log.jpg (8882 bytes)

МЕДАЛИ И ДИПЛОМЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ 
И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК

№ 2-3 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П. Кудрявцев 
К архитектуре России XXI века 

В.И. Ресин
Московское градостроительство XXI век

Десять выдающихся архитекторов и произведений
архитектуры XX века 


А.В. Иконников
Архитектура: рубеж веков и выбор пути

А.А. Скокан
Проблемы средового подхода к современной
московской архитектуре


О.В. Орельская
Александр Харитонов и Нижегородская
архитектурная школа 


Т.А. Славина
Преобразование Санкт-Петербурга

Л.В. Вавакин
К городу XXI века 

А.В.Степанов
Архитектурное образование в XXI веке 

Л.В.Хихлуха
О жилищном строительстве XXI века

Медали и дипломы Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

Награды Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

А.В. Иконников
Архитектор Роман Кананин 


 Номинация: АРХИТЕКТУРА 

Детская музыкальная школа имени М.А.Балакирева в Выхино

Авторский коллектив: К.С.Шехоян (руководитель); архитекторы: Т.А.Жиркова, Л.А.Чупрыгина;
 инженеры: В.В.Мещеряков, А.А.Смирнова

Эта Школа искусств стала новым крупным объектом муниципального строительства Москвы, а ее открытие в минувшем году заметным событием в культурной жизни города. Значительное по размерам сооружение (общая площадь 11165 м2, рабочая 6494 м2) отличается монументальностью, строгим стилем, масштабностью композиции, рациональным решением сложных функциональных задач и, наконец, архитектурной выразительностью. Детей школьного и дошкольного возраста здесь обучают музыке, хореографии, рисунку и живописи, основам драматического искусства.

Здание представляет собой распластанный многофункциональный объем со сложной конфигурацией плана. В основу композиции положен Т-образный блок 3-этажных протяженных корпусов с учебными классами и кабинетами своеобразный жесткий пространственный каркас всего комплекса. Образованные по обе стороны от центрального его крыла угловые пространства использованы для создания еще двух многоуровневых блоков - "тихой" и "шумной" зон - в зависимости от их функционального наполнения. 

Один такой блок в виде диагонального объема (со стороны прилегающей площади и Самаркандского бульвара) включает в себя "тихие" помещения - вестибюль и фойе, библиотеку, отделение изобразительного искусства; второй (со стороны торгового центра) состоит из ядра-квадрата зрительного зала на 400 мест и окружающих его по периметру залов хореографической и драматической студий - "шумная" зона.

Архитектура детской музыкальной школы совмещает в себе традиции зодчества недавнего прошлого и современные тенденции, но с минимальным использованием декоративных средств. Неожиданная для построек последнего времени простота стилистики Школы искусств получила отражение в изысканном рисунке плана, в сложной системе построения внутреннего пространства, в графической и одновременно скульптурной манере чередования различных приемов оформления фасадов.

Новая постройка К.С.Шехояна - не только пример высокопрофессиональной и современной архитектуры, она возвращает нас к несколько забытым ценностям общественного блага вопреки утомившим уже разговорам о недостатке инвестиций или амбициях заказчика. Комплекс искусств уже стал популярным и доступным для подрастающего поколения москвичей центром культурного образования и досуга. По меткому замечанию академика Л.В.Хихлухи, эта работа вызывает "гордость за отечество на муниципальном уровне".

Однако главное достоинство комплекса, помимо удачно реализованного социального проекта, - в виртуозном мастерстве автора, которое здесь видно абсолютно во всем - от общей композиции до деталей оформления интерьеров и элементов внешнего благоустройства. Особенно сильное впечатление оставляет парадный вестибюль-атриум, обрамленный, подобно ренессансным внутренним университетским дворикам, галереями и переходами на разных уровнях. В одной из них через прозрачное ограждение открывается вид на зимний сад и библиотеку.

