Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук

Русская линия

№ 2-3 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский строительный комплекс - достижения и перспективы

Ю. А. Табунщиков
Здания высоких технологий - возможности современного строительства

Г. В. Есаулов
Архитектурное неследие и экология культуры

Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы

В. И. Травуш
Синтез архитектурной и строительной науки

Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи

В. Л. Хайт
Традиции и новые тенденции в архитектуре России

Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга

А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез архитектурно-строительной науки и практики, традиций и новаторства

В. Н. Белоусов
Градостроительство России на выходе из кризиса

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Архитектура.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Градостроительство.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Строительные науки.

Новая книга:
"Перспективы развития поселений Севера в современных условиях"

Хроника РААСН

Номинация: архитектура

А. Г. Туманик
Архитектура православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIХ века
Новосибирск, 2003

В монографии крупнейшие православные кафедральные храмы Сибири второй половины ХIХ века, утраченные в советскую эпоху, впервые рассматриваются как феномен церковной архитектуры. Привлекается обширный историко-документальный материал, большая часть которого ранее не была введена в научный оборот. На его основе происходит воссоздание и характеристика процессов образования крупномасштабных культовых памятников архитектуры Омска, Томска, Красноярска и Иркутска. Осуществляется комплексный анализ ее качества и акцентируется ее значение.
Теоретические выкладки и неизвестный ранее большой фактологический пласт монографии представляют несомненный интерес для истории отечественной культуры. Результаты работы могут быть также использованы в сфере научных исследований, в составе действующих и разрабатываемых программ высших учебных заведений соответствующего профиля, в деятельности проекно-реставрационных и научно-проектных организаций по сохранению и реконструкции отечественного архитектурно-градостроительного наследия.


М. Г. Меерович
Двухтомник "Биография профессии" - "Государственная организация профессии архитектора в СССР (1917-1941 гг.)" и "Жилищная политика в СССР и ее реализация в архитектурном проектировании (1917-1941 гг.)"
Иркутск, 2002. Т.1; Иркутск, 2003. Т.2

В двухтомной монографии анализируются социальные, культурные и политические аспекты становления в СССР системы государственной организации профессиональной деятельности архитектора.
В первом томе изучаются идеологические и теоретические предпосылки возникновения и реализации таких официальных программ, осуществляемых властью, как концепции "соцрасселения", "соцгорода" и т. д. В поле зрения попадают и основные постулаты общегосударственной жилищной политики.
Во втором томе на основе исследования постановлений ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и СНК РСФСР, НКВД, НКЮста, НКЗдравоохранения и других документов вскрываются идеологические предпосылки и практические действия власти по использованию жилища как средства принуждения к труду и требуемого типа поведения. Выявляется роль архитекторов в осуществлении жилищной политики.
Двухтомник предназначен для историков и архитекторов, занимающихся практической, педагогической и научно-исследовательской деятельностью.


Авторский коллектив: Е. И. Григорьева (руководитель), А. Н. Буйнов, С. В. Маллаяров, А. Д. Этингов
Аудиторский корпус Байкальского университета экономики и права
2003

Новый четырехэтажный аудиторский корпус, имеющий в плане форму усложненной буквы "С", связал в единый комплекс разновременные университетские здания различной этажности. При разработке генплана авторами проекта была предусмотрена возможность дальнейшего развития университета.
Центром полученной объемно-пространственной композиции стала внутренняя вымощенная цветной плиткой площадь, которая служит местом пересечения пешеходных связей трех городских центральных улиц. Их воображаемый фокус будет в ближайшее время закреплен скульптурой. Пешеходные лучи, декорированные под стать площади, проходят под вторым этажом корпуса, который фрагментарно установлен на колоннах, отделанных гранитом.
Фасады здания сочетают различное соотношение остекления и облицовки плитами "Alucomat". Внутренняя часть С-образного объема тотально остеклена, поскольку сюда выходят сектора аудиторий, которым необходимо максимальное дневное освещение. Его наружный и торцовые фасады, скрывающие систему рекреаций, и другие второстепенные помещения чередуют глухие плоскости и тонированное в золотистый оттенок стекло в оправе алюминиевых витражей.
Стальной каркас здания образован пятнадцатью радиально расположенными рамами, которые объединены кольцевыми балками в уровнях монолитных железобетонных перекрытий. Такое решение усиливает жесткость несущих конструкций.


Авторский коллектив: Ю. В. Подлесный (руководитель), В. В.Кириченко, А. Е.Семенов, Т. А. Панькова
Храм-памятник Успения Божией Матери и реконструкция Комсомольской площади в Хабаровске
Хабаровск, 2000-2001
В основу проекта положен замысел объединения мемориальной площади (Комсомольской), формируемой в прошлом вокруг памятника "Героям гражданской войны", с ныне построенным на территории сквера ОДОРА храмом-памятником. Проектом реконструкции учтена планировка сложившейся за десятилетия застройки, ее масштаб и смысловая нагрузка. Одновременно авторы предусмотрели ликвидацию кольцевого проезда по площади общественного транспорта, снятие ограждения сквера, заложение новых пешеходных маршрутов, ориентированных на храм, и новой парковки для автомашин, в том числе - двухуровневой. В результате две композиционно-функциональные оси - центральный вход храма-памятника в парковую зону поймы реки Амур и прежний подход к памятнику "Героям гражданской войны" - фланкировали реконструируемую площадь, по замыслу архитекторов максимально открытую.
Здание храма, выстроенное с учетом православных канонов, своими пропорциями не нарушило масштаб существующих строений. Его архитектура достаточно строга и одновременно нарядна из-за введения на фасадах яркой цветовой гаммы. Отдельные элементы и формы заимствованы с уничтоженного ранее Градо-Успенского собора - как акт покаяния потомков за разрушенную их предшественниками духовность.


