|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
Ю. А. Табунщиков
Здания высоких
технологий - возможности современного
строительства
Г. В. Есаулов
Архитектурное
неследие и экология культуры
Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы
В. И. Травуш
Синтез
архитектурной и строительной науки
Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи
В. И. Ресин
Московский
строительный комплекс - достижения и перспективы
В. Л. Хайт
Традиции и новые
тенденции в архитектуре России
Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей
новой архитектуры исторического центра
Петербурга
А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез
архитектурно-строительной науки и практики,
традиций и новаторства
В. Н. Белоусов
Градостроительство
России на выходе из кризиса
Награды Российской академии
архитектуры и строительных наук.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Архитектура.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Градостроительство.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Строительные науки.
Новая книга:
"Перспективы
развития поселений Севера в современных
условиях"
Хроника РААСН |
Последние годы ушедшего ХХ века оставили нам
воспоминания о бурно проведенных в Московском
архитектурном институте празднованиях 75-летия
ВХУТЕМАСа (1993 год), 60-летия МАрхИ (1993 год), 250-летия
московского архитектурного образования. А в
середине века, в 1939 году, отмечалось 150-летие
московской архитектурной школы (со времени
реорганизации М. Ф. Казаковым своей
«архитектурной команды» в Кремлевское училище,
готовившее архитекторских помощников). Еще
праздновали в 1966 году в Кремлевском дворце
съездов 100-летие архитектурной высшей школы, а
точнее, открытие архитектурного отделения при
училище живописи, ваяния и зодчества. Едва
начавшись, XXI век тоже ознаменовался очередным
юбилеем в Московском архитектурном институте,
теперь уже 70-летием. И в общем-то ничего
удивительного нет в том, что все важные вехи
богатой и интересной истории архитектурного
образования отмечаются именно в МАрхИ,
являющемся единственным наследником всех
предшествовавших школ. Удивительно другое – как
в условиях тоталитарного государства удалось
созданное многими поколениями
зодчих-профессоров это высшее учебное заведение
сохранить и сберечь.
МАрхИ в своем нынешнем виде возник в 1933 году в
условиях возведенной в норму нетерпимости ко
всем «измам», прилагавшимся к тому или иному
явлению культуры. Шесть лет спустя на сессии
Академии архитектуры, посвященной 150-летию
архитектурного образования в Москве, говорится
не об архитектуре как таковой, а о том, какой она
должна быть «благодаря заботам партии и
правительства и лично товарища Сталина».
Разрешено то, что приказано, единственным стилем
становится «архитектура социалистического
реализма», и архитектор уже не просто архитектор,
а «социалистический реалист», и правила жанра
звучат так: «Для осуществления
социалистического реализма необходимо
следующее условие: от проектировщика требуется
простота, серьезное, правдивое отношение к
запросам жизни». Вера в простоту и одномерное
устройство будущего коммунистического мира
подкрепляется столь же простыми действиями,
направленными на улучшение мира реального.
Действительное или мнимое улучшение - это вопрос
другой. Да только «простота и естественность
социалистического реализма» не оставляют места
для споров и дискуссий, ведь сам Михаил Иванович
Калинин сказал, «что здесь нечего особенно
мудрить, надо быть только правдивым, говорить
правду, и она сама окажется социалистической».
Времена меняются. Однако психология
нетерпимости с ее стремлением нивелировать и
нормировать явления жизни уходит корнями в
глубину столетий и избавление от нее удается нам
плохо. К названию «Московский архитектурный
институт» мы нынче послушно добавляем «ГОУ»,
означающее, по циркуляру Минобразования,
«Государственное образовательное учреждение». А
раз мы «учреждение», то в соответствии с толковым
словарем В. И. Даля нас надо «установить в ряд,
устроить правилами и порядками». «Нивелирующая
роль циркуляра, определяющая пределы и
содержание знания» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
по-прежнему остается главным оружием
неувядающего чиновничества.