Очевидно, что социально ориентированный муниципальный заказ и соответствующее относительно скромное финансирование определенным образом влияли на выбор эстетической программы авторов, но в данном случае вряд ли следует искать здесь некие взаимосвязи. В новой работе К.С.Шехояна ярко проявилась его творческая индивидуальность, узнаваемая художническая манера мастера.

И.Н.Слюнькова

Жилой комплекс на Рубцовской набережной
Проектирование - 1998 год, окончание строительства - 1999 год.

Авторский коллектив: О.Г.Григорьев (руководитель); архитекторы: А.В.Надысев, 
Ю.П.Шаморгин, О.В.Орлеанская, Ю.А.Кубацкий; инженеры Е.Е.Никитин, Н.Д.Маклакова, В.Е.Копелев

Дома разработаны на базе серий П44Т и П44М и запроектированы как целостный архитектурный ансамбль из пяти 8-17-этажных корпусов (всего 478 квартир). Комплекс отличается не только разноэтажностью, но и активным силуэтным и живым колористическим решениями. Индивидуальный архитектурный проект способствует улучшению инфраструктуры района и повышению эстетических качеств сложившейся застройки набережных реки Яузы.
Множество положительных откликов в прессе свидетельствует о том, что комплекс на Рубцовской набережной получил известность среди новостроек столицы как пример комфортабельного и недорогого жилья, возведенного в пределах Центрального административного округа. Однако только специалистам известно, что за этой работой стоит очень важный и актуальный для отечественного домостроения эксперимент, направленный на совершенствование массовых серий домов и модернизацию крупнопанельного строительного производства.
 Ведущая творческая и координационная роль в создании комплекса принадлежит МНИИТЭПу. Вместе с тем это совместная работа архитекторов, инженеров и подрядчика - крупнейшего производителя панелей ОАО ДСК-1.

Комплекс стал наглядным примером оптимального сочетания стоимости и качества коммерческого жилья, о чем говорит тот факт, что практически все квартиры были распроданы еще до окончания строительства. Общая площадь квартир увеличена на 40-50% по сравнению с сериями П44; улучшены пропорции комнат, повышена комфортабельность квартир; площадь 3-комнатной квартиры достигает 110 м2; в 2-, 3- и 4-комнатных введены вторые санузлы; появились эркеры и более удобные балконы; улучшены показатели по расходу тепла.
Можно спорить о стилистическом решении, мотивированном, очевидно, желанием уйти от назойливого однообразия графики панельной сетки фасадов, скучного силуэта и унылой повторяемости приемов конфигурации домов за счет смещения относительно друг друга ограниченного числа типов секций. Компактные группы секционных домов разнообразны по конфигурации планов. В отдельные пристроенные башнеобразные объемы превращены лестничные и лифтовые блоки. Разнообразны приемы отделки фасадов. Наряду с обычной крупноразмерной керамической плиткой использованы, например, неглазурованная плитка "под кирпич" и укрупненная - для цоколя. Завершают дома мансарды в два этажа. Покрытие скатных поверхностей выполнено из штучной пескобетонной зеленой черепицы совместного производства фирмы "Брасс" (Германия) и ДСК-1. Думается, что на Рубцовской набережной авторам удалось доказать, что по многим параметрам новые панельные дома не уступают кирпичным.

И.Н.Слюнькова

Здание Центризбиркома России в Москве

Авторский коллектив: А.Р.Асадов (руководитель); архитекторы: А.Ю.Честнов, К.Е.Жданова; инженеры: А.М.Небытов, Л.С.Соболева, А.С.Киселева,Т.Т.Танделов, В.С.Власов;реставратор Н.И.Сафонцева

Представительное общественное здание создано в результате реконструкции бывшего доходного дома Голицыных, возведенного в 1901-1907 годах архитектором Л.Мейснером с использованием характерных форм модерна. Домовладение застроено по периметру вокруг центрального светового двора. Его фасад выходит в Большой Черкасский переулок. Характер деятельности Центризбиркома требовал представительности и одновременно открытости, присущей демократическим институтам власти. При этом необходимо было сохранить исторические формы, типичные для доходного дома начала ХХ в.