Авторский коллектив: А. Е. Мамешин (руководитель), Ю. А. Живетьев, А. В. Мамешина, А. А. Мамешин, В. И. Судаков, Н. А. Васильченко, В. И. Кулиш
Комплекс работ по возрождению и реконструкции историко-культурного и духовного пространства г. Хабаровска: пограничный храм-часовня св. мученика-воина Виктора на Большом Уссурийском острове; Здание торгового дома "Лотос" в историческом квартале улицы Графа Муравьева-Амурского и архитектурно-градостроительный ансамбль центральной площади имени Ленина
Хабаровск, 1998-2002

Представленный комплекс работ является одним из этапов создания в исторической части Хабаровска архитектурно-градостроительных объектов, несущих в себе ансамблевый подход, преемственность нового строительства со сложившейся застройкой, возрождение духа исторического пространства.
При разработке проекта авторский коллектив старался решить следующие проблемы:
- средовой подход при строительстве в исторически сложившемся городском центре, образование его структурной целостности с окружающей застройкой, нарушенной безликими строениями предыдущих десятилетий, сохранение и развитие градостроительных традиций, включающих возникновение ансамблевости на основе синтеза архитектуры, ландшафта и скульптуры (центральная площадь имени В. И. Ленина);
- создание гуманного, соразмерного человеку цельного и завершенного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности и формирующего гражданский уровень культуры, чувство патриотизма (пограничный храм-часовня);
- развитие показателей качества архитектурно-градостроительной среды: художественно-эстетических, эргономических, экологических; использование современных инженерных систем, строительных технологий и высококачественных долговечных материалов (торговый дом "Лотос").
На основе этого комплекса создана программно-целевая методика управления качеством крупных инвестиционных проектов. Ее система обеспечивает выбор оптимального решения всего спектра вопросов строительства на всех его стадиях.


Авторский коллектив: Ю. И. Лиханский (руководитель), Е. А. Лапшина, А. А. Стоценко, В. А. Стефанюк
Реконструкция комплекса учебно-лабораторных корпусов ДВГТУ г. Владивостока
Владивосток, 2003

Этот комплекс, состоящий из трех корпусов и расположенный в историческом центральном квартале Владивостока, использовался для учебно-лабораторных аудиторий института инженерной и социальной экологии. К 2000 году все три строения пришли в аварийное состояние. По одному из них, являющемуся памятником истории и культуры, было принято решение о реставрации. При проведении обследования и первоочередных противоаварийных мероприятий прорабатывались варианты сноса двух остальных. Однако после консультаций и размышлений пришли к разумному заключению - сохранить полностью этот старый фрагмент городской исторической среды.
Было запроектировано и реализовано строительством следующее:
- реставрация памятника архитектуры с восстановлением световых колодцев и дренажной системы, сохранением кирпичных сводов малой формы по металлическим балкам, воссозданием цветового решения фасадов;
- восстановление руинированных корпусов со стягиванием и закреплением стен;
- возведение рекреационной вставки, соединяющей три корпуса;
- устройство обслуживающего все корпуса атриумного двора со светопрозрачной крышей, покоящейся на двухуровневых арках;
- применение при возведении стен рекреационной вставки и атриумного двора пространственных витражей в виде "линз".
В результате такого продуманного сочетания работ по реставрации и реконструкции интерьер стал представлять единое пространство с современным, нарядным оформлением. Во внешнем облике, напротив, был сохранен исторический колорит, что отвечает современному подходу к проблемам реставрации и реконструкции.


Авторский коллектив: Ю. И. Лиханский (руководитель), Е. А. Лапшина, В. А. Стефанюк
Реконструкция культурного центра ДВГТУ - Пушкинского театра
Владивосток, 1998-1999

