Композиционная
подготовка студента-архитектора. |
||||||
№ 2-3 за 2002 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: А.П.Кудрявцев В.И.Ресин Ю.И.Земцов И.Г.Лежава Д.С.Солопов А.В.Степанов В.И.Теличенко Т.А.Славина И.Е.Гришина, В.П.Орфинский А.А.Стариков В.А.Ильичев Хорхе Глуcберг Е.В.Барчугова, Н.А.Рочегова Г.В.Есаулов Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук Награды Российской академии архитектуры и строительных наук А.Ф.Грушина И.М.Коробьина |
Компьютерные технологии в настоящее время позволяют получать трехмерные модели любых архитектурных объектов с любой необходимой степенью условности и наглядности. Строго говоря, плоскостные компьютерные изображения (ортогонали) также являются моделями реальных сооружений. Но чаще всего понятие «компьютерное моделирование» подразумевает создание трехмерного образа проектируемых или существующих архитектурных объектов.В реальной проектной практике компьютерное моделирование используется на этапе фиксации частично или полностью завершенного проектирования. Современные технологии обеспечивают высокую степень реалистичности изображения (вписывание объекта в среду, присвоение ему различных материалов, освещение, демонстрация объекта в динамике), что на стадии принятия решений позволяет с большей достоверностью продемонстрировать преимущества или обнаружить недостатки проектируемого объекта.Задачи учебного проектирования во многом отличны от проектирования реального. И роль компьютерного моделирования в этом случае меняется. При работе над дипломом она подобна той, что сложилась в реальной практике, когда законченный проект представляется на Госкомиссию в частично или полностью компьютерном виде. Однако возможности компьютерного моделирования гораздо шире и могут служить базой для обеспечения мобильности и оперативности творческого поиска, являясь инструментом формирования профессионального мышления студента.Актуальность затронутой проблематики в наши дни очевидна. Активные поиски по внедрению компьютерных технологий, в частности компьютерного моделирования, в учебное образование ведутся во многих архитектурных школах мира, однако аналогов разработанному в МАрхИ «Компьютерному композиционно-комбинаторному курсу» нет. Авторы поддерживают постоянные контакты и обмениваются опытом работы с господином А.Асановичем (Белостокский политехнический институт, Польша), господином М.Порада (Ecole d’Architecture Paris Val-de- Marne) и госпожей С.Порада (Versailles’s School of Architecture).В поисках оптимальных путей использования компьютерного моделирования в учебном процессе учебно-методическая лаборатория ВИКОМП МАрхИ в течение восьми лет проводит эксперименты в отдельных студенческих группах. Отсутствие целенаправленных методик, учитывающих специфику обучения архитектурному проектированию, приводит к тому, что студент использует компьютер формально, хаотически, низводя его на уровень рапидографа. Результатом поисков стал «Компьютерный композиционно-комбинаторный» спецкурс, введенный как дисциплина по выбору в учебную программу МАрхИ в 2000 году. В названии спецкурса отражены три его составляющих: композиция — цель, комбинаторика — правила игры, компьютер — инструмент.Теоретическая база спецкурса сформулирована на основе изысканий профессора Е.С.Пронина в области архитектурной комбинаторики, современных научных разработок по теории архитектурной композиции, а также собственного опыта авторов статьи по их практическому внедрению. Компьютерные технологии, лежащие в основе спецкурса, во многом определили его специфику. Это активное использование методов и приемов архитектурной комбинаторики, которая включает в себя все художественные аспекты композиционной деятельности, с одной стороны, а с другой — использует возможности точных наук для организации архитектурных компьютерных технологий. Процесс композиционного тренинга отличается динамичностью и наглядностью, носит форму увлекательной игры, открывающей новые пути для освоения приемов и закономерностей формообразования. При изучении основных свойств архитектурной формы, таких как «форма как таковая», ее «положение в пространстве» и «геометрические параметры», значительно расширяются границы комбинаторного поля характеристик формы. Вместо двух-трех вариантов, выполненных в макете, мы получаем множество компьютерных моделей на ту же тему с максимальным разбросом параметров и возможностью их сопоставления и восприятия в динамике. В игру вступают такие не менее важные свойства архитектурной формы, как ее массивность, цвет, фактура и освещенность. Отдельное внимание уделяется работе с художественно-поэтическим образом композиции. Ориентация компьютерных технологий на создание альтернативного виртуального мира помогает созданию эмоционально заряженных архитектурных иллюзий и фантазий.