Сегодня, в начале XXI века в МАрхИ считают, что
архитектурное образование должно развиваться по
следующим направлениям:
1. Преодоление традиционного и
прагматично-узкого профессионализма в интересах
целостного и универсального мировосприятия.
Пропаганда гуманитарного знания во всех
фундаментальных предметных областях, а не только
в гуманитарных предметах. Смыслом учебного
процесса должно стать воспитание человека,
координация его экологического, экономического,
социального и технологического развития.
2. Обеспечение доступа к первоисточникам
предметного знания. Воспитание исторического
мышления, необходимого для самостоятельной
работы.
3. Интеграция, взаимопроникновение (конвергенция)
трех линий, составляющих содержание
деятельности вуза и представляющих образование
(обучение), практику и научные исследования.
Архитектор, после длительного периода кризиса
своей социальной роли в обществе и лидирующей
роли в проектном и строительном конвейере,
должен вновь занять высший уровень
интеллектуальных, творческих, технических,
социальных, культурных и лидерских умений и
ценностей.
4. Архитектурное образование должно быть
интегрировано в практику. Для этого нужно
расширять сотрудничество преподавателей и
архитекторов-практиков, включая в учебные
программы работу в архитектурных мастерских и
офисах, для непосредственной передачи опыта.
5. Профессиональное образование должно
обеспечить формирующимся архитекторам
интеллектуальную компетентность, умение
критически мыслить, способность использовать
исторические прецеденты в процессе
проектирования и защиты своих проектов. Все без
исключения что преподается в МАрхИ, следует
подавать как историю умений и открытий,
творческих поисков и длительного накопления
опыта.
Итак, есть ясные и понятные цели и есть
реальность, ставящая только те задачи, которые мы
в состоянии технически решить. А реальность
свидетельствует, что на протяжении последних 10-15
лет происходили глубокие изменения в содержании
учебной программы, создавались образовательные
стандарты, возникали новые дисциплины, такие как
«История отечества», «Русский язык и культура
речи», «Социология», «Основы градостроительного
кадастра». Мы можем сегодня с удовлетворением
заявить, что нам удалось обеспечить чтение этих
предметов преподавателями высокой квалификации.
Новые дисциплины не плавают, как балласт, поверх
и без того насыщенной программы, а стали хорошим
и необходимым дополнением к ее наиболее ценной
части – гуманитарной составляющей. При этом
проявилось особое значение этапа
фундаментальной подготовки в архитектурном
образовании. Стало уже общепризнанным фактом,
что односторонняя специальная подготовка явно
уступает по своему содержанию гораздо более
гибкой и подвижной фундаментальной. Именно
последняя сообщает студентам тот набор знаний,
который в наибольшей степени способствует
формированию всесторонне развитой личности.
Венчающий фундаментальную подготовку
квалификационный проект стал полноценным
дипломным проектом на соискание степени
бакалавра. Обладатели этого диплома имеют право,
в соответствии с нашим законодательством,
заниматься профессиональной деятельностью в
должности архитектора.
Произошел серьезный сдвиг в информационном
обеспечении учебного процесса. Преподавателям
института принадлежит авторство двух программ,
обеспечивающих ведение новых дисциплин:
«Компьютерный композиционно-комбинаторный
курс» и «Компьютерная графика». Создана
информационная среда, обеспечивающая доступ
студентов, магистров и аспирантов к
информационным ресурсам коллективного
пользования, позволяющая эффективно решать как
научные и учебные, так и управленческие задачи.
В пятилетнем плане развития
материально-технической базы МАрхИ на первое
место поставлены нужды фундаментальной научной
библиотеки. Началась ее поэтапная реконструкция,
включающая в себя перевод на электронные
носители основных фондов, переустройство
книгохранилища и читального зала, создание
специального программного обеспечения на основе
современной технологии.