Проблема решена превращением внутреннего двора в атриум, перекрытый пологим стеклянным куполом. В результате получился некий светопрозрачный полый граненый конус на кольцевом барабане. Скатное покрытие, обращенное внутрь двора, заменено плоской эксплуатируемой кровлей (скатная кровля в сторону переулка сохранена). Это позволило расположить контур купольного покрытия за существующим венчающим карнизом и тем самым организовать переход от многогранных очертаний двора к циркульным очертаниям купола.
Контраст сохраненного плоскостно-декоративного фасада и пространственно-тектонической архитектурной темы атриума обеспечил мажорность образа в целом. Атриум сочетает характеристики парадного зала и замкнутой городской площади. Его крупномасштабное монументальное пространство стало Ядром композиции. Значительность атриума подчеркнута пластичностью, которую получил периметр стен. Убедительно внесена контрастная нота - "хай тек" открытых лифтов и металлических конструкций купола. Нарушенность симметрии поддержана рисунком мощения двора, выложенного из цветного гранита, Р изображение на нем розы ветров согласовано с направлением по сторонам света, а не с Осями архитектурного пространства.
Атриум используется как узел коммуникаций здания и место для массовых мероприятий. На третьем этаже вдоль стороны, обращенной к переулку, размещены кабинеты руководства. На четвертом - эффектный, сложный и вместе с тем четко структурированный конференц-зал, имеющий двойную высоту. На плоской кровле расположена смотровая площадка, ориентированная на Кремль.
Введенные новшества в сочетании с историческими формами увеличили семантическую наполненность композиции. Устройство атриума превратило здание в некий монолит среды с контролируемыми техническими качествами всех помещений, что сократило энергопотери и обеспечило экономичность эксплуатации сооружения. Приходится пожалеть лишь о том, что не сохранена открытая кирпичная кладка стен, обрамляющих двор-атриум. Оштукатуренные при реконструкции, они стали менее выразительны и грубоваты.

А.И.

Издательство "Жираф". 1997-2001 годы

Книги "Жирафа" пользуются популярностью в профессиональной архитектурной среде, вносят существенный вклад в развитие современной российской культуры. Совместно с РААСН были изданы: сборник "Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры (Pro et Contra)" и научные монографии НИИТАГа - "Дворянские гнезда России", "Керамика Абрамцева". Особый цикл составляют три выпуска исторических планов Москвы (под ред. С.Ф.Саваренской и И.А.Бондаренко). Широкое признание получили сборники "Русская усадьба" (N 4-6), продолжающие традиции публикаций Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) в 1920-х годах.
Издательство пробует себя в выпуске литературы разных жанров: это и крупные формы (М.В.Нащокина "Архитектура московского модерна", В.Э.Хазанова "Клубная жизнь и архитектура клуба"), и малые - художественный календарь "Бумажная архитектура". Представляет интерес и план издательства на перспективу (Е.И.Кириченко "Запечатленная история России. Монументы XVIII - начала ХХ века". Книга I; В.С.Сурчин "Александр I и неоклассицизм в России").
Инициатором и учредителем этого проекта выступает московский архитектор С.С.Ткаченко. По его мнению, отличительной чертой издательства "Жираф" Является "принцип благотворительности", когда и авторы и издатели работают на безвозмездной основе, вкладывая интеллектуальные и финансовые ресурсы для достижения общей цели - развития профессиональной научной печати в области архитектуры. Следует заметить, что продукция издательства "Жираф" обрела свой стиль, она отвечает самым взыскательным вкусам в отношении полиграфического исполнения. Наконец, главным достоинством "Жирафа" Является высокий профессиональный уровень издаваемой литературы.

И.Н.Слюнькова

Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000 
Под ред. акад. РААСН В.И.Ресина
Москва: Московский Дом фотографии, 2000. 320 с.