Здание театра, архитектура которого сочетала мотивы поздней готики и модерна, было построено по проекту архитектора Ю. Л. Вагнера в 1908 году и сменило с тех пор много владельцев. Однако начиная с 1988 года его помещения пустовали, будучи по сути бесхозными, что явилось одной из причин их аварийного состояния.
В 1998 году, после передачи объекта, числящегося памятником архитектуры, ДВГТУ приступили к разработке проекта по его спасению. Специалистам срочно нужно было решать сложные реставрационные задачи. Среди них - ликвидация просадки фундамента, вызывающая образование трещин по всем стенам, устранение поступления грунтовой воды в цокольные помещения, замена испорченных глазурованных плиток на фасадах и, наконец, самое трудоемкое - воссоздание почти полностью утраченного первоначального декора и оборудования интерьеров.
По замыслу реставраторов для восстановления их первоначального облика использовалась любая возможность. Например, результаты стратификации сохранившихся фрагментов красочных слоев и лепнины или случайные находки, обнаруженные в процессе обследования здания. К ним можно отнести найденные старые двери с оригинальной резьбой, которые были восстановлены и навешены на прежнее место. Утраченные аксессуары (кресла, люстры, бра, вентиляционные решетки и тепловые экраны) заменялись новыми, выполненными по эскизам самих авторов проекта.
После завершения строительных и отделочных работ жители Владивостока получили культурный центр, отвечающий всем современным требованиям к постройке такого уровня. Здесь размещены музей имени А. С. Пушкина, профессорский клуб, зрительный и выставочный залы. Уютный зрительный зал на 400 мест с хорошими акустикой и видимостью сцены идеально подходит для проведения различного рода мероприятий. Здание активно эксплуатируется (300 мероприятий в год), что свидетельствует о высокой оценке его качества зрителями и артистами.


Авторский коллектив: В. В. Соколовский (руководитель), Н. А. Шульженко, В. В. Извольский, Б. Т. Шишкин, С. А. Попов, А. Н. Бухтияров, Ю. Н. Георгиевич
Офисное здание ОАО "Центрогаз"
Тула, 2003

"Центрогаз" находится в центральном районе Тулы, напротив границы кремлевского сквера, то есть в пределах городской историко-заповедной зоны. Это обстоятельство определило в известной степени его посадку на рабочей площадке, фланкированную двухэтажными домами, высотность в три этажа (верхний - мансардный, увенчанный в кульминационной точке остекленным куполом) и пропорции с декором фасадных плоскостей.
Здание имеет Г-образную форму плана, что было продиктовано его местоположением на углу пересечения двух центральных улиц. Исходя из норм и требований к административным объектам этого класса, был принят следующий принцип зонирования. В первом этаже размещались помещения общего назначения (операционное отделение, столовая, сауна и другие); во втором - кабинеты руководителей офиса с залом для проведения совещаний; в третьем - рабочие помещения структурных подразделений. На двух нижних этажах, вокруг парадной лестницы, расположенной под куполом, устроены холлы, предназначенные для ожидания, досуга, беседы. В отделке интерьеров в зависимости от функционального назначения применили такие материалы, как керамическая плитка, природный камень, алюкобоид, керамический гранит, ковролин "Tapisson" и т. д.
На фасадах "Центрогаза" цоколь, нижняя зона колонн, архитектурно-конструктивные элементы, акцентирующие центральный вход, облицованы плитами мраморизованного известняка серого цвета. Такой способ отделки имитирует кладку известнякового пиленого камня. Плоскости фасада оштукатурены сложным раствором на основе сухих смесей по стальной оцинкованной сетке и покрыты специальной фасадной краской. В подкарнизных и подоконных участках стен, а также периметрах оконных проемов устроены накладные детали. Они изготовлены из полистирола и наклеены специальным клеящим составом.


Авторский коллектив: В. Ф. Быков (руководитель), А. М. Сазонов, Д. М. Слепов
Деловой центр (торогово-административный) "Айсберг"
Нижний Новгород, 2001

Градостроительная роль делового центра "Айсберг" не только значительна, но и разнообразна, что было предопределено его посадкой в исторической зоне Нижнего Новгорода. Старая застройка как бы ставила свои условия авторам проекта, с которыми при профессиональном подходе нельзя было не считаться. В результате кропотливого труда по увязке фасадных плоскостей в новом здании угадывались метрические, ритмические ряды и даже формы близлежащих домов. С другой стороны, пришлось приспосабливаться формой плана, получившего конфигурацию неправильного многоугольника, и объемной композицией к генплану участка - с его улицами, бульваром и площадью.
Торговые ряды "Айсберга", расположенные на 1-3 этажах, имеют свободную планировку. Административные комнаты и кабинеты с коридорной структурой планировки занимают соответственно 4 и 5 этажи. В подвале находятся подсобные и технические помещения.
Само здание в целом имеет форму "клина", набирающего высоту и пластическую остроту к своей зауженной части, увенчанной стрелой из металлических конструкций. Композиционно-стилистический сюжет складывается из двух основных элементов - клиновидного пятиэтажного объема и трехэтажной обстройки, включающей отреставрированный двухэтажный особняк ХIХ века. Сложная объемная композиция, сотканная из многочисленных архитектурных форм и конструктивных элементов, а также декоративное оформление фасадов с применением облицовки из серого гранита, базальта, керамогранита, стальных панелей и фрагментарного оштукатуривания не помешали этому многоликому образцу архитектурного мастерства органично войти в застройку прилегающих улиц.


Авторский коллектив: Е. В. Александров, С. Г. Шабиев, М. Ю. Тюрин, Е. В. Жукова
Реконструкция главного корпуса ЮУРГУ
Челябинск. 2003

Проект по реконструкции главного корпуса университета в Челябинске включает надстройку в два этажа и ступенчатый башенный объем со шпилем в центральной части, образующим совместно градостроительную доминанту по высоте 86 м. Это завершение, соответствующее первоначальному замыслу, в свое время не было установлено из-за борьбы с так называемыми "архитектурными излишествами". Новый архитектурно-художественный образ решен в соответствии со старым проектом, то есть с использованием приемов неоклассицизма, характерных для советского периода 50-х годов ХХ века, на основе максимального равенства архитектурных деталей, декоративных элементов и цветовой гаммы двух разновременных частей.
Таким образом, главный корпус вернул себе за счет наращивания высоты статус функционального центра, а университетский комплекс приобрел черты ансамблевости, что совершенно преобразило центральный район города.


