log.jpg (8882 bytes)

Современная архитектура: от периферии — к Центру
И.М. Коробьина, советник РААСН

Русская линия

№ 2-3 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
10 лет РААСН: проблемы и достижения

В.И.Ресин
Наука в архитектуре, градостроительстве и строительстве 

Ю.И.Земцов
Компьютер и архитектура

И.Г.Лежава
Градостроительное проектирование и ГИСы

Д.С.Солопов
Проект - эксперимент - практика

А.В.Степанов
Высшее архитектурное образование в России. Век XXI

В.И.Теличенко
Информатизация в строительстве

Т.А.Славина
Ремесло

И.Е.Гришина, В.П.Орфинский
Информациоологии в историко-архитектурных исследованиях

Компьютер и проектирование  

А.А.Стариков
РААСН и архитектурно-строительные вузы

В.А.Ильичев
Строительный комплекс в век информационных
технологий и один день без них

Хорхе Глуcберг
От киберкультуры к изображению архитектуры

Е.В.Барчугова, Н.А.Рочегова
Композиционная подготовка студента-архитектора.
Компьютерное моделирование

Г.В.Есаулов
Дни Леонидова в Кисловодске

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук

Награды Российской академии архитектуры и строительных наук

А.Ф.Грушина
CEVISAMA - 2002: они могут всё!

И.М.Коробьина
Современная архитектура: от периферии - к Центру


Российская архитектура сегодня поражает количеством, архитектурно-строительная активность продолжает нарастать. Похоже, что главные стройки — впереди. Но оптимистическая энергия востребованности профессии дает на выходе довольно удручающий результат. Современная отечественная архитектура оказалась на обочине мировой цивилизации. В прошедшее десятилетие не появилось ни одного здания, которое было бы замечено и оценено на международном уровне. Страна, в 1920-е годы питавшая авангардными идеями весь мир, сегодня — архитектурная провинция.

Для преодоления кризиса российской архитектуры возникает потребность проанализировать его. Причины понятны:
— многолетняя насильственная изоляция нашей страны от мировой культуры;
— отсталость в развитии новых технологий;
— традиция искаженного отношения к архитектуре: как к идеологии (сталинский период), как к утилитарным квадратным метрам (хрущевский период), как к быстро окупаемому и выгодно продаваемому товару (ново-русский капитализм).

Особенности периода «первоначального накопления капитала» впрямую отразились на архитектуре. Система распределения как муниципального (крупного и достаточно престижного), так и негосударственного заказа служит интересам чиновников и риэлторов. Главное качество, которое требуется от архитектора заказчиками и всеми, кто задействован в архитектурно-строительном комплексе, — это умение провести проектную документацию через джунгли согласующих инстанций в кратчайшие сроки. При такой системе отношение к профессии как к искусству быстро изживается. Соревновательное проектирование сменилось ангажированностью. Конкурсы уступили место тендерам: выигрывают не лучшие идеи, а более низкая цена. Справедливого судейства нет и в немногочисленных, всегда заказных и закрытых для широкого участия конкурсах, которые уже давно носят характер распределения заказа.
В упадке и архитектурное образование. Несмотря на видимый подъем престижа профессии, реальным проектированием после института заняты немногие. Молодые архитекторы уходят в бизнес, рекламу, дизайн. Неизбежная потеря преподавателей старшего поколения невосполнима даже для МАрхИ — лучшей архитектурной школы страны. И педагоги, и студенты совмещают свою деятельность с приработком на стороне. Ждать подъема «новой молодой волны» пока нет оснований.

Какой быть архитектуре сегодня, в большой степени определяют ничего не понимающие в искусстве заказчик, спекулирующий риэлтор, вкусовой произвол начальства, неквалифицированный строитель и многочисленные чиновники. Искусственное занижение расценок на проектирование по государственному и муниципальному заказу на фоне высокой стоимости мелкого частного заказа (квартира, особняк, офис нувориша) приводит к тому, что даже значительные по масштабу объекты делаются шаблонно. Специфика профессии, предполагающая творчество на чужие средства, ставит профессионала в положение человека, обязанного добиваться консенсуса между всеми участниками архитектурно-строительного процесса. Если он к этому не способен, его уделом становится «концептуальное проектирование», что в разгар архитектурно-строительной активности как-то неуместно.