Монография альбом (составитель и дизайнер И.Тарханова) содержит серию статей (авторы В.И.Ресин, А.П.Кудрявцев, О.Свиблова, Д.О.Швидковский, А.Ю.Тарханов, М.В.Рагозина, И.Тарханова) и более 400 фотографий, основная часть которых публикуется впервые. Развернута картина истории развития и застройки Москвы на протЯжении последних 150 лет; показан современный город, его крупные здания, комплексы и архитектурные ансамбли, а также картины городской жизни столицы России - древней и современной.

Необходимо отметить высокую научно-информационную ценность монографии, основу которой составляют архивные документы уникальной фототеки Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева, дополненные материалами коллекции Московского Дома фотографии и личных архивов выдающихся фотомастеров и их семей. Многое из публикуемого в альбоме никогда не выставлялось, не печаталось и оставалось неизвестным даже историкам города. Статьи, сопровождающие зрительный ряд книги, позволяют по-настоящему оценить искусство мастеров фотографии. Особо следует выделить качество издания в целом: удачный формат, выразительный макет, высокий уровень полиграфического исполнения.

А.И.

Мелодинский Д.Л.
Владимир Федорович Кринский
Москва: Ладья, 1998. 256 с.

Книга посвящена творчеству В.Ф.Кринского - Яркого представителя российского авангарда 1920-х годов, участника так называемого архитектурного рационализма, педагога, разработавшего концепцию архитектурной пропедевтики. Основой ее стала дисциплина "Пространство", которой В.Ф.Кринский руководил во ВoВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В книге собраны и не столь многочисленные, но яркие экспериментальные и конкурсные проекты В.Ф.Кринского 1920-х годов, его постройки в ансамбле канала Москва-Волга, его остро выразительная графика.
Особо выделена деятельность В.Ф.Кринского в МАрхИ, где он на руководимой им кафедре Основ архитектурного проектирования развивал версию пропедевтического курса, соединяющую в себе абстрактное и конкретное. Ценность книги в том, что она показывает и последующую жизнь педагогического наследия В.Ф.Кринского. Его пропедевтическая концепция использовалась в работе не только прямыми учениками архитектора, но и представителями последующих поколений.
Автор в своем исследовании опирался на изучение документов, проектных и графических материалов, учебных программ и заданий, выполненных студентами, а также на материалы личного архива семьи Кринского и фонды МАрхИ. Значительная часть их публикуется впервые. Многие события описаны на основе рассказов самого мастера, с которым Д.Л.Мелодинский долгое время работал, а также соратников и друзей Владимира Федоровича Кринского.

Книга содержит перечни архитектурных произведений и научных трудов В.Ф.Кринского, список литературы. По поводу последнего остается сожалеть, что книги и статьи 1920 Р 1930-х годов, связанные с деятельностью мастера и его единомышленников, представлены далеко не полно.

А.И.

Орельская О.В. 
Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород, 2000. 160 с. с илл.

 

Книга посвящена нижегородской архитектуре рубежа XIXРXX веков. В центре внимания автора - стиль модерн, хотя говорится и о памятниках поздней эклектики, имеющих отдельные черты нового стиля, и о неоклассицистических зданиях. Особую ценность изданию придает то, что оно опираетсЯ на глубокие архивные и натурные исследования. Их предваряет общий очерк, посвященный развитию модерна в Нижнем Новгороде. По каждому из памятников даны аналитические статьи, основанные на документальном фактографическом материале.
Важным достоинством работы Является красивый иллюстративный ряд, частью составленный из архивных чертежей, частью - из цветных натурных фотографий. Следует отметить и научно-справочный аппарат книги: приложение содержит краткий перечень имен зодчих, работавших в Нижнем Новгороде; топографический указатель памятников модерна; словарь терминов.

Интересной и оригинальной особенностью книги является включение в нее построек так называемого "неомодерна" 1990-х годов. В этих сооружениях не только ярко и самобытно выразилась индивидуальность их авторов, но и местный архитектурный колорит. Таким образом, у читателя появляется возможность увидеть любопытные взаимосвязи современной и исторической архитектуры, провести между ними формальные и иконографические параллели. Книга, несомненно, заинтересует историков архитектуры и практикующих зодчих.