Авторский коллектив: Ю. П. Григорьев, Е. Г. Щукина, И. К. Борташевич
Административно-деловой центр "Берлинский дом в Москве"
Москва, 2003

Здание возведено в самом центре столицы, что явилось основополагающим при разработке его архитектурно-планировочных решений. Стиль, пропорции и масштаб подчинились сложившейся застройке. Учитывая внешний облик близлежащих сооружений, авторы проекта ввели в свой объект вертикальную раскреповку между фасадами, заложили общую высоту, подобрали нужную тональную гамму для цветовых фрагментов, применили особую группировку оконных проемов. В ней четыре окна, максимально приближенных и заглубленных в единую нишу, а также связанных между собой цветными вставками из гранита, образуют метрические ряды по всем фасадам. Проекция мансарды с полуарочными остекленными элементами завершает эту разбивку.
На верхнем подземном, первом и втором наземном этажах "Берлинского дома в Москве" устроены магазины. Примененная балочно-стоечная система позволила почти периметрально утопить их витрины вглубь, образовав под нависавшими верхними этажами галерею, подчеркивающую парадность подхода в вестибюли. На верхних этажах, включающих мансардные и антресольные, расположились офисы. Подземную часть отвели под стоянки машин и заполнили всевозможными техническими и подсобными помещениями.
В отделке интерьеров использовали современные материалы и способы их укладки в соответствии с функциональным назначением помещений. В офисном секторе, к примеру, покрытие полов состоит из съемных плит (фальшполы), а предусмотренные проектом конструкции подвесных потолков не затрудняют установку стационарных перегородок в любом месте. Такая тенденция к гибкой планировке способствует комфорту арендаторов, облегчая им эксплуатационный режим здания.


Авторский коллектив: Н. И. Явейн (руководитель), В. А. Романцев, Ж. В. Разумова, Ю. В. Бондарев, И. Н. Ляшко
Вокзальный комплекс "Ладожский"
Санкт-Петербург, 2003

"Ладожский" является уникальной постройкой не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России. Впервые в отечественной практике реализована идея вокзала, целиком расположенного над и под путями. Весь уровень земли отдан под городской и железнодорожный транспорт. При такой оригинальной и одновременно логичной планировке на первое место выдвигается пересадка пассажиров с городского транспорта на железнодорожный и наоборот, что занимает минимум времени.
Сложная объемная композиция раскинувшегося железнодорожного гиганта состоит из соединения максимально остекленных цилиндров, трубок, параллелепипедов, призм и других архитектурных форм. В них располагаются перроны, лифтовые шахты, переходы, мосты, эскалаторы. Особый интерес представляет центральный зал с его оригинальными металлическими конструкциями перекрытия. Помещение, с одной стороны, выглядит абсолютно современным, а с другой - возвращает посетителя к роскошным вокзалам ХIХ века с их дебаркадерами и пакгаузами.
Виртуозностью исполнения отличаются отделка и аксессуары ответственных интерьеров "Ладожского". В выборе материала, цвета, фактуры стен и полов, в прорисовке лестниц, ограждений и светильников присутствует профессиональный подход и хороший вкус.


М. Л. Теплицкий
Автографы в камне
(Воспоминания архитектора - 1 том; Архитектурная летопись Курска - 2 том)
Курск, 1999, 2001

В первом томе автор, руководитель персональной творческой мастерской, ветеран войны, рассказывает о своем жизненном и творческом пути, излагает свой взгляд на градостроительные проблемы. В канву повествования вплетены сюжеты послевоенной застройки Курска и связанная с этим работа местных архитекторов. Отдельные главы посвящены встречам с видными деятелями архитектуры и искусства. Иллюстративный ряд состоит из чертежей и фотографий с постройками М. Л. Теплицкого, сопровождаемых аннотациями, из акварелей автора и списка опубликованных им статей.
Во втором томе рассматривается история архитектуры Курска, включающая также и современную застройку. В поле зрения попадают наиболее примечательные градостроительные ансамбли и комплексы, культовые, фортификационные, общественные и жилые сооружения. Особое место занимают монументы и памятники, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 года.
В главах, где поднимается вопрос о роли главных архитекторов Курска послевоенного периода (1943-2001), приведена краткая информация о них. Проведен анализ их работы с проектировщиками в институте "Курскгражданпроект", названы неосуществленные проекты. Подводят черту размышления о перспективах развития города в ХХI веке.