Активно участвует в курсовом и дипломном
проектировании лаборатория видеосистем. В ее
стенах в настоящее время приступили к работам по
применению цифрового телевидения для создания
современного видеокомпьютерного комплекса.
Лаборатория является членом Европейской
ассоциации архитектурной эндоскопии, во всех
конференциях которой ее представители принимают
самое активное участие, выступая на них с
научными докладами. Москомархитектура своим
постановлением рекомендовала участие
лаборатории видеокомпьютерного моделирования
МАрхИ в подготовке материалов для согласования
важнейших архитектурных объектов в Москве.
Одной из главнейших задач дипломного
проектирования сегодня является сохранение
ценного историко-архитектурного наследия при
проектировании и строительстве в исторически
сложившейся среде. Возрастает роль кафедры
«Реконструкции и реставрации в архитектуре» как
научного центра, задающего «правильный тон»
философского, исторического мышления при работе
в исторических центрах городов. Есть основания
надеяться, что основной цикл предпроектных
работ, содержащий в себе и
«Историко-архитектурный опорный план», и «Проект
зон охраны памятников истории и культуры» с
помощью методических разработок указанной
кафедры станет составной частью каждого
генерального плана города, района, участка
старого города, отдельного здания.
К сожалению, приходится констатировать
сохраняющуюся разорванность рационального и
художественного аспектов проектирования,
недостаточную координацию программ между
кафедрами архитектурного проектирования и
инженерно-технических дисциплин. Смещение
акцентов в преподавании смежных дисциплин от
детального знания предмета к пониманию его в
связи с профессией – процесс длительный,
затягивающийся в силу инерционности
образовательных программ, а также острейшей
кадровой проблемы. Мы сегодня хорошо
представляем себе пути решения возникающих
перед нами задач, но сама реализация решений
неизбежно растянется на годы. В стратегической
программе академии – интеграция отдельных
мелких дисциплин и кафедр в более крупные
образования, способные дать выход
схоластическим теоретическим курсам на
проектное конструирование. Институт начал
привлекать ведущих
проектировщиков-конструкторов из крупных
проектных фирм к чтению коротких курсов и
отдельных лекций по актуальным проблемам
конструктивного формообразования. Мы уже видим,
как идущий в последние годы процесс постепенного
втягивания все большего количества
преподавателей в реальное проектирование в
значительной степени способствует комплексному
подходу к решению проектных задач.
Сильной стороной московской архитектурной школы
всегда было сохранение ее веками накопленных
образовательных традиций. Это проявляется в
пристальном изучении мирового и отечественного
культурного наследия, в культуре творческого
диалога между студентом и преподавателем, в
сохранении и постоянном обновлении большого
блока изобразительных дисциплин (рисунка,
живописи, скульптуры, начертательной геометрии),
воспитывающих у студентов художественный вкус.
Еще одно сильное качество нашей школы –
постоянная открытость международным контактам и
общению с различными школами и направлениями,
мобильная готовность к выполнению любых
творческих задач. Отсюда стабильно высокие
результаты, которых мы добиваемся, участвуя во
внутренних и международных архитектурных
конкурсах.
Проблем и недостатков у нас тоже, разумеется,
хватает, и их перечисление заняло бы не одну
страницу этой статьи, посвященной юбилеям, но
важно отметить возникшее в последнее время
совершенно новое ощущение, что со всеми
проблемами мы в состоянии справиться сами. Когда
столь нередкие у нас стенания о «распавшейся
связи времен» заменяются конкретными заботами о
том, как сохранить кадровый состав и улучшить
материальное положение
профессорско-преподавательского корпуса, как
создать дополнительные источники дохода за счет
платных образовательных услуг и не сократить при
этом число бюджетных мест, и т. д. и т. п., то любые
кризисные явления воспринимаются как задачи,
которые надо разумно оценить и решительно
преодолеть.
И тогда будет о чем рассказать в следующий
юбилей, который мы ни в коем случае не забудем
отметить.
|