Мера компромисса в работе строящих архитекторов определяется в большой степени общей культурой социума. Население, даже интеллигенция, с недоверием относится к современным постройкам. По большому счету, архитектурой не очень-то интересуются. Премьера спектакля вызывает гораздо больший резонанс, чем появление нового здания. Живой интерес связан только с квартирным вопросом и проблемами дачного строительства, но исключительно в прикладном смысле. Обществу необходим архитектурный ликбез, пока оно абсолютно не готово к участию в судьбе городского строительства. Между тем не только практически отсутствует институт архитектурной критики, нет даже полноценной информации о том, что происходит в этой области.
Современная архитектура, современные строительные технологии с трудом прокладывают себе дорогу в этих потемках. Для создания условий, которые бы облегчали этот процесс, год назад и был создан Центр современной архитектуры, призванный целенаправленно формировать культурное пространство, благоприятное для развития российской архитектуры и ее внедрения в международное движение. Это своего рода профессиональный клуб, открытый для культурных инициатив, расширяющих сферы влияния архитектуры.

Четыре постоянно действующие программы деятельности Центра:
— ТВ-программа «Архитектурная галерея», еженедельно транслируемая телеканалом Культура;
— сайт www archcenter.ru, еженедельно обновляемый информационный ресурс в сети интернет;
— цифровой архив современной архитектуры на электронных носителях;
— специализированный видеоархив по архитектуре и дизайну.

Информационный ресурс archcenter.ru и ТВ-программа рассчитаны на обращение массового сознания к архитектурным проблемам, разъяснение смысла и языка архитектурного творчества, поддержку самых достойных в профессии. Обращаясь к максимально широкому кругу зрителей и пользователей, они являются средствами стратегии и тактики продвижения современной архитектуры и упрочения ее позиций в жизни общества. Архив, фиксирующий текущий архитектурный процесс, также адресован всем желающим. Его основная задача — создание полноценной базы данных по отечественным и, в первую очередь, московским постройкам последнего десятилетия. Системно собранный материал формирует по-настоящему полную историю архитектуры новейшего времени, так как навязываемое сверху направление дополняется альтернативой.

Совокупность четырех программ образует достаточно обширное и разноформатное информационное поле по многим проблемам, рассчитанное как на весь архитектурный цех, так и на непрофессионалов. Оно помогает проектировщикам, загруженным своей работой, находиться в контексте архитектурной жизни, нивелирует информационный дефицит в провинции, способствует устанавлению обратных связей достаточно замкнутого мира профессионалов с обществом.

Работа Центра направлена на осмысление, анализ и оценку наиболее ответственных построек и проектов на предмет их соответствия современным представлениям о качестве архитектуры. Поскольку критерии оценки не определены и даже в профессиональной среде очевидны субъективность суждений и лоббизм, Центр инициирует проведение рейтинговых исследований. Творческие соревнования и конкурентная борьба за звание «лучшего» — функция фестивалей и смотров-конкурсов, но в современной ситуации, когда архитекторам предлагается участвовать в них за деньги — бесспорно, авторитетного конкурса не существует. Только суммарное мнение, полученное опросом достаточно большого числа независимых профессионалов, может создать механизм оценки архитектурного качества, максимально приближенный к объективному.

Результаты рейтинговых исследований способны служить обоснованием для выбора объектов-представителей актуальной архитектуры — ориентиров в хаосе архитектурно-строительного рынка. В первую очередь запланировано проведение Московского архитектурного рейтинга, который выявит лучшие постройки столицы и Московской области за последнее пятилетие. В случае успешной реализации этого проекта Центр планирует проведение регулярных рейтинговых мониторингов в различных городах России совместно с партнерами на местах. Для архитекторов российской глубинки, где все еще мнение не всегда просвещенного начальства остается законом, проведение рейтингов может стать реальной поддержкой.

Мы рассчитываем, что усилия Центра быстро и ощутимо улучшат культурный климат, способствующий развитию профессии. Центр открыт для взаимодействия практически со всеми участниками архитектурной жизни — специальными изданиями, союзами архитекторов, Московским архитектурным институтом, с действующими архитекторами, которым не безразлична судьба профессии. Концепция Центра предполагает консолидацию общих усилий во имя общих профессиональных интересов.

При поддержке
Фонда Форда и Института
«Открытое Общество» Фонд Сороса.
Россия»