О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЮБИЛЕИ

Г. Ю. Орлов, профессор МАрхИ

Русская линия

№ 2-3 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

Ю. А. Табунщиков
Здания высоких технологий - возможности современного строительства

Г. В. Есаулов
Архитектурное неследие и экология культуры

Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы

В. И. Травуш
Синтез архитектурной и строительной науки

Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи

В. И. Ресин
Московский строительный комплекс - достижения и перспективы

В. Л. Хайт
Традиции и новые тенденции в архитектуре России

Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга

А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез архитектурно-строительной науки и практики, традиций и новаторства

В. Н. Белоусов
Градостроительство России на выходе из кризиса

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Архитектура.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Градостроительство.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Строительные науки.

Новая книга:
"Перспективы развития поселений Севера в современных условиях"

Хроника РААСН


Последние годы ушедшего ХХ века оставили нам воспоминания о бурно проведенных в Московском архитектурном институте празднованиях 75-летия ВХУТЕМАСа (1993 год), 60-летия МАрхИ (1993 год), 250-летия московского архитектурного образования. А в середине века, в 1939 году, отмечалось 150-летие московской архитектурной школы (со времени реорганизации М. Ф. Казаковым своей «архитектурной команды» в Кремлевское училище, готовившее архитекторских помощников). Еще праздновали в 1966 году в Кремлевском дворце съездов 100-летие архитектурной высшей школы, а точнее, открытие архитектурного отделения при училище живописи, ваяния и зодчества. Едва начавшись, XXI век тоже ознаменовался очередным юбилеем в Московском архитектурном институте, теперь уже 70-летием. И в общем-то ничего удивительного нет в том, что все важные вехи богатой и интересной истории архитектурного образования отмечаются именно в МАрхИ, являющемся единственным наследником всех предшествовавших школ. Удивительно другое – как в условиях тоталитарного государства удалось созданное многими поколениями зодчих-профессоров это высшее учебное заведение сохранить и сберечь.
МАрхИ в своем нынешнем виде возник в 1933 году в условиях возведенной в норму нетерпимости ко всем «измам», прилагавшимся к тому или иному явлению культуры. Шесть лет спустя на сессии Академии архитектуры, посвященной 150-летию архитектурного образования в Москве, говорится не об архитектуре как таковой, а о том, какой она должна быть «благодаря заботам партии и правительства и лично товарища Сталина». Разрешено то, что приказано, единственным стилем становится «архитектура социалистического реализма», и архитектор уже не просто архитектор, а «социалистический реалист», и правила жанра звучат так: «Для осуществления социалистического реализма необходимо следующее условие: от проектировщика требуется простота, серьезное, правдивое отношение к запросам жизни». Вера в простоту и одномерное устройство будущего коммунистического мира подкрепляется столь же простыми действиями, направленными на улучшение мира реального. Действительное или мнимое улучшение - это вопрос другой. Да только «простота и естественность социалистического реализма» не оставляют места для споров и дискуссий, ведь сам Михаил Иванович Калинин сказал, «что здесь нечего особенно мудрить, надо быть только правдивым, говорить правду, и она сама окажется социалистической».
Времена меняются. Однако психология нетерпимости с ее стремлением нивелировать и нормировать явления жизни уходит корнями в глубину столетий и избавление от нее удается нам плохо. К названию «Московский архитектурный институт» мы нынче послушно добавляем «ГОУ», означающее, по циркуляру Минобразования, «Государственное образовательное учреждение». А раз мы «учреждение», то в соответствии с толковым словарем В. И. Даля нас надо «установить в ряд, устроить правилами и порядками». «Нивелирующая роль циркуляра, определяющая пределы и содержание знания» (М. Е. Салтыков-Щедрин) по-прежнему остается главным оружием неувядающего чиновничества.
Сегодня, в начале XXI века в МАрхИ считают, что архитектурное образование должно развиваться по следующим направлениям:
    1. Преодоление традиционного и прагматично-узкого профессионализма в интересах целостного и универсального мировосприятия. Пропаганда гуманитарного знания во всех фундаментальных предметных областях, а не только в гуманитарных предметах. Смыслом учебного процесса должно стать воспитание человека, координация его экологического, экономического, социального и технологического развития.
2. Обеспечение доступа к первоисточникам предметного знания. Воспитание исторического мышления, необходимого для самостоятельной работы.
3. Интеграция, взаимопроникновение (конвергенция) трех линий, составляющих содержание деятельности вуза и представляющих образование (обучение), практику и научные исследования. Архитектор, после длительного периода кризиса своей социальной роли в обществе и лидирующей роли в проектном и строительном конвейере, должен вновь занять высший уровень интеллектуальных, творческих, технических, социальных, культурных и лидерских умений и ценностей.
4. Архитектурное образование должно быть интегрировано в практику. Для этого нужно расширять сотрудничество преподавателей и архитекторов-практиков, включая в учебные программы работу в архитектурных мастерских и офисах, для непосредственной передачи опыта.
5. Профессиональное образование должно обеспечить формирующимся архитекторам интеллектуальную компетентность, умение критически мыслить, способность использовать исторические прецеденты в процессе проектирования и защиты своих проектов. Все без исключения что преподается в МАрхИ, следует подавать как историю умений и открытий, творческих поисков и длительного накопления опыта.