Задача спецкурса — формирование основ профессионального мышления студента в процессе композиционного тренинга, в русле конкретного учебного задания средствами компьютерной графики. В дополнение к уже существующему композиционному курсу, опирающемуся на макетно-графический метод работы с моделью, наш спецкурс использует визуализационно-анимационные возможности компьютерных технологий, в частности программы 3D Studio MAX, выбранной нами в качестве технической платформы. Решая композиционные задачи, студент осваивает параллельно новый инструмент проектирования — компьютер.Компьютер позволяет студенту обеспечить маневренность, динамичность, мобильность поиска. На стадии обучения комбинаторные действия на компьютере легко могут быть осуществлены новичком с помощью ряда простейших команд. То есть первые композиционные упражнения, выполненные без глубоких знаний программного пакета, могут иметь все профессиональные признаки и внести желаемую наглядность.Предметное содержание спецкурса определилось вычленением аспектов архитектурной деятельности, наилучшим образом характеризующих ее и служащих ориентирами в процессе обучения студента. Мы выделяем четыре аспекта:— сценарность как концептуально-содержательную составляющую проектирования, несущую идейно-образную и функциональную информацию;— структурность как характерное свойство окружающего мира и незаменимый инструмент в процессе организации архитектурной среды (метро-ритмические и пропорциональные системы, решетки, сетки и модули);— морфологичность, раскрывающую динамику видоизменения архитектурной формы;— пространственность как свойство среды, отражающее количественно-качественные характеристики пространств, степень их открытости, расположение и значимость связей.Мы предлагаем начинать со сценарности, которая развивается в структурированном пространстве, которое, в свою очередь, облекается в материальные массы, приобретающие качества архитектурной формы.В самом понятии «сценарий» заложена динамика — это всегда начало, развитие, кульминация и завершение. Это всегда интрига, так необходимая в любом композиционном решении. Обусловленность сценарием служит стимулом к творчеству.Сценарность побуждает студента быть хозяином ситуации, постановщиком, ответственным за реализацию «спектакля», обеспечивает активное погружение в проблему. Кроме того, аналогия с театром, с постановкой помогает студенту абстрагироваться от конкретики известных ему атрибутов архитектуры и заняться главным — одухотворением пространства, облачением его. На этой стадии не важно, чем оперировать, — можно любыми подручными средствами (приготовленными заранее «конструкторами» — наборами из простых геометрических элементов, различными системами структурирования — модульными сетками, решетками или элементами природы — горами, водными просторами, зеленью и прочим) — лишь бы пространство организовалось.При отработке методики спецкурса мы преследовали две цели — внести динамичность в вялотекущий процесс адаптации студента к новым профессиональным понятиям и задачам и обеспечить максимальную самостоятельность его действий. Динамичность мы понимаем как активизацию процесса образного мышления, обучение навыку созидания ряда ассоциативных образов посредством активного композиционного тренинга. А самостоятельность студента обеспечивается такими методическими приемами, как развернутость, пошаговость, методическая обеспеченность процесса и ясность постановки задачи. Эти принципы составляют существенную часть методической основы спецкурса. Каждое завершенное упражнение должно быть представлено не единичным ответом, а серией вариантов решения.