П. П. Ефимов
Архитектура мостов
Москва, 2003

Монография рассматривает методологию развития архитектурно-конструктивных форм мостов. На обширном материале, охватывающем многие страны и континенты, изложена история мостостроения, приведены его различные виды, типы, системы, дан анализ взаимовлияния архитектуры и строительных материалов, из которых выполнены несущие мостовые конструкции, освещены характерные особенности восприятия архитектуры мостов, показаны многочисленные приемы дизайна и примеры композиционного решения.
При исследовании того или иного объекта автор старался придерживаться следующих позиций: демонстрация вида с натуры, привлечение научных и технических данных; акцентирование образа и создание фантазийной обстановки.
Богатый иллюстративный ряд представлен в основном цветными фотографиями, однако иногда даются чертежи, макеты, графика старых мастеров, запечатлевших тот или иной мост наиболее приближенным к первоначальному облику.


Авторский коллектив: П. И.Чутчиков (руководитель), Н. В. Лошмакова, З. А. Голубкова, Н. И. Давыдова
Реконструкция и модернизация существующего 2-этажного здания детского сада
Москва, 2003

Реконструируемое здание детского сада расположено в Центральном административном округе Москвы. Это 2-этажное строение, возведенное по типовому проекту в 1972 году, было рассчитано на обслуживание четырех групп. Объект морально устарел, имел физический износ конструкций и не отвечал потребностям вместимости детей в связи со строительством нового жилого микрорайона.
Авторы проекта предусмотрели полную перепланировку здания. Во-первых, увеличили его объем за счет надстройки в один этаж и пристройки, во-вторых, заменили устаревшее оборудование наиболее значимых помещений новым, отвечающим современным нормам и требованиям. Параллельно строительству велось комплексное благоустройство увеличенной территории с установкой на детских площадках малых игровых форм. В настоящее время детский сад вмещает уже шесть групп и ему присвоен статус муниципального.


Авторский коллектив: В. М. Острецов (руководитель),
С. Е. Голованова, В. В. Дзедушицкий, Э. Х. Минасян
Торговый центр "Нептун"
Москва, 2002

Торговый центр расположен в районе Митино на пересечении двух магистралей, что делает его доступным как для пешеходов, так и для автомобилистов. В объемной композиции участвуют два объема. Один из них, прямоугольный в плане, одноэтажный (частично одноуровневый, частично двухуровневый), имеет следующий набор помещений: спорт-бар, зал игровых автоматов, кофейню, диско-клуб и подсобные камеры. Во втором, являющемся визитной карточкой "Нептуна", с криволинейной формой плана, напоминающей очертания корабельной палубы, устроены многочисленные торговые точки различного назначения, в том числе рыночный зал рыбной и сельскохозяйственной продукции.
Корабельный мотив, нашедший также свое отражение в форме и фасадных деталях главного объема, делает это здание достаточно выразительным, чтобы оживить однообразную окружающую застройку, став ее пространственно-композиционным акцентом.


Авторский коллектив: В. М. Острецов, В. Н. Дунаев, Р. Н. Бакиев
Жилой комплекс "Ностальгия"
Москва, 2003

Комплекс удачно расположен к юго-западу от Рублевского шоссе на расстоянии 0.7 км от Рублевского шоссе. Он состоит из 10 блок-секций различной этажности (8-20) и включает свыше 400 квартир. Отличается своеобразным архитектурным стилем, сочетающим применение классических элементов архитектуры и индустриальных методов строительства. Его монументальный облик, пропорции и широкое использование архитектурных ордеров на фасадах вызывают ассоциации с архитектурной классической школой советского периода в ее лучших проявлениях. Это воспоминание и позволило назвать комплекс романтическим именем "Ностальгия".
При отделке фасадных плоскостей удачно найдены цветовые сочетания теплых тонов - терракотовый, бежевый, кремовый и красный с различными оттенками. Повышенного качества отделка совместно с неординарным благоустройством территории, на которой тротуар был вымощен цветной плиткой, впечатляет. Установлены светильники по типу торшер, разбиты газоны с кустарниками, посажены деревья. Все это создает общее благоприятное впечатление.


Авторский коллектив: А. А. Попов (руководитель), М. Л. Павлова
Жилой комплекс "Янтарный"
Москва, 2003

Комплекс состоит из нескольких объединенных домов различной этажности (7-25). С учетом роста индивидуального транспорта в его подземной части предусмотрена автостоянка на 290 автомашин. Цокольный и первый этажи предназначены для торговых, обслуживающих и административных помещений, что делает их привлекательными для арендаторов. Остальные этажи заняты квартирами, число которых превышает 600.
В несущих конструкциях применены монолитный железобетон, пенобетонные блоки и цветной лицевой кирпич. Цветовое решение фасадных плоскостей, среди которых преобладает бежевый, послужило основанием для названия комплекса "Янтарным". При работах по благоустройству его территория частично была замощена цветной плиткой, частично возделана под газоны с кустарниками, лиственными, хвойными деревьями и обнесена оградой с пропускным пунктом.
Местоположение близ станции метро "Речной вокзал" в районе Ховрино обеспечило жильцов уже развитой инфраструктурой. Количество детских учреждений, магазинов и иных объектов обслуживания было достаточным.
"Янтарный" удачно расположен на краю парка "Дружба", и его силуэт прекрасно вписан в парковый массив. Ввиду своей значимости и художественной выразительности комплекс стал важной градообразующей доминантой в этой части столицы.


