СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ

В. И. Травуш, вице-президент   РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

Ю. А. Табунщиков
Здания высоких технологий - возможности современного строительства

Г. В. Есаулов
Архитектурное неследие и экология культуры

Н. А. Сапрыкина
МАРХИ Для Москвы

В. И. Травуш
Синтез архитектурной и строительной науки

Г. Ю. Орлов
О чем говорят юбилеи

В. И. Ресин
Московский строительный комплекс - достижения и перспективы

В. Л. Хайт
Традиции и новые тенденции в архитектуре России

Ю.И. Курбатов
Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга

А. П. Кудрявцев
РААСН: синтез архитектурно-строительной науки и практики, традиций и новаторства

В. Н. Белоусов
Градостроительство России на выходе из кризиса

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Архитектура.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Градостроительство.

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Строительные науки.

Новая книга:
"Перспективы развития поселений Севера в современных условиях"

Хроника РААСН


Конец ХХ века ознаменовался строительством в разных странах ряда выдающихся сооружений - таких, как тоннель через Ла-Манш, высотные дома в Куала-Лумпуре, Орезундский мост и тоннель между Данией и Швецией... Ряд интересных зданий проектируется и в Москве.
За последние годы в мировой строительной практике были достигнуты значительные успехи в применении пространственных конструкций покрытий и перекрытий как в массовом строительстве для средних и небольших пролетов, так и уникальных большепролетных. На смену древним каменным сводам пришли монолитные или сборные железобетонные, стальные, деревоклееные ребристо-кольцевые и сетчатые купола.
С ХVII века известна геометрическая форма однополостного гиперболоида, образуемая поворотом наклонной прямой линии по кругу или эллипсу. Эта форма широко используется при создании новых архитектурных объектов и при устройстве покрытий зальных помещений.
Во второй половине ХХ века значительное распространение получили висячие конструкции - вантовые, мембранные и пневматические оболочки.
Употребление стекла в зданиях изменило внешний вид сооружений и их внутреннюю среду. В 1851 году Д. Пакстон спроектировал Кристалл Паллас - возможно, первое индустриальное здание со стеклянными стенами и крышей. В дальнейшем В. Гропиус и Мис ван дер Роэ интенсивно использовали стекло на фасадах. Появление стеклянных фасадов потребовало кондиционирования помещений, которое и появилось в начале ХХ столетия.
До конца ХIХ века акустика не играла заметной роли в проектировании театров и концертных залов. Наоборот, в основном музыка создавалась с учетом места ее исполнения. Основы архитектурной акустики были заложены только в начале следующего столетия.
Проведем небольшой экскурс в историю взаимоотношений строительного и архитектурного искусства. Если со времени их разделения вопросы прочности и инженерного обеспечения зданий отошли к комплексу строительных наук, то двойственную задачу сочетания эстетических начал и технологии использования зданий и сооружений, составившую ядро художественно-производственной деятельности зодчества, унаследовала наука архитектурная.
Архитектурно-строительная наука занята выработкой и систематизацией объективных знаний о человеке как об основном "потребителе" зданий и сооружений, причем это "потребление" рассматривается, с одной стороны, как эстетически-функциональное, а с другой, - как стимул для создания теории сооружений, изучения строительных материалов и технологии строительства. Позиционирование прикладной архитектурной наукой человека в качестве "потребителя" архитектурных объектов сближает ее со ставшими столь популярными в последние годы маркетинговыми исследованиями, опирающимися на социологию, психологию, теорию культуры, семиотику, теорию эстетического восприятия. Рассмотрение же архитектурных сооружений как строительных объектов делает, прежде всего, востребованными точные и естественные дисцыплины: математику, физику, химию и прочие.
При проектировании зданий и сооружений разные подразделения строительных наук формируют систему зачастую противоречивых запросов: противопожарные требования могут не соответствовать требованиям эстетическим, новая эффектная архитектурная форма может оказаться не конструктивной, обеспечение комфортности - не экономичным и т. д. Разработка интегральных критериев, способных снять все эти противоречия, и составляет предмет прикладной архитектурной науки. Причем существенно, что критерии оценки проектного решения лежат во внешней по отношению к строительству и архитектуре сфере социально-культурного и технологического потребления, то есть в смежных с архитектурой и строительством областях - библиотековедении, театроведении, музееведении и тому подобных. Таким образом, речь у нас идет об осуществлении перевода технологических требований в архитектурно-строительные решения.
С распространением ЭВМ и появлением теории информации и кибернетики количественные методы стали проникать в гуманитарную сферу, в том числе и в архитектуру. Появились эмпирическая эстетика, искусствометрия, квалиметрия (наука о "количествах качества"), проксемика (наука о психологии восприятия пространства) и другие. В то же время в точных науках появились элементы более гибких методов - таких, как теория неточных множеств, теория катастроф, синергетика.
Инженерное обслуживание зданий всё более усложняется, и сегодня мы переходим к проектированию "умных", "интеллектуальных" домов, управление и контроль за которыми может осуществляться на расстоянии с помощью мобильной связи.
Изменяется система показателей эффективности. Еще вчера на повестке дня стояли вопросы экономии строительных материалов при строительстве, а сейчас наряду с этим все более актуальной становится экономия энергии, трудовых затрат.
Но самое важное - сохранение жизни людей. Если с некоторым дискомфортом и недостаточной эстетичностью помещений можно кое-как мириться, то с пожароопасностью, сейсмоопасностю или конструктивной неустойчивостю зданий, являющихся тем самым для их обитателей смертельно опасными, - нельзя.
В эпоху типового проектирования и строительства были существенно занижены не только роль архитектора, но и инженера, который мог ограничиться знанием стандартного набора железобетонных конструкций. Напротив, в тех случаях, когда архитектор начинает экспериментировать с формой, образом, это, как правило, приводит к необходимости эксперимента и в конструктивной области.
Строительство, архитектурное проектирование и художественная деятельность сосуществуют в определенной иерархической взаимозависимости. Безусловно, строительство масштабных комплексов требует привлечения значительных материальных ресурсов, крупных инвесторов. Проектирование - тоже достаточно сложный и трудоемкий процесс, но оно более "экономно", нежели строительство, и в трудные для себя периоды все же способно развиваться в виде "бумажной" архитектуры. Художество же само по себе выживает при минимальном финансировании и даже за счет средств самих художников. Поэтому - в образном порядке - сначала эксперименты в живописи и графике оказывают влияние на архитектурное проектирование, а последнее -уже на строительство.

Литература

1. Бартеньев И. А. Форма и конструкция в архитектуре. Л., 1968.
2. Савченко М. Предмет архитектурной науки, рукопись, архив отдела зданий и комплексов культуры.
3. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное проектирование. Современные методы проектного анализа. М., 1976.
4. Петров В. М. Эта таинственная цикличность // Число и мысль. Вып. 9. М., 1986.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.-Л., 1930.