Постановка первых учебных композиционных упражнений имеет свою специфику, она учитывает, во-первых, отличие учебной деятельности от профессиональной, во-вторых, степень готовности студента к решению композиционных задач на разных стадиях обучения. Учебное проектирование в отличие от профессионального преследует другие цели, хотя в обоих случаях продуктом деятельности является «проект». Оно иначе развернуто во времени — процесс замысла, зарождения идеи, поиска композиционного решения в учебном проектировании должен быть широко развернут и методически обеспечен. На этой стадии студенту предоставлена возможность композиционной игры, развивающей навык профессионального мышления, оттачивающей его композиторские возможности, насыщающей учебный проект множественностью возможных подходов, понуждающих студента к самостоятельности и активности. Это вопрос не праздный. Скованность, вялость, растерянность студента перед поставленной проектной или композиционной задачей является характерной чертой большинства учащихся не только младших курсов. Педагоги старших курсов также отмечают профессиональную беспомощность студентов, их болезненную привязанность к единственному, в муках рожденному эскизу, часто случайному, далеко не лучшему ответу на поставленную задачу, неспособность работать с первыми идеями, направить их развитие в нужное русло. Если бы каждый учебный проект мог быть обеспечен целенаправленным композиционным поиском, на старших курсах бесценный навык стал бы неотъемлемой частью профессионального метода выпускника.Пространственное мышление, свойственное архитектурной деятельности, требует особой, целенаправленной избирательности восприятия, обеспечивающей вычленение предметно-пространственных характеристик. Этап категоризации восприятия учит студента оперировать профессиональными категориями.Первая часть спецкурса носит пропедевтический характер. Это серия вводных композиционных упражнений на 1-м курсе. Они призваны научить «видеть» окружающую нас реальность сквозь призму профессиональных понятий, то есть трансформировать представленную реальность в ассоциативный образ. Цель этой части упражнений — формирование первых навыков образного мышления студента, обучение новому способу видения мира.Возникновение ассоциативного образа в сознании студента — это первые самостоятельные творческие шаги. Такие упражнения, как «от реальности к схеме» и обратно, а также «создание трехмерных образов по их двумерной проекции», формируют первые творческие навыки.На 2-м курсе, опираясь на первоначальный «банк образов», пользуясь первыми композиционными приемами и навыками, студент приступает к решению простейших проектных задач. Поиск, как правило, идет от композиционных и эстетических задач, продиктованных в свою очередь общей идеей проекта. Функциональные и конструктивные характеристики остаются в подсознании как сдерживающие и корректирующие моменты и до конца их требования удовлетворяются позже, когда первый набросок или эскиз рожден.Уже в этих первых упражнениях должно быть заложено и проявлено главное условие профессионального архитектурного метода — параллельная взаимоопределяющая работа в трех уровнях: концептуальном, содержательном и морфологическом. Материалом для комбинаций на каждом из этих уровней служат различные элементы: на первом — идеи, образы и другие мысленные конструкции, на втором — функции и качества объекта, на третьем — материальные формы, а также их изображения. При этом комбинаторный процесс не распадается на части. Он обладает удивительным единством — взаимосвязанностью и взаимозависимостью всех уровней. В нашем спецкурсе работа на концептуально-содержательном уровне в полной мере проявляется в выполнении упражнений на организацию открытого пространства. Как правило, задан сценарий или графическая схема его развития в пространстве или набор геометрических фигур. Это упражнения «Путь в пространстве», «Комбинаторика конструктивного модуля» и «Организация открытого пространства».Для работы на морфологическом уровне служит серия упражнений на трансформацию плоскостного модуля в объемный, двумерного изображения в трехмерную модель и другие. Использование комбинаторных операций и приемов позволяет получать новые трехмерные модели более сложного порядка, ассоциативная оценка которых может быть положена в основу выполнения будущих проектных заданий. Таким образом, работая на одном из выделенных специфических уровней: концептуально-содержательном или морфологическом, — студент подводится к решению практически полноценных, хотя и учебных, архитектурных задач, выполняемых на 3-м и 4-м курсах института.