Компьютер
и архитектура |
||||||
№ 2-3 за 2002 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: А.П.Кудрявцев В.И.Ресин Ю.И.Земцов И.Г.Лежава Д.С.Солопов А.В.Степанов В.И.Теличенко Т.А.Славина И.Е.Гришина, В.П.Орфинский А.А.Стариков В.А.Ильичев Хорхе Глуcберг Е.В.Барчугова, Н.А.Рочегова Г.В.Есаулов Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук Награды Российской академии архитектуры и строительных наук А.Ф.Грушина И.М.Коробьина |
Главное, необходимо осмыслить следующую проблему: влияет ли компьютер — этот новый инструмент проектировщика — на архитектурное творчество, на Архитектуру как Искусство. При этом практически неограниченные возможности компьютера на пути повышения производительности труда в проектном деле признаются как данность. Если согласиться с утверждением, что искусство — это отражение нашего мира специфическими художественными средствами (звуком, словом, цветом, формой), тогда архитектура оперирует пространством. В создаваемом человеком искусственном мире она — вместилище внутреннего пространства и организатор пространства внешнего. Нарастание сложности жизни человеческого сообщества требует новых пространственных структур, проектировать которые невозможно традиционными методами. Компьютерное проектирование — объективная реальность, востребованная временем. Но в новых технологиях заключены как многообещающие перспективы, так и сопутствующие опасности. Компьютер обеспечивает возможность проектирования и строительства прекрасных современных сооружений, являющихся символами нашего времени и не уступающих по сложности великим сооружениям средневековья, всего за несколько лет вместо столетий, как это было в прошлом. Но компьютер, прежде всего оптимизирующий проектный процесс, стремится к максимальной простоте составляющих элементов и минимизации необходимых связей. Иллюзия простоты и легкости создания рационального архитектурного произведения пробуждает соблазн «творчества» у массы лишенных архитектурного таланта людей, не являющихся профессионалами и не подозревающих, что «рациональность» и «красота» не синонимы. Резкое уменьшение времени проектирования за счет тиражирования готовых блоков, а также сокращение срока жизни сооружений, быстро морально стареющих, может привести к потере самого понятия Архитектуры как Искусства. Надежда на художественное образование будущих архитекторов, воспитанных на понимании, что законы красоты и гармонии — главная составляющая их профессии. Санкт-Петербург |