Авторский коллектив: В. М. Острецов (руководитель), В. А. Чурилов, А. Н. Горелкин, С. И. Сатубалов, В. С. Остапенко, Л. Б. Гендельман, А. Б. Вознюк
43-этажный жилой дом в Фили-Давыдково
Москва, 2003

Здание в плане представляет два квадрата, соединенные вставкой по диагонали оси, по которой осуществляется посадка всего объема на участок. Конфигурация плана, характер высотной объемной композиции и схема привязки на участок, продиктованные градостроительной ситуацией, обеспечивали ему особое положение в окружающей застройке. Дело в том, что дом не только завершает местный жилой комплекс, но и благодаря повороту своего корпуса занимает на генплане ответственное угловое положение и становится "маяком" при въезде в столицу с западного направления.
В симметричной объемной композиции, включающей башни с шатровыми завершениями, легко угадываются три основных блока, из которых два (34-этажные) фланкируют центральный высотный (43-этажный). Функциональное зонирование этого исполина не имеет каких-либо особенностей. В нижнем трехэтажном поясе устроены офисные помещения. Жилая часть дома начинается с четвертого этажа. В башнях предполагается размещение аппаратуры связи и метеорологических наблюдений.
Архитектурные мотивы фасадов разработаны с использованием декоративных элементов - карнизных пят, пилястр, стеновых кессонов, арочных завершений в оконных проемах и т. д. Из отделочных материалов были выбраны гранит, керамогранитные плиты, витражи из алюминия и медные кровельные листы, что отражает современный подход авторов проекта к качеству, сроку эксплуатации объекта.


Ю. П. Григорьев (руководитель)
Комплексы "Новое поколение жилых домов для массового строительства в г. Москве"
Москва, 1998-2003

За последние пять лет качество архитектурно-планировочных и инженерных проектных решений жилых домов московского массового строительства резко повысилось и соответствует уровню европейских стандартов. Большой вклад здесь был внесен проектами нового поколения жилых блок-секций, которые позволили перейти к адресному формированию жилья - компактного и удобного для жителей, с широкими индивидуальными, градостроительными возможностями, с сохранением природной среды и, наконец, с различной архитектурой и этажностью.
Во всех новых сериях принята вариантная планировка квартир, предусматривающая функциональное зонирование, удобные габариты жилых комнат, кухонь и передних, обязательное остекление лоджий. На первых этажах разместили вестибюли и комнаты для охраны, оборудовали в них специальные зоны с устройствами для удобного доступа инвалидов в дом.
Дома оснащены современным инженерным оборудованием, удобным и экономичным в эксплуатации. Достигнута большая экономия в энергосбережении (до 30% на 1 м2) за счет внедрения новых трехслойных конструкций панелей наружных стен и новых теплоэффективных окон.
Наряду с крупнопанельным домостроением в последние годы была развернута большая работа по проектированию сборно-монолитных домов. Они также отличаются широким набором квартир с удобной планировкой и эффективными технико-экономическими показателями.
Все проекты, разработанные авторскими коллективами под руководством Ю. П. Григорьева, внедрены в массовое производство, осуществляемое московскими домостроительными комбинатами.


Авторский коллектив: В. Н. Ржевский (руководитель), Е. Н. Кузнецова, Н. А. Багдасарян
Завод по производству преформ ЗАО "Цериус"
Мытищи, 2003

Проект реконструкции Мытищинского завода Художественного литья был выполнен в связи с его приобретением международной корпорацией "Итера" и переоборудованием под крупнейший в мире завод преформ "Цериус". Реконструкция предусматривала полную смену технологического цикла - с изменением всех планировочных схем, установкой нового оборудования, расширением площадей (за счет устройства дополнительных 4-этажных вставок и антресольных этажей в основном корпусе для складирования готовой продукции).
Усовершенствование административно-бытового корпуса было выполнено также с учетом новых технологий и требований, предъявляемых к современному производству. Бытовой комплекс теперь включал: новые офисные помещения с кабинетами для руководства, тренажерный зал, сауну с обширной зоной отдыха, служебную гостиницу. Прежние столовая и конференц-зал были значительно обновлены.
Объем основного здания в виде призмы без пристроек и надстроек наделен богатой зрелищной силой за счет смелого внесения цвета на фасадные плоскости. Яркая палитра красок - красного, синего, зеленого и белого цветов - гармонично сочетается, вызывая у зрителя мажорное настроение. Название завода и его эмблема дополняют оригинальный дизайн фасадов "Цериуса".


Авторский коллектив: В. Г. Тальковский (руководитель), Д. А. Поляшов, В. Е. Ким, Т. Ф. Панкова, Д. М. Стоянов, Д. А. Кругликов, Д. Ю. Макаров, В. А. Губер
Административное здание Министерства путей сообщения России
Москва, 2003-2004