Третья, пока экспериментальная, часть композиционного компьютерного курса рассматривает студента как архитектора в миниатюре. Она помогает ему расширить поиски первоначального архитектурного образа, вписать его в предполагаемую реальную среду или конкретизировать его решение в зависимости от стадии проработки (концепция, эскизный проект или проект). При этом компьютер может быть использован и на стадии композиционного поиска и как инструмент подачи окончательного проекта. Здесь возможно полное выполнение проекта на компьютере (ортогональные проекции, трехмерные экстерьерные и интерьерные модели) или обогащение классической макетно-графической подачи рядом фотореалистических изображений задуманного сооружения. Таким образом, учебный процесс сопровождается трехступенчатым композиционным тренингом:— на первом этапе — постановка профессионального видения;— на втором — постановка профессионального метода действия;— на третьем — отработка профессионального метода на конкретных учебных проектах. Примеры студенческих работ, приведенные в статье, иллюстрируют первые два этапа. В целом выполнение каждого задания имеет вид комбинаторного цикла. Условно мы можем назвать следующие его шаги:— анализ задания, выявление приоритетных факторов;— словесное формулирование концепции, ее образно-изобразительных характеристик;— создание ряда ассоциативных моделей, в которых материализуется вербальная концепция;— анализ ряда объемно-пространственных моделей и выбор оптимального варианта;— более глубокая проработка одной из моделей и, возможно, возврат к началу цикла.Архитектурная комбинаторика вряд ли имела бы смысл, если бы в ней отсутствовало постоянное и устойчивое начало. Оно выделяется в любом виде комбинирования и составляет, надо полагать, фундаментальную основу архитектурной комбинаторики. Постоянными могут быть: идея, функция, морфотип, каталог, архитектурный стиль, канон, собственный теоретический метод архитектора.Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютерное моделирование успешно используется в профессиональном архитектурном обучении — как на стадии формирования основ композиционного мышления, так и на стадии учебного проектирования.Программа спецкурса не преследует цели формирования окончательного архитектурного образа или оформления проекта. Состоящая из серии тематических композиционных упражнений, она обеспечивает мобильность мышления, обогащает стадию эскизного поиска идеи, способствует рождению серии новых образов, обучает приемам и методам профессионального действия.Возможности выбранного редактора 3D Studio MAX позволили превратить механический процесс изучения пакета в увлекательную профессионально-ориентированную игру. Смысл нашей игры в том, что мы создаем живое комбинаторное поле и задаем правила игры на нем. На различных уровнях эти правила определяются то технологическими приемами программы 3D Studio MAX, то закономерностями строения архитектурной формы и способами ее преобразования, то функциональным и содержательным наполнением композиции.Опыт внедрения компьютерного композиционно-комбинаторного обучения на 1–2-м курсах показал, что студенты проявляют очевидный интерес к предложенной программе, а полученные в ходе выполнения упражнений результаты используются ими в учебном проектировании.В преддверии празднования столетнего юбилея со дня рождения Ивана Ильича Леонидова студентам I-го курса МАрхИ было предложено сделать памятные доски, посвященные этому событию. Одна из них могла бы быть установлена на доме, где жил Иван Ильич, другая — во дворе МАрхИ, где он работал последний год жизни. Проектное задание на I курсе — явление нечастое, даже рискованное, но на этот раз оно принесло хорошие плоды. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что большинство студентов пошли по пути использования прямых образных цитат из известных работ Леонидова. Компонуя шрифтовую доску, они стремились обеспечить узнаваемость леонидовских работ. Это путь понятный и приемлемый. Здесь много находок. Но в задачу студентов входило не столько создание парафраза на тему известных архитектурных образов, сколько следование духу Леонидова. Духу, заключенному в остроте и лаконичности композиционных решений, в свободном и часто неожиданном цветовом решении, в присутствии мечты, стремительной и звонкой.Надо сказать, что дух искусства революции, конструктивизма вообще присущ московской архитектурной школе. Следование славным традициям ВХУТЕМАСА позволило сохранить и развить школу Н.Ладовского, В.Кринского, М.Туркуса. Возможно, поэтому идеи Леонидова нашли живой отклик в сердцах первокурсников. В любом случае, мост длиной в 80 лет перекинулся из прошлого века в наши дни и сегодняшние студенты приняли эстафету из рук Мастера. |