенглера. Каждая из культур развивается подобно живому организму и проходит стадии рождения, юности, зрелости и старости.
В исторической динамике жизни самых широких слоев населения, создающих и приращивающих "искусственную" составляющую предметно-пространственной среды, передающих ее из поколения в поколение, процессы зарождения и развития архитектурно-градостроительной деятельности играют исключительную роль, отражая полно и всесторонне жизненный уклад, мировосприятие, эстетические приверженности людей.
Естественность народной художественной культуры, ее изначальная утилитарность как часть целостного образа жизни народа предопределяют комплексный подход к рассмотрению архитектуры в рамках схемы: народная архитектурная культура ( профессиональная стилевая архитектурная культура. Эта схема предполагает самостоятельное рассмотрение явлений и дает возможности для анализа иx взаимодействия, основываясь на одном из основополагающих признаков культуры - ее непрерывности.
Изложенное дает основание представить таксономическую структуру архитектурного и градостроительного наследия региона (первый таксономический уровень) в виде открытой системы, имеющей форму дерева. "Ствол" его состоит из трех базовых расходящихся "ветвей"-пластов архитектуры (второй таксономический уровень). "Крону" дерева образуют ответвления базовых ветвей - таксонов, определяемых категорией "архитектурная культура" (третий таксономический уровень) и расположенных в хронологическом порядке. Архитектурные культуры включают таксоны, определяемые категорией типы градостроительных и архитектурных объектов (четвертый таксономический уровень). Таксоны - "типы" объединяют отдельные объекты (пятый таксономический уровень - "виды", "группы").
Первый уровень иерархии определяется таксономической категорией "территориальное деление" и может быть представлен таксонами различного размера в географических границах региона: от всей его территории до локальной ее части.
Второй уровень определяется таксономической категорией "пласт" и состоит из таксонов-пластов архитектуры. В качестве начального деления выделен пласт "протоахитектура" (мегалиты на территории края), предшествующий трехчастному членению на три пласта:
• народное зодчество ("анонимная архитектура");
• "третий пласт" архитектуры;
• профессиональное стилевое архитектурное творчество.
Третий "пласт" архитектуры рождается при строительстве без проекта по существующим образцам, образам на основе использования ("смешения") строительных традиций разных народов, а также взаимодействия "народного", "фольклорного" с "профессиональным" в различных вариантах и формах. Он занимает промежуточное положение между "народным зодчеством" и профессиональным стилевым архитектурным творчеством.
Становясь фоновой застройкой с точки зрения профессионального творчества, "массовая архитектура" отражает культурные запросы и функциональные потребности определенных категорий населения и является носителем культурных значений, контекстом культуры своего времени.
Третий уровень ( "архитектурная культура" - определяется в зависимости от принадлежности к пласту архитектуры: стилевой характеристикой (профессиональное архитектурное творчество); именем народа, создавшего свою архитектурную культуру (в рамках пласта "народное зодчество"); принадлежностью к городской или сельской застройке, хронологией и термином "фоновая" (массовая) архитектура (в рамках "третьего пласта").
Четвертый уровень иерархии определяется наличием определенной типологии архитектурных и градостроительных объектов, ландшафтной архитектуры в разных архитектурных культурах.
Пятый, заключительный уровень включает многообразие объектов, представленных в виде недвижимых памятников археологии, архитектуры, градостроительства, историко-архивных, изобразительных материалов, текстовых описаний.
Каждая таксономическая ветвь (слой) имеет самостоятельную культурно-историческую ценность и ранжирование, что необходимо учитывать при выборе объектов наследия, включенных в общую информационную систему.
Предложенная систематизация архитектурного и градостроительного наследия, являющегося материальной основой, хранящей культуру народов, память и "дух места", будет способствовать обеспечению наиболее полной информации о представлениях и вкусах, архитектурно-художественных предпочтениях предшествующих поколений.
В значительной степени раскрытие такой информации, оценка ее значимости, трансляция в будущее и использование в архитектурно-градостроительном и художественном образовании и творчестве станет залогом сохранения историко-культурного своеобразия поселений регионов России.