log.jpg (8882 bytes)

От киберкультуры к изображению архитектуры
Хорхе Глусберг, иностранный член РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
10 лет РААСН: проблемы и достижения

В.И.Ресин
Наука в архитектуре, градостроительстве и строительстве 

Ю.И.Земцов
Компьютер и архитектура

И.Г.Лежава
Градостроительное проектирование и ГИСы

Д.С.Солопов
Проект - эксперимент - практика

А.В.Степанов
Высшее архитектурное образование в России. Век XXI

В.И.Теличенко
Информатизация в строительстве

Т.А.Славина
Ремесло

И.Е.Гришина, В.П.Орфинский
Информациоологии в историко-архитектурных исследованиях

Компьютер и проектирование  

А.А.Стариков
РААСН и архитектурно-строительные вузы

В.А.Ильичев
Строительный комплекс в век информационных
технологий и один день без них

Хорхе Глуcберг
От киберкультуры к изображению архитектуры

Е.В.Барчугова, Н.А.Рочегова
Композиционная подготовка студента-архитектора.
Компьютерное моделирование

Г.В.Есаулов
Дни Леонидова в Кисловодске

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

А.Ф.Грушина
CEVISAMA - 2002: они могут всё!

И.М.Коробьина
Современная архитектура: от периферии - к Центру


Благодаря новым технологическим средствам архитектура и искусство в целом в последние годы снова вступили в брачный союз. Новые умные сооружения проектируются на основе виртуальных чертежей, созданных с помощью электроники, да и само изображение этой новой архитектуры стало другим. Об этом свидетельствует выставка в Национальном музее изящных искусств «От киберкультуры к изображению архитектуры», впервые проведенная в Аргентине и знаменующая поворот в форме изображения архитектуры.

«Решительный разрыв с XIX веком, наряду с революцией в области транспорта, знаменовал появление эстетики исчезновения. С момента изобретения моментальной фотографии, которая сделала возможным создание кинематографии, эстетика находится в движении. Вещи существуют дольше, когда чаще исчезают», — констатировал французский мыслитель Поль Вирильо. Сегодня парадигмальные плоды союза эстетики и технологии (видео и цифровое искусство соединились, чтобы действовать как самое могучее и неограниченное из когда-либо существовавших средств созидания) пожинают не только визуальные искусства, но и архитектура.
Скорость меняет образ мира, когда встречаются изменчивость и постоянство, явление и его изображение, так же как и возможности виртуального и одновременного глобального охвата, что и происходит в киберпространстве в начале третьего тысячелетия. Между концом восьмидесятых и началом девяностых годов стали соединяться друг с другом отдельные информационные сети, причем этот процесс не направлялся из какого-то центра, а число людей и компьютеров, подключенных к сети, росло с головокружительной быстротой.

Примерно так же, как это было с изобретением персонального компьютера, стихийное культурное движение навязало новые направления развития архитектуры. Цифровые технологии возникли как инфраструктура киберпространства, как новая область коммуникации, социализации, организации, но вместе с тем информатизации и творчества.

Самым известным и убедительным примером этой связи является космос электронных конференций. Здесь людей определяют не по имени, не по географическому или социальному положению, а по пунктам на карте чувств или знаний. По Вирильо, вопрос телеприсутствия лишает объект места. Теперь важно не «здесь», а «сейчас». Новые технологии исключают необходимость места проживания.

Но думаем, что стоит напомнить, как отметил французский градостроитель, что архитектура имеет всемирный масштаб. Уже у Корбюзье тело человека соотносится с его жилищем. Человеческое существо живет в пространствах с такими пропорциями, которые позволяют ему ощущать масштабы как своего жилого квартала, так и мира в целом.

Киберпространство превращается в систему систем, но по этой же причине оно является системой хаоса. Максимальное воплощение технической прозрачности, оно заключает в себе (несомненно, благодаря неограниченному изобилию своих возможностей) всю непрозрачность чувства. Оно создает вновь и вновь форму меняющегося лабиринта, постоянно расширяющегося, без плана, всеохватывающего, — лабиринта, который не мог вообразить себе даже Дедал. Борхес, как и во всех своих работах, показал и предсказал его самым необычным образом.

Киберпространство (термин, изобретенный писателем Уильямом Гибсоном) представляет собой континент этих виртуальных миров, образованных информационными сетями реального мира. Интернет, рожденный в 1992 году, предшественники которого появились уже в 1969-м и были опробованы в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, делает возможным неограниченное число соединений между людьми: каждого с каждым, каждого со всеми, всех с каждым, всех со всеми, многих с многими. Это первый конектор виртуальной архитектуры.

Однако Всемирная сеть (WWW) совершила в киберпространстве еще один грандиозный скачок. Начиная с 1993 года разработки, также осуществленные в США, в Иллинойском университете, предоставили сети простоту использования и возможности мультимедиа, что объясняет ее широкое содержание. Символ киберпространства — виртуальность — провозглашает и подчеркивает исчезновение категории места, еще несколько лет назад питавшее представления об архитектуре.

С социокультурной точки зрения изображение является системой или общностью знаков социальной коммуникации. Общество следует образам и символам, которые оно создает и сохраняет, материализует типы жилища, которые строит и использует. Цели и идеалы, ради которых оно мобилизуется и проявляет себя, его способы жизни и мышления, его концепция мира, его верования и ценности находят отражение в его созидательных планах.

Архитектура в целом, несомненно, является системой, и даже можно выделить то, что помогает установить ее, что является ее сооснователем: нет человеческого общества без территории, нет территории без поселений, нет поселения без соответствующего очевидного действия архитектуры. Это с самого зарождения архитектуры (архи по-гречески означает приоритет и происхождение) представляет собой первую форму, ею принятую, форму институциональную.

Вторым уровнем является пространственная форма, которая представляет собой одну из существенных функций архитектуры; третий уровень — форма социальная, предназначенная для того, чтобы дополнять и наполнять жизнью пространственную форму; наконец, четвертый уровень — инструментальная форма, то есть удовлетворение потребностей (материальных, духовных, этических, эстетических, художественных) общества.

Немецкий философ Вальтер Беньямин писал, что «сооружения сопровождают человека с его первых мгновений» и что «история архитектуры более продолжительна, чем у какого-либо другого искусства, и никогда не прерывалась». Однако сегодня для создания пространства с пропорциями, удовлетворяющими человека, архитектор должен определить и затем контролировать условия, порождающие модели восприятия, по которым мы формируем свою жизнь в городе, а таким образом, и жизнь города. В этом контексте архитектура не должна отказываться от моральных критериев, и тем более эстетического воображения, которые ответственны за своеобразие каждого коммунального образования, каждой страны, каждого региона, не теряя ради этого из виду эпоху, в которой мы действуем.

Этим объясняются названия двух последних биеналле архитектуры в Венеции: «Архитектор как сейсмограф», проведенного в 1998 году под руководством Ганса Холляйна, и «Больше этики и меньше эстетики» — биеналле 2000 года, организованного Максимиллианом Фуксасом.    

С появлением виртуального связи между средой и стилем обогащаются новыми элементами. Виртуальная среда порождает более реальный стиль, и он выражается в четких формах, опирающихся на киберкультуру, которая делает возможными все комбинации, все гибриды естественного и искусственного, подлинного и виртуального, среды и стиля. Именно этими напряженными и противоречивыми взаимоотношениями реального и виртуального, которые сосуществуют в самом городе (в труде архитектора), объясняется интерес к работам, представленным на выставке в Национальном музее изящных искусств.

Аргентина