Здание расположено за пределами Садового кольца, близ Комсомольской площади с ее тремя вокзалами и железнодорожной станцией "Каланчевка", то есть на оживленнейшем транспортном перекрестке столицы. Его план достаточно сложен и напоминает по конфигурации средневековый арбалет; в упрощенной объемной композиции представляет собой триптих из двух 17-этажных строений и башни в 27 этажей. Два фланкирующих башню объема объединяются на уровне перекрытия четвертого этажа. В эту переходную зону вынесены общие сантехнические, подсобные помещения и столовая. Почти все этажи заняты офисами. Исключения составляют те, где располагаются резиденция министра с его заместителями и охраной, конференц-зал, выставочный зал, фитнес-центр, технические службы. Под зданием, ниже уровня нулевой отметки находится автостоянка на 99 машино-мест.
В основе оформления фасадов лежит плоскостная композиция, образованная рисунком матовых серых гранитных плит на фоне прозрачного стекла, тонированного в голубой оттенок, меняющийся в зависимости от дневного света. Рисунок в целом имитирует огромные - в несколько этажей - оконные проемы с полуциркульным завершением. Специально разработанные конструкции позволили реализовать в здании концепцию холодно-теплого вентилируемого фасада.
Несущий остов, сформированный из наружных и внутренних стен, колонн, пилонов и безбалочных перекрытий, выполнен в монолитном железобетоне.


А. И. Комеч (ответственный редактор), Т. И. Гейдор, А. С. Щенков, Г. К. Смирнов
Судьба культурного наследия России - ХХ в. и ландшафты России. 3 т.
Москва, 2003

Трехтомник состоит из "Черной книги - утраты", "Красной книги - предостережение", "Белой книги - обретения". Первая из них содержит материал о безвозвратно утраченных в ХХ веке сокровищах культурного прошлого России, вторая - о памятниках, которым грозит уничтожение, третья посвящена достижениям отечественной архитектурной реставрации. В каждой книге содержится вводная глава, дающая информацию о проходивших в стране политических, экономических и культурных процессах и вызванных ими трансформациях архитектурного наследия. В последующих главах приводится информация о сотнях объектов архитектурного наследия, каждый из которых представлен в фотографиях, снабженных подробной аннотацией. В "Белой книге" фотографии показывают памятники до разрушения или искажения, в искаженном виде и после реставрации.
Издание содержит свыше полутора тысяч фотографий, значительная часть которых - уникальна. Их публикации - результат специального архивного поиска.


Авторский коллектив: А. Ю. Орлов, А. В. Некрасов, В. О. Сычева, Т. И. Богатова
Станция метро "Анино"
Москва, 2001

Эта 163-я станция Московского метрополитена возведена на рубеже столетий и впитала в себя лучшие достижения в подземной архитектуре ХХ века и новые веяния третьего тысячелетия.
Подземная часть сооружения получила хороший объем благодаря высоким куполам, сидящим на одной оси по длине всей платформы. Помимо создания определенного ритма, ярко освещенные подкупольные пространства, оснащенные десятью нишами овальной формы под светильники, зрительно приподняли свод над головами пассажиров на значительную высоту.
В отделке интерьера авторы проекта применили традиционный для метрополитена материал - гранит и мрамор красного, серого и белого оттенка. Путевая стена облицована плитами мрамора "Уфалей", ее цоколь - гранитом "Габбро". Геометрический рисунок пола, набранный из гранита Покостовского месторождения и "Габбро", соответствует ритмическим рядам плафона. Конструкции в виде цилиндрического свода, опирающегося на стены, состоят из монолитного железобетона.
Пассажиры выходят на поверхность через подземные трехуровневый вестибюль и переходы. Колонны и стены в этой зоне облицованы мрамором других сортов - "Россо Верона" и "Коелга", пол набран из того же гранита. Конструкции вестибюля выполнены уже из сборно-монолитного железобетона.
Визуальная связь пространств двух зон происходит за счет понижения плоских участков свода в начале и конце станции, где оформителями разработан принципиально другой прием освещения.


Авторский коллектив: А. Р. Асадов (руководитель), А. Д. Ларин, А. Рождественский, А. А. Асадов, Л. Писаренко, А. Небытов, А. Натаров, Г. Марова
Спортивно-оздоровительный теннисный центр "Оlimpik Star"
Москва, 2002

Спортивный комплекс расположен на грани двух сред - города и природы. Являясь промежуточным звеном между ними, создает искусственный ландшафт. Этот прием довольно распространен в отечественной практике при проектировании значительных спортивных объектов.
Основной объем помещений скрыт под пологим холмом с естественным грунтом, из которого выступают лишь прямоугольные "пеналы" теннисных кортов. Через овальную площадь можно войти на средний уровень комплекса, лежащий над гардеробной зоной. Отсюда предусмотрен вход на четыре теннисных корта, в бассейн, залы для сквоша, аэробики, хореографии, бодибилдинга, фитнес-клуб, косметический салон. Подземная автостоянка, бильярдная с баром и боулинг размещены в цоколе. На кровле теннисных кортов устроены открытые игровые площадки, а в центральной части - "осколки" световых фонарей.
Авторы "Olimpik Star" постарались его внешним обликом и посадкой утвердить многие принципы "зеленой архитектуры", которая должна не только выделяться на фоне природы, но и гармонично вписываться в нее.


