|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
Ю. А. Табунщиков
Здания высоких
технологий - возможности современного
строительства
Г. В. Есаулов
Архитектурное
неследие и экология культуры
Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы
В. И. Травуш
Синтез
архитектурной и строительной науки
Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи
В. И. Ресин
Московский
строительный комплекс - достижения и перспективы
В. Л. Хайт
Традиции и новые
тенденции в архитектуре России
Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей
новой архитектуры исторического центра
Петербурга
А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез
архитектурно-строительной науки и практики,
традиций и новаторства
В. Н. Белоусов
Градостроительство
России на выходе из кризиса
Награды Российской академии
архитектуры и строительных наук.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Архитектура.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Градостроительство.
Медали и дипломы Российской
академии архитектуры и строительных наук.
Строительные науки.
Новая книга:
"Перспективы
развития поселений Севера в современных
условиях"
Хроника РААСН |
Конец ХХ века ознаменовался строительством в
разных странах ряда выдающихся сооружений -
таких, как тоннель через Ла-Манш, высотные дома в
Куала-Лумпуре, Орезундский мост и тоннель между
Данией и Швецией... Ряд интересных зданий
проектируется и в Москве.
За последние годы в мировой строительной
практике были достигнуты значительные успехи в
применении пространственных конструкций
покрытий и перекрытий как в массовом
строительстве для средних и небольших пролетов,
так и уникальных большепролетных. На смену
древним каменным сводам пришли монолитные или
сборные железобетонные, стальные, деревоклееные
ребристо-кольцевые и сетчатые купола.
С ХVII века известна геометрическая форма
однополостного гиперболоида, образуемая
поворотом наклонной прямой линии по кругу или
эллипсу. Эта форма широко используется при
создании новых архитектурных объектов и при
устройстве покрытий зальных помещений.
Во второй половине ХХ века значительное
распространение получили висячие конструкции -
вантовые, мембранные и пневматические оболочки.
Употребление стекла в зданиях изменило внешний
вид сооружений и их внутреннюю среду. В 1851 году Д.
Пакстон спроектировал Кристалл Паллас -
возможно, первое индустриальное здание со
стеклянными стенами и крышей. В дальнейшем В.
Гропиус и Мис ван дер Роэ интенсивно
использовали стекло на фасадах. Появление
стеклянных фасадов потребовало
кондиционирования помещений, которое и
появилось в начале ХХ столетия.
До конца ХIХ века акустика не играла заметной
роли в проектировании театров и концертных
залов. Наоборот, в основном музыка создавалась с
учетом места ее исполнения. Основы архитектурной
акустики были заложены только в начале
следующего столетия.
Проведем небольшой экскурс в историю
взаимоотношений строительного и архитектурного
искусства. Если со времени их разделения вопросы
прочности и инженерного обеспечения зданий
отошли к комплексу строительных наук, то
двойственную задачу сочетания эстетических
начал и технологии использования зданий и
сооружений, составившую ядро
художественно-производственной деятельности
зодчества, унаследовала наука архитектурная.
Архитектурно-строительная наука занята
выработкой и систематизацией объективных знаний
о человеке как об основном "потребителе"
зданий и сооружений, причем это
"потребление" рассматривается, с одной
стороны, как эстетически-функциональное, а с
другой, - как стимул для создания теории
сооружений, изучения строительных материалов и
технологии строительства. Позиционирование
прикладной архитектурной наукой человека в
качестве "потребителя" архитектурных
объектов сближает ее со ставшими столь
популярными в последние годы маркетинговыми
исследованиями, опирающимися на социологию,
психологию, теорию культуры, семиотику, теорию
эстетического восприятия. Рассмотрение же
архитектурных сооружений как строительных
объектов делает, прежде всего, востребованными
точные и естественные дисцыплины: математику,
физику, химию и прочие.
При проектировании зданий и сооружений разные
подразделения строительных наук формируют
систему зачастую противоречивых запросов:
противопожарные требования могут не
соответствовать требованиям эстетическим, новая
эффектная архитектурная форма может оказаться
не конструктивной, обеспечение комфортности - не
экономичным и т. д. Разработка интегральных
критериев, способных снять все эти противоречия,
и составляет предмет прикладной архитектурной
науки. Причем существенно, что критерии оценки
проектного решения лежат во внешней по отношению
к строительству и архитектуре сфере
социально-культурного и технологического
потребления, то есть в смежных с архитектурой и
строительством областях - библиотековедении,
театроведении, музееведении и тому подобных.
Таким образом, речь у нас идет об осуществлении
перевода технологических требований в
архитектурно-строительные решения.
С распространением ЭВМ и появлением теории
информации и кибернетики количественные методы
стали проникать в гуманитарную сферу, в том числе
и в архитектуру. Появились эмпирическая
эстетика, искусствометрия, квалиметрия (наука о
"количествах качества"), проксемика (наука о
психологии восприятия пространства) и другие. В
то же время в точных науках появились элементы
более гибких методов - таких, как теория неточных
множеств, теория катастроф, синергетика.
Инженерное обслуживание зданий всё более
усложняется, и сегодня мы переходим к
проектированию "умных",
"интеллектуальных" домов, управление и
контроль за которыми может осуществляться на
расстоянии с помощью мобильной связи.
Изменяется система показателей эффективности.
Еще вчера на повестке дня стояли вопросы
экономии строительных материалов при
строительстве, а сейчас наряду с этим все более
актуальной становится экономия энергии,
трудовых затрат.
Но самое важное - сохранение жизни людей. Если с
некоторым дискомфортом и недостаточной
эстетичностью помещений можно кое-как мириться,
то с пожароопасностью, сейсмоопасностю или
конструктивной неустойчивостю зданий,
являющихся тем самым для их обитателей
смертельно опасными, - нельзя.
В эпоху типового проектирования и строительства
были существенно занижены не только роль
архитектора, но и инженера, который мог
ограничиться знанием стандартного набора
железобетонных конструкций. Напротив, в тех
случаях, когда архитектор начинает
экспериментировать с формой, образом, это, как
правило, приводит к необходимости эксперимента и
в конструктивной области.
Строительство, архитектурное проектирование и
художественная деятельность сосуществуют в
определенной иерархической взаимозависимости.
Безусловно, строительство масштабных комплексов
требует привлечения значительных материальных
ресурсов, крупных инвесторов. Проектирование -
тоже достаточно сложный и трудоемкий процесс, но
оно более "экономно", нежели строительство,
и в трудные для себя периоды все же способно
развиваться в виде "бумажной" архитектуры.
Художество же само по себе выживает при
минимальном финансировании и даже за счет
средств самих художников. Поэтому - в образном
порядке - сначала эксперименты в живописи и
графике оказывают влияние на архитектурное
проектирование, а последнее -уже на
строительство.
Литература
1. Бартеньев И. А. Форма и конструкция в
архитектуре. Л., 1968.
2. Савченко М. Предмет архитектурной науки,
рукопись, архив отдела зданий и комплексов
культуры.
3. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное
проектирование. Современные методы проектного
анализа. М., 1976.
4. Петров В. М. Эта таинственная цикличность //
Число и мысль. Вып. 9. М., 1986.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств.
Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.-Л.,
1930.
|