Итак, есть ясные и понятные цели и есть реальность, ставящая только те задачи, которые мы в состоянии технически решить. А реальность свидетельствует, что на протяжении последних 10-15 лет происходили глубокие изменения в содержании учебной программы, создавались образовательные стандарты, возникали новые дисциплины, такие как «История отечества», «Русский язык и культура речи», «Социология», «Основы градостроительного кадастра». Мы можем сегодня с удовлетворением заявить, что нам удалось обеспечить чтение этих предметов преподавателями высокой квалификации. Новые дисциплины не плавают, как балласт, поверх и без того насыщенной программы, а стали хорошим и необходимым дополнением к ее наиболее ценной части – гуманитарной составляющей. При этом проявилось особое значение этапа фундаментальной подготовки в архитектурном образовании. Стало уже общепризнанным фактом, что односторонняя специальная подготовка явно уступает по своему содержанию гораздо более гибкой и подвижной фундаментальной. Именно последняя сообщает студентам тот набор знаний, который в наибольшей степени способствует формированию всесторонне развитой личности. Венчающий фундаментальную подготовку квалификационный проект стал полноценным дипломным проектом на соискание степени бакалавра. Обладатели этого диплома имеют право, в соответствии с нашим законодательством, заниматься профессиональной деятельностью в должности архитектора.
Произошел серьезный сдвиг в информационном обеспечении учебного процесса. Преподавателям института принадлежит авторство двух программ, обеспечивающих ведение новых дисциплин: «Компьютерный композиционно-комбинаторный курс» и «Компьютерная графика». Создана информационная среда, обеспечивающая доступ студентов, магистров и аспирантов к информационным ресурсам коллективного пользования, позволяющая эффективно решать как научные и учебные, так и управленческие задачи.
В пятилетнем плане развития материально-технической базы МАрхИ на первое место поставлены нужды фундаментальной научной библиотеки. Началась ее поэтапная реконструкция, включающая в себя перевод на электронные носители основных фондов, переустройство книгохранилища и читального зала, создание специального программного обеспечения на основе современной технологии.
Активно участвует в курсовом и дипломном проектировании лаборатория видеосистем. В ее стенах в настоящее время приступили к работам по применению цифрового телевидения для создания современного видеокомпьютерного комплекса. Лаборатория является членом Европейской ассоциации архитектурной эндоскопии, во всех конференциях которой ее представители принимают самое активное участие, выступая на них с научными докладами. Москомархитектура своим постановлением рекомендовала участие лаборатории видеокомпьютерного моделирования МАрхИ в подготовке материалов для согласования важнейших архитектурных объектов в Москве.
Одной из главнейших задач дипломного проектирования сегодня является сохранение ценного историко-архитектурного наследия при проектировании и строительстве в исторически сложившейся среде. Возрастает роль кафедры «Реконструкции и реставрации в архитектуре» как научного центра, задающего «правильный тон» философского, исторического мышления при работе в исторических центрах городов. Есть основания надеяться, что основной цикл предпроектных работ, содержащий в себе и «Историко-архитектурный опорный план», и «Проект зон охраны памятников истории и культуры» с помощью методических разработок указанной кафедры станет составной частью каждого генерального плана города, района, участка старого города, отдельного здания.
К сожалению, приходится констатировать сохраняющуюся разорванность рационального и художественного аспектов проектирования, недостаточную координацию программ между кафедрами архитектурного проектирования и инженерно-технических дисциплин. Смещение акцентов в преподавании смежных дисциплин от детального знания предмета к пониманию его в связи с профессией – процесс длительный, затягивающийся в силу инерционности образовательных программ, а также острейшей кадровой проблемы. Мы сегодня хорошо представляем себе пути решения возникающих перед нами задач, но сама реализация решений неизбежно растянется на годы. В стратегической программе академии – интеграция отдельных мелких дисциплин и кафедр в более крупные образования, способные дать выход схоластическим теоретическим курсам на проектное конструирование. Институт начал привлекать ведущих проектировщиков-конструкторов из крупных проектных фирм к чтению коротких курсов и отдельных лекций по актуальным проблемам конструктивного формообразования. Мы уже видим, как идущий в последние годы процесс постепенного втягивания все большего количества преподавателей в реальное проектирование в значительной степени способствует комплексному подходу к решению проектных задач.
Сильной стороной московской архитектурной школы всегда было сохранение ее веками накопленных образовательных традиций. Это проявляется в пристальном изучении мирового и отечественного культурного наследия, в культуре творческого диалога между студентом и преподавателем, в сохранении и постоянном обновлении большого блока изобразительных дисциплин (рисунка, живописи, скульптуры, начертательной геометрии), воспитывающих у студентов художественный вкус.
Еще одно сильное качество нашей школы – постоянная открытость международным контактам и общению с различными школами и направлениями, мобильная готовность к выполнению любых творческих задач. Отсюда стабильно высокие результаты, которых мы добиваемся, участвуя во внутренних и международных архитектурных конкурсах.
Проблем и недостатков у нас тоже, разумеется, хватает, и их перечисление заняло бы не одну страницу этой статьи, посвященной юбилеям, но важно отметить возникшее в последнее время совершенно новое ощущение, что со всеми проблемами мы в состоянии справиться сами. Когда столь нередкие у нас стенания о «распавшейся связи времен» заменяются конкретными заботами о том, как сохранить кадровый состав и улучшить материальное положение профессорско-преподавательского корпуса, как создать дополнительные источники дохода за счет платных образовательных услуг и не сократить при этом число бюджетных мест, и т. д. и т. п., то любые кризисные явления воспринимаются как задачи, которые надо разумно оценить и решительно преодолеть.
И тогда будет о чем рассказать в следующий юбилей, который мы ни в коем случае не забудем отметить.