С. Н. Николаев (руководитель), Ю. Г. Граник, И. С. Баршак, В. А. Ильичев, Т. И. Садовская, В. М. Гарпинченко, А. П. Зобнин, Е. Е. Кирюханцев
Общие положения к техническим требованиям по проектированию жилых зданий высотой более 75 м
Москва, 2002

Это издание является практическим руководством по разработке технических условий на проектирование каждого конкретного жилого здания высотой более 75 м. Они учитывают требования федеральных и московских нормативных документов, относящихся к жилищному строительству, и определяют необходимые нормы к проектированию высотных зданий.
"Общие положения..." содержат разделы: область применения, архитектурно-планировочные решения, основания, фундаменты и подземные части зданий, конструктивные решения наземной части, инженерное обеспечение, санитарно-гигиенические требования, противопожарные мероприятия, а также примерный состав и структура технических условий на проектирование жилого здания высотой более 75 м.
"Общие положения..." приняты и введены в действие приказом по Москомархитектуре от 17. 05. 02 № 101 и зарегистрированы в качестве практического руководства Госстроем России (№ 9-29/318).


С. Б. Мержанов, Л. В. Копылова, Н. А. Кулебякин, М. Н. Аввакумов Д. М. Великовский (автор концепции)
Архитектор Борис Великовский
Москва, 2002

Книга посвящена творчеству крупного мастера русской и советской архитектуры, многие заметные постройки и теоретические положения которого оказались несправедливо преданы забвению в отечественных и профессиональных изданиях. Авторы преследовали цель, во-первых, показать основные произведения Бориса Великовского в различных жанрах (храм, административный комплекс, доходный дом, особняк, здания производственного назначения); во-вторых, познакомить читателя с теоретическими воззрениями мастера, которым он посвятил вторую половину своей творческой жизни. Перечисленные типы сооружений, представляющие значительную архитектурно-художественную ценность и отмеченные ярко выраженной печатью новаторства, удостоены специального рассмотрения.
В послереволюционную эпоху Борис Великовский проявил себя как незаурядный специалист в области проектирования крупных общественно-административных комплексов, теоретически обосновал необходимость создания поселков-садов вокруг Москвы и выполнил ряд соответствующих проектов, а также принял непосредственное участие в реконструктивных мероприятиях района Мясницкой улицы. Эти направления профессиональной деятельности Великовского также отражены в отдельных главах второй части книги.
Представленное издание является первой публикацией, посвященной многогранному творчеству самобытного архитектора.


Авторский коллектив: Ю. П. Платонов, А. В. Кузьмин, Д. А. Метаньев, И. В. Дианова-Клокова, А. В. Тасалов, О. Стребель, Е. Г. Гапонцев, Д. В. Лабузов
Пешеходный туристический маршрут "Нескучный сад - Москва-сити"
Москва, 1998-2002

Туристический маршрут включает и связывает в элемент градостроительного искусства три составляющие - Андреевский пешеходный мост близ Нескучного сада, пешеходный мост Богдана Хмельницкого у Киевского вокзала и соседствующий с ним ансамбль площади Европы с фонтаном, скверами и павильоном.
Архитектура первого моста была определена историческим обликом его прототипа и органично вошла в силуэты столичного центра с Кремлем. Свето-цветовое оформление из теплых желтых и розовых тонов создает даже в пасмурный день эффект солнечного света внутри этой висячей галереи.
Второй мост имеет в своей центральной зоне трехнефный зал со стеклянным параболическим сводом, который вместе с остальными образует анфиладу в виде светопрозрачной галереи. Разнообразные по очертаниям залы служат местом проведения самых различных общественных мероприятий, в том числе и выставок. Один створ моста обращен к скверу Девичьего поля, ориентированного на Андреевский мост, второй образует выход к ансамблю площади Европы.
Площадь возникла на месте транспортного хаоса из автостоянок и в настоящее время объединяет обширное пешеходное пространство с зелеными скверами и прибрежной зоной Москвы-реки. Композиционный центр площади держит фонтан с ультрасовременной скульптурой, олицетворяющей миф "Похищение Европы". Сам фонтан выполнен в виде каскада плоских чаш, понижающихся по центробежному принципу. Тротуар вокруг него вымощен гранитными плитами эффектного розового оттенка, доставленными из Карелии.


Авторский коллектив: В. К. Моор (руководитель), В. А. Обертас, А. Г. Гаврилов
Воссоздание Николаевской триумфальной арки по улице Петра Великого в г. Владивостоке
Владивосток, 2003

Триумфальные Николаевские ворота, известные под названием Арка Цесаревича, были сооружены в 1891 году в честь посещения города будущим императором Николаем II. Автором проекта являлся инженер-капитан Коновалов. За советский период сооружение претерпело ряд изменений, а в 1930 году было окончательно разрушено. Учитывая, что оно считалось одним из важных культурно-исторических символов Владивостока, приняли решение о его воссоздании.
Проект выполнялся на основе исследования имеющихся историко-архивных, литературных и фотографических источников, поскольку чертежи, к сожалению, не сохранились. Процесс воссоздания осуществлялся по методу восстановительной стилистической реставрации. При посадке арки на участок, принимая во внимание изменившуюся более чем за век градостроительную ситуацию, старались ее вписать в существующий контекст, а также сделать художественно-композиционным акцентом среды.
Авторы проекта первоначально разработали теоретическую модель воссоздания. Далее посредством детального анализа имеющихся фотографий определили размеры арки и в первую очередь ее высоту. После экспериментального моделирования восприятия на градостроительном макете приступили к возведению на основе традиционных и современных строительных конструкций, материалов и технологий.