МАРХИ ДЛЯ МОСКВЫ

Н. А. Сапрыкина, советник РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

Ю.А. Табунщиков
Здания высоких технологий - возможности современного строительства

Г. В. Есаулов
Архитектурное неследие и экология культуры

Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы

В. И. Травуш
Синтез архитектурной и строительной науки

Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи

В. И. Ресин
Московский строительный комплекс - достижения и перспективы

В. Л. Хайт
Традиции и новые тенденции в архитектуре России

Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга

А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез архитектурно-строительной науки и практики, традиций и новаторства

В. Н. Белоусов
Градостроительство России на выходе из кризиса

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Архитектура.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Градостроительство.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Строительные науки.

Новая книга:
"Перспективы развития поселений Севера в современных условиях"

Хроника РААСН


Академический архитектурный научно-творческий центр "АКАДЕМАРХЦЕНТР" РААСН ведет проектно-экспериментальные НИР в рамках плана важнейших научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполняемых Академией. На примере московской тематики отрабатывается решение проблем, имеющих значение для многих крупных городов России. Так, например, проектно-экспериментальная научно-исследовательская работа, связанная с организацией московских территорий, проводилась по теме "Проблемы застройки территорий и зон экстремального строительства (территорий придорожного и наддорожного пространства, сложного рельефа и природоохраняемого ландшафта) и введение их в хозяйственный оборот" (руководители: академик РААСН, профессор МАрхИ А. В. Кузьмин, академик РААСН, профессор МАрхИ Д. С. Солопов; исполнитель старший преподаватель МАрхИ М.Н. Канунников).
Авторы предлагают разместить многоцелевой общественный центр в прирельсовой зоне Киевского направления МЖД в районе "Поклонной горы" (улица Поклонная). Структура застройки становится объединяющим звеном между двумя разделенными железной дорогой и поймой реки Сетунь жилыми кварталами: улиц Генерала Ермолова и 1812 года (район Дорогомилово) и кварталом Мосфильмовского переулка и улицы Пырьева (район Мосфильмовский). Для осуществления эксперимента выбрана бросовая территория с развитым рельефом, при котором линия железной дороги и пойма реки расположены в низине, а между ними находится островное плато в уровне земли прилегающей застройки. Данные условия позволяют максимально использовать резерв территории при создании новой городской структуры.
Концепция застройки предполагает создать крупный общественно-культурный центр в глубине мегаполиса, объединяющий разорванную ткань города. Это - крупная зеленая рекреационная зона, включающая музейный и спортивный комплексы.
Общественный центр представляет собой многоуровневую платформу, перекрывающую железнодорожные пути и прилегающие зоны отчуждения. Нижний ярус находится на одном уровне с близлежащими городскими территориями. В нем располагаются входная зона, торговые площади, паркинг и рекреационная зона в районе островной части. Верхний ярус - общественное пространство, объединяющее два главных объекта комплекса: музейный центр с выставочными залами (35000 м2) и многоотраслевой спортивный центр (28000 м2) с универсальным спортивным залом, бассейном, тренажерными залами, боулинг.
Транспортная схема организована в виде двух мостов, которые становятся недостающими частями разорванной городской транспортной структуры между двумя жилыми кварталами. В центральной части многоуровневой платформы размещены основные транспортные подъезды к общественному центру с въездами на уровень паркинга. Параллельно с транспортными магистралями организована диагональная пешеходная структура в виде крытых мостов и уровней, связывающая комплекс с Парком Победы, бульваром улицы 1812 года и Мосфильмовским переулком. В проекте учитывается предложение НИИПИ Генплана по созданию дублера Кутузовского проспекта, который пройдет параллельно железнодорожным путям под многоуровневой платформой общественного центра.
Актуальной для Москвы является задача, связанная с проектно-экспериментальными разработками "Проблемы функциональной переориентации и архитектурная реконструкция неэффективных производственных зданий" (руководитель: советник РААСН, профессор МАрхИ Г. М. Агранович; исполнители: профессор МАрхИ О. Р. Мамлеев, старший преподаватель МАрхИ М. Н. Канунников).
Современные рыночные условия во многом определяют дальнейшее развитие и будущее промышленных предприятий. Многие из них стали неэффективными, неконкурентноспособными, а высокая стоимость территорий, на которых они размещаются, требует их перепрофилирования. Производственные же корпуса предприятий различных отраслей имеют свои особенности объемно-пространственных решений, а потому задача перепрофилирования требует индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации.
О разностороннем характере этого явления свидетельствуют многочисленные термины, прочно вошедшие в обиход архитекторов: адаптация (использование здания с изменением его функционального назначения), консервация и индустриальная археология (включает исторические аспекты), ревитализация (возрождение городского пространства, в котором существует объект) и другие. Все это многообразие терминов можно объединить условным понятием "реновация". Явление, обозначаемое этим понятием, играет исключительно важную роль в современном архитектурном процессе.
В последние годы во многих экономически развитых странах возникает новое направление - проектирование и строительство "технопарков", одной из функциональных особенностей которых является неразрывная связь между научно-техническим процессом, осуществляемым в зданиях научного профиля, и опытно-экспериментальной апробацией, проводимой в зданиях опытного производства. Именно формирование технопарков может стать одним из важнейших направлений реконструкции и развития промышленных предприятий
в условиях ревитализации городской среды. Оно поможет решить ряд важ-
нейших проблем в развитии города, в том числе социальных, получить
промышленные предприятия современного типа, упорядочить не только их структуру, но и
территории города с преимущест-
венно промышленной застройкой.
В МАрхИ были разработаны программа и методические указания, на основе которых на кафедре архитектуры промышленных сооружений в течение ряда лет осуществлялись экспериментальные работы курсового и дипломного проектирования по реконструкции предприятий - памятников промышленной архитектуры, по переориентации неэффективных предприятий и комплексов. В числе таких проектов - реконструкция кондитерской фабрики "Красный Октябрь", заводов "Калибр", "Красный Пролетарий", "имени Серго Орджоникидзе", "Трехгорной мануфактуры" и многих других.
В качестве наиболее характерных объектов использовалась территория промзоны "Донские улицы", включающая предприятия станкостроительного профиля - заводы "Красный пролетарий", имени Серго Орджоникидзе, а также текстильные предприятия, завод цветных металлов и территорию "Дома-коммуны". Наряду с перечисленными объектами кафедрой была выполнена экспериментальная работа по заказу мастерской Б. Леванта ( реконструкция территории предприятия "ЗИНТО", рассматривавшаяся на градостроительном совете Москвы. На основе сформулированной концепции были предложены шесть вариантов реновации.
Проектно-экспериментальные научно-исследовательские работы, проводимые в РААСН и МАрхИ, вошли в перечень научных разработок вузов столицы в области строительства и архитектуры, переданный в Управление научно-технической политики в строительной отрасли Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города для рассмотрения возможности внедрения результатов НИР в строительную индустрию Москвы.