М.В.Нащокина

Косенкова Ю.Л.
Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов. 
От творческих поисков к практике

Москва: "АСС, 2000. 378 с.

Книга посвящена ключевым вопросам развития советской архитектуры в период, до сих пор остающийся - при всей его значимости - "белым пятном" в ее истории. Это послевоенное десятилетие, отмеченное особенно трудной судьбой. Ему посвящено множество текстов, но большая их часть относится к мифотворчеству, а не к науке. Апологетические мифы сменялись антимифологией, но и те, и другие слишком свободно манипулировали фактами.

Рассматриваемая книга, напротив, серьезна и обстоятельна (Ю.Л.Косенкова трудилась над ней более 20 лет). Она стала базовой для изучения градостроительства и архитектуры сталинского времени как факта культуры oo столетия. Автор фиксирует расхождения между желаемым и действительным в практике рассматриваемого времени, прослеживает несовпадения между идейными представлениями и процессами реального градоформирования. Менее разработан анализ причин, которые вели к этим несовпадениям, - как в системе управления, так и в проектном мышлении: мифологемы, которыми пользовались функционеры всех уровней и проектировщики, не совпадали; иррациональная вера в виртуальный мир утопии мешала признать как нестыковки между отраслевыми планами и их общей концепцией, так и невыполнение намеченных целей. Результат - систематические переделки генеральных планов.

Анализ послевоенных градостроительных концепций на широком круге серьезных материалов относится к наиболее содержательным разделам книги. Ярко показаны нараставшие противоречия между идеальными представлениями о городе и реалиями градостроительной практики; "угасание личностного", остро ощущавшееся после 1945 года, и непростительная косность парадных классицистических схем генеральных планов, отмеченных формальным подходом к социально-бытовым сторонам жизни; упадок профессионализма.

Велика самостоятельная ценность документальных материалов, дополняющих основной текст: они не только регистрируют факты, но и наглядно демонстрируют стиль мысли того времени, определявший лексику. Книга стала значительным вкладом в историю архитектуры и понимание механизмов формирования культуры советского времени. Жаль только, что ее издание, предпринятое автором на весьма ограниченные собственные средства, не получило финансовой поддержки. Важный для развития архитектурной науки труд имеет вид хотя и вполне достойного, но огорчающе бедного издания, а тираж изначально превращает его в библиографический раритет. Остается надеяться на скорейшее переиздание книги - она того стоит.

А.И.

Кудряшев К.В.
Архитектурная графика
Москва: Стройиздат, 1990.

Книгу открывает краткая история становления профессии архитектора и формирования архитектурной графики как техники проектного изображения. Автор последовательно раскрывает палитру изобразительных средств архитектора (основные средства изображения - линия, тон, цвет; технические приемы графики - линейная, тональная и многоцветная; основные виды проектной графики: эскиз, чертеж - учебный, демонстрационный, рабочий, обмерочный, архитектурный рисунок).

Впервые учебная архитектурная графика сопоставляется с графикой, выполненной в условиях проектной практики. Намечены пути совершенствования преподавания ее в высшей школе.
Автор рассматривает архитектурную графику и как средство изобразительной коммуникации, выявляя композиционные вариации проектной экспозиции, границы задач графической и объемно-модельной (макетной) информации. Раскрыто значение видов внепроектной графики: архитектурных зарисовок с натуры, фантазий, включающих проекты "бумажной архитектуры", архитектурных иллюстраций.
Несомненным достоинством книги являются приложения: серия авторских иллюстраций представляет варианты выбора необходимых инструментов, приемы построения шрифтовой надписи, многообразие изобразительных возможностей антуража и стаффажа.
Мастерское владение автором графическими приемами и глубокое знание основ и особенностей графических техник позволило создать книгу, которая сразу, с момента выхода приобрела широкую популярность в среде педагогов, студентов, архитекторов. Интенсивное развитие компьютерных технологий, произошедшее в последние годы, еще Ярче выявило достоинства этого издания, широко применяемого не только в учебной, но и в практической деятельности.

Г.В.Есаулов

Продолжение статьи